Международная миграция рабочей силы и её регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение международной миграции рабочей силы и её регулирование.
Объектом исследования является миграция рабочей силы.
Предметом данного исследования является регулирование международной миграции рабочей силы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3-4;
1. Сущность международной миграции…………………………….……5-16;
1.1. Причины и виды международной миграции…………………………5-9;
1.2. Основные направления международной миграции………………...9-12;
1.3. Количественные показатели миграции………………………….…12-14;
1.4. Последствия трудовой миграции для стран-доноров и принимающих стран……………………………………………………………………….14-16;
2. Современные миграционные процессы……………………………...17-22;
2.1. Масштабы современной международной трудовой миграции…...17-18;
2.2. Миграционные процессы в России…………………………………19-22;
3. Государственное регулирование трудовой миграции………………23-28;
3.1. Иммиграционная политика………………………………………….23-25;
3.2. Эмиграционная политика……………………………………………25-27;
3.3. Регулирование миграции в России………………………………….27-28;
Заключение………………………………………………………………..29-30;
Список литературы……………………………………………………….31-32;

Файлы: 1 файл

курсач мировая эк.dotm.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Наибольшее количество мигрантов находится в Европе – 64 млн.,                     в Азии – 53 млн., в Северной Америке – 45 млн. Почти половина всех мигрантов – женщины. 75% всех мигрантов сконцентрировано                                 в 28 странах, и каждый пятый проживает в США. В течение 2000-2005 гг. наиболее развитые регионы принимали 2,6 млн. мигрантов ежегодно, или 13,1 млн. за этот период. Максимальное сальдо миграции в Северной Америке – ежегодно 1,4 млн. человек. За ней следует Европа – 1,1 млн.                  В Океании - лишь 103 тыс. человек. При рассмотрении количества принимаемых мигрантов на 1000 местного населения картина несколько меняется: в Северной Америке на каждую 1000 местного населения приходится 4,2 мигранта, в Океании – 3,2, а в Европе – 1,5 мигранта.

В относительном измерении наибольшая доля мигрантов в населении – в Океании (18,7%), за ней следует Северная Америка (12,9%), затем – Европа и Африка. Наименьшая доля мигрантов в населении – в Азии (1,4%). В 1960 г. в 43 странах мигранты превышали 10% от населения.                  В 2000 г. число таких стран возросло до 70. Данная динамика отражает увеличивающиеся потоки мигрантов. Впрочем, есть страны, в которых доля мигрантов существенно превосходит 10%-ную отметку: ОАЭ – 71%; Кувейт – 62,1%; Сингапур – 42,6%; Израиль – 39,5%; Иордания – 39%; Саудовская Аравия – 25,9%.

Уровень сальдо эмиграции на 1000 человек был наиболее высоким                   в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, где ежегодно он достигал 1,5 мигранта. Для Африки и Азии – 0,5 и 0,3 соответственно.

2.2. Миграционные процессы в России.

Миграция рабочей силы для России – сравнительно новая форма международного сотрудничества. Ситуация с трудовыми ресурсами, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, носит противоречивый характер: с одной стороны, мы активно пытаемся внедриться на мировой рынок труда, а с другой, у нас пока не сложился свой реальный отечественный рынок труда. Важным условием становления внутреннего рынка могло бы явиться активное привлечение квалифицированной иностранной рабочей силы, особенно из стран дальнего зарубежья.

Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается. В 2006 году оно превысило 1 млн. человек, причем эти люди представляют более чем 40 стран мира (рис. 1).                       По-прежнему этот показатель отражает лишь небольшую часть реального процесса: согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня                 от 4 до 6 млн. человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики. Однако если в начале 2000-х годов численность официально привлекаемой из-за рубежа иностранной рабочей силы не превышала нескольких сотен тысяч человек и составляла не более 5% всех трудовых мигрантов, то во второй половине десятилетия под влиянием произошедшей либерализации миграционной политики наметилась явная тенденция к увеличению легальной составляющей миграции.

Рисунок 1. Число трудовых мигрантов, получивших разрешение                     на работу в России, тыс. человек

Согласно официальной статистике ФМС, из стран СНГ в 2006 году прибыли 53% трудовых мигрантов, но, по-видимому, именно мигранты               из СНГ составляют большинство и так называемых «нелегалов», поэтому их реальная доля может достигать 2/3. Особенно много трудовых мигрантов в 2006 году прибыло из Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана (9,7%), а также Турции (10%) и Китая (20,8%). А в 2007 г. количество легальных иммигрантов из Узбекистана составило 20,1%, Таджикистана – 14,6%, Китая – 13,3%, Украины – 12,2% и Турции – 7,6%. (14) Выезд российских граждан в страны дальнего зарубежья объясняется в первую очередь желанием получить более высокие заработки. При иммиграции тоже сохраняется это желание, но иммиграция из стран СНГ обусловлена еще и тем, что для русскоязычного населения в ряде стран СНГ и Балтии складывается крайне неприятная ситуация, включая                         и региональные конфликты. Распределение мигрантов по отраслям выглядит следующим образом:

Реальная структура занятости мигрантов несколько отличается                             от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.

По данным социологических исследований, примерно 20% мигрантов приезжают на срок, не превышающий шести месяцев. Занятость таких мигрантов носит, как правило, сезонный характер. Более половины мигрантов рассчитывают на долгосрочное пребывание в стране, примерно треть из них рассматривают возможную перспективу постоянного жительства и натурализации в России.

Распределение мигрантов по территории нашей страны идет весьма неравномерно. 50% приезжающих устраиваются работать в Москве                     и Московской области, Санкт-Петербурге, Приморском крае                                        и Свердловской области.

Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов — мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше — 82,4%. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 39% мигрантов работают                    в строительной отрасли. Кроме того, есть основания предполагать,                   что женщины далеко не полно представлены как в официальной статистике, так и в социологических исследованиях, потому что чаще остаются «невидимыми» из-за особенностей своего труда (высокая доля работающих в домохозяйствах и других неформальных секторах занятости). Поскольку сфера услуг развивается высокими темпами                        и сегодня дает 2/3 рабочих мест в развитых странах, можно предположить дальнейший рост женской составляющей миграции.

Средний возраст мигрантов — 32–33 года, причем более 75% из них моложе 40 лет. За последние годы трудовая миграция помолодела: повзрослевшая молодежь в странах выезда (особенно в странах Центральной Азии) все чаще идет по дороге миграции, проторенной старшим поколением.

Несмотря на молодой возраст, более половины мигрантов имеют собственную семью и детей. Более половины мигрантов являются единственными кормильцами в семье; при этом многие (35–40%) имеют трех и более иждивенцев. Только четверть респондентов не имеют семьи   и иждивенцев. Именно безысходность, вплоть до прямой угрозы голода, заставляет многих мигрантов соглашаться на рабские условия труда                 в России.

Сегодня в стране легально работают около 2,5 млн. иностранцев. Нелегальная часть, которая в предыдущие годы оценивалась в 10-15 млн. человек, за 2007 г. составила 5-7 млн. Это резкое уменьшение теневого рынка связано в первую очередь с упрощением процедур получения разрешений на работу для граждан СНГ.

 

3. Государственное регулирование  трудовой миграции.

Миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние на страны эмиграции и иммиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику.

Государственная миграционная политика – это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.

Во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

В России с 1993 года существует Федеральная миграционная служба.

Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование трудовой эмиграции, включает в себя соответствующие статьи Конституции страны, национальное эмиграционное законодательство, двусторонние                               и многосторонние международные соглашения.

Миграционная политика подразделяется на иммиграционную                             и эмиграционную.

3.1. Иммиграционная политика.

В экономической литературе выделяют три направления иммиграционной политики:

1. Политика, базирующаяся  на ограничении пребывания иммигрантов               в стране, о чем они сразу же предупреждаются.

Эта политика преследует цель постоянного обновления трудящихся-мигрантов, поэтому некоторые авторы пишут о так называемой ротационной иммиграции.

По ограничении срока пребывания в стране члены семьи иммигранта не имеют права на въезд.

2. Политика, разрешающая  проживание без определенного  срока                       с правом въезда членов семьи.

3. Политика, разрешающая  постоянное проживание иммигрантов                    и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны                       в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно               они относятся к данной из следующих категорий:

- работники, готовые за  минимальную плату выполнять  тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную  работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

- специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

- представители редких  профессий – огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие  нетрадиционные методы лечения;

- специалисты с мировым  именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

- крупные бизнесмены, переносящие  свою деятельность                                      в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Ограничительные инструменты иммиграционной политики включают               в себя:

1. Качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частности, наличие сертификата                            об образовании, и стажа работы по специальности. Например, в Австралии принимают специалистов со стажем не менее 3 лет, в США – 5 лет.

2. Введение возрастного  ценза для въезжающих;

3. Проверка состояния  здоровья потенциальных иммигрантов;

4. Ограничения политического  характера. Так, в США ограничен  въезд членов коммунистической  или любой другой партии тоталитарного  типа.

5. Прямое квотирование  импорта рабочей силы, выражающееся                        в законодательно устанавливаемом соотношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии.

6. Ограничение времени  работы в стране;

7. Запреты на профессии  в явной или косвенной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено.

8. Национально-географические  приоритеты, отражающие предпочтительные  регионы иммиграции;

9. Система санкций в  отношении незаконных трудящихся-мигрантов,              а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы                                     и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.

Общим для всех стран иммиграции является положение о том,                  что, несмотря на имеющееся законодательство, его применение зависит                  от колебаний конъюнктуры рынка труда, специальности и квалификации мигранта, от страны его происхождения.

3.2. Эмиграционная политика.

Двойственное воздействие на экономику и демографию отражается                  и в эмиграционной политике государств, из которых идет отток трудовых ресурсов.

Можно выделить следующие направления эмиграционной политики государств:

- стимулирование трудовой  миграции;

- ограничение трудовой миграции;

- создание условий для  реэмиграции;

- создание условий для  адаптации реэмигрантов на родине.

Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:

1. жесткие требования  к фирмам-посредникам, занимающимся  вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых                               и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;

2. лимитирование выдачи  загранпаспортов; запрет (прямой или  косвенный) на выезд отдельных  категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы после завершения образования за государственный счет;

3. проведение валютной  и банковской политики поощрения  валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам, освобождение их от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы                     и т.д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;

4. проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-мигрантов. Например,                               в Бангладеш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну                        по льготным таможенным тарифам свыше 40 наименований изделий;

5. разработка программы  рабочих мест для реэмигрантов;

6. выдача кредитов и  предоставление льгот реэмигрантам  на постройку и приобретение  жилья;

Информация о работе Международная миграция рабочей силы и её регулирование