Международная торговля: структура, динамика, ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 20:08, контрольная работа

Описание работы

Международная торговля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.
Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.
Термин международная торговля впервые использовал в XII веке итальянский ученый-экономист Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии» .

Содержание работы

Понятие международной торговли……………………………...3
Структура международной торговли……………………………4
Динамика международной торговли…………………………….6
Ценообразование международной торговли…………………….9
Список литературы………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Мировая экономика-.docx

— 38.33 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 Российский  государственный торгово-экономический  университет

челябинский институт (филиал)

 

 

контрольная работа

 

по дисциплине «Мировая экономика»

вариант -7

Тема: «Международная торговля: структура, динамика, ценообразование.»

 

 

 

 

   Выполнила:  студентка 2 курса

   специальности «Экономики  и управления на предприятии  торговли

   и общественного  питания» заочной формы обучения

   шифр 

 

 

   Проверил: Пряников.Б.П                                                  

                                                                   

       

 

                                            

 

 

 

Челябинск - 2012

Содержание:

 

Понятие международной торговли……………………………...3

Структура международной торговли……………………………4

Динамика международной торговли…………………………….6

Ценообразование международной торговли…………………….9

Список литературы………………………………………………17

 

Понятие международной торговли

 

Международная торговля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.

Термин международная торговля впервые использовал в XII веке итальянский ученый-экономист Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии»1.

Международная торговля — это обмен товарами и услугами между разными странами, связанный со всеобщей интернационализацией хозяйственной жизни и интенсификацией международного разделения труда в условиях научно-технической революции.

Внешняя торговля возникла в глубокой древности. В формациях, основанных на натуральном хозяйстве, в международный обмен поступала небольшая часть продуктов, главным образом предметы роскоши, пряности, некоторые виды минерального сырья.                  

Мощным стимулом развития международной торговли стал переход от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям, а также создание национальных государств, установление производственных связей как внутри стран, так и между ними.

Создание крупной промышленности позволило сделать качественный скачок в развитии производительных сил в международной торговле. Это привело к увеличению масштабов производства и улучшению транспортировки товаров, т.е. были созданы предпосылки для расширения хозяйственных и торговых связей между странами, а вместе с тем усилило необходимость расширения международной торговли. На современном этапе международная торговля является наиболее развитой формой международных экономических отношений. Необходимость ее обусловлена следующими факторами:

 во-первых, образованием мирового рынка как одной из исторических предпосылок капиталистического способа производства;

во-вторых, неравномерностью развития отдельных отраслей в разных странах; продукция наиболее динамично развивающихся отраслей, которую невозможно реализовать на внутреннем рынке, вывозится за границу;

в-третьих, тенденцией, возникшей на нынешнем этапе развития  экономики к безграничному расширению размеров производства, тогда как емкость внутреннего рынка ограничена платежеспособным спросом населения. Поэтому производство неизбежно перерастает границы внутреннего спроса, и предприниматели каждой страны ведут упорную борьбу за внешние рынки.

Следовательно, заинтересованность отдельных стран в расширении своих международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на внешних рынках, необходимостью получения определенных товаров извне и, наконец, стремлением извлечь более высокую прибыль в связи с использованием дешевой рабочей силы и сырья развивающихся стран2.

 

 

 

Структура международной торговли.

 

Структура международной торговли включает в себя импорт и экспорт товаров, а соотношение между ними называется торговым балансом.

Товарная структура международной торговли изменяется и подвержена воздействию НТР, а также углубления разделения труда. В данный момент самое большое значение в международной торговле имеет так продукция, которая принадлежит обрабатывающей промышленности. Оборудование, машины, химическая продукция, транспортные средства - вот те виды продукции, доля которых растет особенно быстро. А торговля высокотехнологичной продукцией и наукоемкими товарами развивается очень динамично. Это стимулирует обмен услугами между странами, особенно теми, которые имеют коммуникативный, производственный, финансово-кредитный и научно-технический характер. Мировая торговля товарами производственного назначения стимулируется торговлей услугами (лизинговыми, консалтинговыми, информационно-вычислительными, инжиниринговыми).

Структура международной торговли указывает соотношение в общем объеме каких-либо частей, зависящее от избранного признака. Общая структура международной торговли показывает соотношение импорта и экспорта в долях или процентах. В денежном выражении доля экспорта всегда меньше, чем доля импорта. А в физическом объеме данное соотношение равняется единице. Товарная же структура международной торговли показывает,  какова доля тех или иных товаров в ее общем объеме.

Некоторые товары вообще не участвуют в мировом товарообороте. Поэтому все они подразделяются на неторгуемые и торгуемые. Первая группа - это те, которые в силу разных причин (стратегическая важность для страны, неконкурентоспособность) не перемещаются между разными странами. А первая группа - товары, которые могут свободно перемещаться. 

Когда структура международной торговли характеризуется специалистами, выделяют две группы товаров: готовая продукция и сырье.

Географическая структура международной торговли характеризуется распределением товарооборота по направлениям различных товарных потоков. В настоящее время наблюдается такая ситуация, что страны, являющиеся развитыми промышленно и имеющие более развитую экономику, больше всего торгуют друг с другом. Развивающиеся страны ориентированы на рынки тех стран, которые промышленно развиты. 25 процентов мирового товарооборота - такова доля их в мировой торговле. В последнее время все большую роль играют страны, называемые новыми индустриальными (азиатские), а вот страны-экспортеры нефти утрачивают свое значение в мировой торговле.

Международная торговля имеет разные формы. По количеству предметов она бывает одно- и многопредметная. Существует разделение и по количеству сторон на двухстороннюю и многостороннюю. По территориальному охвату мировая торговля делится на локальную, региональную, межрегиональную и глобальную. Существует и разделение по структуре связей на внутрифирменную, внутриотраслевую, межотраслевую, горизонтальную, вертикальную и смешанную.

В настоящее время международной торговле отведена важная роль в хозяйственном развитии многих стран, а также регионов и мирового сообщества. Внешняя торговля нынче считается мощнейшим фактором роста экономики. И теперь многие страны сильно зависят от международного товарообмена. На столь динамичный рост международной торговли оказывают влияние такие факторы, как интернационализация производства, развитие разделения труда между странами, деятельность и существование транснациональных корпораций ТНК, а также НТР3.

 

Динамика международной торговли

Современное состояние общественного разделения труда наделяет торговлю рядом новых специфических черт. Речь идет, прежде всего, о том, что современная международная торговля отражает не только обмен традиционными товарами, но и движение новых товарных форм.

Традиционные товары. К традиционным товарам можно условно отнести: товар-продукт, товар-услуга.

Товар-продукт. Первоначально наибольший удельный вес в мировом товарном обращении занимали товары, материализованные в продуктах Традиционный товар-продукт включает два основных компонента топливо-сырьевые и сельскохозяйственные товары; промышленные товары, машины и оборудование. Динамика международной торговли традиционными товарами-продуктами такова, что удельный вес промышленных товаров, машин и оборудования возрастает. Это вызвано тремя основными причинами:

1. Усилением международного  разделения труда между развитыми  странами, что позволяет:

а) произвести структурную перестройку экономики;

6) увеличить долю наукоемких  отраслей;

в) значительно сократить потребление сырья и топлива;

г) увеличить производство новых промышленных товаров, машин и оборудования.

2. Ростом удельного веса  развивающихся стран в качестве  экспортеров готовых изделий  и полуфабрикатов в развитые  страны

3. Модернизацией сельского  хозяйства и индустриализацией  развивающихся стран. Это влечет  за собой значительное увеличение  производства и потребления сырья, продовольствия, топлива что фактически  означает:

а) увеличение ресурсной базы под развитие добычи полезных ископаемых (преимущественно экспорт из развитых стран);

б) увеличение ресурсной базы для обеспечения развивающихся стран продовольствием (преимущественно экспорт из развитых стран).

Товар-услуга. Товар-услуга включает в себя следующие компоненты:

1. Производственные услуги:

- ноу-хау,

- лицензии;

- транспортные услуги;

- инжиниринговые услуги и т.д.

2. Услуги потребительского характера:

- туризм;

- социально-культурные услуги (образование, здравоохранение, спорт и т.д.).

Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с торговлей товаром-продуктом.

1.Услуги, в отличие от  товаров, производятся и потребляются  в основном одновременно и  не подлежат хранению. Поэтому  большинство видов услуг базируется  на прямых контактах между  их производителями и потребителями.

2. Сфера услуг обычно  больше защищается государством  от иностранной конкуренции, чем  продукты сферы собственно материального  производства.

Перед международной торговлей услугами встает большее количество таможенных барьеров, чем перед торговлей обычными товарами.

3. Не все виды услуг, в отличие от товара-продукта, могут быть широко вовлечены  в международный хозяйственный  оборот. Так, например, вряд ли можно  рассчитывать на заметный рост  торговли коммунальными и бытовыми  услугами.

Мировой рынок товаров и услуг - это важный сегмент международной торговли, который преимущественно базируется на международном разделении труда, на отношениях, связанных с перемещением этих традиционных товаров за пределы национальных границ отдельных государств.

Согласно классификации ООН, этот рынок географически может быть структурирован так:

- Рынок Европы; - Рынок  Латинской Америки;

- Рынок Азии; - Рынок Северной  Америки;

- Рынок Африки; - Рынок  Австралии.

Каждая из выделенных структур может, в свою очередь, также структурирована в соответствии с международными экономическими группировками, отдельными странами4.

 

Ценообразование международной торговли

 

Ценообразование на международном рынке в целом подчиняется тем же законам, что и ценообразование на внутреннем рынке. Вместе с тем имеются свои особенности, связанные с гораздо более сложным характером конъюнктуры.

  Для международной торговли характерна множественность цеп. т.е. цены на одинаковый товар в одно и то же время могут заметно различаться. Один и тот же товар может продаваться но различным ценам в зависимости от места и времени его продажи, от условий коммерческой сделки, валюты платежа, характера рынка и источников неновой информации, а также от взаимоотношений между продавцом и покупателем.

  Во внешнеторговых операциях используются различные виды цен.

 Мировые цены —  цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, совершаемых на обычных коммерческих условиях за наличные в определенных центрах международной торговли известными фирмами — экспортерами и импортерами соответствующей продукции; в этом качестве могут выступать и котировки крупных бирж. На мировые цены так или иначе ориентируются все участники рынка.

  Базисные цены — отражают общее направление динамики цен за прел- шествующий период, их можно использовать при заключении контрактов на срочную поставку небольших партий товаров, а при установлении более стабильных торговых связей базисные цены подлежат дальнейшему угоргованию с целью применения различных скидок или надбавок к ним. В качестве базисных могут использоваться на практике справочные цены (данные о ценах, которые сложились на сегодняшний день на мировом рынке, публикуемые в прессе или в специальных справочниках), прейскурантные цены (публикуемые в прейскурантах) или расчетные цены (рассчитываются на основании косвенных данных либо заинтересованными фирмами, либо специальными организациями, которые потом данной информацией торгуют в условиях, когда прямая информация по каким-либо причинам отсутствует).

 Цена каталога (проспекта) — разновидность цен, применяемых  во внутренней и внешней торговле, в особенности готовыми изделиями, машинами и оборудованием. Эти  цены относятся к справочным  ценам, близки к ценам производителя, публикуются нерегулярно, как правило, продавцом (экспортером).

 Цены закупочные —  вид оптовых цен, по которым в ряде стран осуществляется закупка сельскохозяйственной продукции у государственных, кооперативных и частных сельскохозяйственных предприятий.

 Цены монопольные —  разновидность рыночных цеп товаров в международной торговле, связанная с использованием особых условий производства и реализации, обеспечивающих получение большей прибыли.

Информация о работе Международная торговля: структура, динамика, ценообразование