Международная торговля России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть роль внешней торговли в экономическом и социальном развитии России.
Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты международной торговли.
2. Провести анализ внешней торговли России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические аспекты международной торговли………………..
1.1 Место международной торговли в системе международных экономических отношений……………………………………………………
1.2 Товарная и географическая структура мировой торговли……………...
1.3 Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности……
1.4 Международное регулирование международной торговли…………….
Глава 2. Анализ внешней торговли России………………………………….
2.1 Внешнеторговый оборот России…………………………………………
2.2 Внешняя торговля со странами дальнего зарубежья……………………
2.3 Внешняя торговля с государствами-участниками СНГ………………...
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………….
Приложения……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Международная торговля России.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретические  аспекты международной торговли………………..

5

1.1 Место международной  торговли в системе международных  экономических отношений……………………………………………………

 

5

1.2 Товарная  и географическая структура мировой торговли……………...

6

1.3 Роль государства  в регулировании внешнеторговой  деятельности……

7

1.4 Международное  регулирование международной торговли…………….

13

Глава 2. Анализ внешней торговли России………………………………….

14

2.1 Внешнеторговый  оборот России…………………………………………

14

2.2 Внешняя торговля  со странами дальнего зарубежья……………………

21

2.3 Внешняя торговля  с государствами-участниками СНГ………………...

26

Заключение…………………………………………………………………….

30

Список использованных источников……………………………………….

32

Приложения……………………………………………………………………

33


 

 

 

Введение

 

Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  экономические реформы в России и их неотъемлемый компонент - либерализация  внешней торговли - определили глобальные изменения торгово-экономического взаимодействия с зарубежными странами и их группировками на перспективу. В ходе осуществления преобразований Россия вырабатывала приоритеты своей торговой политики на основе объективных и общепринятых критериев, а их выбор носил свободный, непредвзятый и экономически обусловленный характер.

Россия на протяжении длительного времени была не только активным участником формирования европейского и мирового рынков, но и лидером  по отдельным статьям экспорта, особенно в конце XIX - начале XX вв. Существенные изменения произошли во второй половине XIX в., когда Россия как капиталистическая страна стала крупным потребителем промышленной продукции европейских стран и поставщиком продовольствия и сырья. В условиях динамичного движения России по цивилизованному пути западные промышленные страны стали интенсивно развивать свои экономические отношения с ней.

В начале XX в. (1904 - 1906 гг.) экспорт России, составлявший в сумме 994 млн. рублей, занимал третье место в общеевропейском торговом рейтинге после Германии (2340 млн. рублей) и США (2040 млн. рублей); на четвертом месте была Великобритания (950 млн. рублей). Приведенные цифры подтверждают возросший экономический потенциал царской России. Поступавшие из европейских стран промышленные капиталы ускорили развитие российской обрабатывающей промышленности.

В системе внешнеэкономических  приоритетов России взаимоотношения, например, со странами Центральной  и Восточной Европы по-прежнему занимают важное место. В конце 80 - начале 90-х  годов, как в России, так и в  восточноевропейском регионе в целом, как известно, произошли стремительные политико-экономические преобразования, направленность которых неизбежно повлекла за собой радикальные изменения в сфере экономики, в том числе ликвидацию СЭВ с его специфическими и во многом идеологизированными механизмами сотрудничества.

Достижение  поставленных целей тесно увязывалось  с созданием нового имиджа России как государства, покончившего с  идеологизацией своих взаимоотношений  и нацеленного на укрепление сотрудничества с другими странами в самых  различных сферах на основе общепризнанных международных норм и правил.

Предметом исследования в курсовой работе выступает внешняя  торговля России.

Объект исследования – внешняя торговля России в 2007-2010 гг.

Цель работы – раскрыть роль внешней торговли в экономическом и социальном развитии России.

Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические  аспекты международной торговли.

2. Провести анализ  внешней торговли России.

 

 

1. Теоретические  аспекты международной торговли

1.1 Место международной торговли в системе международных экономических отношений

 

Международная торговля представляет собой одну из форм международных экономических  отношений, которая возникла еще  в эпоху рабовладения, т. е. была исторически  первой, и наиболее развита сегодня.

Международная торговля — это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Иначе говоря, международная торговля — это сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

Внешняя торговля — это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Термин "внешняя торговля" применим только к отдельно взятой стране.

Международная торговля связывает национальные экономики в единую систему мирового рынка. Последний имеет принципиальные отличия от внутренних национальных рынков:

1) на мировой рынок поступают только конкурентоспособные товары;

2) действуют мировые цены, в основе которых лежит интернациональная стоимость (образуется при производстве товара в среднемировых общественно-нормальных условиях);

  1. он в большей степени подвержен монополизации (господство ТНК);
  2. решающее влияние могут оказывать не экономические, а политические факторы (например, политика в государстве, эмбарго и т. п.);

5) расчеты осуществляются в свободно-конвертируемой валюте и в международных счетных единицах. [10. C. 170]

В процессе международной  торговли возникает два направления  товаропотоков — экспорт и импорт.

Учет экспортных поставок осуществляется в ценах РОВ; учет импортных поставок — в ценах СIF. Показатели оценки экспортно-импортных поставок имеют важное значение для определения количественных и качественных характеристик внешней и международной торговли, таких, как: стоимостной и физический объем (товарооборот). Стоимостной объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли. Номинальный стоимостной объем международной торговли обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный объем международной торговли представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику. Приведенные показатели рассчитываются всеми странами в национальной валюте и переводятся в доллары США в целях международного сопоставления; [10. C. 174]

1.2 Товарная и географическая структура мировой торговли

 

Товарная структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте. На сегодняшний день в мире насчитывается свыше 20 млн видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, а число промежуточных изделий достигает фантастических масштабов. Кроме того, по оценкам Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации, насчитывается более 600 видов услуг;

Географическая  структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура — данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе. Организационная географическая структура — данные о международной торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям (например, страны-экспортеры нефти). Ориентируясь на эти характеристики, в дальнейшем будут определены масштабы развития международной торговли, структура субъектов, участвующих в ней, и классификация объектов, являющихся предметом международной купли-продажи. [10. C. 174]

Субъектами  международной торговли выступают  все государства мира, которые  в зависимости от уровня их экономического развития подразделяются на группы: страны с развитой рыночной экономикой (24 страны с высоким уровнем доходов на душу населения, в т.ч. "большая семерка"), развивающиеся страны (132 страны с низким и средним уровнем доходов на душу населения) и страны с переходной экономикой (бывшие социалистические страны Восточной Европы и СССР).

Кроме того, в  современных условиях усиление интернационализации  производственной сферы мировой  экономики выдвигает в качестве одного из важнейших субъектов международной торговли транснациональные и многонациональные компании (ТНК и МНК).

1.3 Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности

международный торговля экспорт импорт

Государственное регулирование внешней торговли может быть односторонним — без  согласований и консультаций с торговыми партнерами; двусторонним — согласование торговой политики с торгующими странами; многосторонним — когда торговая политика согласовывается многосторонними актами (соглашения в сфере торговли стран Евросоюза).

Различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли. [10. C. 177]

Свобода торговли означает минимальное вмешательство государства во внешнюю торговлю. Протекционизм — это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Тарифные методы регулирования внешней торговли — это установление тарифных квот и таможенных пошлин (регулируется преимущественно импорт). Все прочие методы — нетарифные. Относительно открытым считается торговый режим, при котором средний уровень импортных таможенных обложений — менее 10%, а квотированных — менее 25% импорта.

Нетарифные  методы подразделяются на количественные — квотирование, лицензирование, ограничения; скрытые — госзакупки, технические барьеры, налоги и сборы, требование о содержании местных компонентов; финансовые — субсидии, кредитование, демпинг (для экспорта).

Таможенный  тариф — перечень товаров и  система ставок, по которым они  облагаются пошлинами.

Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являются условием импорта или экспорта.

Таможенные  пошлины выполняют три основные функции: фискальную; протекционистскую; балансировочную (для предотвращения экспорта нежелательных товаров).

Различают следующие  виды таможенных пошлин:

1. По способу взимания: адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара; комбинированные — сочетание адвалорного и специфического видов пошлин (например, 20% таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 тонну).

Применение  адвалорных пошлин связано с субъективностью  оценок таможенной стоимости товара, что оставляет место для злоупотреблений. Специфические пошлины накладываются на стандартизированные товары и имеют преимущество, так как просты в администрировании. Уровень таможенных пошлин сильно зависит от цен на товары. [10. C. 177]

2. По объекту обложения: импортные; экспортные; транзитные (используются как средства торговой войны).

3. По характеру: сезонные — срок действия — от 1 месяца до 1 года (срок действия обычных тарифов на данный товар приостанавливается); антидемпинговые — применяются при ввозе товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если это наносит экономический ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства таких товаров; компенсационные — накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.

4. По происхождению: автономные — односторонние на основании решения органов государственной власти; конвенциональные — на базе двух- или многосторонних соглашений; преференциальные — на товары из развивающихся стран для поддержки их экономического развития за счет экспорта.

5. По типам  ставок: постоянные; переменные — изменяются при изменении мировых цен.

6. По способу вычисления: номинальные — указанные в тарифах; эффективные — уровень пошлин определяется с учетом пошлин, наложенных на узлы и детали товаров.

Пошлина накладывается  на таможенную стоимость товара. Таможенная стоимость товара — нормальная, складывающаяся на открытом рынке между  независимым продавцом и покупателем  цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.

Таможенная  стоимость товаров, импортируемых  в США, исчисляется на базе цены ФОБ, т. е. той цены, по которой они продаются  в стране отправки. В ЕС таможенная стоимость товара оценивается на базе СИФ, т. е. пошлина цены товара включает цену транспортировки до порта назначения и цену страхования. [10. C. 180]

В Российской Федерации  таможенный тариф основывается на принятой в международной практике системе  классификации товаров.

Информация о работе Международная торговля России