Международная торговля в Краснодарском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 17:34, контрольная работа

Описание работы

Научно-технический потенциал и его роль в развитии современной мировой экономики.
Международная торговля Краснодарского края.
3. Напишите эссе (2-3 страницы) с изложением доводов: перспективы сотрудничества России со странами СНГ.

Файлы: 1 файл

мировая экономика кр.docx

— 35.62 Кб (Скачать файл)

Однако эти возможности используются крайне нерационально, а неразвитость интеграции как способа хозяйствования не позволяет до настоящего времени эффективно использовать природные богатства, материально-технические, научно-исследовательские и кадровые ресурсы для экономического роста отдельных стран и Содружества в целом.

В целях формирования и успешной реализации долгосрочной стратегии развития СНГ рекомендуется: а) подготовить стратегическую программу преодоления бедности  в Содружестве, составными частями которой должны стать национальные стратегии ее снижения; б) разработать собственную экономическую стратегию СНГ, в составе которой должны быть в первую очередь выделены промышленная и инновационная компоненты; в) облегчить соответствие организационной структуры Содружества, задачам, стоящим перед странами-участниками в условиях глобальной экономики.

В отношении межгосударственной политики на рынке труда предполагается, во-первых, облегчить координацию трудовой, миграционной и образовательной политики. Во-вторых,— расширить использование лучших форм организации единого рынка труда. В- третьих,— скоординировать усилия на формирование правового поля единого рынка труда. В-четвертых,— активизировать работу по созданию на территории Содружества межгосударственной системы оперативного обмена информацией о состоянии национальных рынков труда, наличии свободных рабочих мест и должностных вакансий. В-пятых,— развивать сеть предприятий и организаций, специализирующихся на подготовке и трудоустройстве граждан стран СНГ, особенно высококвалифицированной рабочей силы и инженерно-технических кадров.

В сфере промышленной политики предполагается, во-первых, признать необходимым на межгосударственном уровне координировать действия по структурной перестройке промышленных комплексов СНГ. Во-вторых,— разработать общую концепцию структурной перестройки и развития промышленного комплекса. В-третьих,— обозначить приоритеты и скоординировать усилия на создании современных производств и развитии отраслей экономики в странах Содружества. В-четвертых,— определить в странах Содружества «головные» предприятия – производители. В-пятых,— стимулировать экономическими методами технологическое обновление и модернизацию производства, переход к более высоким технологическим укладам.

В области научно- технического сотрудничества целесообразно: а) признав на правительственном уровне инновации необходимым фактором экономического развития, воссоздать единое научно-техническое пространство; б) при осуществлении технологического обновления производства ориентироваться не на закупку устаревших зарубежных технологий, а собственную разработку; в) создать межгосударственные научные центры с единым финансированием из специальных фондов; г) активизировать диалог по проблемам инноваций между научным сообществом, промышленностью и общественностью; д) шире использовать систему межгосударственных научных грантов, практику обмена студентами и научными сотрудниками.

Одним из центральных аспектов эффективного взаимодействия стран Содружества для выхода из экономического кризиса, стабилизации и подъема национальных экономик может стать развитие межгосударственной инвестиционной деятельности.

Однако межгосударственное инвестирование в экономике Содружества находится на начальном этапе и крайне недостаточно. Только крупные межгосударственные инвестиционные проекты могут запустить реальную интеграцию в СНГ. К ним можно отнести, например, межгосударственный инвестиционный проект «Трансазийский коридор развития».

Сегодня страны Содружества отчетливо осознают, что вхождение в мировое экономическое сообщество, способность достойно отвечать на вызовы современности, связаны с эффективностью их коллективных, а не одиночных действий. Поодиночке странам СНГ сложно выдержать конкуренцию с ведущими мировыми финансовыми центрами и региональными объединениями, особенно в условиях либерализации финансовых потоков. Еще труднее будет отвоевать достойное место в мировой валютно-финансовой системе. Слабое развитие институтов рынка, диспропорции базовых отраслей экономики, незащищенность национального производителя, неконкурентоспособная продукция накладывают определенные ограничения на методы, формы и сроки полноценного участия в мирохозяйственных связях. Поэтому настройка механизмов взаимодействия в рамках региональной организации подготовит и облегчит полномасштабное, но чреватое негативными последствиями встраивания в мировое хозяйство.

 

2. Стратегии взаимодействия  России со странами СНГ

Россия является крупнейшим государством-участником СНГ. Составляя более половины населения и свыше 60% совокупного дохода Содружества, она занимает лидирующее положение в реформировании экономики, обладая наиболее емким рынком, оказывает наиболее существенное влияние на развитие ситуации в СНГ. При сохраняющейся взаимозависимости и прозрачных границах, считают эксперты, - любые решения российских властей откликаются усиленным эхом - от «шоковой» терапии и обмена денежных купюр до удавшейся и неудавшейся приватизации.

Несмотря на то, что Россия в 90-е гг. не определяла тип политического развития других стран СНГ, направленность движения, конституционные параметры, политические институты во многих постсоветских государствах формировались не без российского идейного влияния.

Если анализировать экономические стратегии взаимодействия России со странами СНГ, то они развивались крайне неравномерно. Наибольшим динамизмом отличались внешнеторговые связи с Украиной и Белоруссией, тогда как наименьшие показатели во внешней торговле наблюдались с Арменией и Грузией.

В течение 1992-1993 гг. Россия заключили двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством независимых государств. Для этих отношений было характерно доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москве. Новым этапом этих отношений стало подписанное в апреле 1994 года соглашение «О создании зоны свободной торговли», которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему сотрудничеству.

Следующим важным шагом в реализации экономической стратегии России можно считать подписанное в январе 1995 года соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией, затем к нему присоединились Киргизия и Таджикистан.

В декабре 1998 года была подписана Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси. Особым направлением развития интеграционного процесса можно считать подписанное в апреле 1996 года Соглашение о глубоком политической и экономическом интегрировании Сообщества Белоруссии и России, а в 1997 г. - об образовании Союза. В январе 2000 г. в ходе визита в Москву главы Белорусского государства был подписан ряд новых документов, направленных на дальнейшее углубление сотрудничества.

Новым этапом многостороннего межрегионального сотрудничества стало учреждение 10 октября 2000 г. Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан международной организации «Евразийское экономическое сообщество» (ЕврАзЭС). Эта организация была создана для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Целью создания интеграционного объединения определено формирование субрегиональной организации, отличающейся более глубоким, по сравнению с Содружеством Независимых Государств, уровнем интеграции.

При этом, хотелось бы отметить, что в отличие от СНГ, объединение стран в ЕврАзЭС является в перспективе не только более прочным, но и, как нам представляется, более демократичным. Более того, ЕврАзЭС соответствует критериям и постулатам теории интеграции. Интерес в этом отношении представляет определение интеграции, данное К. Дойчем, как «взаимоотношений между субъектами, которые являются взаимозависимыми и совместно производят тот системный продукт, которого они порознь будут лишены. Иногда, однако, термин «интеграция» также используется с целью описания интегративного процесса, при котором такое взаимодействие или состояние дел между первоначально отделенными субъектами достигаются».

ЕврАзЭС будет эффективнее ранее существовавших совместных экономических формирований, так как страны-участники перешли на стандартную международную процедуру принятия решений: число голосов, принадлежащих той или иной стране, должно соответствовать той доле, которую она внесла в бюджет ЕврАзЭС. По согласованному мнению, Россия обладает – 40 голосами, у Белоруссии и Казахстана – по 20 голосов, у Киргизии и Таджикистана – по 10 голосов.

 

3. Тенденции развития  экономической интеграции стран  СНГ

Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ кажутся очень перспективными. На заседании в Бишкеке в 1998 г. главы правительств утвердили программу первоочередных действий по формированию единого экономического пространства, в которой оговариваются действия по сближению законодательств, таможенных и транспортных тарифов, взаимодействие отраслей и предприятий трех республик. А в апреле 2001 года состоялась неделя СНГ, на которой обсуждались самые острые проблемы. Состоялись конференции и заседания на следующие темы:

1) "Транспортное обеспечение  внешнеэкономической деятельности  и транзит в СНГ";

2) Заседание Правления  Лизинговой Конфедерации "СНГ  ЛИЗИНГ";

3) Заседание Межгосударственного  валютного комитета;

4) Совещание с представителями  Министерства промышленности и  науки Российской Федерации по  обсуждению направлений совместной  работы по развитию сотрудничества  в легкой промышленности и  потребительском рынке СНГ;

5) Международный семинар (конференция) по экономическим вопросам  с повесткой дня: "Проблемы  инвестиций и пути повышения  конкурентоспособности продукции  товаропроизводителей Беларуси, России  и других стран СНГ".

Сегодня страны-участницы Содружества независимых государств рассматривают возможность создания в отдаленной перспективе валютного союза и введения единого платежного средства. Об этом стало известно после состоявшегося в Минске 24-25 февраля 2005 г. года заседания рабочей группы представителей центробанков стран Содружества, на котором дорабатывался проект программы по реализации концепции сотрудничества и координации деятельности государств-участников СНГ в валютной сфере.

Возможность создания в перспективе валютного союза в рамках СНГ уже предусматривается, но это можно рассматривать пока сугубо теоретически и без наличия каких-либо обязательств. В то же время, стратегические предпосылки возврата единой валюты в рамках СНГ имеются, и это соответствует международной тенденции создания валютных зон и валютных союзов.

Отмечая разный уровень интеграции стран СНГ, специалисты уверены, что наиболее близок переход к единой валюте в рамках Союзного государства Беларуси и России. По их прогнозам, следующим этапом валютной интеграции может стать введение единой валюты на территории стран Единого экономического пространства (ЕЭП) Беларуси, России, Украины и Казахстана или же в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) Беларуси, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизстана.

В вопросах курсовой и валютной политики даже сама жизнь заставляет страны СНГ идти примерно в одинаковом направлении. За годы независимости созданы различные экономические системы, но в плане валютной политики есть оптимальное направление, к которому страны СНГ в той или иной степени приближаются. В частности, для всех стран СНГ характерен "плавающий" курс национальной валюты и значительное снижение темпов девальвации. Таким образом, присутствует стихийное сближение механизмов валютной и курсовой политики, и их введение в некое единое русло принесет намного больший эффект.

Говоря о конкретных мероприятиях рассмотренной на заседании программы, необходимо отметить, что при их разноплановости в целом предусматривается постепенный переход к единой курсовой политике и оптимизации валютных режимов. Планируются также сближение платежных систем, увеличение доли использования национальных валют в расчетах, дедолларизация национальных экономик.

 

4. Прогноз развития  интеграционных процессов на  постсоветском  
пространстве в рамках СНГ

Можно сказать, что на постсоветском пространстве в настоящее время выстроена многоуровневая система интеграции по степени близости тех или иных стран. Самая большая из них - это СНГ, союз 10 независимых государств. В рамках СНГ действует ЕврАзЭС, куда входят только пять стран, и в рамках ЕврАзЭС существует Союзное государство двух стран. В обозримом будущем туда не смогут войти еще какие-то страны.

Однако, сложность и противоречивость развития СНГ требует внимательного и всестороннего анализа пройденного пути. От объективной оценки неудач первых лет интеграции и накопленного позитивного опыта, правильного выбора дальнейшей стратегии хозяйственного и политического развития стран Содружества будет зависеть их экономическое положение и роль на мировой арене в будущем. Если не будут внесены серьезные коррективы, то в условиях накопления существующих в настоящее время между странами СНГ негативных моментов и противоречий, Содружество может расколоться на ряд конкурирующих субрегиональных блоков, а страны, входящие в них, - стать сырьевыми придатками промышленно развитых держав.

Возможность реализации такой перспективы непосредственно связана с особенностями развития мировой экономики на пороге XXI века, опытом хозяйственной интеграции в Западной Европе и в других регионах мира. Межгосударственная экономическая интеграция, создание и развитие все новых региональных образований - неотъемлемая черта современных мирохозяйственных связей, составная часть процессов их глобализации и регионализации.

Источником многих проблем являются слабые, «недореформированные» государственные структуры, унаследованные от советского прошлого. Но их слабость не означает, что у государства не хватает властных полномочий в отношении граждан и экономических субъектов. Наоборот, их слишком много. Продолжая советскую практику, государственные органы в странах СНГ пытаются вмешиваться в детали деловой активности предприятий и повседневной жизни своих граждан. Именно паразитическое поведение государственных органов является главной причиной плохого предпринимательского климата и низкой инвестиционной активности в странах СНГ.

Политическая неорганизованность среднего класса и слабость институтов гражданского общества препятствует эффективной борьбе с этими отрицательными явлениями. Если малый и средний бизнес остается в своей массе беззащитным, крупные предприниматели пробуют входить в симбиоз с политикой и государственным аппаратом.

Информация о работе Международная торговля в Краснодарском крае