Международная миграция рабочей силы и её регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение международной миграции рабочей силы и её регулирование.
Объектом исследования является миграция рабочей силы.
Предметом данного исследования является регулирование международной миграции рабочей силы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3-4;
1. Сущность международной миграции…………………………….……5-16;
1.1. Причины и виды международной миграции…………………………5-9;
1.2. Основные направления международной миграции………………...9-12;
1.3. Количественные показатели миграции………………………….…12-14;
1.4. Последствия трудовой миграции для стран-доноров и принимающих стран……………………………………………………………………….14-16;
2. Современные миграционные процессы……………………………...17-22;
2.1. Масштабы современной международной трудовой миграции…...17-18;
2.2. Миграционные процессы в России…………………………………19-22;
3. Государственное регулирование трудовой миграции………………23-28;
3.1. Иммиграционная политика………………………………………….23-25;
3.2. Эмиграционная политика……………………………………………25-27;
3.3. Регулирование миграции в России………………………………….27-28;
Заключение………………………………………………………………..29-30;
Список литературы……………………………………………………….31-32;

Файлы: 1 файл

курсач мировая эк.dotm.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

7. выдача кредитов для  открытия собственного бизнеса.

В рекомендациях 86 «О трудящихся-мигрантах» в статье 20 записано: «Когда сохранившие свое гражданство трудящиеся-мигранты или члены их семей возвращаются на родину, данное государство должно предоставлять им право на любые находящиеся в силе виды помощи неимущим и безработным, а также право воспользоваться мероприятиями по трудоустройству безработных путем освобождения их от всякого предварительного условия проживания или работы в данной стране                   или местности».

3.3. Регулирование миграции в  России.

Границы СССР для миграционных потоков практически были закрыты. 20 мая 1991 г. Верховным Советом СССР был принят закон «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР», вступающий в силу                  с 1993 г., который предоставлял гражданам страны возможность выезжать, жить и работать за границей. Он стал правовой основой                                          для международной миграции российских граждан, в том числе и в целях трудоустройства за рубежом. Принципиально новым моментом в законе стала отмена выездной визы – внутреннего разрешения на выезд российских граждан. Всем гражданам дано право на получение заграничного паспорта сроком на пять лет. Исключение составляют лишь лица, осведомленные в области государственных тайн, имеющие невыполненные обязательства перед государством (в частности, по обязательной воинской службе), а также уголовные преступники. Верховный Совет РФ своим постановлением от 22 декабря 1992 г. подтвердил легитимность этого закона на территории России.

В дальнейшем в целях регулирования миграционных потоков в Россию и регламентирования использования в стране иностранной рабочей силы были приняты указы Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании                         в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. Эти указы имели целью обеспечить приоритетное право граждан России на занятие вакантных рабочих мест, установить определенные процедуры, правила и квоты на привлечение иностранной рабочей силы и навести порядок в процессе въезда иностранных граждан на территорию России.

Регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная миграционная служба, созданная в соответствии с Указом Президента РФ.

15 января 2007 года значительно  изменилось миграционное законодательство: вступили в силу Федеральный закон от 18.07.2006                   N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" и поправки в Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ". В соответствие              с законами, упростился процесс регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства. В частности, установился уведомительный порядок миграционного учета, произошел ввод преимущества для граждан тех стран, с которыми у России установлен безвизовый режим. В первую очередь, это касается государств СНГ. Одновременно изменился механизм миграционных квот, которые учитывают не только количественные,                 но и качественные характеристики, профессию, квалификацию, состояние здоровье, а также региональные особенности российского рынка труда.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Исследование процессов международной миграции рабочей силы на современном этапе развития мировой экономики дает возможность сделать некоторые выводы.

Проделанная работа в области теоретических аспектов международной трудовой миграции показала, что

· существует классификация форм трудовой миграции, с помощью которой можно определить характер миграционных потоков;

· основными причинами трудовой миграции являются экономические причины;

· точками притяжения наибольших потоков мигрантов являются такие страны как США, Канада, Австралия и страны Зарубежной Европы;

· существует система количественных показателей миграции, которая включает в себя три статьи: трудовой доход мигранта, перемещение мигрантов и их переводы на родину;

· иммиграция в большей степени положительно влияет на экономику принимающих стран, в то время как эмиграция напротив – оказывает,                  в основном, негативное воздействие. Это можно объяснить тем,                         что основным направлением иммиграции являются развитые страны,                  а источником эмиграции – развивающиеся.

Анализ современных миграционных процессов выявил, что

· в настоящее время в мире около 200 млн. человек являются мигрантами;

· миграция рабочей силы как форма международного сотрудничества               в России появилась сравнительно недавно, однако за последние годы наблюдается динамичный рост численности мигрантов. Легально в стране сегодня работают около 2,5 млн. иммигрантов, нелегальная часть составляет 5-7 млн. человек.

· трудовые мигранты не оказывают отрицательного воздействия                       на рынок труда Белгородской области. Каждый год в область приезжают порядка нескольких сотен тысяч иностранных граждан.

Изучение методов целей, задач и методов государственного регулирования позволило сделать выводы о том, что

· государственное регулирование трудовой миграции является необходимым элементом экономической политики любой страны                        и проявляется в виде иммиграционной или эмиграционной политики;

· выделяют три основных направления иммиграционной политики: ограничение срока пребывания иммигранта в стране, политика                           без ограничения срока пребывания и разрешение на постоянное жительство с правом получения гражданства данной страны. Однако большинство стран используют селективный подход – разрешение                     на беспрепятственный въезд самым «нужным» работникам.

· существует четыре основных направления эмиграционной политики: стимулирование трудовой миграции, ограничение трудовой миграции, создание условий для реэмиграции и создание условий для адаптации реэмигрантов на родине;

· регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная миграционная служба. В начале 2007 г. значительно изменилось миграционное законодательство: упростился процесс регистрации иностранных граждан, изменилась система миграционных квот.

Итогом данного исследования является определение международной миграции рабочей силы как основы функционирования мирового рынка труда и одного из наиболее сложных элементов международных экономических отношений.

Список литературы.

1. «Хартия основных социальных  прав рабочих ЕЭС» от 9 декабря 1989 г.

2. Рекомендация №86 Международной организации труда                              «О трудящихся-мигрантах» от 1 июля 1949 г.

3. Закон РФ «О порядке  выезда из СССР и въезда  в СССР граждан СССР» от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ

4. Указ Президента РФ  «О мерах по введению иммиграционного  контроля» от 16 декабря 1993 г. №2145

5. Указ Президента РФ  «О привлечении и использовании  в Российской Федерации иностранной  рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. №2146

6. Закон РФ «О миграционном  учете иностранных граждан и  лиц без гражданства» от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ

7. Поправки к закону  РФ «О правовом положении иностранных  граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ

8. Басовский Л.Е. Мировая  экономика: Курс лекций – М.: ИНФРА-М, 2005. –

9. Борисов В.А. Демография: Учебное пособие – М., 2001.

10. Бутов В.И. Демография: Учебное пособие/Под ред. В.Г.Игнатова – М.: МарТ, 2003.

11. Ломакин В.К. Мировая  экономика: Учебник для вузов  –                            М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003.

12. Пузакова Е.П. Мировая  экономика и международные экономические  отношения: Экзаменационные билеты – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

13. Международные экономические  отношения: Учебное пособие для  вузов/Под ред. Л.Е.Стровского –  М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003.

14. Мировая экономика: тенденции 90-х годов/Под ред. И.С.Королева  – М.: Наука, 1999.

15. Экономика: Учебник/Под ред. А.С.Булатова – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2005.

16. Глущенко Г.И. Миграция  и развитие: мировые тенденции // Вопросы статистики. 2008. №2

17. Рыбаковский О. Миграционный  опыт и миграционные установки // Социальная и демографическая  политика. 2007. №6

18. Рязанцев С. Миграция  населения // Социальная и демографическая  политика. 2007. №2

19. Иноземцев В. «Мы, европейский  народ», Ведомости. 2008. http://www.demoscope.ru

20. Коршунов А., Экономика  и жизнь. 2007. http://www.demoscope.ru

21. Сас И. «Открытые двери или проходной двор?», Независимая газета. 2008. http://www.demoscope.ru

22. Серков Д. «Трудовые  резервы», Итоги. 2008. http://www.demoscope.ru

23. Тюрюканова Е. «Трудовая  миграция в Россию». 2008. http://www.demoscope.ru

24. Интервью со спикером Госдумы Борисом Грызловым. 2007. http://www.demoscope.ru

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Краткое определение понятий «иммигрант» и «эмигрант» в некоторых странах

Страны

Понятие «иммигрант»

Понятие «эмигрант»

Болгария

Лица, которые приезжают из-за границы с намерением устроиться в стране

Лица, покидающие страну окончательно и устраивающиеся за границей

Венгрия

Иностранцы, которые предполагают получить венгерское гражданство, и венгерские подданные, возвращающиеся по эмиграции

Национальные граждане, желающие устроиться за границей и сменить гражданство

Польша

Лица, живущие прежде за границей и желающие устроиться в стране на постоянное жительство

Лица, покидающие страну окончательно

Россия

Лица, приезжающие с целью устроиться в стране, чтобы работать и учиться (за исключением обучения на срок менее 1,5 месяца), и лица, их сопровождающие

Лица, покидающие страну с целью работать или учиться (за исключением обучения сроком менее 1,5 месяца), и лица, их сопровождающие

Чехословакия

Лица, которые предполагают получить чехословацкое гражданство с целью постоянного проживания

Лица, которые предполагают окончательно устроиться в другой стране

Югославия

Национальные граждане, которые возвращаются в страну после пребывания за границей, и иностранцы, получившие разрешение на жительство

Лица, которые уезжают в целях устройства в другой стране

Куба

Лица, въезжающие в страну в целях окончательного в ней устройства

Лица, покидающие страну окончательно

США

Иностранцы, допущенные на законных основаниях с целью их постоянного проживания в стране

Не определяют

Германия

Лица, пересекающие границу с намерением устроиться в стране

Лица, покидающие страну после прекращения в ней жительства

Франция

Владельцы трудовых контрактов на срок не менее 1 года и члены их семей

Алжирские выходцы, возвращающиеся в Алжир

Великобритания

Лица, которые предполагают жить в стране, по крайней мере, 1 год после проживания за границей в течение года и более

Лица, предполагающие устроиться в другой стране на срок менее 1 года после проживания в стране в течение года и более

Италия

Итальянские трудящиеся, которые возвращаются в страну после пребывания за границей

Итальянские граждане, покидающие страну из-за различных соображений

Швеция

Лица, которые предполагают быть в стране, по крайней мере, 1 год

Лица, которые предполагают устроиться в другой стране на постоянное жительство

Австралия

Лица, которые въезжают в страну в целях постоянного в ней жительства

Лица, покидающие страну с намерением постоянного устройства за границей, граждане, покидающие страну на срок 12 месяцев и более

Япония

Национальные граждане и иностранцы, приезжающие из-за границы

Национальные граждане и иностранцы, которые покидают страну, чтобы устроиться за границей

Саудовская Аравия

Иностранцы, которые въезжают в страну

Иностранцы, покидающие страну


 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Занятия мигрантов на родине перед выездом на работу в Россию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Уровень образования трудовых мигрантов

 

 


Информация о работе Международная миграция рабочей силы и её регулирование