Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 12:12, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность миграции рабочей силы на примере России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1.Выявить сущность иммиграционных потоков рабочей силы в России;
2.Описать международную миграцию рабочей силы в России;
3.Раскрыть основы нелегальной миграции рабочей силы в России;
4.Определить проблемы и тенденции развития миграции рабочей силы в России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......2
ГЛАВА 1 МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ……….........4
1.1. Причины и виды международной миграции рабочей силы……………..4
1.2. Масштаб и направления международной миграции рабочей силы…...7
1.3. Экономические мотивы миграции…………………………………….......10
1.4. Экономические последствия миграции………………………………......12
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИИ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ…………..14
2.1.Особенности миграционных процессов в Россию…………………….....14
2.2 Особенности международной миграции: иностранная рабочая сила в экономике России……………………………………………………………………………....17
2.3. Факторы, влияющие на миграции в России………………………………...20
2.4. Нелегальная миграция рабочей силы в России…………………………….24
2.5.Влияние миграции на экономику страны………………………....................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...33
Абсолютно невидимая часть международной миграции – ее нелегальная составляющая. По разным оценкам, в России находится от 5 до 15 млн. нелегальных мигрантов. Сколько их точно, однако, никто не знает. Вокруг мигрантов сформировался криминальный сектор, в котором вращаются колоссальные деньги. 80–90% временных трудовых мигрантов обращаются к посредникам – фирмам и частным лицам, которые «оказывают помощь» в регистрации по месту пребывания, получении разрешения на работу и т.п. Многие из этих фирм и лиц изготавливают фальшивые документы. А некоторые представители правоохранительных органов постоянно проверяют всех, кто похож на мигрантов, вымогая деньги даже у официально зарегистрированных (проверить подлинность регистрации практически невозможно – нет единой базы данных).
В целом первостепенная и весьма непростая задача заключается в том, чтобы нелегальную трудовую миграцию свести к минимуму. Но это вовсе не значит, что ее следует легализовать в полном объеме, составляющем, по наиболее распространенной оценке, около 4 миллионов физических лиц. Оптимизации внешней трудовой миграции и контролю над ней много места отведено в законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который действует с 1 ноября 2001 года. «Теперь дело за конкретными механизмами которые должны обеспечить реализацию поставленных целей. Особое внимание здесь должно быть уделено установлению квот на иностранную рабочую силу и мерам наказания за использование нелегальных трудовых мигрантов»[22].
Известно, что нелегальная миграция имеет свои негативные последствия: бесконтрольное перемещение по стране, дисбаланс коренного и пришлого населения, нередко бывает социальная напряженность, этнические конфликты, часто растет преступность, расширяется теневая экономика. Последствия устройства на работу нелегальных мигрантов возникают и у их работодателей – они несут за это предусмотренную РФ ответственность.
Факторы использования наемного труда иностранных рабочих:
Во-первых, любые государственные меры борьбы с нелегальной миграцией бесполезны, если работодателям выгодна подобная система найма рабочей силы, ее оплаты и налогообложения.
Выход из данной ситуации видится в следующем: строгое соблюдение действующего законодательства, обеспеченное принудительной силой государства. Работодатель лишнего человека не наймет, если будет платить за него все положенные налоги.
Во-вторых, возникает также другая трудность – проблема статистической отчетности миграции. Ее параметры и являются исходными для разработки тех или иных направлений государственной политики, в том числе и занятости населения. Получить достоверные данные миграции достаточно сложно, этим вопросом занимаются Госкомстат РФ, МВД РФ, МИД РФ. При подсчете этих данных к официальной миграции необходимо добавить неофициальную. По данным специалистов, объемы нелегальной миграции во много раз превышают официально зарегистрированную.
Таким образом, роль нелегальной трудовой миграции отрицательна. Она стимулирует рост теневой экономики и демпинг заработной платы, создает почву для коррупции, нарушения прав и эксплуатации работодателями мигрантов, формирует замкнутые анклавы и усиливает межнациональную напряженность в обществе. Не все денежные переводы проходят через официальные каналы. По некоторым данным, гастарбайтеры переводят и вывозят из России до 15 млрд. долларов ежегодно. При абсолютной прозрачности это должно давать 4,5 млрд. налоговых отчислений.
2.5 ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИИ НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ.
Россия переживает очень сложный этап в своей многовековой истории. Значительные людские и материальные потери, понесенные нашим Отечеством в 20 веке во время войн, революций, репрессий и иных социальных потрясений, в том числе во время распада Советского Союза, привели к значительной потере ее демографического и научно-технического потенциала.
К сожалению, население сокращается практически повсеместно в регионах, наиболее богатых сырьевыми ресурсами. Особенно сложная демографическая ситуация складывается на Дальнем Востоке и в Сибири, которые составляют 70 % всей территории России и где проживает 18 % населения страны.
Высокими показателями миграционного неблагополучия характеризуются сельскохозяйственные регионы Центрального района - особенно Черноземье. Контрастная и весьма сложная демографическая обстановка складывается на Северном Кавказе.
Приток внутренних мигрантов идет главным образом в центральные и южные регионы страны, в которых сосредоточено 80 % населения. Эта территория располагается от Калининградской области до Западной Сибири и от Карелии до Краснодарского края.
В результате разрушается уникальный трудовой потенциал, что является результатом неподготовленных реформ конца 80-х и середины 90-х годов прошлого века.
В этих сложных условиях наша страна начинает новую миграционную политику.
Конституция Российской Федерации и действующее законодательство предоставляют для легальных мигрантов широкие возможности. В частности, согласно принципам и нормам международного права признаются свободы иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, но и они должны наравне с российскими гражданами уважать и соблюдать законы, исторические традиции нашей страны.
В целях реализации указанных концептуальных положений Россия ратифицировала ряд международных соглашений и конвенций, в развитие которых необходимо совершенствовать нормы законодательства. В 2006 году приняты федеральные законы, которые ввели принципиально новую систему регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства, существенно облегчили процесс получения разрешений на пребывание и трудовую деятельность в России. Одновременно усилили ответственность за несоблюдение установленных правил миграционного учета и привлечения мигрантов к трудовой деятельности в России.
С 1990 года Россия - наиболее принимающая страна на постсоветском пространстве и в Европе. Например, в 2005 году с различными целями нашу страну посетили более 22,2 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства из более чем 200 стран мира, а в первом полугодии 2006 г. их число уже составило свыше 10,3 млн. человек.
Например, по оценке Министерства труда Республики Таджикистан, в России находится 7 % от общего количества трудоспособного населения страны [23]. При этом нелегальные трудовые мигранты из этой страны ежегодно вывозят и пересылают домой из России более миллиарда долларов США, что в 2 раза превышает государственный бюджет данной страны.
По оценкам Российской Академии Наук, трансферты граждан СНГ из России на родину достигают 3,67 млрд. долларов в год, а по данным МВД России, приезжие из ближнего зарубежья ежегодно вывозят из страны 13-15 млрд. долларов [24].
По имеющимся данным, только за последние 5 лет количество задержанных на границе Российской Федерации нарушителей и незаконных мигрантов, в том числе "транзитных", возросло почти в 10 раз.
Десятикратно увеличилось количество лиц, стоящих на учете в связи с закрытием им въезда в Россию [23].
Уже в первом полугодии 2006 г. в процессе иммиграционного контроля выявлено более 660 фактов использования иностранцами недействительных документов, а также свыше 1,3 тыс. случаев сообщений о себе и целях своей поездки заведомо ложных сведений [25].
Только небольшая группа иностранных граждан (от 1 до 20 % от общего числа прибывающих) целью своего въезда в России указали работу.
Большинство мигрантов хотят легально работать в России и материально обеспечивать свои семьи на родине. По официальным данным, за последнее десятилетие привлечение иностранных работников в экономику нашей страны возросло в 5,4 раза [24].
В 2005 году легально трудились только 702 тыс. иностранцев [26], но фактически это количество значительно больше, что свидетельствует о несовершенстве системы учета и контроля за пребыванием иностранных граждан на территории России. Так, в прошлом году в Россию через государственную границу в пределах Оренбургской области въехало более 200 тысяч граждан Узбекистана и Таджикистана, а выехало только 80% из данного количества.
Например, по оценкам МВД России и Федеральной миграционной службы (далее - ФМС России), на территории страны находится от 5 до 15 миллионов незаконных мигрантов (около 10 % от населения страны). Они создают угрозу национальному рынку труда и благоприятствуют развитию теневой экономики [27].
Подавляющее большинство из них составляют выходцы из стран СНГ (по экспертным оценкам до 7 млн. чел.), остальные - это граждане азиатских и африканских стран, среди которых преобладают выходцы из Китая, Вьетнама, Индии, Бангладеш, Афганистана, Ирана, Шри-Ланки. Незаконная миграция из азиатских государств, не входящих в состав СНГ, отличается широким разнообразием способов проникновения и пребывания на российской территории, в обход установленных правил.
В России имеются депрессивные регионы и города, где люди хотят и умеют работать, но у них нет работы. Например, в шахтерских районах Ростовской области - без работы более 138 тысяч человек (32 % от общей численности трудоспособного населения этих городов и районов). В указанных населенных пунктах - низкая рождаемость, высокий уровень смертности [28]. Органам власти необходимо создать все условия для трудовой деятельности соотечественников.
Данные обстоятельства могут привести к реальному изменению социальных и иных характеристик в целом по стране и в отдельных регионах, городах и населенных пунктах.
По оценкам экспертов, удельный вес иностранных граждан к коренному населению столицы уже превысил 15 % процентный рубеж, по Уральскому федеральному округу в среднем он составляет 3 %, но в Ямало-Ненецком автономном округе - 6,4 %, Ханты-Мансийском АО - 5,4 %.
Например, отмечен рост удельного веса иностранных граждан в Александров-Гайском районе Саратовской области, граничащей с Казахстаном. Только за период с 1998 по 2005 годы в данном населенном пункте доля мигрантов увеличилась с 25 % до 50 %, но только одна треть их них регистрируется на законных основаниях. При этом, в 2005 году на территории российских регионов, приграничных с Казахстаном, выявлено свыше 241 тыс. [29]. административных правонарушений, связанных с нарушением иностранными гражданами и лицами без гражданства режима пребывания в России. Данные обстоятельства крайне негативно сказываются на состоянии криминогенной обстановки, особенно в таможенной сфере.
В целом по стране незаконная миграция поэтапно превратилась в отлаженный криминальный бизнес с разветвленной структурой, миллионным количеством вовлеченных лиц и огромным оборотом финансового капитала, что представляет реальную угрозу для общественной безопасности и стабильности, способствует росту преступности и расширению подпольного рынка труда.
По мнению руководителя Национального антитеррористического комитета Н. Патрушева, незаконная миграция "приобрела признаки организованной и тщательно законспирированной преступной деятельности" [25]. По уровню доходности бизнес, обеспечивающий незаконное перемещение мигрантов, занимает третье место после контрабанды наркотиков и оружия/
Ежегодная мировая прибыль криминального сектора в этой сфере деятельности достигает от 5 до 9,5 миллиардов долларов.
По мнению специалистов, в нашей стране формируются этнические инфраструктуры, работающие на прием именно незаконных мигрантов из числа соотечественников с целью развития многосекторной "теневой" этноэкономики. По нашему мнению, она может являться составляющим элементом "экономики террора".
Эта экономическая модель ведет к этносоциальному расслоению населения России, государствообразующему и коренным народам не остается места ни в оптовой и розничной торговле, ни в сфере финансово-банковских отношений, ни в других прибыльных секторах экономики.
миграция экономика контроль население
До последнего времени большинство из 6,5 тыс. действующих на территории Российской Федерации рынков различного назначения находились под криминальным влиянием, в том числе этнических организованных групп.
Специалисты говорят о том, что государство фактически лишается контроля над внутренним розничным рынком - "ключевой сферы повседневной жизни россиян и основы экономической безопасности государства" [30].
Незаконные мигранты стремятся создать практически неконтролируемые финансовые институты, рынок товаров и услуг. С этой целью они систематически уклоняются от уплаты налогов, ведут противоправную коммерческую деятельность, увеличивая объемы распространения некачественной и поддельной продукции, особенно спиртосодержащих товаров и пищевых продуктов, наносящих непоправимый вред здоровью граждан.
Нелегальные мигранты активно устанавливают противоправные связи с должностными лицами органов власти и сотрудниками правоохранительных органов. На денежные средства, нажитые преступным путем, скупают жилье, земельные участки и промышленные предприятия.
Нелегалами совершается значительная часть имущественных преступлений, преступлений против жизни и здоровья граждан. Например, ими совершается каждое четвертое преступление в сфере наркобизнеса.
В короткие сроки организованными преступными сообществами созданы устойчивые наркотрафики, пронизывающие практически всю территорию страны. В результате за последние десять лет уровень немедицинского потребления наркотиков увеличился в 22 раза, превысив трехмиллионный рубеж. При этом подавляющая часть из них - это лица в возрасте до 30 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя общий итог курсовой работы следует отметить, что миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.
Принимающая иностранную рабочую силу Россия используют ее как фактор развития своих производительных сил. В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства.
В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более велик. Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики – строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.
Информация о работе Международная миграция рабочей силы и ее влияние на экономику России