Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:28, реферат
Одной из наиболее важных форм международных экономических отношений является международная торговля. Международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. Она существовала еще до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества.
Развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое могло расти на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. На протяжении всего послевоенного периода объемы мировой торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства. В результате внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, и значительно возросла зависимость стран от международного товарообмена.
Введение …………………………………………………………............................................... 3
1. История международной торговли …...……………………………………………………. 4
2. Теории международной торговли ………………………………………………………..... 7
2.1. Классическая теория международной торговли …………………………..…….. 7
2.2. Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо ……………...……….…. 7
2.3. Меркантилиститская теория международной торговли ………………………... 8
2.4. Теория абсолютных преимуществ Адама Смита ………………..………….……9
2.5. Тeopuя Хекшера - Олина – Самуэльсона …………………………………..…… 10
2.6. Теория международной торговли Леонтьева (“Парадокс” Леонтьева) ………. 11
2.7. Неотехнологическая теория внешней торговли ………………........................... 12
2.8. Теория Фирмы ……………………………………………...…….......................... 13
2.9. Теория международной конкурентоспособности нации ………………………. 13
3. Внешняя торговля Беларуси в 2011 году ……………………………………………….... 14
Заключение ……………………………………………………………………………………. 22
Литература ……………………………………………………………….................................. 23
Наиболее известной теорией
этой школы является теория технологического
разрыва, основы которой заложены английским
экономистом М. Познером в начале
60-х годов. Познер предположил, что
одна из развитых стран в результате
какого-то открытия обладает принципиально
новой технологией или новым
товаром, которые пользуются повышенным
спросом в других странах. Поэтому
торговля этим товаром будет осуществляться
даже между странами, имеющими одинаковую
ресурсообеспеченность. В результате
преимущественного положения
В результате такой торговли в выигрыше оказываются все страны: те, что экспортируют, получают прибыль, а те, что импортируют новые товары. По мере распространения новшества в других странах менее развитая страна продолжает выигрывать, а страна-новатор теряет свои преимущества.
Модели неотехнологического
направления более адекватно
отражают реальные процессы современного
развития международного разделения труда.
Сторонники неотехнологического
Основными переменными при
неотехнологическом подходе - это затраты
на исследования и разработки (в
процентах от стоимости продаж),
заработная плата на одного занятого
и процент квалифицированной
рабочей силы. Неотехнологическая
школа связывает преимущества с
монопольной позицией фирмы (и страны)-новатора.
Отсюда и новая оптимальная стратегия
для отдельных фирм: выпускать
не то, что относительно дешевле, а
то, что необходимо всем или многим,
но что больше пока никто выпускать
не может. Динамические сравнительные
преимущества, анализируемые теоретиками
неотехнологического
2.8. Теория Фирмы
Теория связана с
усилением роли отдельных фирм
и корпораций в международной
торговле. Преимущества всегда
получает не нация, а
2.9. Теория международной конкурентоспособности нации
Теория разработана
Портер считал наличие
факторов производства определяющим в
обеспечении сравнительных
1. Технологии и их продукты, рождение которых обусловлено внутренними условиями страны, которые получили широкое распространение по всему миру, а их производители стали крупнейшими поставщиками своей продукции на мировом рынке.
2. Наличие смежных и обслуживающих· отраслей является важным дополнительным стимулом совершенствования продукции.
3. Стратегия фирмы и наличие конкуренции на внутреннем рынке заставляют фирмы постоянно совершенствовать свое производство· и искать новых покупателей. Любая фирма ориентирована на завоевание прочных позиций на рынке, поэтому она должна постоянно искать новые пути к снижению издержек производства и совершенствования продукции.
3. Внешняя торговля Беларуси в 2011 году
Основные показатели внешней торговли
(миллионов долларов США)
Объём внешней торговли Республики Беларусь |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
10 367 |
15 972 |
15 737 |
17 113 |
21 504 |
30 265 |
32 687 |
42 058 |
52 968 |
71 952 |
49 873 |
60 168 |
86 041 | |
экспорт товаров |
4 803 |
7 326 |
7 451 |
8 021 |
9 946 |
13 774 |
15 979 |
19 734 |
24 275 |
32 571 |
21 304 |
25 284 |
40 294 |
импорт товаров |
5 564 |
8 646 |
8 286 |
9 092 |
11 558 |
16491 |
16 708 |
22 351 |
28 693 |
39 381 |
28 569 |
34 884 |
45 747 |
сальдо |
-761 |
-1 320 |
-835 |
-1 071 |
-1 612 |
-2 717 |
-729 |
-2 617 |
-4 418 |
-6 810 |
-7 267 |
-9 600 |
-5 453 |
со странами СНГ 1) |
6 704 |
10 469 |
10 291 |
10 679 |
13 484 |
19 201 |
18 202 |
23 121 |
30 237 |
40 317 |
27 540 |
34 172 |
47 590 |
экспорт товаров |
3 027 |
4 399 |
4 494 |
4 384 |
5 435 |
7 318 |
7 060 |
8 609 |
11 221 |
14 360 |
9 316 |
13 636 |
19 503 |
импорт товаров |
3 677 |
6 070 |
5 797 |
6 295 |
8 049 |
11 883 |
11 142 |
14 512 |
19 016 |
25 957 |
18 224 |
20 536 |
28 087 |
сальдо |
-650 |
-1 671 |
-1 303 |
-1 911 |
-2 614 |
-4 565 |
-4 082 |
-5 903 |
-7 795 |
-11 597 |
-8 908 |
-6 900 |
-8 584 |
из них с Россией |
5 150 |
9 315 |
9 401 |
9 899 |
12 482 |
17 704 |
15 834 |
19 944 |
26 084 |
34 059 |
23 444 |
28 035 |
38 608 |
экспорт товаров |
2 185 |
3 710 |
3 963 |
3 977 |
4 880 |
6 485 |
5 716 |
6 845 |
8 879 |
10 552 |
6 718 |
9 954 |
13 685 |
импорт товаров |
2 965 |
5 605 |
5 438 |
5 922 |
7 602 |
11 219 |
10 118 |
13 099 |
17 205 |
23 507 |
16 726 |
18 081 |
24 923 |
сальдо |
-780 |
-1 895 |
-1 475 |
-1 945 |
-2 722 |
-4 734 |
-4 402 |
-6 254 |
-8 326 |
-12 955 |
-10 008 |
-8 127 |
-11 238 |
со странамивне СНГ 2) |
3 663 |
5 503 |
5 446 |
6 434 |
8 020 |
11 064 |
14 485 |
18 964 |
22 731 |
31 635 |
22 333 |
25 996 |
38 451 |
экспорт товаров |
1 776 |
2 927 |
2 957 |
3 637 |
4 511 |
6 456 |
8 919 |
11 125 |
13 054 |
18 211 |
11 988 |
11 648 |
20 791 |
импорт товаров |
1 887 |
2 576 |
2 489 |
2 797 |
3 509 |
4 608 |
5 566 |
7 839 |
9 677 |
13 424 |
10 345 |
14 348 |
17 660 |
сальдо |
-111 |
351 |
468 |
840 |
1 002 |
1 848 |
3 353 |
3 286 |
3 377 |
4 787 |
1 643 |
-2 700 |
3 131 |
Здесь и далее с 2099 г. без учёта Грузии. 2) Здесь и далее с 2009 г. без учёта Грузии
Объем внешней торговли товарами за 2011 г. составил 86 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с 2010 г. на 25,8 млрд. долларов или на 43 %.
По итогам 2011 г. во внешней торговле товарами укрепляются, наметившиеся в предыдущие месяцы, положительные тенденции.
Удалось преодолеть сложившееся с начала года отставание экспорта от импорта. Если в январе темпы роста импорта превышали темпы роста экспорта на 40,9 процентного пункта, в январе-феврале – на 31,8, в январе-марте – на 16,7, в январе-апреле – на 1,9 процентного пункта, то уже в январе-мае экспорт опередил импорт на 8,8 процентного пункта. В январе-июне положительный разрыв составил 13 процентных пунктов, в январе-июле – 18,5, в январе-августе – 21,6, в январе-сентябре – 25, в январе-октябре – 25,5, в январе-ноябре – 28,7, то по итогам 2011 г. темпы роста экспорта опередили темпы роста импорта на 28,3 процентного пункта.
1. Экспорт
Экспорт товаров составил 40,3 млрд. долларов и возрос на 15 млрд. долларов или на 59,4 %. Значительный рост экспорта произошел в IV квартале 2011 г. В декабре 2011 г. достигнут наибольший месячный объем экспорта – 3,8 млрд. долларов.
Экспорт по месяцам
(млн. долл. США)
Значительно возросли поставки на внешние рынки нефти и нефтепродуктов (экспорт вырос в 2 раза), растворителей и разбавителей (в 10 раз), калийных удобрений (в 1,5 раза), тракторов и седельных тягачей (в 1,8 раза), грузовых автомобилей (в 1,7 раза), черных металлов (на 29,1 процент), шин (на 36,7 процента), азотных удобрений (в 2,2 раза).
Товарная структура экспорта в 2011 году
(в % к общему объему)
В региональном разрезе в 2011 г. по сравнению с 2010 г. обеспечен рост экспорта в страны СНГ – на 43%, из них в Россию – на 37,5%, в остальные страны СНГ – на 58%, в страны вне СНГ – на 78,5% в том числе в страны ЕС – на 206,9%.
Экспорт товаров по группам стран
(млн. долл. США)
Прирост экспорта в страны Европейского союза составил 8,1 млрд. долларов, в Россию – 3,7 млрд. долларов, в другие страны СНГ – 2 млрд. долларов. Необходимо отметить тенденцию и к существенному росту экспорта в остальные регионы: в страны Азии и Африки – на 756,20 млн. долларов, Америки – на 539,1 млн. долларов.
Основными покупателями белорусской продукции в январе-декабре 2010 г. являлись: Россия – 34 процента от всего объема экспорта, Нидерланды – 15,3 процента, Украина – 10,3 процента, Латвия – 7,8 процента, Германия – 4,5 процента, Бразилия – 3 процента, Польша – 2,8 процента, Литва – 2,1 процент, Китай – 1,6 процента, Казахстан – 1,6 процента.
2. Импорт
В 2011 г. в Республику Беларусь ввезено товаров на сумму 45,7 млрд. долларов. Прирост импорта составил 10,8 млрд. долларов или 31,1%.
Товарная структура импорта в 2011 году
Основной прирост (83,3% общего
объема прироста или 9 млрд. долларов) пришелся
на промежуточные товары (сырье, материалы
и комплектующие и
Прирост ввоза потребительских товаров составил 1,4 млрд. долларов (на 25,2%), в том числе: непродовольственных – 1,3 млрд. долларов (на 35%), продовольственных – 104,6 млн. долларов (на 5,6%).
При этом 99,5% прироста импорта непродовольственных товаров или 1,3 млрд. долларов приходится на легковые автомобили.
Импорт технологического оборудования, машин и механизмов увеличился на 500,4 млн. долларов (на 14,4%).
Основными поставщиками продукции в Республику Беларусь в 2011 г. являлись: Россия – 54,5 процента от всего объема импорта, Германия – 5,6 процента, , Китай –4,8 процента, Украина – 4,4 процента Польша – 2,8 процента, Венесуэла – 2,5 процента, Италия – 2,1 процента, США – 1,2 процента, Франция – 0,9 процента.
3. Сальдо
Сальдо внешней торговли товарами в 2011 г. сложилось отрицательным в размере 5,5 млрд. долларов. К 2010 г. сокращение отрицательного сальдо составило 4,1 млрд. долларов.
По всем укрупненным товарным группам, за исключением инвестиционных и продовольственных товаров, сальдо сложилось отрицательным.
Сальдо внешней торговли по группам товаров в 2010-2011 гг.
(млн. долл. США)
Положительное сальдо в торговле инвестиционными товарами улучшилось на 1,1 млрд. долларов, продовольственными – на 463,6 млн. долларов.
Улучшилось также
Ухудшилось только отрицательное сальдо в торговле непродовольственными потребительскими товарами (на 504,5 млн. долларов).
Внешняя торговля услугами
(по методологии платежного баланса)
1. Экспорт
В 2011 году Республикой Беларусь экспортировано услуг на сумму 5,3 млрд. долларов. К уровню 2010 года экспорт увеличился на 760 млн. долларов или на 16,9%, что на 3,1 процентного пункта ниже утвержденного на 2011 год прогнозного показателя.
70% (532,2 млн. долларов) прироста
экспорта обеспечено за счет
транспортных услуг. Рост
строительным услугам – на 55,4% (69,5 млн. долларов);
компьютерным услугам – на 25,3% (55 млн. долларов);
деловым услугам – на 10,3% (47,7 млн. долларов);
поездкам – на 5,1% (22,5 млн. долларов);
роялти и лицензионным платежам – в 2,4 раза (11,5 млн. долларов);
услугам связи – на 6,3% (10,9 млн. долларов);
финансовым услугам – на 38,4% (4,3 млн. долларов);
услугам в сфере здравоохранения – на 47,2% (4,2 млн. долларов);
государственным услугам – на 6,1% (2,1 млн. долларов);
информационным услугам – на 20,8% (1,1 млн. долларов).
Экспорт страховых услуг сократился на 35% (0,7 млн. долларов) по причине уменьшения объемов добровольного страхования.
2. Импорт
В 2011 году в Республику Беларусь импортировано услуг на сумму 3,2 млрд. долларов. Прирост составил 304,6 млн. долларов или 10,6%.
Основной прирост импорта пришелся на строительные (49,2% общего объема прироста или 149,9 млн. долларов) и транспортные (46% или 140 млн. долларов) услуги.
Значителен вклад в увеличение импорта деловых услуг (прирост на 60,9 млн. долларов или на 17,9%) и финансовых услуг (21,2 млн. долларов или на 27,8%).
В связи со сложной ситуацией на валютном рынке сократился импорт по статье поездки (на 56,6 млн. долларов или на 9,3%). Снизился также импорт роялти и лицензионных платежей (на 12 млн. долларов или на 11,7%), информационных (на 2,1 млн. долларов или на 27,3%) и государственных услуг (на 1,4 млн. долларов или на 20,3%).
Структура внешней торговли услугами в 2011 году
3. Сальдо
Сальдо внешней торговли услугами в 2011 году сложилось положительным в размере 2,1 млрд. долларов, что составляет 100,9% от прогнозируемого на 2011 год значения.
К 2010 году прирост положительного сальдо составил 455,3 млн. долларов за счет транспортных (392,2 млн. долларов) и компьютерных (55,2 млн. долларов) услуг, а также снижения отрицательного сальдо по статье поездки (на 79,1 млн. долларов), роялти и лицензионным платежам (на 23,5 млн. долларов).