Международная торговля товарами. Внешняя торговля товарами в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:02, контрольная работа

Описание работы

В работе рассмотрены следующие вопросы: международная торговля товарами; внешняя торговля товарами в Республике Беларусь за 2009-2010 год.
Цель контрольной работы: дать понятие международной торговле товарами, изучить методы международной торговли, рассмотреть структуру международной торговли товарами, проанализировать внешнюю торговлю товарами в республике Беларусь за 2009-2010 год.
Объект контрольной работы: международная торговля товарами и внешняя торговля товарами в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Международная торговля товарами……………………………………4
2. Внешняя торговля товарами в Республике Беларусь………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….26

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 373.83 Кб (Скачать файл)

В пространственной структуре  следует различать также региональный, интеграционный и внутрикорпорационный товарооборот. Это части мирового товарооборота, отражающие его концентрацию в пределах одного региона (например, Юго-Восточной Азии), одной интеграционной группировки (например, ЕС) или одной корпорации (например, какой-либо ТНК). Каждый из них характеризуется своей общей, товарной и географической структурой и отражает тенденции и степень интернационализации и глобализации мировой экономики.

В международной торговле ведущую роль играют промышленно  развитые страны Северной Америки и Западной Европы, Япония, Израиль, Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка. На эти страны приходится значительная часть мирового производства товаров и услуг и большая часть выпуска товаров массового производства.

Около 80% экспорта из промышленно  развитых стран направляется на рынки  других промышленно развитых стран; более 70% экспорта из развивающихся стран также поступает на рынки развитых стран.

Очень крупные страны удовлетворяют  большую часть своих потребностей за счет внутреннего производства; объем внешней торговли в сравнении с объемом производства в США и странах бывшего СССР невелик. Однако влияние США на мировую торговлю весьма существенно ввиду огромного объема производства товаров и услуг. В странах со средним по численности населением, таких, как Великобритания, Франция, Япония, Германия и Италия, объем внешней торговли составляет от 10% до 20% совокупного производства (т.е. стоимости валового национального продукта); в малых странах типа Нидерландов, Бельгии, Чехии и Венгрии этот показатель достигает 40%.

Объем внешней торговли развивающийся  страны зависит от того, специализируется ли она на экспорте отдельного товара или пытается развивать многоотраслевое хозяйство. Так, Турция, относящаяся ко второй категории стран, экспортирует лишь 5% от общего объема производства. Из большинства стран с ярко выраженной специализацией экспортируется около половины общего объема производства, а Саудовская Аравия, специализирующаяся на нефтедобыче, экспортирует 80% добываемой нефти. Однако, за исключением случаев специализации на производстве жизненно важных продуктов типа нефти, зависимость страны от реализации на мировом рынке одного единственного продукта связана с большим риском. Несмотря на это, в мире есть несколько стран, развитие экономики которых идет именно по такому пути.

 

2. Внешняя торговля  товарами в Республике Беларусь

 

Республика Беларусь поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 150 государствами. В связи с этим развитие внешнеэкономической деятельности в Республике является одним из ключевых факторов экономического роста. Важной задачей внешнеэкономической деятельности Беларуси является географическая диверсификация торгово-экономических отношений.

В аспекте расширения географии  экспортно-импортных операций необходимо отметить, что количество стран-участниц внешнеторговых отношений с республикой имеет тенденцию к увеличению.

Основными приоритетными  партнерами для Беларуси являются Российская Федерация (36,5% белорусского экспорта и 59,9% импорта) и государства-члены ЕС (43,8% экспорта и 21,8% импорта). Объем экспорта Республики Беларусь в остальные страны СНГ составляет 11,8% и в остальные страны - 12,1%. Тем не менее, соглашение, заключенное с иностранными торговыми партнерами открыло новые высокие возможности для диверсификации белорусского экспорта и импорта, которые имеют стратегическое значение для страны.

Внешнеэкономическая сфера, ее состояние и эффективность - важнейший фактор устойчивого развития национально экономики. Она призвана обеспечить организационное и недискриминационное "встраивание" страны в мировое хозяйство и, вместе с тем, гарантировать защиту национальных интересов. Обоснованность этого утверждения определяется высокой степенью открытости национальной экономики. Результативность внешнеэкономических связей на национальном уровне обеспечивается эффективной деятельностью административно-территориальных единиц государства. В настоящее время активность этих образований во внешнеэкономической сфере значительно возросла. Оставаясь подсистемой национальной экономики, регион становится субъектом международных отношений, частью мировой экономики. Это предполагает актуальность исследования развития региональных внешнеэкономических связей с точки зрения их устойчивости, базирующейся на принципах многовекторности сотрудничества, опережающего развития экспорта, улучшения структуры и повышения экономической эффективности внешнеторговых связей, эффективного использования производственного потенциала и перспективных направлений их развития.

Внешняя торговля и производство взаимодействуют и обуславливают  друг друга. Рост регионального производства ускоряет внешнеторговый оборот, в свою очередь, его рост улучшает условия для развития производства

Почти вся внешняя торговля сконцентрирована на очень ограниченной номенклатуре товаров и товарных групп. В частности, на 100 позиций  экспорта приходится 90% его общего объема, около 70% экспорта составляют поставки на мировой рынок товаров и товарных групп 15 наименований, удельный вес четырех важнейших товарных позиций (нефть, нефтепродукты, черные металлы, калийные удобрения) в экспорте республики достигает 50%. Такая же ситуация в импорте, половину стоимостного объема которого составляют товары и товарные группы 14 наименований. Удельный вес роста экспорта основной (из 15 наименований) группы товаров за счет увеличения цен в четыре раза больше, чем за счет роста физического объема, - следовательно, ценовые условия их реализации на мировом рынке были очень благоприятными. Противоположная ситуация в импорте, поскольку и там превалировал рост цен, доля этого фактора в два раза превышала долю физического объема. Что хорошо для экспорта, плохо для импорта - ценовые условия для приобретения Беларусью важнейших товаров на мировом рынке были неблагоприятны.

Объем внешней  торговли товарами за 2010 год составил 60,1 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 10,2 млрд. долларов или на 20,5 процента. 

Экспорт товаров  составил 25,2 млрд. долларов и возрос на 3,9 млрд. долларов или на 18,4 процента. 

Значительный рост экспорта произошел в IV квартале 2010 г. В октябре экспорт составил 2,3 млрд. долларов, в ноябре – 2,3 млрд. долларов, в декабре – 3 млрд. долларов. 

 

 

 

 

 

В 2010 году существенно изменились условия торговли нефтью и нефтепродуктами. Без учета этих товаров экспорт составил 18,5 млрд. долларов и вырос на 36,3 процента. В стоимостном выражении – это прирост на 4,9 млрд. долларов. 

Значительно возросли поставки на внешние рынки капролактама (экспорт вырос в 1,8 раза), калийных удобрений (в 1,6 раза), авто-, сельхозтехники и ее частей (в 1,5 раза), изолированных проводов и кабелей (на 40,6 процента), шин (на 33,9 процента), черных металлов и изделий из них (на 27,6 процента), свинины (в 2,5 раза), говядины свежей и охлажденной (в 1,5 раза), молочных продуктов (в 1,5 раза), сахара (в 1,5 раза). 

 

 

 

 

 

 

 

В региональном разрезе в 2010 году по сравнению с 2009 годом обеспечен рост экспорта: 

 

в страны СНГ

на 44,9%

в том числе:

   

в Россию

на 46,1%

в остальные страны СНГ

на 41,8%

в страны вне СНГ (кроме  ЕС)

на 53,4%


 

 

Экспорт в страны ЕС (27) сократился на 18,2 процента. Без нефти и нефтепродуктов темп роста экспорта в страны ЕС составил 108,3 процента. 

 

 

 

 

 

Основными покупателями белорусской  продукции в 2010 году являлись: Россия – 38,9 процента от всего объема экспорта, Нидерланды – 11 процентов, Украина  – 10,2 процента, Соединенное Королевство  – 3,9 процента, Латвия – 3,7 процента, Польша – 3,5 процента, Бразилия – 2,8 процента, Китай – 1,9 процента, Казахстан – 1,8 процента, Германия – 1,8 процента, Литва – 1,8 процента.  

За счет сокращения поставок нефти и нефтепродуктов на рынок  ЕС его удельный вес в экспорте сократился на 13,5 процентных пункта и  составил 30,1 процента. Одновременно произошло  увеличение доли России на 7,4 процентных пункта, остальных стран СНГ –  на 2,4 процентных пункта, стран Латинской  Америки – на 0,9 процентных пункта, Азии – на 0,7 процентных пункта. 

В 2010 году в страну ввезено товаров на 34,9 млрд. долларов. По сравнению с 2009 годом импорт вырос на 6,3 млрд. долларов или на 22 процента. 

 

 

 

В 2010 году доля товарной группы «Сырье, материалы, комплектующие» в общем объеме импорта составила 38,6 процента, «Энергетические товары» – 34,3 процента, «Потребительские товары» – 16,1 процента, «Технологическое оборудование, машины и механизмы» – 10 процентов. 

 

Основной прирост импорта  пришелся на сырье, материалы и комплектующие, что обусловлено ростом объемов производства (рост промышленного производства в 2010 году составил 111,3 процента к уровню предыдущего года). Импорт сырья, материалов и комплектующих вырос на 3,8 млрд. долларов. 83 процента или 3,2 млрд. долларов от общего прироста по этой группе товаров дали 6 товарных позиций: металлы и изделия из них (импорт вырос на 1 337 млн. долларов), сырье и продукция химических производств (на 824 млн. долларов), части оборудования, механизмов и транспортных средств (на 733 млн. долларов), сахар-сырец (на 146 млн. долларов), удобрения (на 133 млн. долларов), табачное сырье (на 20 млн. долларов). 

Импорт потребительских  товаров вырос на 1 026 млн. долларов, в том числе непродовольственных – на 769 млн. долларов, продовольственных – на 257 млн. долларов. Легковые автомобили дали 42 процента прироста по непродовольственной группе товаров. 

Импорт энергетических товаров увеличился на 736 млн. долларов. При сокращении стоимостных объемов импорта нефти и нефтепродуктов на 724 млн. долларов произошел рост импорта природного газа – на 1,4 млрд. долларов.  

Импорт технологического оборудования, машин и механизмов вырос на 659 млн. долларов. 

В географической структуре  импорта также происходят изменения, хотя и не столь значительные как  в экспорте. 

Основными поставщиками продукции  в Республику Беларусь в 2010 году являлись: Россия – 51,8 процента от всего объема импорта, Германия – 6,8 процента, Украина  – 5,4 процента, Китай – 4,8 процента, Венесуэла – 3,3 процента, Польша – 3,1 процента, Италия – 2,2 процента, США – 1,3 процента, Казахстан – 1,2 процента, Франция – 1,1 процента. 

Удельный вес России в  импорте по сравнению с 2009 годом  сократился на 6,8 процентных пункта. Главной причиной этого являются принимаемые Правительством меры по диверсификации поставок энергоносителей. Доля Венесуэлы в импорте республики выросла на 3,3 процентных пункта. Одновременно в импорте увеличилась доля Китая на 1 процентный пункт, Украины – на 0,9 процентных пункта, Казахстана – на 0,9 процентных пункта. 

Отрицательное сальдо внешней торговли в 2010 году составило 9,7 млрд. долларов и увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. на 2,4 млрд. долларов. При этом по энергетическим товарам сальдо ухудшилось на 1,7 млрд. долларов, в том числе за счет роста объемов импорта и цен на природный газ (на 1,4 млрд. долларов), изменения условий торговли нефтью и нефтепродуктами (на 275 млн. долларов).  

 

 

 

 Итоги внешней торговли с отдельными странами

В таблице приведены данные об общем товарообороте, экспорте и  импорте Республики Беларусь со всеми странами СНГ основными торговыми партнерами среди стран вне СНГ.

СТРАНА

Доля  в общем товарообороте Республики Беларусь

Экспорт, млн. долл. США

2010 г. к 2009 г.

Импорт, млн. долл. США

2010 г. 2009 г.

РОССИЯ

46,0%

9 747,0

145,5%

17 903,0

108,3%

УКРАИНА

7,4%

2 561,4

151,6%

1 868,2

145,5%

НИДЕРЛАНДЫ

5,1%

2 773,3

75,1%

317,8

132,9%

ГЕРМАНИЯ

4,8%

459,8

46,6%

2 424,4

108,2%

КИТАЙ

3,6%

516,0

296,6%

1 679,0

149,8%

ПОЛЬША

3,4%

889,3

107,1%

1 135,8

136,7%

ВЕНЕСУЭЛА

2,5%

309,8

130,7%

1 177,3

-

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

2,0%

982,4

122,2%

235,2

116,9%

ЛАТВИЯ

1,7%

930,4

56,2%

101,5

90,9%

ИТАЛИЯ

1,6%

195,1

103,8%

766,0

106,8%

БРАЗИЛИЯ

1,5%

764,9

162,0%

157,1

133,1%

КАЗАХСТАН

1,4%

463,4

148,2%

403,7

539,2%

ЛИТВА

1,3%

451,1

124,6%

346,5

134,4%

МОЛДОВА

0,4%

165,3

97,5%

83,9

99,2%

УЗБЕКИСТАН

0,3%

94,8

89,3%

58,3

253,2%

АЗЕРБАЙДЖАН

0,2%

140,1

116,5%

5,9

137,7%

КЫРГЫЗСТАН

0,2%

85,5

130,1%

7,2

223,6%

ТУРКМЕНИСТАН

0,2%

86,8

119,2%

3,6

192,1%

ГРУЗИЯ

0,1%

38,2

155,0%

22,4

146,6%

ТАДЖИКИСТАН

0,08%

42,1

121,9%

5,5

49,4%

АРМЕНИЯ

0,08%

42,1

181,2%

5,1

100,4%

Информация о работе Международная торговля товарами. Внешняя торговля товарами в Республике Беларусь