Международная миграция рабочей силы и ее влияние на экономику России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность миграции рабочей силы на примере России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1.Выявить сущность иммиграционных потоков рабочей силы в России;
2.Описать международную миграцию рабочей силы в России;
3.Раскрыть основы нелегальной миграции рабочей силы в России;
4.Определить проблемы и тенденции развития миграции рабочей силы в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......2
ГЛАВА 1 МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ……….........4
1.1. Причины и виды международной миграции рабочей силы……………..4
1.2. Масштаб и направления международной миграции рабочей силы…...7
1.3. Экономические мотивы миграции…………………………………….......10
1.4. Экономические последствия миграции………………………………......12
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИИ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ…………..14
2.1.Особенности миграционных процессов в Россию…………………….....14
2.2 Особенности международной миграции: иностранная рабочая сила в экономике России……………………………………………………………………………....17
2.3. Факторы, влияющие на миграции в России………………………………...20
2.4. Нелегальная миграция рабочей силы в России…………………………….24
2.5.Влияние миграции на экономику страны………………………....................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

курсач!!!.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

В целом в последние годы источникам данных о миграции уделяется возрастающее внимание. Оценка их состояния в России, не смотря на существующие проблемы, соответствует известной в мире универсальной схеме: естественное движение населения учитывается лучше миграции, одновременно данные о внутренней миграции более надежны по сравнению с данными о внешней миграции.

 

 

2.2 ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ: ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ.

Заметное и с тенденцией к расширению использование иностранной рабочей силы - одна из характерных черт занятости в современной российской экономике.

Зарубежная рабочая сила оказывается в России по двум каналам. Первый из них - это официальное ее привлечение российскими предприятиями и организациями, осуществляемое, как правило, при посредничестве миграционной службы, которая после ряда изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти ныне находится в ведении Министерства внутренних дел.

Официальное привлечение работников из-за рубежа вызвано рядом причин.

Во-первых, появляются массовые рабочие места, которые в сложившихся на данной территории и в данное время социально-экономических условиях оказываются малопривлекательными для местных жителей и не обеспечиваются притоком рабочей силы из других регионов страны.

Во-вторых, растет число предприятий с участием иностранного капитала.

В-третьих, сохраняется практика деятельности иностранных компаний на территории России в форме реализации ими договоров Подряда.

Учет официального привлечения иностранной рабочей силы ведется с 1994 года. Его сведения дают представление, сколько привлекается работников, из каких стран, каков их половозрастной состав, как они распределяются по отраслям экономики и территории России.

   Рабочая сила в эти  годы привлекалась из более 100 стран. Из суммарного числа привлеченных (1,9 миллиона человек) 48,8% составили граждане стран - участников СНГ и 51,2% - из других государств. Бесспорный лидер по официальному предоставлению иностранной рабочей силы среди всех стран (32,6%) и в еще большей мере среди стран СНГ (66,8%) - Украина. В совокупности остальных стран за период в целом лидирует Турция, но, начиная с 2000 года, ее обошел Китай, а в 2001 году вплотную к ней приблизился Вьетнам[11].

Привлекаемая рабочая сила специфична по своему половозрастному составу. На протяжении всех лет около 90% ее составляли мужчины, причем 59-69% из них были в возрасте до 40 лет, тогда как среди занятых в российской экономике на долю мужчин приходилось 52%, из которых 40 лет не достигали 53-55%[12].

Главной сферой привлечения иностранцев выступает строительство (1995 год - 55%, 1998 - 51,5 и 2001 - 39%). В 2001 году в данной отрасли использовано 90% рабочей силы, привлеченной из республик бывшей Югославии, 79% - из Турции, 65% из Армении, 55% - из КНДР и 45% - из Украины. На второе место в последние годы вышла торгово-коммерческая деятельность (23% в 2001 году). В ней концентрируется большинство мигрантов из Вьетнама и Китая, которые в 2001 году составили 65% общего официального привлечения в эту сферу экономики[13].

Крупнейшими импортерами рабочей силы являются 5 регионов России (Москва, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Приморский край и Московская область), на которые в последние годы приходится более половины общего привлечения.

Крупнейшими импортерами рабочей силы являются 5 регионов России (Москва, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Приморский край и Московская область), на которые в последние годы приходится более половины общего привлечения.

В 1998 году по данным Госкомстата в России работали 549 тысяч иностранцев, в 1999 - 706, в 2000 – 699, в 2001 году - 675 тысяч. Причем эти цифры относятся к среднегодовой численности, тогда как сведения миграционной службы касаются физических лиц. Учитывая сезонный характер значительной части трудовой миграции, можно считать, что 700 тысяч работников в среднегодовом исчислении соответствуют 1,5-2 миллиона физических лиц. В 2002 году количество прибывших в Россию составило 184612, в 2003 – 129144, в 2004 – 119157, в 2005 – 177230, в 2006 – 186380 и в 2007 – 286956 человек[14].

Госкомстат пока ограничивается общей цифрой работающих иностранцев без распределения их по отраслям экономики. По оценке некоторых исследователей, это распределение по своей структуре может отличаться от соответствующих данных миграционной службы, скорее всего, в сторону усиления доли строительства и особенно торгово-коммерческой деятельности.

 

Иммиграция в Россию представлена несколькими потоками.

Во-первых, это миграция на постоянное место жительства. Методика сбора информации, касающейся этого потока, в последнее время была сильно нарушена. В силу ряда причин с 2002 г. статистика не фиксирует мигрантов – не граждан России в большинстве регионов; не учитываются иностранные трудовые и учебные мигранты. По итогам переписи населения 2002 г., в России проживает на 1,8 млн. человек больше, чем по сведениям текущего учета. Поскольку случаи рождений и смертей в России регистрируются более или менее точно, то «прибавка» была отнесена на миграционный прирост. При этом переписью удалось охватить не всех мигрантов, проживающих в стране.

Во-вторых, это временная миграция, которая связана с работой, учебой и другими причинами. Данные по этому потоку также нуждаются в серьезной доработке с точки зрения методики сбора информации.

«Главный недостаток этой методики – отсутствие целостной системы учета международных мигрантов. Невозможность адекватного анализа ситуации мешает не только представить реальную картину, но и принимать обоснованные управленческие решения в сфере миграции»[15].

В 2000-х годах количество легальных трудовых мигрантов, работающих в России, по данным ФМС, стабильно растет: в 2003 г. – около 380 тыс., в 2004 г. – 460 тыс., в 2005 г. – более 702 тыс., в 2006 г. – более 1 млн. 150 тыс. человек.

Иностранная рабочая сила привлекается почти из 120 стран. Соотношение стран СНГ и дальнего зарубежья при этом оставалось примерно одинаковым. Подавляющая часть среди трудовых мигрантов – мужчины (около 90%), большинство из них – в возрасте от 18 до 39 лет.

 

2.3.ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА  МИГРАЦИЮ В РОССИИ.

 

В конце 19 - начале 20 веков в мире постоянно шли захватнические войны за новые территории. Государство считалось тем более цивилизованным, чем больше имело вассалов, колоний. Сейчас ситуация изменилась: такие высокоразвитые страны, как Великобритания и Франция, ранее имевшие в своем подчинении большие колонии, в настоящий период времени все чаще ощущают дискомфорт из-за огромного количества мигрантов в стране, подавляющее большинство которых составляют выходцы из этих колоний.

Аналогичная ситуация отмечается и в России, которая после распада Советского Союза стала более притягательной для народов других республик. Обладая суверенитетом, эти бедные, экономически зависимые страны, не в состоянии обеспечить своим гражданам работу, учебу, а подчас и просто изыскать средства для существования. Главная причина миграционных процессов лежит в экономической сфере, так как подавляющее большинство мигрантов на вопрос о цели приезда отвечает "заработать денег, поправить материальное положение, найти хорошо оплачиваемую работу" и т.п.

По данным экспертов, в Москве насчитывается более 1 миллиона мигрантов из 121 страны, преимущественно, из стран ближнего зарубежья. [16]

По сведениям миграционной службы, за последние 10 лет в Саратовскую область на постоянное место жительства прибыло примерно 200 тысяч переселенцев, из числа которых только 57 тысяч смогли приобрести статус гражданина России. [17]

Так как миграционных процессов нельзя избежать, их следует надлежащим путем урегулировать, ввиду того, что существующее законодательство не в полной мере отвечает складывающимся в обществе отношениям. Этот тезис можно подтвердить следующими доводами.

Субъекты Российской Федерации ежегодно, по оценкам экспертов, нуждаются примерно в 1 миллионе рабочих, так как местные жители не хотят работать дорожными строителями, каменщиками, разнорабочими, водителями общественного транспорта.

Субъектами федерации официально заказывалось и прибывало в Россию мигрантов: в 2001 году - около 500 тыс. человек, в 2002 году - около 700 тыс. человек, а в 2003 году - только 230 тыс. человек. Очевидно, что необходимость в относительно дешевой рабочей силе за столь короткий промежуток времени отпасть не могла, поэтому следует сделать вывод о том, что ряды рабочих были наверняка пополнены за счет нелегальных мигрантов [18].

К числу основных факторов, влияющих как на процессы миграции в России, так и на деятельность правоохранительных органов по предупреждению незаконной миграции, на наш взгляд, следует отнести следующие.

  1. Ситуация в экономике и промышленном производстве. Затянувшийся процесс разгосударствления предприятий, "заказных банкротств" и приватизации привел к возникновению новых субъектов хозяйствования на базе акционерного и частного капитала, чрезмерной их раздробленности, недобросовестной конкуренции.
  2. Провалы в сельском хозяйстве и обеспечении населения сельскохохяйственной продукцией привели к созданию огромного числа маломощных фермерских хозяйств, неспособных обеспечить страну продовольствием; в результате государство, владея огромными посевными площадями и пастбищами, стало импортером важнейших продуктов - хлеба, мяса, птицы.
  3. Теневизация и криминализация экономики. Теневая экономика в современных условиях составляет до 40-45% к внутреннему валовому продукту. Из них примерно 25% ВВП приходится на так называемую неформальную экономику, т.е. скрываемую, но не запрещенную законом деятельность, а около 20% ВВП приходится на незаконную экономику. По экспертным оценкам, организованными преступными группировками контролируется до половины всех частных предприятий и до 60% государственных.
  4. Снижение уровня правосознания населения. На фоне снижения эффективности деятельности правоохранительных органов в России формировалась и расширялась практика внеправового реагирования физических и юридических лиц на преступность. Проведенные в 2003 году исследования показывают, что доверяют работе сотрудников милиции только 16,7% населения, а не доверяют - 68,5% опрошенных респондентов.
  5. Политическая нестабильность в стране, использование грязных технологий в ходе борьбы за власть, коррумпированность государственных чиновников на всех уровнях власти и управления. В то же время используются и средства шантажа, угрозы, физического устранения неугодных должностных лиц, политиков.
  6. Кризис в идеологии. С исчезновением главной цели - построения коммунизма, не произошло ее равноценной замены, а отсутствие национальной идеи, внутреннего стержня, всегда негативно сказывается на всех сферах жизни населения.
  7. Несостоятельность государства в вопросах социальной защиты населения, особенно малоимущих слоев. Высокий прожиточный минимум наряду с задержками выплаты заработной платы, систематическое повышение цен за коммунальные услуги приводят к обнищанию населения и росту социальной напряженности.
  8. Возникновение существенных перекосов в представлении функций и задач, стоящих перед правоохранительной системой. Правоохранительные органы должны служить народу, опираясь на закон. Ситуация сегодня складывается таким образом, что эти органы главным образом служат только власти и себе. Об этом говорит целый ряд аргументов - высокий уровень латентной преступности, возрастание количества нарушений законности со стороны сотрудников ОВД, снижение процента раскрываемости зарегистрированных преступлений, недоверие населения ОВД и правоохранительной системе в целом, готовность граждан разрешать конфликты неправовыми методами, без обращения в милицию, прокуратуру, суд и т.д. По данным социологического фонда "Общественное мнение", лишь 3% россиян верят в честность и неподкупность правоохранительных органов, а 43% опрошенных уверены, что сегодняшнее состояние правоохранительных органов представляет для них реальную угрозу. Многие граждане воспринимают правоохранительные органы как некую организацию, работающую исключительно в собственных коммерческих интересах. Только 23% опрошенных сегодня считают, что в случае необходимости они могут рассчитывать на помощь правоохранительных органов [19].
  9. Невиданный размах организованной и транснациональной преступности, позволяющий ей оказывать существенное влияние практически на все сферы жизни общества.

Сохранялись наметившиеся в последние годы тенденции вовлечения мигрантов в экономическую преступность, в большинстве регионов России наблюдается рост числа зарегистрированных преступлений, по видам деятельности, требующим выхода на международный уровень и сотрудничества преступных объединений различных стран. Это - наркобизнес, незаконный оборот оружия, преступления в экономике и кредитно-финансовой сфере и другие.

Рост распространенности и активная деятельность на территории Российской Федерации организованных этнических преступных формирований, стали неотъемлемым элементом современной российской организованной преступности. Организованные преступные группы, объединенные по этническому признаку, действуют в настоящее время практически во всех субъектах Российской Федерации. Этнические формирования создают неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от уплаты налогов, в основном, ведут противоправную деятельность, в первую очередь в отношении своих соотечественников, часть которых пребывает в России незаконно [20].

Указанные факторы и обстоятельства, на наш взгляд, оказывают весьма значительное влияние на миграционные процессы в Российской Федерации и, безусловно, подлежат всестороннему учету при разработке мероприятий по оказанию воздействия на незаконную миграцию и предупреждение преступности мигрантов.

 

2.4.НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ  РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РОССИИ.

 

Легальная трудовая миграция играет для России позитивную социально-экономическую роль во многих отношениях. Трудовые мигранты заполняют не престижные ниши на рынке труда с тяжелыми условиями работы, на которые не всегда соглашаются местные жители. Этим поддерживается и стимулируется рост целых отраслей экономики.

Но наряду с существованием легальной миграции, существует и нелегальная миграция рабочей силы. Россия притягивает нелегальных мигрантов по двум причинам: они вообще не могут найти работу в своей стране или считают, что в России могут заработать существенно больше. Выгодны они и российским предпринимателям, которые существенно экономят на заработной плате путем снижения ее величины (по сравнению со сложившейся на местном рынке труда) и выплаты черным "налом", позволяющей избежать обложения оплаты труда подоходным и единым социальным налогом.

Особо притягательной зоной для нелегальной трудовой миграции служат масштабность и распространенность в российской экономике неформального сектора. В 2001 году, согласно балансу трудовых ресурсов, в нем было занято около 12,5 миллионов человек, из которых только 4,5 миллиона индивидуальных предпринимателей состояли на учете в налоговых органах. Остальные 8 миллионов - это незарегистрированные предприниматели и работающие по найму у физических лиц[21].

Информация о работе Международная миграция рабочей силы и ее влияние на экономику России