Международная миграция трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть, что такое международная миграция рабочей силы. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность и причины возникновения международной миграции рабочей силы.
Описать ее виды и направления.
Рассмотреть механизмы государственного регулирования миграции рабочей силы в России и зарубежных странах.
Выявить последствия международной миграции рабочей силы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………….3
1. Теория международной трудовой миграции…………………………………………4-6
1.1. Сущность и причины возникновения международной миграции
рабочей силы………………………………………………………………4
1.2. Основные направления и центры трудовой миграции……………….4-5
1.3. Виды международной трудовой миграции…………………………....5-6
2. Международно-правовые основы международной миграции рабочей силы…6-8
3. Последствия международной миграции рабочей силы………………………...8-9
4. Россия на международном рынке труда……………………………………………9-11
Заключение……………………..…………………………………………………………12
Список использованной литературы……………………………………………………13
Приложение…………………………………………………………………………....14-15

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА ПО МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Соответствующие документы международных  организаций имеют большое значение применительно к национальному  законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.

«Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах  является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:

• организацией бесплатных служб  для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);

• принятием мер против недостоверной  информации и пропаганды в отношении  вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);

• принятием мер, облегчающих все  стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);

• организацией соответствующих медицинских  служб (ст. 5);

• разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов (ст. 9)»7.

Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения и условий труда  мигрантов, еще одно – вопросов ввоза  мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В приложении 1, в частности, указывается, что посреднической деятельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься:

• наниматель или лицо, находящееся  у него на службе и действующее  от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под  их контролем;

• частное агентство, получившее на это предварительное разрешение компетентных властей территории, на которой данные операции будут производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами принимающей и направляющей стран.

В данной Конвенции также указывается, что лицо или организация, способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию. В ней подчеркивается также необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

Документы МОТ провозглашают равенство  мигрантов с гражданами страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, – возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

Статья 9 Конвенции № 97 «О равноправии граждан страны и иностранцев в области возмещения трудящимся при несчастных случаях» закрепляет право трудящегося-мигранта на свободный перевод полученных валютных средств на родину.

Международными стандартами  предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению образования.

Конвенция МОТ «О равноправии граждан страны и  иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения», принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п».8

Согласно Конвенции МОТ 1975 г. «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения», государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей.

Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., «О трудящихся-мигрантах» изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения. Назначение данной Конвенции – координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

Ратификация заинтересованными государствами  международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления.

3. Последствия международной миграции рабочей силы.

Как и любое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы. Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как  правило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку. Привлечение малообразованной, неквалифицированной рабочей силы создает для местного населения возможность заниматься более интеллектуальным трудом.

Миграция обеспечивает также некоторое омоложение населения, поскольку средний возраст мигрантов чаще всего меньше, чем коренного населения. К тому же у иммигрантов обычно больше детей. Правда, однозначно судить о влиянии миграции на демографические процессы нельзя.

Миграция обычно сопровождается усилением  безработицы в странах-импортерах рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты труда (иммигранты готовы работать за низкую зарплату). В районах массового проживания иностранцев нередко ухудшается криминогенная обстановка. В последнее время увеличивается нелегальная трудовая миграция; незаконные иммигранты стараются как можно дольше оставаться в принимающей стране после окончания действия трудовых договоров, вовлекаясь в теневую экономику (включая торговлю оружием и наркотиками). Социальная защита иностранных рабочих, несмотря на принятую МОТ Конвенцию  «О защите трудящихся-мигрантов» оставляет желать много лучшего. Правда, надо иметь в виду, что удельный вес иммигрантов в общей численности занятых невелик.

Трудящиеся-мигранты во все времена  и во всех странах подвергались и  подвергаются дискриминации. Она касается всех аспектов: занятости, зарплаты, социальных выплат и льгот и т.п. Известно, что мигрантам труднее, чем коренным жителям получить рабочие места, за исключением самых малопривлекательных.

По данным обследования, проведенного ЕС, в 1989 г. «40% иностранцев, работающих в Испании, не могли трудоустроиться по своей квалификации»9. При этом иммигрантам реже, чем коренным рабочим, предоставляется возможность профессионального обучения и повышения квалификации. Заработная плата мигрантов по сравнению с коренными жителями, занятыми на одинаковых работах, как правило, занижена. Результаты исследований, проведенных в ФРГ, показали, что среднечасовая оплата иммигрантов на 10% ниже, чем немцев. Последние получали более высокие премии и выгодные сверхурочные работы.

Еще сложнее дело обстоит с различными социальными выплатами. По оценкам  специалистов, «11 млн. рабочих-эмигрантов в США зарабатывают за год примерно 240 млрд. долл. и платят 90 млрд. долл. налогов, получая при этом различных социальных выплат всего на 5 млрд. долл»10.

4. Россия на международном рынке труда

Вхождение России как равноправного  партнера в мировое экономическое  сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы.

Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, Россия лишь в начале 90-х гг. осознала возможности экспорта своей рабочей  силы.

С принятием Закона "О занятости  населения в Российской Федерации" (1991 г.) всем гражданам России предоставлено право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя себе работу за границей.

Внешняя миграция усилилась в 1993 г.  в связи с распадом СССР и свободным въездом в Россию граждан из бывших союзных республик, где экономическое и социальное положение большинства населения было гораздо хуже. Но это лишь одна причина. Другая состоит в дискриминации русскоязычного населения в постсоветских государствах.

Одна из особенностей сегодняшней  России – в значительных масштабах  как иммиграции, так и эмиграции. При этом в течение всего десятилетия  преимущественное значение имела иммиграция из стран СНГ и Балтии. Когда в России с 1992 года началась естественная убыль населения, отчасти ее удалось компенсировать весьма значительным по мировым меркам притоком населения и рабочей силы из соседних стран. В этом отношении Россия опережала такие известные центры иммиграции, как США и Канада, хотя немного отставала от Германии.

Наибольший прирост населения  России произошел за счет миграционных потоков из Казахстана и Украины. В составе мигрантов  преобладали  вынужденные переселенцы и беженцы: в конце 2000 г. их численность (имеются в виду зарегистрированные) составляла около 1 млн. человек. Фактически же их было значительно больше.

Основными местами поселения стали  Оренбургская, Белгородская, Новосибирская  области, Ставропольский и Алтайский  края, республики Ингушетия и Северная Осетия - Алания. Большинство вынужденных переселенцев и беженцев испытывают значительные трудности материального и морального характера, для многих не хватает рабочих мест, жилья. Средств для осуществления федеральной миграционной программы хронически недостает.

Миграционные процессы, связанные  со странами дальнего зарубежья, определяются тенденцией превышения показателей  эмиграции над показателями иммиграции. Общее сальдо миграции по всем направлениям за 1991-1999 гг. составило 3173 тыс. человек. Если учесть, что за этот период естественная убыль населения из-за превышения смертности над рождаемостью – более 5826 млн. человек, то можно констатировать: иммиграция позволила не менее чем наполовину восполнить общее сокращение численности населения. Хотя за последние годы число прибывающих из стран СНГ и Балтии и положительное сальдо миграции существенно сократилось, тем не менее Россия остается крупным иммиграционным центром Европы. Размеры же эмиграции в страны дальнего зарубежья существенно не меняются.

Выезжают чаще всего немцы, евреи  и русские. Что касается принимающих  стран, то это в основном Германия, Израиль и США.

Эмиграция из России, казалось бы, не столь значительна, но ее отрицательные  последствия весьма существенны: происходит утечка «умов» и «талантов». Уезжают крупные ученые, квалифицированные специалисты, известные артисты, выдающиеся спортсмены. Нередко они «увозят» не только свой личный опыт или научный потенциал, но и то, что создано и накоплено целыми коллективами, где они работали. Оценить эти потери довольно трудно, но счет, безусловно, идет на сотни миллионов долларов.

Главной особенностью российской эмиграции  рабочей силы является почти 50-ти процентный возврат выехавших на заработки. С учетом того, что по оценкам  Госкомстата размер трудовой эмиграции из России составляет 250 тыс. человек ежегодно, это означает, что страна ежегодно теряет от 100 до 125 тыс. человек квалифицированной рабочей силы. В то же время показатель возвращаемости из числа студентов и бизнесменов, выезжающих за границу для обучения и повышения квалификации (в среднем свыше 25 тыс. человек ежегодно), значительно ниже, чем для общего потока трудовой эмиграции, что, с учетом их возраста и современного образования, приводит к ухудшению характеристик трудового потенциала России. Тем не менее,  отмечается, что отъезжающие имели значительно более высокий уровень образования и квалификации по сравнению со средним уровнем населения страны в целом. (см. Приложение, таб.6)

Особое значение имеют последствия  трудовой иммиграции. Ежегодно в Россию из дальнего и ближнего зарубежья прибывают значительные контингенты работников главным образом на временные работы. Чаще всего это рабочие высокой квалификации: рабочие-строители, специалисты сельского и лесного хозяйства, промышленности, торговли. Главные страны-экспортеры рабочей силы в ближнем зарубежье – Украина, Молдавия, Грузия и Армения; в дальнем зарубежье – Турция, Китай, страны бывшей Югославии, Вьетнам. Вообще же в Россию едут  в поисках работы граждане более чем 100 стран (см. Приложение, таб.1). Их общая численность, как уж было указано выше, достигла 250 тыс. человек, распределяясь примерно наполовину между странами ближнего и дальнего зарубежья.

Иностранная рабочая сила привлекается практически во все экономические районы страны, но в большей степени в Центральный, Западно-Сибирский и Дальневосточный. В последние годы увеличилось количество и доля рабочих и специалистов, прибывающих из дальнего зарубежья, в частности, из развитых  стран, в том числе США и Великобритании. Правовая основа данного процесса определена Указом Президента «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы». Для обеспечения прав российских граждан за границей заключены соглашения с Германией, Польшей, Словакией, Китаем, Финляндией, Швейцарией и рядом других стран. Но это не исключает дискриминации мигрантов, нарушений международных трудовых норм и национального трудового законодательства.

Информация о работе Международная миграция трудовых ресурсов