Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 17:29, курсовая работа
В настоящее время международная миграция населения играет огромную роль в развитии стран, оказывая при этом на них весьма противоречивое влияние. Представители разных научных школ приходят к выводу о повышении роли международной миграции в развитии национальных экономик, однако сложившиеся подходы остаются весьма противоречивыми и не позволяют удовлетворительно решать, возникающие при этом, многочисленные вопросы. В связи с этим, важным представляется рассмотрение вопросов, связанных с определением особенностей, перспектив и направлений развития международных процессов трудовой миграции в развитых странах мира и в России, а также разработкой эффективных мер по регулированию международной миграции с учетом меняющихся внутренних и внешних условий развития.
Международная миграция рабочей силы между развитыми странами осуществляется прежде всего по неэкономическим причинам. В этом случае значительную роль играют престижность работы или фирмы, возможность профессионального роста, карьеры, культурные потребности. Такая миграция облегчается созданием интеграционных союзов, принципы организации которых гарантируют, как правило, свободу передвижения и равные права для населения стран, входящих в эти союзы, в найме на работу. Однако и для промышленно развитых стран характерно такое явление как «утечка умов». Например, из Европы в США.
Особо следует отметить международную миграцию рабочей силы в рамках стран ЕС. В ЕС принята «Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС» (подписана 9 декабря 1989 г.). В одном из разделов говорится, что каждый работник ЕЭС должен иметь право свободного перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилам и ограничениям, обусловленным общественным порядком, общественной безопасностью и здоровьем. свобода перемещения должна давать право каждому работнику выбрать любое занятие или профессию в ЕЭС на основе принципов равноправия, касающихся трудоустройства, условий труда и социальной защиты в принимающей стране. В «Хартии» декларируется, что строительство единого экономического пространства подкрепляется его социальным обеспечением.
Хотя существует мнение, что воплощение принципов свободы перемещения внутри ЕС может привести к тому, что высококвалифицированные кадры, инженеры могут концентрироваться в наиболее развитых регионах. Низкоквалифицированные работники окажутся менее мобильными.
В последние годы увеличивается миграция между развивающими странами. Конечно, это прежде всего миграция между странами, достигшими в последние годы больших успехов в экономическом развитии и повышении жизненного уровня. Главным образом это миграция между новыми индустриальными странами и странами арабских эмиратов, странами--членами ОПЕК, с одной стороны, и иными развивающимися странами -- с другой. Так, например, в послевоенные годы (60-80-е годы) особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до 1 млн. человек рабочих из Йемена. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах-импортерах рабочей силы. Кроме того, в азиатских «новых индустриальных странах», в богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась нехватка в малоквалифицированной рабочей силе.
В бывшем социалистическом лагере также идет процесс перемещения трудовых ресурсов. В свое время бывший СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая Наряду с организованным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым оценкам российских специалистов, существует «опасность колонизации» российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом. Большой приток рабочей силы отмечается в столице России. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. В середине 90-х годов активизировалась миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Беларуси, Молдовы. Причины этой миграции чисто экономические -- рабочие из этих стран едут на заработки. Основные экспортеры рабочей силы в Москву: Украина, Турция, Молдова, Беларусь.
Основными причинами
привлечения иностранных
Помимо легальной, организованной миграции, вследствие практического отсутствия границ России со странами СНГ и либерального иммиграционного законодательства в различных регионах России работает множество иммигрантов - нелегалов.
Помимо трудовой миграции, существует еще и проблема беженцев. В настоящие время по различным оценкам, в России проживает от500 до 700 тыс. беженцев, причем многие из них проживают незаконно.
Еще одно новое направление в миграции рабочей силы - это отъезд квалифицированных специалистов и ученых в развивающиеся страны, который зачастую вызван экономическими факторами (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и др.), новыми возможностями в новых условиях работы (узнать мир, попробовать себя и т. п.)
Новым явлением стало
постепенное стирание граней между
странами, принимающими и поставляющими
рабочую силу. В современных условиях
все большее число стран
Экономический рост в этих странах привел к созданию большого числа новых рабочих мест, а соответственно -- к определенному уменьшению безработицы. Повышение благосостояния населения значительно снизило привлекательность тяжелого, не престижного труда для местных работников; в образовавшуюся на рынке труда этих стран нишу устремились иммигранты.
Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения мигрантов из других стран.
Западная Европа. В начале 90-х гг. здесь насчитывалось свыше 20 млн иммигрантов. Высокоразвитые страны (Германия, Франция, Бельгия, Люксембург, Швейцария и др.) привлекают иностранных рабочих из стран Южной (Испания, Португалия), Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия, бывшие республики Югославии), Турции, арабских стран. Приток иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х гг. оценивался в 180 тыс. человек в год.
В настоящее время страны Западной Европы стремятся сдерживать трудовую миграцию из стран, не входящих в ЕС, по следующим соображениям:
· необходимость внедрения трудосберегающих технологий;
· перемещение производств, использующих работников низкой квалификации, в развивающиеся страны и государства с переходной экономикой, где оплата труда значительно ниже;
· недовольство определенных слоев населения, особенно рабочих невысокой квалификации, конкуренцией на рынке труда со стороны иммигрантов;
Нефтедобывающие страны Западной Азии. Этот центр притяжения международной трудовой миграции возник в середине 70-х гг. Общая численность иммигрантов в начале 90-х гг. оценивалась в 5--6 млн. человек. Иммигранты прибывают в государства Персидского залива из близлежащих арабских стран (Египта, Сирии, Йемена), а также из Индии, Пакистана, Южной Кореи, Филиппин.
В странах Персидского залива отмечена самая высокая в мире доля иммигрантов в общей численности рабочей силы, а в соседних странах достигнут самый высокий удельный вес экономически активной части населения, работающей за рубежом
Еще одним центром миграции (формально этнической, но по сути во многом трудовой) стал Израиль, куда с конца 80-х до середины 90-х гг. только из бывшего СССР прибыло около 750 тыс. человек.
США и Канада. Общая
численность трудовых мигрантов
в США составляла в середине 90-х
гг. около 7 млн. человек. Приток иммигрантов
в США и Канаду в указанный
период оценивался в 900 тыс. человек
в год. Трудовая иммиграция в США
разделяется на два потока: низкоквалифицированная
рабочая сила прибывает из Мексики,
стран Карибского бассейна, Филиппин;
высококвалифицированные
Важнейшими целями
иммиграционной политики США и Канады
является поощрение притока зарубежных
менеджеров, элитных специалистов,
высококвалифицированных
Масштабы трудовой иммиграции определяются жесткими рамками иммиграционных квот для страны в целом и по профессиональным группам. Так, в соответствии с законодательством США 1990 г. ежегодно на работу в страну допускается 140 тыс. трудовых мигрантов, в основном высококвалифицированные специалисты, ученые редких специальностей
Информация о работе Международная миграция и ее влияние на рынок труда