Международное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:10, контрольная работа

Описание работы

1. Валютный курс и макроэкономическая политика государства.
2. Дайте определение понятию «протекционизм в международной торговле».
4. Экономика страны описана следующими данными:
– баланс текущих операций = 50
- баланс капитального счета = - 60
- официальные резервы = +10
Имеются ли в данном случае пассив или актив платежного баланса?
Какое влияние на экономику данной страны может оказать увеличение ее официальных резервов: стимулирующее или сдерживающее?

Файлы: 1 файл

Международное регулирование внешней торговли.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

Вариант 24

 

1. Международное регулирование внешней торговли.

 

  1. Валютный курс и макроэкономическая политика государства.

 

  1. Дайте определение понятию «протекционизм в международной торговле».

     4. Экономика  страны описана следующими данными:

– баланс текущих операций = 50

- баланс капитального  счета = - 60

- официальные резервы  = +10

Имеются ли в данном случае пассив или актив платежного баланса?

Какое влияние на экономику  данной страны может оказать увеличение ее официальных резервов: стимулирующее  или сдерживающее?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Международное регулирование внешней торговли

 

Период после второй мировой  войны характеризуется либерализацией процессов международной торговли. Понимание значения международной  торговли для своего успешного развития заставили многие страны искать новые методы организации мирового рынка. В 1947 г. 23 страны подписали Генеральное Соглашение о Тарифах и Торговле (ГАТТ), направленное против протекционизма. Положения ГАТТ разрешают вводить тарифы, но ограничивают их применение. Принципы ГАТТ. Несмотря на сложность и определенную противоречивость статей, составляющих основу ГАТТ, все они базируются на ряде принципов. Первым и главным является принцип взаимности: торговых уступок, воплощенный в режиме наиболее благоприятствуемой нации (РНБ). Сущность РНБ заключается в том, что ликвидация или снижение таможенных тарифов является благом для всех участвующих сторон даже в том случае, если это сокращение производится в одностороннем порядке. В соответствии с этим режимом страны, заключившие между собой договор, автоматически предоставляют друг другу любые льготы и привилегии, распространяемые на третьи страны. Привилегии и льготы касаются величины таможенной защиты, т. Е. ставок таможенных пошлин. Под любым преимуществом, привилегией, льготой подразумевается операция с таможенными средствами защиты.

         Согласно принципу наибольшего благоприятствования в торговле, члены ГАТТ должны взимать одинаковые тарифные ставки с товаров, импортируемых из стран — членов ГАТТ. В результате деятельности ГАТТ удалось понизить средние тарифные ставки: сегодня тарифы на ввозимую продукцию меньше 10 %. Страны-участницы ГАТТ стремятся к отказу от самой грубой формы защиты своих рынков — импортных квот. В настоящее время это соглашение подписали уже более 100 стран.[1]

Кроме деятельности ГАТТ, за последние четыре десятилетия предпринимались  многочисленные попытки образования  региональных торговых объединений, в  которых бы значительно ослаблялись  или полностью снимались ограничения  на перемещение произведенных ими товаров через границы. Наиболее известное из таких объединений — Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), создано в 1958 г., которое включает 15 стран Западной Европы. Цель ЕЭС — устранить все барьеры для торговли ведущими европейскими странами, что в итоге должно привести к полной свободе торговли в этом регионе. Хотя конечная цель еще не полностью достигнута, ЕЭС сделало большой вклад в повышение благосостояния населения Западной Европы. ЕЭС планирует снять в ближайшие годы практически все торговые барьеры между странами-участницами. Тогда ЕЭС со своими более чем 300 миллионами потребителей будет самым большим единым рынком в мире. Экономисты предсказывают значительное увеличение темпов экономического роста стран — членов ЕЭС и снижение потребительских цен в результате этих мер.США достигли подобного соглашения с Канадой — своим крупнейшим торговым партнером. В течение 10-летнего периода, начавшегося в 1989 году, договор о свободной торговле приведет к устранению почти всех тарифов на товары, которыми торгуют между собой США и Канада. Объединение торговых, потенциалов США и Канады будет представлять собой второй по величине и богатству торговый союз в мире. В орбиту мировой торговли втянуты и развивающиеся страны. Значительной является их доля в мировом производстве. Созданная развивающимися странами конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) объединяет почти 170 стран, а также ряд международных организаций. Это содействует развитию и регулированию торговых отношений между индустриально развитыми и развивающимися странами. [1]

Всемирная торговая организация /ВТО/ - основа системы международной торговли, представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий.           ВТО была создана 1 января 1995 года Присоединяясь ко Всемирной Торговой Организации, каждая страна обязуется принять все документы входящие в структуру документов ВТО, за исключением соглашений, являющихся добровольными и которые подписали ограниченное число стран (Приложение №4 к Соглашению об учреждении ВТО).    Основными принципами и правилами ВТО (как и ГАТТ) являются следующие:

1. Предоставление  странами-участницами режима наибольшего благоприятствования (РНБ) во взаимной торговле на не дискриминационной основе

2. Осуществление  торгово-политического регулирования  торговли преимущественно с помощью  таможенных тарифов. Таможенный  тариф, а не количественные  ограничения, признается основным инструментом внешнеторговой политики, защиты национальных рынков и промышленности.

3. Взаимное  предоставление национального режима  товарам иностранного происхождения.

4. Обязательства  стран-участниц ВТО в отказе  от использования количественных  ограничений (лицензии, квоты) в торговле за исключением отдельных оговоренных случаев, например в целях обеспечения равновесия платежного баланса.

5. Гласности  торговой политики, включая открытую  публикацию и предоставление  в ГАТТ законов и правил, регулирующих внешнеторговую деятельность.

6. Право  государств-участников создавать  таможенные союзы и зоны свободной  торговли.         Соглашения ВТО содержат важные положения в отношении стран, осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной, к которым, естественно, относится и Россия. Этим странам разрешается применять меры и программы с использованием субсидий для проведения необходимых преобразований в течение семи лет с даты вступления в силу Соглашения о ВТО.            Важным итогом Уругвайского раунда является принятие мер по упорядочению международной торговли услугами, объем которой сейчас превышает 1,3 трлн. долл.          Одним из направлений укрепления многосторонней торговой системы является продолжение либерализации торговли в регулируемых ВТО областях. Это означает: во-первых, дальнейшее снижение тарифов. Несмотря на то, что средние тарифные ставки развитых стран низки, остаётся ещё значительное количество тарифных пиков на отдельные товары. Перед развивающимися странами, где средние ставки выше, чем у развитых, также стоит задача снижения тарифной защиты;      во-вторых, все количественные ограничения, которые используются для уклонения от тарифной либерализации, должны быть отменены к 2000 г. При этом не должно вводиться новых форм количественных ограничений; в-третьих, сложными вопросами, требующими решения, продолжают оставаться два секторальных исключения из принципа недискриминации (HP) и из РНБ соответственно в области сельского хозяйства и текстиля. В области прав интеллектуальной собственности ВТО придётся обратить самое серьёзное внимание на некоторые аспекты общего характера. Среди них: минимальные стандарты защиты прав интеллектуальной собственности, которые должны обеспечиваться национальным законодательством, правоприменительная практика, разрешение споров в этой области. Появление феномена информационной революции, который привёл к снижению затрат в области связи и компьютерного обеспечения, может в значительной степени повлиять на ситуацию в мировой экономике. Наличие этого фактора не только подчёркивает значение соглашений ВТО по телекоммуникациям, финансовым услугам, информационным технологиям и соглашения ТРИПС, но и ставит новые вопросы.    Сегодня ВТО также выполняет и функции многостороннего торгового договора для участвующих в ней стран, и заменяет собой систему из нескольких тысяч двусторонних договоров и соглашений, что дает немалые преимущества своим членам. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий.

 

  1. Валютный курс и макроэкономическая политика государства
Развитие  внешнеэкономических отношений  требует особого инструмента, посредством  которого субъекты, действующие на международном рынке, могли бы поддерживать между собой тесное финансовое взаимодействие. Таким инструментом выступают банковские операции по обмену иностранной валюты. Важнейшим элементом в системе банковских операций с иностранной валютой является обменный валютный курс, т.к. развитие МЭО требует измерения стоимостного соотношения валют разных стран. валютный курс определим как пропорции, в которых обменивается валюта одной страны на валюту другой. Т.е. каждая иностранная денежная единица имеет валютный курс - цену, выраженную в национальной валюте другой страны. Объективной основой такой "цены" денег, как валютный курс, является покупательная способность одной валюты по сравнению с другой. Валюты с большей покупательной способностью являются более "сильными" по сравнению с другими и претендуют на роль валют, представляющих интернациональную меру стоимости.[1, с.58]
Cуществуют  пять систем валютных курсов: свободное ("чистое") плавание; управляемое плавание; фиксированные  курсы; целевые зоны; гибридная  система валютных курсов. В системе  управляемого плавания, кроме спроса и предложения, на величину валютного курса оказывают сильное влияние центральные банки стран, а также различные временные рыночные искажения. Примером системы фиксированных курсов является Бреттон - Вудская валютная система 1944-1971 гг. Система целевых зон развивает идею фиксированных валютных курсов. К этому типу можно отнести режим функционирования курсов валют стран-участниц Европейской валютной системы. Наконец, примером гибридной системы валютных курсов является современная валютная система, в которой существуют страны, осуществляющие свободное плавание валютного курса, имеются зоны стабильности и т.п. Подробное перечисление режимов курсов валют различных стран, действующих в настоящее время, можно найти, например, в изданиях МВФ. Одним из наиболее важных понятий, используемых на валютном рынке, является понятие реального и номинального валютного курса.
   Реальный валютный курс можно определить как отношение цен товаров двух стран, взятых в соответствующей валюте.    Номинальный валютный курс показывает обменный курс валют, действующий в настоящий момент времени на валютном рынке страны. Валютный курс, поддерживающий постоянный паритет покупательной силы: это такой номинальный валютный курс, при котором реальный валютный курс неизменен [3, с.23].     Кроме реального валютного курса, рассчитанного на базе отношения цен, можно использовать этот же показатель, но с другой базой. Например, приняв за нее отношение стоимости рабочей силы в двух странах. Как любая цена, валютный курс отклоняется от стоимостной основы - покупательной способности валют - под влиянием спроса и предложения валюты. Соотношение такого спроса и предложения зависит от ряда факторов. Многофакторность валютного курса отражает его связь с другими экономическими категориями - стоимостью, ценой, деньгами, процентом, платежным балансом и т.д. Причем происходит сложное их переплетение и выдвижение в качестве решающих то одних, то других факторов. Факторы, влияющие на величину валютного курса, подразделяются на структурные (действующие в долгосрочном периоде) и конъюнктурные (вызывающие краткосрочное колебание валютного курса).
К структурным факторам относятся:
1. Конкурентоспособность товаров  страны на мировом рынке и ее изменение;
2. Состояние платежного баланса  страны;
3. Покупательная способность денежных  единиц и темпы инфляции;
4. Разница %-х ставок в различных  странах;
5. Государственное регулирование  валютного курса;
6. Степень открытости экономики.
Конъюнктурные факторы связаны с колебаниями  деловой активности в стране, политической обстановкой, слухами и прогнозами.
К ним относятся:
1. Деятельность валютных рынков;
2. Спекулятивные валютные операции;
3. Кризисы, войны, стихийные бедствия;
4. Прогнозы;

5. Цикличность деловой  активности в стране. [3]

Следует также сказать  и о регулировании величины валютного  курса. Оно делится на рыночное и  государственное регулирование. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции  и действии законов стоимости, а также спроса и предложения, осуществляется стихийно. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики - комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами.

К мерам государственного воздействия на величину валютного  курса относятся:

А) валютные интервенции;

Б) дисконтная политика;

В) протекционистские  меры.

Важнейшим инструментом валютной политики государств являются валютные интервенции - операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют.Цель валютных интервенций - изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного рынка. Действие механизма валютных интервенций аналогично проведению товарных интервенций. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на иностранную валюту, а, следовательно, увеличивается курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранную. Это приводит к повышению курса иностранной валюты и снижению курса национальной валюты. Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, и изменение их уровня может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов.     Дисконтная политика - это изменение центральным банком учетной ставки, в том числе с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала. В последние десятилетия ее значение для регулирования валютного курса постепенно уменьшается. Протекционистские меры - это меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения. Валютные ограничения - законодательное или административное запрещение или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями. Видами валютных ограничений являются следующие:

Информация о работе Международное регулирование внешней торговли