Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:02, контрольная работа
В работе рассмотрены следующие вопросы: международная торговля товарами; внешняя торговля товарами в Республике Беларусь за 2009-2010 год.
Цель контрольной работы: дать понятие международной торговле товарами, изучить методы международной торговли, рассмотреть структуру международной торговли товарами, проанализировать внешнюю торговлю товарами в республике Беларусь за 2009-2010 год.
Объект контрольной работы: международная торговля товарами и внешняя торговля товарами в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Международная торговля товарами……………………………………4
2. Внешняя торговля товарами в Республике Беларусь………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….26
В пространственной структуре
следует различать также
В международной торговле ведущую роль играют промышленно развитые страны Северной Америки и Западной Европы, Япония, Израиль, Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка. На эти страны приходится значительная часть мирового производства товаров и услуг и большая часть выпуска товаров массового производства.
Около 80% экспорта из промышленно развитых стран направляется на рынки других промышленно развитых стран; более 70% экспорта из развивающихся стран также поступает на рынки развитых стран.
Очень крупные страны удовлетворяют
большую часть своих
Объем внешней торговли развивающийся страны зависит от того, специализируется ли она на экспорте отдельного товара или пытается развивать многоотраслевое хозяйство. Так, Турция, относящаяся ко второй категории стран, экспортирует лишь 5% от общего объема производства. Из большинства стран с ярко выраженной специализацией экспортируется около половины общего объема производства, а Саудовская Аравия, специализирующаяся на нефтедобыче, экспортирует 80% добываемой нефти. Однако, за исключением случаев специализации на производстве жизненно важных продуктов типа нефти, зависимость страны от реализации на мировом рынке одного единственного продукта связана с большим риском. Несмотря на это, в мире есть несколько стран, развитие экономики которых идет именно по такому пути.
2. Внешняя торговля товарами в Республике Беларусь
Республика Беларусь поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 150 государствами. В связи с этим развитие внешнеэкономической деятельности в Республике является одним из ключевых факторов экономического роста. Важной задачей внешнеэкономической деятельности Беларуси является географическая диверсификация торгово-экономических отношений.
В аспекте расширения географии экспортно-импортных операций необходимо отметить, что количество стран-участниц внешнеторговых отношений с республикой имеет тенденцию к увеличению.
Основными приоритетными партнерами для Беларуси являются Российская Федерация (36,5% белорусского экспорта и 59,9% импорта) и государства-члены ЕС (43,8% экспорта и 21,8% импорта). Объем экспорта Республики Беларусь в остальные страны СНГ составляет 11,8% и в остальные страны - 12,1%. Тем не менее, соглашение, заключенное с иностранными торговыми партнерами открыло новые высокие возможности для диверсификации белорусского экспорта и импорта, которые имеют стратегическое значение для страны.
Внешнеэкономическая сфера,
ее состояние и эффективность - важнейший
фактор устойчивого развития национально
экономики. Она призвана обеспечить организационное
и недискриминационное "встраивание"
страны в мировое хозяйство и, вместе с
тем, гарантировать защиту национальных
интересов. Обоснованность этого утверждения
определяется высокой степенью открытости
национальной экономики. Результативность
внешнеэкономических связей на национальном
уровне обеспечивается эффективной деятельностью
административно-
Внешняя торговля и производство
взаимодействуют и
Почти вся внешняя торговля сконцентрирована на очень ограниченной номенклатуре товаров и товарных групп. В частности, на 100 позиций экспорта приходится 90% его общего объема, около 70% экспорта составляют поставки на мировой рынок товаров и товарных групп 15 наименований, удельный вес четырех важнейших товарных позиций (нефть, нефтепродукты, черные металлы, калийные удобрения) в экспорте республики достигает 50%. Такая же ситуация в импорте, половину стоимостного объема которого составляют товары и товарные группы 14 наименований. Удельный вес роста экспорта основной (из 15 наименований) группы товаров за счет увеличения цен в четыре раза больше, чем за счет роста физического объема, - следовательно, ценовые условия их реализации на мировом рынке были очень благоприятными. Противоположная ситуация в импорте, поскольку и там превалировал рост цен, доля этого фактора в два раза превышала долю физического объема. Что хорошо для экспорта, плохо для импорта - ценовые условия для приобретения Беларусью важнейших товаров на мировом рынке были неблагоприятны.
Объем внешней торговли товарами за 2010 год составил 60,1 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 10,2 млрд. долларов или на 20,5 процента.
Экспорт товаров составил 25,2 млрд. долларов и возрос на 3,9 млрд. долларов или на 18,4 процента.
Значительный рост экспорта произошел в IV квартале 2010 г. В октябре экспорт составил 2,3 млрд. долларов, в ноябре – 2,3 млрд. долларов, в декабре – 3 млрд. долларов.
В 2010 году существенно изменились условия торговли нефтью и нефтепродуктами. Без учета этих товаров экспорт составил 18,5 млрд. долларов и вырос на 36,3 процента. В стоимостном выражении – это прирост на 4,9 млрд. долларов.
Значительно возросли поставки на внешние рынки капролактама (экспорт вырос в 1,8 раза), калийных удобрений (в 1,6 раза), авто-, сельхозтехники и ее частей (в 1,5 раза), изолированных проводов и кабелей (на 40,6 процента), шин (на 33,9 процента), черных металлов и изделий из них (на 27,6 процента), свинины (в 2,5 раза), говядины свежей и охлажденной (в 1,5 раза), молочных продуктов (в 1,5 раза), сахара (в 1,5 раза).
В региональном разрезе в 2010 году по сравнению с 2009 годом обеспечен рост экспорта:
в страны СНГ |
– |
на 44,9% |
в том числе: |
||
в Россию |
– |
на 46,1% |
в остальные страны СНГ |
– |
на 41,8% |
в страны вне СНГ (кроме ЕС) |
– |
на 53,4% |
Экспорт в страны ЕС (27) сократился на 18,2 процента. Без нефти и нефтепродуктов темп роста экспорта в страны ЕС составил 108,3 процента.
Основными покупателями белорусской продукции в 2010 году являлись: Россия – 38,9 процента от всего объема экспорта, Нидерланды – 11 процентов, Украина – 10,2 процента, Соединенное Королевство – 3,9 процента, Латвия – 3,7 процента, Польша – 3,5 процента, Бразилия – 2,8 процента, Китай – 1,9 процента, Казахстан – 1,8 процента, Германия – 1,8 процента, Литва – 1,8 процента.
За счет сокращения поставок нефти и нефтепродуктов на рынок ЕС его удельный вес в экспорте сократился на 13,5 процентных пункта и составил 30,1 процента. Одновременно произошло увеличение доли России на 7,4 процентных пункта, остальных стран СНГ – на 2,4 процентных пункта, стран Латинской Америки – на 0,9 процентных пункта, Азии – на 0,7 процентных пункта.
В 2010 году в страну ввезено товаров на 34,9 млрд. долларов. По сравнению с 2009 годом импорт вырос на 6,3 млрд. долларов или на 22 процента.
В 2010 году доля товарной группы «Сырье, материалы, комплектующие» в общем объеме импорта составила 38,6 процента, «Энергетические товары» – 34,3 процента, «Потребительские товары» – 16,1 процента, «Технологическое оборудование, машины и механизмы» – 10 процентов.
Основной прирост импорта пришелся на сырье, материалы и комплектующие, что обусловлено ростом объемов производства (рост промышленного производства в 2010 году составил 111,3 процента к уровню предыдущего года). Импорт сырья, материалов и комплектующих вырос на 3,8 млрд. долларов. 83 процента или 3,2 млрд. долларов от общего прироста по этой группе товаров дали 6 товарных позиций: металлы и изделия из них (импорт вырос на 1 337 млн. долларов), сырье и продукция химических производств (на 824 млн. долларов), части оборудования, механизмов и транспортных средств (на 733 млн. долларов), сахар-сырец (на 146 млн. долларов), удобрения (на 133 млн. долларов), табачное сырье (на 20 млн. долларов).
Импорт потребительских товаров вырос на 1 026 млн. долларов, в том числе непродовольственных – на 769 млн. долларов, продовольственных – на 257 млн. долларов. Легковые автомобили дали 42 процента прироста по непродовольственной группе товаров.
Импорт энергетических товаров увеличился на 736 млн. долларов. При сокращении стоимостных объемов импорта нефти и нефтепродуктов на 724 млн. долларов произошел рост импорта природного газа – на 1,4 млрд. долларов.
Импорт технологического оборудования, машин и механизмов вырос на 659 млн. долларов.
В географической структуре импорта также происходят изменения, хотя и не столь значительные как в экспорте.
Основными поставщиками продукции в Республику Беларусь в 2010 году являлись: Россия – 51,8 процента от всего объема импорта, Германия – 6,8 процента, Украина – 5,4 процента, Китай – 4,8 процента, Венесуэла – 3,3 процента, Польша – 3,1 процента, Италия – 2,2 процента, США – 1,3 процента, Казахстан – 1,2 процента, Франция – 1,1 процента.
Удельный вес России в импорте по сравнению с 2009 годом сократился на 6,8 процентных пункта. Главной причиной этого являются принимаемые Правительством меры по диверсификации поставок энергоносителей. Доля Венесуэлы в импорте республики выросла на 3,3 процентных пункта. Одновременно в импорте увеличилась доля Китая на 1 процентный пункт, Украины – на 0,9 процентных пункта, Казахстана – на 0,9 процентных пункта.
Отрицательное сальдо внешней торговли в 2010 году составило 9,7 млрд. долларов и увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. на 2,4 млрд. долларов. При этом по энергетическим товарам сальдо ухудшилось на 1,7 млрд. долларов, в том числе за счет роста объемов импорта и цен на природный газ (на 1,4 млрд. долларов), изменения условий торговли нефтью и нефтепродуктами (на 275 млн. долларов).
Итоги внешней торговли с отдельными странами
В таблице приведены данные об общем товарообороте, экспорте и импорте Республики Беларусь со всеми странами СНГ основными торговыми партнерами среди стран вне СНГ.
СТРАНА |
Доля в общем товарообороте Республики Беларусь |
Экспорт, млн. долл. США |
2010 г. к 2009 г. |
Импорт, млн. долл. США |
2010 г. 2009 г. |
РОССИЯ |
46,0% |
9 747,0 |
145,5% |
17 903,0 |
108,3% |
УКРАИНА |
7,4% |
2 561,4 |
151,6% |
1 868,2 |
145,5% |
НИДЕРЛАНДЫ |
5,1% |
2 773,3 |
75,1% |
317,8 |
132,9% |
ГЕРМАНИЯ |
4,8% |
459,8 |
46,6% |
2 424,4 |
108,2% |
КИТАЙ |
3,6% |
516,0 |
296,6% |
1 679,0 |
149,8% |
ПОЛЬША |
3,4% |
889,3 |
107,1% |
1 135,8 |
136,7% |
ВЕНЕСУЭЛА |
2,5% |
309,8 |
130,7% |
1 177,3 |
- |
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ |
2,0% |
982,4 |
122,2% |
235,2 |
116,9% |
ЛАТВИЯ |
1,7% |
930,4 |
56,2% |
101,5 |
90,9% |
ИТАЛИЯ |
1,6% |
195,1 |
103,8% |
766,0 |
106,8% |
БРАЗИЛИЯ |
1,5% |
764,9 |
162,0% |
157,1 |
133,1% |
КАЗАХСТАН |
1,4% |
463,4 |
148,2% |
403,7 |
539,2% |
ЛИТВА |
1,3% |
451,1 |
124,6% |
346,5 |
134,4% |
МОЛДОВА |
0,4% |
165,3 |
97,5% |
83,9 |
99,2% |
УЗБЕКИСТАН |
0,3% |
94,8 |
89,3% |
58,3 |
253,2% |
АЗЕРБАЙДЖАН |
0,2% |
140,1 |
116,5% |
5,9 |
137,7% |
КЫРГЫЗСТАН |
0,2% |
85,5 |
130,1% |
7,2 |
223,6% |
ТУРКМЕНИСТАН |
0,2% |
86,8 |
119,2% |
3,6 |
192,1% |
ГРУЗИЯ |
0,1% |
38,2 |
155,0% |
22,4 |
146,6% |
ТАДЖИКИСТАН |
0,08% |
42,1 |
121,9% |
5,5 |
49,4% |
АРМЕНИЯ |
0,08% |
42,1 |
181,2% |
5,1 |
100,4% |
Информация о работе Международная торговля товарами. Внешняя торговля товарами в Республике Беларусь