Международная торговля товарами. Внешняя торговля товарами в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:02, контрольная работа

Описание работы

В работе рассмотрены следующие вопросы: международная торговля товарами; внешняя торговля товарами в Республике Беларусь за 2009-2010 год.
Цель контрольной работы: дать понятие международной торговле товарами, изучить методы международной торговли, рассмотреть структуру международной торговли товарами, проанализировать внешнюю торговлю товарами в республике Беларусь за 2009-2010 год.
Объект контрольной работы: международная торговля товарами и внешняя торговля товарами в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Международная торговля товарами……………………………………4
2. Внешняя торговля товарами в Республике Беларусь………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….26

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 373.83 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1. Международная торговля  товарами……………………………………4

2. Внешняя торговля товарами в Республике Беларусь………………..12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 В контрольной работе  рассмотрены следующие вопросы: международная торговля товарами; внешняя торговля товарами в Республике Беларусь за 2009-2010 год.

Цель контрольной работы: дать понятие международной торговле товарами, изучить методы международной торговли, рассмотреть структуру международной торговли товарами, проанализировать внешнюю торговлю товарами в республике Беларусь за 2009-2010 год.

Объект контрольной работы: международная торговля товарами и внешняя торговля товарами в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Международная торговля товарами

 

Международная торговля товарами является исторически сложившейся  формой международных экономических  отношений. В настоящее время  международная торговля представляет собой обмен товарами и услугами между национальными хозяйствами различных стран.

Международная торговля стала прирастать быстрыми темпами  с возникновением крупной фабрично-заводской промышленности и машинного способа производства. В ее основе лежит международное разделение труда (МРТ), т. е. специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции, которыми эти страны, вступая в кооперацию, обмениваются между собой.

Необходимо заметить, что мировое хозяйство содержит в себе не только отдельные страны, но и различные социально-экономические системы и международные группировки. В структуре мирового хозяйства выделяют группу высокодоходных нефтеэкспортирующих стран (ОПЕК), а также различные региональные союзы государств (например, ЕЭС – Европейское экономическое сообщество, АТЭС – Азиатско-Тихоокеанский экономический совет, СНГ – Содружество Независимых Государств и т. д.)

Характеризуя тенденции  развития мирового хозяйства, необходимо отметить два направления его развития: 
1) центростремительная тенденция – преимущества специализации стимулируют предприятия, фирмы, страны в целом к взаимодействию; 
2) центробежная тенденция – возможности более богатого участника объединения иметь преимущества перед партнерами вызывают стремление к обособлению и независимости.

Среди факторов, стимулирующих  развитие МРТ и товарного обмена, можно выделить следующие четыре: 
1) социально-географические – это различия между странами по географическому положению, территории, численности и структуре населения, а также по их хозяйственному опыту, знаниям, навыкам, привычкам и традициям; 
2) природно-климатические – это различия между странами по климатическим условиям, обеспеченности пахотными землями, полезными ископаемыми, водными, лесными и другими ресурсами; 
3) технико-экономические – это различия между странами по уровню экономического и научно-технического развития; 
4) научно-технический прогресс усиливает необходимость МРТ прежде всего в том плане, что ведет к постоянному обновлению продукции, быстрому росту номенклатуры и технической сложности изделий.

Для отдельных стран  участие в международной торговле означает взаимодействие потоков вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров, количественное соотношение которых отражается в балансе внешней торговли страны, а разница абсолютных величин определяется как сальдо внешнейторговли.

Сумма экспорта и  импорта составляет внешнеторговый товарооборот страны. Обобщенное количественное представление о нем дает торговый баланс. Он отражает соотношение между денежными платежами и поступлениями по всем товарным операциям: импортным, экспортным, реэкспортным и реимпортным. Реэкспорт – это вывоз из страны товаров, ввезенных ранее из-за границы, без их переработки. Реимпортные операции связаны с обратным привозом из-за границы отечественных товаров, не подвергшихся там переработке. Это могут быть непроданные, забракованные товары и т. п. Превышение экспорта над импортом означает наличие положительного сальдо или активного внешнеторгового баланса. Превышение импорта над экспортом означает, что сальдо имеет отрицательное значение, а баланс внешней торговли характеризуется как пассивный.

Для оценки выгодности международной торговли для страны экономисты используют индекс условий торговли. Он показывает соотношение динамики экспортных и импортных цен.

Индекс условий  торговли – это частное от деления  индекса средних цен экспорта на индекс средних цен импорта  страны в отдельном промежутке времени. Если индекс условий торговли уменьшается, то это означает, что для закупки единицы импортного товара приходится расходовать все больше выручки от экспортируемых товаров.

Торговый баланс в свою очередь является составной  частью платежного баланса страны, который отражает товарные и все денежные операции страны с ее иностранными партнерами.

В платежный баланс, помимо торгового баланса, входят результаты многих других расчетов: 
1) платежи и поступления по услугам (почтовым, страховым и т. д.); 
2) расчеты по содержанию дипломатических служб, по иностранному туризму, денежным переводам, пенсиям и т. д.; 
3) денежные потоки, связанные с движением капиталов и кредитов (инвестиции, вклады, проценты, прибыль и т. д.).

Существуют различные  методы международной торговли:

1)прямые сделки  с экспортером; 
2) сделки через посредников (дилеров, консигнаторов, агентов и т. д.); 
3)биржевая торговля. 
На бирже могут продаваться специфические товары. Они обладают качественной однородностью и взаимозаменяемостью, так как товары продаются согласно установленным образцам и стандартам, на основании типовых соглашений, регламентирующих условия, сроки и качество поставки. На биржах продаются сельскохозяйственные, топливные, лесные товары, черные и цветные металлы и т. п. 
На биржах могут совершаться два вида сделок: 
1) сделки на реальный товар – это такие сделки, которые предполагают его поставку немедленно, т. е. в срок 1–15 дней (сделка кэш или спот), или поставку в будущем (сделка форвард). В случае заключения сделки форвард цена на поставляемый товар фиксируется на день заключения сделки, а товар поставляется в срок, оговоренный контрактом (например, 3 месяца). Цена форвард отличается от цены спот в связи с различием конъюнктуры на рынках наличного товара и товара, поставляемого в будущем; 
2) срочные (фьючерсные) сделки – это такие сделки, которые не предусматривают обязательства сторон поставить или принять реальный товар, а предполагают куплю и продажу прав на товар, т. е. фьючерсных контрактов. Результатом таких сделок является уплата или получение разницы между ценой контракта на день его заключения и ценой в день исполнения. 
В международных экономических отношениях сложились две противоположные политики государства: протекционизм и свободная торговля. 
Протекционизм – это политика государства, направленная на защиту отечественных производителей от зарубежных конкурентов. Суть данной политики состоит в том, что необходимо сдерживать ввоз в государство высококонкурентных иностранных товаров и покровительствовать экспорту товаров своего производства в другие страны. 
В данной политике государство использует следующие инструменты: таможенные пошлины, нетарифные барьеры и поддержку экспорта. 
Таможенные пошлины – это налоги на импорт, повышающие цены на данные импортируемые товары и затрудняющие их сбыт в данной стране.

Существует два  основных типа тарифов: фискальные тарифы и протекционистские.

Фискальные тарифы используются государством для увеличения денежных средств.

Протекционистские тарифы используются для защиты национальной промышленности от иностранной конкуренции. Они делают иностранную продукцию  более дорогой, чем отечественную  и тем самым вынуждают людей прекратить покупать иностранные товары.

Нетарифные барьеры  – это ограничительные или  запрещающие меры на импорт (квоты, лицензирование или даже прямые запреты  на импорт). 
Квота – это ограничение количества товаров определенного наименования, которое можно ввозить в страну. Квоты снижают иностранную конкуренцию на внутреннем рынке в определенной отрасли. 
Лицензирование допускает импорт товаров только по специальным разрешениям (лицензиям) государственных органов. 
Запреты полностью закрывают ввоз в страну определенных товаров, обосновывая это тем, что импортируемая продукция не отвечает национальным стандартам качества товаров. 
Поддержка экспорта – это меры содействия государства по продвижению за границу продукции национального производства. 
Это могут быть выплаты субсидий, предоставление налоговых льгот, кредитов с низким процентом годовых, юридическая и политическая поддержка. Например, государственная финансовая помощь позволяет завоевывать зарубежные рынки посредством демпинга. Демпинг – это продажа одного и того же товара за границей по цене, более низкой, чем на отечественном рынке. 
Другая протекционистская мера – продажа национальных товаров хорошего качества по высоким ценам с одновременной выплатой дотаций отечественным покупателям этой продукции.

Положительные черты  протекционизма: 
1) защита национального производства от демпинговых продаж; 
2) сдерживание импорта и уравновешивание торгового баланса; 
3) защита новых отраслей национальной экономики; 
4) торговые барьеры стимулируют собственное производство.

Но есть и отрицательные  черты протекционизма, к таковым  относятся: 
1) рост цен и уменьшение выбора товаров; 
2) падение эффективности производства; 
3) отказ от преимуществ международного разделения труда; 
4) подрыв возможностей экспорта.

Свободная торговля (фритредерство) – это свободное  движение товаров и услуг между странами без торговых барьеров. 
Положительные стороны свободной торговли: 
1) стимулирование конкуренции, ограничение монополизма; 
2) повышение эффективности производства, снижение цены; 
3) увеличение выбора товаров для потребителей; 
4) полноценное использование преимуществ международного разделения труда; 
5) рост сотрудничества народов и стран.

Большинство государств сочетают в своей политике черты  протекционизма и фритредерства, происходит либерализация мировой торговли. Это означает, что все страны более широко и взаимовыгодно торгуют друг с другом, постепенно освобождаясь от торговых барьеров и устанавливая естественный режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле. 
Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1947 г., управляет торговыми потоками между странами. Ее члены решают вопросы по либерализации и развитию экономического сотрудничества.

Структура мирового товарооборота  показывает соотношение в общем его объеме тех или иных частей в зависимости от избранного признака.

Общая структура отражает соотношение экспорта и импорта в процентах или в долях. В физическом объеме это соотношение равно 1, а в суммовом доля импорта всегда больше, чем доля экспорта. Это связано с тем, что экспорт оценивается в ценах FOB (Free on board), по которым продавец оплачивает только доставку товара в порт и его погрузку на борт судна; импорт же оценивается в ценах CIF (cost, insurance, freight, т. е. они включают в стоимость товара, стоимость фрахта, страховые расходы и иные портовые сборы).

Товарная структура мирового товарооборота показывает долю той или иной группы товаров в его общем объеме. При этом надо иметь в виду, что в МТ товар рассматривается как продукт, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность, на который направлены две основные рыночные силы — спрос и предложение и одна из них обязательно действует из-за рубежа.

Товары, производимые в национальных экономиках, по-разному участвуют в МТ. Некоторые из них не участвуют в ней вообще. Поэтому все товары делятся на торгуемые и неторгуемые.

Торгуемые — это товары свободно перемещаемые между странами, неторгуемые — в силу тех или  иных причин (неконкурентоспособны, стратегически важны для страны и т. п.) не перемещаются между странами. Когда говорят о товарной структуре мирового товарооборота, то речь идет только о торгуемых товарах.

В наиболее общей пропорции  в мировом товарообороте выделяют торговлю товарами и услугами. В настоящее время соотношение между ними составляет 4 : 1.

В мировой практике используются различные системы классификации  товаров и услуг. Например, в торговле товарами используется Стандартная  международная торговая классификация (ООН) — СМТК, в которой 3118 основных товарных позиций объединены в 1033 подгруппы (из них 2805 позиций входят в 720 подгрупп), которые агрегированы в 261 группу, 67 отделов и 10 разделов. Большинство стран используют Гармонизированную систему описания и кодирования товаров (в том числе с 1991 г. — РФ).

При характеристике товарной структуры мирового товарооборота  чаще всего выделяют две большие  группы товаров: сырье и готовую  продукцию, соотношение между которыми (в процентах) сложилось как 20 : 77 (3% прочие). По отдельным группам стран оно изменяется от 15 : 82 (для развитых стран с рыночной экономикой) (3% прочие) до 45 : 55 (для развивающихся стран). По отдельным странам (внешнеторговый оборот) диапазон вариаций еще более широк. Это соотношение может изменяться в зависимости от изменения цен на сырье, особенно на энергоносители.

Для более подробной характеристики товарной структуры может быть использован  диверсифицированный подход (в рамках СМТК или в других рамках в соответствии с задачами анализа).

Для характеристики мирового экспорта важное значение имеет расчет доли машиностроительной продукции  в общем его объеме. Сопоставление  его с аналогичным показателем  страны позволяет исчислить индекс индустриализации ее экспорта (I), который может находиться в интервале от 0 до 1. Чем ближе он к 1, тем более тенденции в развитии экономики страны совпадают с тенденциями развития мировой экономики.

Географическая (пространственная) структура мирового товарооборота характеризуется его распределением по направлениям товарных потоков — совокупности товаров (в стоимостном физическом выражении), движущихся между странами.

Различают товарные потоки между странами с развитой рыночной экономикой (СРРЭ). Их принято обозначать «Запад — Запад» или «Север — Север». На них приходится около 60% мирового товарооборота; между СРРЭ и РС, которые обозначают «Запад — Юг» либо «Север — Юг», на них приходится свыше 30% мирового товарооборота; между РС — «Юг — Юг» — около 10%.

Информация о работе Международная торговля товарами. Внешняя торговля товарами в Республике Беларусь