Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 19:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение международной миграции рабочей силы и её регулирование.
Объектом исследования является миграция рабочей силы.
Предметом данного исследования является регулирование международной миграции рабочей силы.
Введение……………………………………………………………………..3-4;
1. Сущность международной миграции…………………………….……5-16;
1.1. Причины и виды международной миграции…………………………5-9;
1.2. Основные направления международной миграции………………...9-12;
1.3. Количественные показатели миграции………………………….…12-14;
1.4. Последствия трудовой миграции для стран-доноров и принимающих стран……………………………………………………………………….14-16;
2. Современные миграционные процессы……………………………...17-22;
2.1. Масштабы современной международной трудовой миграции…...17-18;
2.2. Миграционные процессы в России…………………………………19-22;
3. Государственное регулирование трудовой миграции………………23-28;
3.1. Иммиграционная политика………………………………………….23-25;
3.2. Эмиграционная политика……………………………………………25-27;
3.3. Регулирование миграции в России………………………………….27-28;
Заключение………………………………………………………………..29-30;
Список литературы……………………………………………………….31-32;
7. выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.
В рекомендациях 86 «О трудящихся-мигрантах» в статье 20 записано: «Когда сохранившие свое гражданство трудящиеся-мигранты или члены их семей возвращаются на родину, данное государство должно предоставлять им право на любые находящиеся в силе виды помощи неимущим и безработным, а также право воспользоваться мероприятиями по трудоустройству безработных путем освобождения их от всякого предварительного условия проживания или работы в данной стране или местности».
Границы СССР для миграционных потоков практически
были закрыты. 20 мая 1991 г. Верховным Советом
СССР был принят закон «О порядке выезда
из СССР и въезда в СССР граждан СССР»,
вступающий в силу
с 1993 г., который предоставлял гражданам
страны возможность выезжать, жить и работать
за границей. Он стал правовой основой
В дальнейшем в целях регулирования миграционных потоков в Россию и регламентирования использования в стране иностранной рабочей силы были приняты указы Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. Эти указы имели целью обеспечить приоритетное право граждан России на занятие вакантных рабочих мест, установить определенные процедуры, правила и квоты на привлечение иностранной рабочей силы и навести порядок в процессе въезда иностранных граждан на территорию России.
Регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная миграционная служба, созданная в соответствии с Указом Президента РФ.
15 января 2007 года значительно изменилось миграционное законодательство: вступили в силу Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" и поправки в Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ". В соответствие с законами, упростился процесс регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства. В частности, установился уведомительный порядок миграционного учета, произошел ввод преимущества для граждан тех стран, с которыми у России установлен безвизовый режим. В первую очередь, это касается государств СНГ. Одновременно изменился механизм миграционных квот, которые учитывают не только количественные, но и качественные характеристики, профессию, квалификацию, состояние здоровье, а также региональные особенности российского рынка труда.
Исследование процессов международной миграции рабочей силы на современном этапе развития мировой экономики дает возможность сделать некоторые выводы.
Проделанная работа в области теоретических аспектов международной трудовой миграции показала, что
· существует классификация форм трудовой миграции, с помощью которой можно определить характер миграционных потоков;
· основными причинами трудовой миграции являются экономические причины;
· точками притяжения наибольших потоков мигрантов являются такие страны как США, Канада, Австралия и страны Зарубежной Европы;
· существует система количественных показателей миграции, которая включает в себя три статьи: трудовой доход мигранта, перемещение мигрантов и их переводы на родину;
· иммиграция в большей степени положительно влияет на экономику принимающих стран, в то время как эмиграция напротив – оказывает, в основном, негативное воздействие. Это можно объяснить тем, что основным направлением иммиграции являются развитые страны, а источником эмиграции – развивающиеся.
Анализ современных миграционных процессов выявил, что
· в настоящее время в мире около 200 млн. человек являются мигрантами;
· миграция рабочей силы как форма международного сотрудничества в России появилась сравнительно недавно, однако за последние годы наблюдается динамичный рост численности мигрантов. Легально в стране сегодня работают около 2,5 млн. иммигрантов, нелегальная часть составляет 5-7 млн. человек.
· трудовые мигранты не оказывают отрицательного воздействия на рынок труда Белгородской области. Каждый год в область приезжают порядка нескольких сотен тысяч иностранных граждан.
Изучение методов целей, задач и методов государственного регулирования позволило сделать выводы о том, что
· государственное регулирование трудовой миграции является необходимым элементом экономической политики любой страны и проявляется в виде иммиграционной или эмиграционной политики;
· выделяют три основных направления иммиграционной политики: ограничение срока пребывания иммигранта в стране, политика без ограничения срока пребывания и разрешение на постоянное жительство с правом получения гражданства данной страны. Однако большинство стран используют селективный подход – разрешение на беспрепятственный въезд самым «нужным» работникам.
· существует четыре основных направления эмиграционной политики: стимулирование трудовой миграции, ограничение трудовой миграции, создание условий для реэмиграции и создание условий для адаптации реэмигрантов на родине;
· регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная миграционная служба. В начале 2007 г. значительно изменилось миграционное законодательство: упростился процесс регистрации иностранных граждан, изменилась система миграционных квот.
Итогом данного исследования является определение международной миграции рабочей силы как основы функционирования мирового рынка труда и одного из наиболее сложных элементов международных экономических отношений.
1. «Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС» от 9 декабря 1989 г.
2. Рекомендация №86 Международной организации труда «О трудящихся-мигрантах» от 1 июля 1949 г.
3. Закон РФ «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР» от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ
4. Указ Президента РФ
«О мерах по введению
5. Указ Президента РФ
«О привлечении и
6. Закон РФ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ
7. Поправки к закону
РФ «О правовом положении
8. Басовский Л.Е. Мировая экономика: Курс лекций – М.: ИНФРА-М, 2005. –
9. Борисов В.А. Демография: Учебное пособие – М., 2001.
10. Бутов В.И. Демография: Учебное пособие/Под ред. В.Г.Игнатова – М.: МарТ, 2003.
11. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003.
12. Пузакова Е.П. Мировая
экономика и международные
13. Международные экономические отношения: Учебное пособие для вузов/Под ред. Л.Е.Стровского – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003.
14. Мировая экономика: тенденции 90-х годов/Под ред. И.С.Королева – М.: Наука, 1999.
15. Экономика: Учебник/Под ред. А.С.Булатова – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2005.
16. Глущенко Г.И. Миграция и развитие: мировые тенденции // Вопросы статистики. 2008. №2
17. Рыбаковский О. Миграционный опыт и миграционные установки // Социальная и демографическая политика. 2007. №6
18. Рязанцев С. Миграция населения // Социальная и демографическая политика. 2007. №2
19. Иноземцев В. «Мы, европейский народ», Ведомости. 2008. http://www.demoscope.ru
20. Коршунов А., Экономика и жизнь. 2007. http://www.demoscope.ru
21. Сас И. «Открытые двери или проходной двор?», Независимая газета. 2008. http://www.demoscope.ru
22. Серков Д. «Трудовые резервы», Итоги. 2008. http://www.demoscope.ru
23. Тюрюканова Е. «Трудовая миграция в Россию». 2008. http://www.demoscope.ru
24. Интервью со спикером Госдумы Борисом Грызловым. 2007. http://www.demoscope.ru
Краткое определение понятий «иммигрант» и «эмигрант» в некоторых странах
Страны |
Понятие «иммигрант» |
Понятие «эмигрант» |
Болгария |
Лица, которые приезжают из-за границы с намерением устроиться в стране |
Лица, покидающие страну окончательно и устраивающиеся за границей |
Венгрия |
Иностранцы, которые предполагают получить венгерское гражданство, и венгерские подданные, возвращающиеся по эмиграции |
Национальные граждане, желающие устроиться за границей и сменить гражданство |
Польша |
Лица, живущие прежде за границей и желающие устроиться в стране на постоянное жительство |
Лица, покидающие страну окончательно |
Россия |
Лица, приезжающие с целью устроиться в стране, чтобы работать и учиться (за исключением обучения на срок менее 1,5 месяца), и лица, их сопровождающие |
Лица, покидающие страну с целью работать или учиться (за исключением обучения сроком менее 1,5 месяца), и лица, их сопровождающие |
Чехословакия |
Лица, которые предполагают получить чехословацкое гражданство с целью постоянного проживания |
Лица, которые предполагают окончательно устроиться в другой стране |
Югославия |
Национальные граждане, которые возвращаются в страну после пребывания за границей, и иностранцы, получившие разрешение на жительство |
Лица, которые уезжают в целях устройства в другой стране |
Куба |
Лица, въезжающие в страну в целях окончательного в ней устройства |
Лица, покидающие страну окончательно |
США |
Иностранцы, допущенные на законных основаниях с целью их постоянного проживания в стране |
Не определяют |
Германия |
Лица, пересекающие границу с намерением устроиться в стране |
Лица, покидающие страну после прекращения в ней жительства |
Франция |
Владельцы трудовых контрактов на срок не менее 1 года и члены их семей |
Алжирские выходцы, возвращающиеся в Алжир |
Великобритания |
Лица, которые предполагают жить в стране, по крайней мере, 1 год после проживания за границей в течение года и более |
Лица, предполагающие устроиться в другой стране на срок менее 1 года после проживания в стране в течение года и более |
Италия |
Итальянские трудящиеся, которые возвращаются в страну после пребывания за границей |
Итальянские граждане, покидающие страну из-за различных соображений |
Швеция |
Лица, которые предполагают быть в стране, по крайней мере, 1 год |
Лица, которые предполагают устроиться в другой стране на постоянное жительство |
Австралия |
Лица, которые въезжают в страну в целях постоянного в ней жительства |
Лица, покидающие страну с намерением постоянного устройства за границей, граждане, покидающие страну на срок 12 месяцев и более |
Япония |
Национальные граждане и иностранцы, приезжающие из-за границы |
Национальные граждане и иностранцы, которые покидают страну, чтобы устроиться за границей |
Саудовская Аравия |
Иностранцы, которые въезжают в страну |
Иностранцы, покидающие страну |
Занятия мигрантов на родине перед выездом на работу в Россию
Уровень образования трудовых мигрантов
Информация о работе Международная миграция рабочей силы и её регулирование