Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 17:34, контрольная работа
Научно-технический потенциал и его роль в развитии современной мировой экономики.
Международная торговля Краснодарского края.
3. Напишите эссе (2-3 страницы) с изложением доводов: перспективы сотрудничества России со странами СНГ.
Вариант – 4
Научно-технический потенциал и его роль в развитии современной мировой экономики.
Международная торговля Краснодарского края.
3. Напишите эссе (2-3
страницы) с изложением доводов:
перспективы сотрудничества
Научно-технический потенциал и его роль в развитии современной мировой экономики.
Научно-технические ресурсы мирового хозяйства начала XXI века
В главе рассматриваются вопросы, связанные с местом и ролью научно-технических ресурсов в современном мировом экономическом развитии. Анализируется научно-технический потенциал отдельных стран и количественные и качественные факторы, влияющие на него. Рассматриваются основные показатели, характеризующие научно-технические ресурсы национальной экономики. Показано воздействие новых технологий на экономический рост в современной мировой экономике.
Раскрыты место и роль образовательных ресурсов в мировой экономике как совокупности знаний, умений, навыков, необходимых для эффективного функционирования и развития экономики и человеческого общества. Выявлены основные тенденции в усилении или ослаблении роли отдельных стран и их союзов в современном мировом научно-техническом развитии (США, Япония, Европейский союз, Китай, Индия).
Значение научно-технических ресурсов в мировой экономике
Как уже отмечалось в предыдущих главах настоящего учебника, в мировом экономическом развитии начала XXI в. все более существенную, определяющую роль играют инновационные факторы или, иными словами, факторы инновационного обновления. Во всех ведущих странах современного мира создаются предпосылки ускоренного научно-технического развития, формируются национальные инновационные системы, без эффективного функционирования которых невозможно быть конкурентоспособными в глобализирующейся экономике.
Формирование инновационных экономик представляет собой комплексный процесс, который включает целую систему факторов, обеспечивающих новейшие тенденции научно-технического развития, крупномасштабное финансирование разработки и освоения принципиально новых технологий в компаниях частного сектора и государственных научных центрах. В ведущих странах современного мира реализуется научная и инновационная политика, ориентированная на подготовку национальных инновационных систем к "новым" вызовам XXI в. Это требует выбора долгосрочных приоритетов в развитии фундаментальной науки и образования в контексте стоящих перед отдельными странами проблем.
В основу всех инновационных процессов заложены те импульсы, которые задает система современного научного знания и сформированный и развиваемый в обществе образовательный, интеллектуальный потенциал. Внедрение новых технологий в управление и производство оказывает все возрастающее влияние на экономический рост и структуру экономики. Они приводят к изменению (в ряде случаев - кардинальному, существенному) технологических систем, а сдвиги в них вызывают повышение совокупной производительности. Возможности создания и внедрения новых технологий определяются, в первую очередь, наличием у различных стран мира научно-технических ресурсов.
Научно-технические ресурсы и научно-технический потенциал предполагают способность той или иной страны осуществлять у себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Научно-технический потенциал представляет собой систему кадровых, материально-технических, финансовых и организационных ресурсов предназначенных для решения стоящих перед страной целей и задач научно-технического и экономического развития.
На научно-технический потенциал страны, его состояние и тенденции развития влияют две группы факторов:
количественные факторы - наличие в стране подготовленных научных исследователей, а также материально-техническое обеспечение НИОКР, прежде всего, объем выделяемых на науку и научное обслуживание финансовых ресурсов;
качественные факторы: система организации НИОКР, приоритеты научных разработок, а также уровень развития научного обслуживания.
К основным показателям, характеризующим научно-технические ресурсы национальной экономики, относятся:
■ доля расходов на НИОКР в ВВП;
■ расходы на НИОКР на душу населения;
■ доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих расходах государственного бюджета;
■ численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании (в том числе и относительно численности населения страны);
■ количество международных премий за выдающиеся научные достижения;
■ индекс цитирования (частота ссылок в научных трудах работ исследователей из данной страны);
■ доля наукоемкой продукции в ВВП и промышленной продукции;
■ доля данной страны на мировом рынке высоких технологий (информационные технологии; технологии, основанные на использовании новых материалов; космические и ядерные технологии).
По определению национального научного фонда США, к наукоёмким относятся отрасли, в которых доля расходов на НИОКР составляет более 3,5%, а доля научного персонала не менее 2,5% (например, авиакосмическая отрасль, приборостроение, электротехника, электроника и др.).
Экономическую эффективность научно-исследовательской сферы можно определить как отношение прироста выпуска наукоемкой продукции к расходам на НИОКР. Другим важным показателем результативности НИОКР является число ежегодно выдаваемых авторских свидетельств на изобретения или патентов. Немалую роль для оценки научных достижений играют Нобелевские премии по различным направлениям исследований.
Таким образом, в настоящее время все большая доля личного и общественного богатства воплощает в себе не материальные условия производства, а знания и информацию, которые становятся основным научно-техническим ресурсом современного производства. Становление современного хозяйства как системы, основанной на производстве и потреблении информации и знаний, началось еще в 50-е гг. XX в., с бурным развитием отраслей образовательных, финансовых и информационных услуг.
Эта тенденция усилилась в последнее десятилетие XX в., что, в частности, нашло отражение в коммерциализации технического прогресса - беспрецедентном росте котировок акций новых высокотехнологичных компаний. Результат этого процесса - своеобразное разделение всей экономики на старую (традиционные материальные блага и услуги) и новую (новые наукоемкие и специализирующиеся на работе с информацией и управлением знаниями компании). И старая, и новая экономика не может устойчиво развиваться без опоры на образовательные ресурсы.
Образовательные ресурсы в мировой экономике - это совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для эффективного функционирования и развития экономики и человеческого общества. Условия их использования определяются состоянием национальной экономики, то есть состоянием среды, в которой используются эти ресурсы. Государство управляет или регулирует процесс создания и использования образовательных ресурсов, представляющий собой постоянное совершенствование законов, принципов, методов, органов управления образованием.
Образовательные ресурсы формируют образовательный потенциал страны, который в условиях глобализации экономики оказывает воздействие на образовательные процессы в других странах и регионах мира и способствует формированию глобальных образовательных ресурсов на базе Интернет. Развитая инфраструктура Интернет предоставляет такие возможности, как охват широчайшей аудитории (не только национальной, но и международной); оперативное обновление информации; использование непосредственных ссылок на другие ресурсы Интернет; широкое распространение информации о существовании ресурса с помощью информационно-поисковых систем сети Интернет.
Образовательные ресурсы способствуют развитию образовательных услуг, которые являются специфическим продуктом, обладающим такими особенностями, как высокий уровень непрерывного взаимодействия экспортера и импортера, массовый характер обучения и обслуживания, одновременность производства и потребления услуги.
2. Международная торговля
По данным Южного таможенного управления Федеральной та
моженной службы внешнеторговый оборот Краснодарского края (без учета данных взаимной торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан) за 1 квартал 2013 года составил 3139,5 млн. долларов США, в том числе со странами дальнего зарубежья – 2880,7 млн. долларов, с государствами – участниками СНГ – 258,8 млн. долларов.
Доминировали во внешней торговле страны дальнего зарубежья, с долей товарооборота 91,8%. Наибольшими по величине были объемы торговли с Турцией (18,3% товарооборота края), Италией (17,4%), Кипром (6,8%), Израилем (5,5%), Грецией (5,1%), Китаем (4,7%), Францией (3%), а также Украиной (6,6%).
Темп роста внешнеторгового оборота относительно 1 квартала прошлого года составил 92,6%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 91,7%, с государствами – участниками СНГ – 103,9%.
Импорт составил 1369,3 млн. долларов и увеличился на 21,7% относительно соответствующего периода прошлого года. Основную долю в составе импорта занимают: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) – 62,4%, машины, оборудование и транспортные средства – 14,2%, металлы и изделия из них – 7,3%, продукция химической промышленности, каучук – 5,9%, текстиль, текстильные изделия и обувь – 3,1%.
Экспорт составил 1770,2 млн. долларов, что на 21,8% меньше, чем в 1 квартале прошлого года. Сокращены экспортные поставки нефтепродуктов, зерна, удобрений. Товарная структура экспорта выглядит следующим образом: минеральные продукты – 80,9%, продовольственные товары и сырье для их производства – 13,9%, химическая продукция – 1,8%, металлы и изделиями из них – 1,8%, машины, оборудование и транспортные средства – 0,8%.
Нефтепродукты экспортировались в Италию, Кипр, Турцию, Украину Израиль, Грецию, Францию и другие страны. Сырая нефть в текущем году экспортировалась только в Грецию. Увеличились поставки сельскохозяйственной продукции в Турцию, Италию, Грецию, Украину, Узбекистан, но прекращен вывоз сельхозпродукции в Йемен, Саудовскую Аравию, Иорданию, Джибути, Сирию. Основные получатели металлоизделий из края – Шри-Ланка, Турция, Алжир, Тунис, химической продукции – Украина, Румыния, Хорватия, Зимбабве, Сербия, машин и оборудования – Абхазия, Литва, Украина и Азербайджан, древесины и целлюлозно-бумажных изделий – Турция, а также Чехия, Абхазия, Украина, Таджикистан, Азербайджан, Франция.
По итогам 1 квартала текущего года сальдо внешнеторгового оборота сложилось положительное – 400,9 млн. долларов США (за 1 квартал 2012 года –1138,2 млн. долларов США).
Экспортно-импортные операции в крае в январе-марте 2013 года осуществляли 1424 участника внешнеэкономической деятельности, из которых 1126 – это юридические лица.
Введение
В настоящее время не одна страна мира не может существовать изолированно от других государств. Международная торговля и интеграция в те или иные группировки становится важнейшей внешнеэкономической и внешнеполитической задачей каждого государства. В этом процесс Россия занимает одно из ведущих мест.
Сегодня, в начале ХХI века, СНГ переживает этап сложных и неоднозначных перемен. Фундаментальные сдвиги в экономике и социальной структуре постсоветских государств, ставшие следствием процесса глобализации, быстрое подключение регионов к мировому научно-техническому прогрессу, к единому международному информационному пространству - все это заставляет с большой степенью уверенности говорить, что СНГ располагает реальным потенциалом превратиться в предстоящие десятилетия в одну из нескольких крупнейших зон, развитие которых будет для мировой цивилизации определяющим.
В современной мировой экономической и политической ситуации особое значение приобретает повышение экономической и политической роли России в странах СНГ.
Россия намерена и далее придерживаться курса на активное сотрудничество со странами СНГ. О серьезности российских намерений продолжать эту линию говорит позитивная динамика связей с ведущими экономиками стран СНГ.
Цель этой работы рассмотреть и проанализировать экономические связи России со странами СНГ.
1. Потенциал интеграции стран СНГ
1991 год оказался переломным
в истории СССР. Население страны
в марте 1991 года высказалось «за»
сохранение единой страны и
«против» сохранения старой
В состав СССР входили республики со значительной дифференциацией масштабов экономики и уровня экономического развития. Единое экономическое пространство бывшего СССР представляло собой жесткую замкнутую систему, во многом базировавшуюся на крупноспециализированных предприятиях, ориентированных на нужды друг друга. Политический распад СССР повлек за собой процесс разрушения экономических связей между бывшими союзными республиками, который продолжается до сих пор.
Создание СНГ – новая форма добровольного и равноправного сотрудничества республик бывшего СССР. Соглашение о создании СНГ было подписано в Минске 8 декабря 1991 года. На встрече глав государств в январе 1993 года был принят Устав Содружества.
Основой экономического меморандума СНГ является Договор о создании экономического союза (24 сентября 1993 года). На его основе предусматривалось прохождения ряда этапов: вначале ассоциация свободной торговли, затем таможенный союз и, наконец, общий рынок. В последнее время завершается становление ассоциации свободной торговли, в которой отменены взаимные пошлины. Создается таможенный союз, в котором действует единый внешний тариф. Вводится в жизнь ряд элементов общего рынка.
Опыт многих существующих международных региональных сообществ свидетельствует: наиболее эффективно и полно использовать потенциал государств можно только путем поэтапного усиления всесторонней, в первую очередь экономической, интеграции, приводящей к созданию единого экономического пространства; для стран СНГ важность полноценной интеграции обусловливается еще и тем, что от этого зависит конкурентоспособность государств-участников на мировых рынках. Однако в сфере экономики Содружество функционирует неизмеримо ниже своих возможностей.
Страны в совокупности имеют богатейший природный и экономический потенциал, обширный рынок, который дает им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в международном распределении труда. Важным преимуществом является географическое положение СНГ, по которому проходит самый короткий сухопутный и морской путь из Европы в Юго-Восточную Азию.
Информация о работе Международная торговля в Краснодарском крае