Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 09:40, курсовая работа
Задачи данной работы заключаются:
в определении понятия международных финансовых институтов;
характеристике основных международных финансовых организаций, их целей и функций;
в выявлении тенденций развития международных финансовых организаций на современном этапе.
Введение 3
Глава 1. Понятие международного финансового института. 5
Глава 2. Характеристика основных международных финансовых институтов. 8
2.1 Международный Валютный Фонд. 8
2.2 Всемирный банк. 11
2.3 Европейский банк реконструкции и развития 15
2.4 Банк международных расчётов 17
2.5 Парижский клуб кредиторов. 19
2.6 Лондонский клуб кредиторов 21
Глава 3. Развитие международных финансовых организаций на современном этапе. 24
Заключение 28
Список литературы: 29
1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.
Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.
2. Условия погашения для должников.
Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства- кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно, в согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным фондом о дополнительных ссудах».
3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов.
Данное правило называют
еще принципом равных условий. Оно
обеспечивает равномерное распределение
среди кредиторов бремени проблем,
связанных с пересмотром
Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик.
Лондонский клуб, официально известный под названием «Консультативный комитет коммерческих банков», представляет собой форум, на котором происходит реструктуризация долгов, предоставленных коммерческими банками (без гарантий со стороны правительств стран-кредиторов) [10]. Как и в случае Парижского клуба, у него нет устава, а состав членов изменяется в меру необходимости.
Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. в контексте переоформления задолженности Заиру. В период, который предшествовал мексиканскому долговому кризису 1982 г., переоформление обычно охватывало просроченные платежи в счет погашения основной суммы долга без предоставления новых средств. После долгового кризиса в Мексике банки начали многочисленные чрезвычайные операции по переоформлению, во время которых к должникам применялись серьезные санкции. С 1985 г. банки осознали, что репрессивные мероприятия уменьшают вероятность платежей и, таким образом, только ухудшают положение. С этих пор условия реструктуризации были смягчены путем уменьшения спредов и удлинение как периода консолидации, так и периода погашения.
Дальнейший, еще более фундаментальный шаг было сделано в 1989 г. в контексте плана Брейди, в котором признавалась необходимость облегчения совокупного долгового бремени с помощью мероприятий с сокращение долга и его обслуживание. «Облигации Брейди» - это ценные бумаги, которые выпускаются путем обмена займов коммерческих банков на новые облигации, обеспеченные залогом. Преимуществом плана Брейди было то, что при решении вопроса реструктуризации долга он предлагал так называемое «меню вариантов», что предоставляло кредиторам большую гибкость для эффективного управления своими портфелями суверенных долгов. Тем не менее, непонятно, какие преимущества получает заемщик от сокращения долга и использование «меню вариантов». Изменение формы долга означает, что заемщик имеет меньше информации и меньше возможностей влиять на действии своих кредиторов.
Соглашения о реструктуризации долгов коммерческими банками под эгидой Лондонского клуба основаны на трех главных положениях:
Лондонский клуб обычно проводит свои заседания по просьбе должника, которому или угрожает дефолт, как в последние годы, или который уже предположил неплатежи и находится под угрозой серьезного накопления долга. Должник, как правило, обращается в банк, от которого ожидает сочувственного отношения к своему запросу; в большинстве случаев это банк с максимальной суммой предоставленных кредитов. После этого составляется перечень всех кредиторов, и банки назначают координационный комитет своим, на который приходится максимальная сумма предоставленных кредитов. Этому комитету предоставляются полномочие действовать от лица всех банков-кредиторов.
Кризис мировой финансовой системы поставил перед государствами 5 основных задач [5]:
Далее будет рассмотрена одна из этих задач - реформирование международных финансовых институтов, так как без решения этой проблемы кризис в лучшем случае затянется на долгие годы, а в перспективе может привести к значительно большему по масштабу глобальному кризису финансовой системы.
Как известно, с начала своего существования в ООН были созданы специализированные учреждения, призванные обеспечить глобальное управление мировой экономикой. Сама по себе идея создания подобных наднациональных структур управления международными отношениями выглядела заманчиво для всего мира – обеспечить стабильность и устойчивое развитие национальных экономик на справедливых и всем понятных принципах. Например, в задачи МВФ как основного наднационального института, обеспечивающего стабильность международной валютной системы, входили: противодействие валютным ограничениям, создание многонациональной системы платежей по валютным операциям, и др.
Более чем шестидесятилетний период работы этих международных организаций показал, что время иллюзий прошло, а наднациональные институты стали подвергаться справедливой и жесткой критике. Даже внутренняя служба МВФ считает, что эта организация нуждается в срочном глобальном реформировании. Как известно, изначально МВФ был создан на принципах акционерного общества, т.е. обладатель контрольного пакета определял стратегию развития этого общества, следовательно, и всей мировой валютно-финансовой системы. Из Второй мировой войны США вышли с самой сильной экономикой и наибольшими запасами золота, так как боевые действия на суше они начали примерно за год до окончания войны, вели их на чужой территории и обогащались за счет поставок оружия, продовольствия и материалов. Потому они смогли внести в МВФ наибольшую сумму денег и получили наибольшее число голосов при принятии решений. Естественно, с самого момента своего образования МВФ проводил политику, выгодную для США, в ущерб всем остальным странам. Такая же ситуация и с остальными международными институтами.
Структура их правления с момента создания практически не менялась, хотя роль развивающихся стран в мировой торговле за это время значительно выросла. В частности, сегодня на страны БРИК приходится около 20% мирового ВВП, а по темпам роста они значительно опережают промышленно развитые страны.
На протяжении десятилетий наблюдалась одна и та же картина во многих странах. Если какое-либо государство нуждалось в помощи, и эта помощь предоставлялась, то она обставлялась такими политическими условиями, что государство фактически не могло обеспечивать своих национальных интересов стратегии своего развития. В результате ситуация в этой стране ухудшалась настолько, что ей уже обоснованно отказывали в помощи. Аналогичная ситуация была в России в 90-х годах, когда условиями получения помощи были либерализация российских рынков и привязка российской денежной системы к поддержке доллара США. Известно, что результатом этого явился дефолт в 1998 г. и удешевление российских активов почти в 30 раз. Экономическое положение страны стало выправляться только после отказов от кредитов МВФ и от «советов» финансовых экспертов США.
Двойные стандарты, которые использует МВФ в своей политике, видны на примере прямых иностранных инвестиций. В 90-е годы Всемирный Банк и МВФ усиленно убеждали высших руководителей России, что ПИИ – это несомненное благо для любой страны. Пользуясь резким снижением стоимости российских активов, курса рубля и отсутствия государственных резервов, компании ведущих промышленно развитых стран скупали акции в ключевых и наиболее перспективных отраслях. Когда же экономика России окрепла и у отдельных компаний появилась возможность вложить свои капиталы в интересные для них отрасли других стран Запада, их признали нежелательными и даже опасными. Объясняют такую политику необходимостью оградить политические и экономические системы западных стран от промышленного шпионажа и влияния со стороны Китая, России и богатых арабских стран.
Второй пример. Когда
банковская система Исландии из-за
глобального финансового
Необходимость реформирования специализированных учреждений ООН уже осознана Евросоюзом. Так, по результатам саммита ЕС в октябре 2008 г. было сделано заявление о том, что в ближайшие месяцы Европа планирует взяться за радикальную реформу Бреттон-Вудской системы международных институтов. В то же время лидеры Европы пообещали не допустить развала какой-либо из финансовых организаций. Однако это бесперспективное занятие, так как названные международные организации являются инструментами однополярного мира, управляемого США. Без создания многополярной структура любое их реформирование будет неэффективным.
Определенная работа
в этом направлении уже проводится.
Так, Россия и Китай, Россия и Белоруссия
уже договорились перейти во взаимных
расчетах на национальные валюты. Иран
и Венесуэла заявили о
Подведем итоги.
Международная финансовая организация (институт) — организация, создаваемая на основе межгосударственных (международных) соглашений в сфере международных финансов. Участниками соглашений могут выступать государства и негосударственные институты.
Финансовые институты оказывают услуги по передаче денег и предоставлению займов и влияют на функционирование реальной экономики, действуя в качестве посредников в процессе превращения сбережений и других денежных средств в инвестиции.
Ведущими международными
финансовыми институтами
Основная цель всех этих организаций - способствовать устойчивой глобализации в интересах всех слоёв населения, сокращению масштабов бедности, ускорению экономического роста.
На современном этапе в условиях мирового экономического кризиса происходит постепенное реформирование всей финансовой системы, в том числе международных финансовых институтов. Основной реформой финансовых организаций должен стать переход к многополярности в представлении интересов стран, что будет способствовать развитию отношений между странами и регионами.
Информация о работе Международные финансовые организации: их роль, функции и политика