Международная конкуренция и особенности ее проявления в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:28, реферат

Описание работы

В настоящее время все больше и больше стран пытается выйти на Мировой рынок со своей собственной национальной продукцией и старается успешно конкурировать на нем. С каждым годом количество стран, торгующих на Мировом рынке, увеличивается, а следовательно растет международная конкуренция. Проблема международной конкуренции стала очень актуальна в наши дни.

Содержание работы

Введение 4
1. Конкурентоспособность: основные понятия, сущность 5
2. Научно - техническая конкурентоспособность новых товаров, модель ее формирования 10
3. Конкурентоспособность страны в системе современных мирохозяйственных связей 18
4. Конкурентоспособность и конкурентные стратегии 23
4.1 Конкурентные преимущества на основе низких издержек 27
4.2 «Квазимонопольное» положение на рынке 29
4.3 Стратегия получения максимальной прибыли в ограниченной перспективе 31
4.4 Стратегия ценообразования с учетом качества товара 33
Заключение 36
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

Международная конкуренция и особенности ее проявления в современных условиях.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

На саммите в Брюсселе в марте 2005 г. европейские лидеры, обсуждая проблему повышения конкурентоспособности Евросоюза, решили, что вместо значительного числа ранее предложенных индикаторов общими критериями будут занятость и экономический рост.

Интересную, на наш взгляд, трактовку проблем конкурентоспособности дает М. Интрилигейтор: «...государства стремятся присоединиться к клубу богатых стран и готовы бороться с ними за свою долю в мировом производстве».

М. Портер определяет конкурентоспособность страны местом, которое она занимает в системе мирового хозяйства. Причем во многом связывает с успехом или неуспехом в конкретных отраслях. Среди важных факторов, влияющих на конкурентоспособность, отмечаются различия в экономике, культуре, инфраструктуре и др.

По теории М. Портера, преимущество на международном рынке  обеспечивают: конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), условия спроса, наличие или отсутствие в стране смежных отраслей, конкурентоспособных на международном рынке, условия конкуренции на внутреннем рынке, определяющие процесс производства и управления фирм.

Особо выделяются случайные события (не поддающиеся контролю хозяйствующих субъектов) и государственная политика (государство при помощи своей политики может оказывать позитивное или негативное влияние на все компоненты).

Среди факторов, обеспечивающих конкурентоспособность страны, также называется и относительная независимость от колебаний мировых рынков, от политики других государств и пр.

На наш взгляд, содержание термина «конкурентоспособность страны»  в широком смысле характеризуется экономической и политической ролью государства в мировом сообщества. Методологически уровень конкурентоспособности страны должен определяться степенью возможности реализации основных целей государства в долгосрочном периоде, а основные направления формирования конкурентных преимуществ страны должны корреспондироваться с основными задачами государства; экономическими, политическими, социальными и др.

Правомерно выделить, определить содержание и особенности понятия «экономическая конкурентоспособность» страны. Концепция повышения конкурентоспособности страны в системе международных экономических отношений должна иметь своей целью решение социально-экономических проблем, дальнейшее поступательное развитие государства (с обеспечением благополучия его населения и максимизацией бюджетообразующей составляющей) и разрабатываться с учетом внешних и внутренних факторов, оказывающих значительное влияние на этот процесс

Количественно уровень  экономической конкурентоспособности  страны может быть определен ее долей  мирового рынка (мирового дохода), что  во многом зависит от объемов национального  экспорта и внутреннего потребления (рис. 1):

Рис. 1. Концептуальная схема формирования конкурентоспособности страны и целей её повышения


 

Проведенный анализ позволил выделить  ряд доминирующих факторов, под влиянием которых в системе современных международных экономических отношений формируется экономическая конкурентоспособность. К их числу, прежде всего, нужно отнести: состояние и динамику рынка ресурсов состояние и динамику рынка товаров, состояние и динамику рынков капитала, уровень конкурентоспособности национальных компаний. В последнее время значительно усиливается влияние процессов на рынках технологий. Специалисты среди факторов, формирующих конкурентоспособность страны, называют и другие, например девальвацию национальной валюты — при падении курса национальной валюты продукция данной страны может быть предложена по более низким ценам либо при сохранении прежних цен, что позволяет получить прирост прибыли в национальной валюте. Существует мнение, что фактором, формирующим конкурентоспособность страны, является наличие у нее ресурсов, проще всего природных, и дешевой рабочей силы. Действительно, «конкурентоспобность страны может быть достигнута и на базе нетехнологических преимуществ, прежде всего благодаря низкой стоимости факторов производства и благодаря относительно низкому уровню жизни населения. Это конкурентоспособность бедных стран. Нетехнологические конкурентные преимущества играют важную роль в отраслях с высокой взаимозаменяемостью продукции и преобладанием в экспорте низкотехнологичных продуктов».


Роль низкого курса национальной валюты, дешевизны материальных, энергетических, трудовых и других ресурсов, а также низкой доли экологических затрат в общих объемах затрат на производство и высоких импортных пошлин, в формировании конкурентных преимуществ, и особенно долгосрочных, постепенно снижается. В конечном итоге такая стратегия не способна обеспечить высокий социальный уровень жизни населения государства.

Трудно не согласиться  с М. Портером, который отмечает, что уровень конкурентоспособности  страны обеспечивается уровнем конкурентоспособности отдельных фирм этой страны и страна добивается успеха тогда, когда условия благоприятствуют проведению наилучшей стратегии фирмами какой-либо отрасли или ее сегмента. Многие из особенностей страны облегчают или наоборот, затрудняют проведение той или иной стратегии.

Важную роль в обеспечении получения страной стабильной доли мирового дохода в условиях глобализации играет наращивание конкурентоспособности реального сектора экономики за счет укрепления позиций национальных компаний как на внутренних, так и на мировых рынках. Многочисленные исследования показывают, что повышение конкурентоспособности компаний в конечном итоге положительно сказывается и на экономическом росте страны.

В перспективе российские и зарубежные производители должны будут конкурировать при открытости рынков, а международные отношения — расширяться и углубляться за счет взаимодействия хозяйствующих субъектов разных стран. Поэтому важно оценить факторы, способствующие формированию в рыночной экономике конкурентных преимуществ национальных фирм и рассмотреть особенности их воздействия в новых условиях.

 

4. Конкурентоспособность и конкурентные стратегии

Как мы отмечали выше, чтобы обеспечить конкурентоспособность на современных рынках, его субъекты вынуждены использовать стратегии, обеспечивающие им конкурентные преимущества.

В условиях рыночной экономики  обеспечение конкурентных преимуществ  составляет основу развития фирмы.

Однако в зависимости  от особенностей конкретного рынка различаются и стратегии формирования конкурентных преимуществ.

Важно помнить, что достигнутые конкурентные преимущества, обеспечивающие прочное положение фирмы на рынке, не являются постоянными: они завоевываются и удерживаются только при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности, что в свою очередь является трудоемким и дорогостоящим процессом.

Возможности формирования конкурентных преимуществ зависят от ряда факторов. Однако в любом случае при выборе конкурентной стратегии важно:

а) ориентироваться на запросы потребителей;

б) убедиться в том, что достигнутые конкурентные преимущества воспринимаются потребителями.

Последнее требуется  для того, чтобы избежать ситуации, когда фирма считает себя известной  на рынке, не тратит средств на рекламу, а на самом деле потребители не имеют достаточной информации о ней и ее продукции.

Конкурентные преимущества можно объединить в две группы: преимущества высокого ранга и преимущества низкого ранга.

Преимущества  высокого ранга связаны с наличием у предприятия высокой репутации, квалифицированного персонала, патентами, ведением долговременных НИОКР, развитым маркетингом, основанном на использовании современных технологий, современным менеджментом, долговременными отношениями с покупателями и т.д. Конкурентные преимущества этой группы характеризуются более длительным периодом активного использования и позволяют достигать более высокой прибыльности.

Особое место среди  преимуществ высокого ранга занимают инновации. Для удержания фирмой лидирующего положения на рынке за счет использования инноваций необходимо обеспечить невозможность (сложность) их возможного повторения конкурентами, значительное качественное превосходство. Постоянно осуществляемый инновационный процесс позволяет фирме переходить к реализации конкурентных преимуществ более высокого ранга, а также увеличивать их количество и уровень.

Преимущества  низкого ранга связаны с наличием дешевой рабочей силы, доступностью источников сырья и не столь устойчивы.

Выше мы отмечали, что, рассматривая конкурентные стратегии, обеспечивающие конкурентное преимущество фирмы, М. Портер выделяет две основные:

а) способность фирмы разрабатывать, производить и продавать товар с меньшими затратами, чем у конкурента (стратегия низких издержек);

б) способность обеспечить покупателя товаром с лучшим набором  потребительских свойств, чем у конкурента при приемлемых  ценах (стратегия дифференциации товаров).

В условиях рынка ценообразование является гибким инструментом обеспечения конкурентоспособности и ключевым фактором успеха новинки на рынке.

Стратегии ценообразования  на новинки следует рассматривать  в совокупности с мерами, предпринимаемыми предприятием по реализации стратегии маркетинга и ведению конкурентной борьбы. Разработку стратегий и моделей ценообразования следует предусматривать при проведении маркетинговых и технико-экономических исследований на стадиях создания и сбыта товара, делая акцент на допроизводственную стадию жизненного цикла.

Помимо действующих  на рынке факторов спроса, предприятие  должно также принимать во внимание и действия конкурентов.

Влияние фактора конкуренции  на принятие решения об установлении цены на товар зависит прежде всего от структуры рынка, т.е. от числа и типа фирм, работающих на рынке товаров данного назначения. Фактор конкуренции часто ставит установление цены в довольно жесткие рамки между верхними и нижними пределами.

На основе своих расходов и спроса может определять цену фирма, занимающая положение, близкое к монопольному. К таким фирмам могут быть отнесены:

• крупные предприятия, доминирующие на каком-то рынке;

• предприятия, выпускающие товар, существенно отличный от конкурентов.

Фирмы, которые при  определении цены на свой товар исходят  исключительно из условий конкуренции, устанавливают ее на уровне, сложившемся  на рынке. Отличительной особенностью таких фирм является то, что они

  • не стремятся сохранить постоянную зависимость между своими ценами от затрат или потребительского спроса;
  • сохраняют цену на свой товар и при изменении уровня затрат и спроса только потому, что его конкуренты не меняют цен, или, наоборот, следуют в ценовой политике за действиями конкурентов.

Подобные стратегии применимы для небольших фирм, которые в своей деятельности следуют за признанными на рынке лидерами.

Фирмы, работающие на олигополистическом рынке (на котором действует ограниченное количество крупных компаний), как правило, продают свои товары по единой цене, так как каждый из них хорошо осведомлен о ценах своих конкурентов. Фирма, желающая увеличить свою долю на рынке и повлиять на будущее увеличение спроса на свои товары, должна действовать иными, чем ценовая конкуренция, средствами.

К числу этих средств относятся все неценовые факторы повышения конкурентоспособности товара:

  • повышение качества товара;
  • осуществление удачной рекламы;
  • быстрый срок поставки товара;
  • проведение консультации;
  • обучение обслуживающего персонала;
  • послепродажное обслуживание и др.

 

4.1 Конкурентные преимущества  на основе низких издержек

Стратегия лидерства  в издержках направлена на достижение конкурентных преимуществ за счет низких затрат на некоторые важные элементы товара или услуги, а следовательно, и более низкой себестоимости по сравнению с конкурентами.

Основная цель стратегии  лидерства в издержках заключается  в том, чтобы поддерживать преимущества перед конкурентами по затратам и  получать больше прибыли. Данная стратегия  означает, что фирма способна разрабатывать, производить и продавать аналогичные товары более эффективно, чем конкуренты.

Одновременно возможны и другие варианты:

  • Продукция фирмы может продаваться по более низким ценам, чтобы «отбить» покупателей у конкурентов;
  • продукция фирмы может продаваться по текущим рыночным ценам, но фирма имеет возможность направлять больше средств на маркетинг и сбыт.

Среди российских производителей лидируют в издержках российские производители компьютерных программ, телевизионной техники, бытовых приборов.

Информация о работе Международная конкуренция и особенности ее проявления в современных условиях