Международная торговля. Всемирная торговая организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 14:12, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы выступает рассмотрение международной торговли товарами и услугами как главной формы международных экономических отношений и выявление основных направлений ее регулирования в современных условиях.
Задачи работы:
- определить теоретические основы международной торговли и показать ее выгодность для всех стран-участников;
- рассмотреть основные тенденции развития международной торговли в современном мировом хозяйстве;
- проследить основные направления развития торговой политики России как на национальном, так и на международном уровне на современном этапе.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 46.26 Кб (Скачать файл)

В настоящее время международная  практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в  исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.

Товары, на экспорт и импорт которых  необходимо наличие лицензии, можно  разделить на следующие группы:

- товары, лицензии на экспорт которых выдаются в пределах установленных квот (в основном, товары, экспортируемые в связи с выполнением Россией международных обязательств);

- товары, имеющий специфический  характер (товары стратегического  назначения: вооружение, товары двойного  применения, лекарственное сырье  и др.).

В последнее десятилетие широкое  распространение получила практика заключения соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен, которые  навязываются ведущими западными государствами  более слабым в экономическом  или политическом отношении экспортерам.

Проблемы возникают, когда квоты  распределяются между странами, потому что необходимо гарантировать, чтобы  товары из одной страны не переправлялись с нарушением установленной в ней квоты во вторую страну.

Импортные квоты не обязательно  предназначены для защиты отечественных  производителей. Экспортные квоты могут  устанавливаться для обеспечения  отечественных потребителей достаточными запасами товаров по низким ценам, для  предупреждения истощения природных  ресурсов, а также для повышения  цен на экспорт путем ограничения  поставок на зарубежные рынки. Подобные ограничения посредством соглашений по различным видам товаров позволили  квотировать странам-производителям такие товары, как кофе и нефть, в результате чего цены на эти продукты возросли в странах-импортерах.

 

Особое место в ряду нетарифных методов регулирования занимают стандарты. Страны обычно устанавливают  стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции  таким способом, чтобы была возможность  продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства.

В развитых странах довольно активно  используется система прямого субсидирования экспорта. Она распространяется в  основном на сельскохозяйственные товары, поставляемые из стран Европейского Союза.

Классическим методом регулирования  внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим методам регулирования внешней торговли.

Таможенный тариф - это систематизированный  перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а  в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Взимая таможенные пошлины  при импорте, что является разновидностью налогообложения, государство создает  предпосылки для роста цен  на иностранные товары, снижая тем  самым их конкурентоспособность. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз  из страны тех из них, на которые  не удовлетворен спрос среди собственных  потребителей, либо вывоз которых  по каким-либо причинам является нежелательным.

В настоящее время таможенные тарифы применяют более 100 стран мира. Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам  отдельных стран, их можно разделить  на следующие группы:

- тарифы промышленно развитых  государств;

- тарифы развивающихся стран.

Таможенные тарифы промышленно  развитых стран, как правило, являются многоколонными, т.е. один и тот же товар может облагаться разными  по уровню пошлинами в зависимости  от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие  пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего  благоприятствования. Под режимом  наибольшего благоприятствования  понимается условие в международных  торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимся государствам друг другу  всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут  пользоваться у них любое третье государство. По способу взимания различают  следующие пошлины:

- адвалорные, определяемые в процентах  от цены товара;

- специфические, исчисляемые со  штуки, объема или веса;

- комбинированные, включающие оба  способа установления величины  пошлины;

- сезонные, которые взимаются в  определенное время года, например, во время уборки урожая.

По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:

- фискальные, призванные увеличить  доходы государственного бюджета;

- протекционистские, которые используются  в целях защиты некоторых отраслей  национальной промышленности от  притока иностранных товаров;

- преференциальные ввозные пошлины  для некоторых товаров из определенных  стран;

- льготные пошлины, вводимые  для отдельных стран с целью  поощрения импорта каких-либо  товаров;

- уравнительные, т.е. дополняющие  основные ввозные пошлины с  целью выравнивания цен импортных  товаров с ценами на товары  национального производства;

- компенсационные, которые используются  в том случае, если на импортируемые  товары давались государственные  субсидии при их производстве  или экспорте страной - экспортером;

- антидемпинговые, которые применяются  для противодействия импорту  из тех стран, чье правительство  предоставляло своим предпринимателям  экспортные премии. [5, C.67]

В таможенно-тарифной практике наибольшее распространение получили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной.

Наиболее часто высокими пошлинами  облагается продукция традиционных трудоемких отраслей промышленности - текстильной, кожевенно-обувной, а также  отдельные категории машин и  оборудования, в первую очередь - электротехнического  машиностроения.

В интересах защиты национальной обрабатывающей промышленности в развитых странах  используется метод построения тарифов  на основе эскалации пошлин, т.е. повышение  их ставок в зависимости от степени  обработки товаров, представляющих звенья одной технологической цепочки. Импорт промышленного сырья, как  правило, осуществляется беспошлинно  или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты  и, особенно, на готовые изделия ставки пошлин существенно возрастают.

Таможенным тарифам принадлежит  важная роль в регулировании импорта  развивающихся стран. Средний уровень  обложения пошлинами ввозимых в  большинство из них товаров намного  выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связано, прежде всего, с необходимостью защиты молодых  отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма существенным источником поступлений в государственный бюджет.

Наряду с национальными тарифами действуют таможенно-тарифные объединения нескольких стран в форме таможенных союзов. Участники этих союзов, отменив пошлины во взаимной торговле, установили общий таможенный тариф в торговле с третьими странами. Все более важную роль в регулировании внешней торговли приобретают мероприятия международных организаций, членами которых являются развитые капиталистические и развивающиеся страны, в частности Всемирная торговая организация.

После второй мировой войны предпринимались  попытки создания международной  торговой организации, призванной обеспечить глобальную координацию торговой стратегии. Результатом специальных переговоров  в Женеве было заключено соглашение по вопросам тарифов и торговли, получившее название ГАТТ.

Всемирная торговая организация

Всемирная торговая организация - это  и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права  и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

Главные задачи ВТО - либерализация  международной торговли, обеспечение  ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту  и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых  на май 2005 г. насчитывалось 148, решают эти  задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств. Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место. Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО  и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура  присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных  сотрудников; его возглавляет генеральный  директор. Секретариат ВТО, в отличие  от подобных органов других международных  организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается  на сами страны-члены. Основные обязанности  Секретариата - обеспечивать техническую  поддержку различным советам  и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое  содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует  правительства стран, желающих стать  членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более  двадцати.

Страны-члены ВТО взаимодействуют  в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.

Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

Ключевые принципы ВТО были впервые  сформулированы в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял собой  форум для проведения переговоров  по снижению таможенных пошлин и других торговых барьеров; текст Генерального соглашения оговаривал важные правила, в частности, недискриминацию. Впоследствии в результате переговоров Уругвайского раунда (1986-1994) основные принципы были расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики.

ГАТТ в новой редакции 1994 года сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его дополняют  соглашения, касающиеся специфических  секторов, таких как сельское хозяйство  и текстиль, а также отдельных  тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых  против демпинга. Два фундаментальных  принципа ГАТТ - это недискриминация и обеспечение доступа на рынок.

Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке. Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.

Принципы более свободного экспорта и импорта услуг, независимо от способа  их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие  физических лиц, - были впервые документально  закреплены в новом Генеральном  соглашении о торговле услугами (ГАТС). Однако в силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования  и национальный режим применяются  здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны. Аналогично, отмена количественных квот носит выборочный характер, решения  о ней принимаются в ходе переговоров.

Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства в рамках ГАТС, в  которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени  они готовы открыть для иностранной  конкуренции.

Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых  оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций.

Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает  создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия  в ходе консультаций. Если это не удается, они могут следовать  четко отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность  решения вопросов группой экспертов  и дает возможность подавать апелляцию  на данные решения с соответствующим  правовым обоснованием. О доверии  к данной системе свидетельствует количество споров, которые выносились в ВТО: 167 дел к марту 1999 г. в сравнении с 300 делами, которые были рассмотрены в течение всего периода существования ГАТТ (1947-94 гг.)

Задача механизма обзора торговой политики заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и  в оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается регулярному «рассмотрению»; в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей  страны и Секретариата ВТО. С 1995 года был произведен обзор политики 45 стран - членов организации.

Информация о работе Международная торговля. Всемирная торговая организация