Международные экономические организации ВТО и ОПЕК. Парадокс Леонтьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:16, контрольная работа

Описание работы

Регулирование международной торговли на межгосударственном уровне представляет собой совместно принимаемые правительствами разных стран на основе компромиссов договоренности (правовые положения, нормы, процедуры, согласованные взаимные обязательства, рекомендации) в области экономической политики и практики, отражающие интересы стран – участниц. Регулирование нацелено на создание определенных предпосылок, способствующих дальнейшему развитию мирохозяйственных связей между заинтересованными государствами, в частности, путем достижения стабильности и предсказуемости режима доступа на рынке.

Содержание работы

Введение.
Всемирная торговая организация – ВТО.
Организация стран – экспортёров нефти – ОПЕК.
Парадокс Леонтьева.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.docx

— 29.38 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение.

  1. Всемирная торговая организация – ВТО.
  2. Организация стран – экспортёров нефти – ОПЕК.
  3. Парадокс Леонтьева.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

Введение

 

Регулирование международной торговли на межгосударственном уровне представляет собой совместно принимаемые  правительствами разных стран на основе компромиссов договоренности (правовые положения, нормы, процедуры, согласованные  взаимные обязательства, рекомендации) в области экономической политики и практики, отражающие интересы стран  – участниц. Регулирование нацелено на создание определенных предпосылок, способствующих дальнейшему развитию мирохозяйственных связей между  заинтересованными государствами, в частности, путем достижения стабильности и предсказуемости режима доступа  на рынке.

Основными направлениями  многостороннего регулирования  мировой торговли в современных  условиях являются следующие:

  • создание заинтересованными государствами договорно-правовой основы торгово-экономических отношений, включая важнейшие принципы и нормы;
  • выработка договоренностей относительно применения на национальном уровне комплекса торгово-политических средств воздействия на мирохозяйственные связи, определение рамок и возможностей использования отдельных инструментов торговой политики;
  • формирование и дальнейшее развитие международных институтов, содействующих достижению договоренностей и решению спорных проблем, возникающих между странами – участницами, их объединениями и группировками;
  • обмен информацией и опытом организации торгово-экономических связей.

Тема контрольной работы чрезвычайно актуальна. В современном  мире основная часть мировых торговых отношений осуществляется под наблюдением  международных экономических организаций. Тем более, что сейчас Россия всеми силами стремится войти в состав Всемирной торговой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Всемирная торговая организация - ВТО

 

Созданная в 1995 году Всемирная  торговая организация (соглашение было подписано в Марракеше в 1994 г.) сменила ГАТТ, которое было преобразовано в соответствии с итогами Уругвайского раунда и включает все принятые под патронажем ГАТТ соглашения и договоренности.

Принципиальные различия между  ВТО и ГАТТ:

  1. ГАТТ представляло собой свод правил (многостороннее соглашение), объединяющий соглашения (заключенные, начиная с 1980 г.) выборочного характера и Секретариат. ВТО является постоянно действующей организацией, имеющей дело с обязательствами абсолютно для всех ее членов.
  2. ГАТТ использовалось как «временный базис». Обязательства ВТО являются полноценными и постоянными.
  3. Правила ГАТТ распространялись на торговлю товарами. ВТО занимается также торговлей услугами и связанными с торговлей аспектами интеллектуальной собственности.

Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая таким образом экономический рост и развитие и повышение благосостояния людей. Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами – членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами.

Функции:

  • Административная работа, связанная с многосторонними соглашениями, которые в целом и составляют ВТО, и их имплементацией.
  • Наблюдение за состоянием мировой торговли и предоставление консультаций по вопросам управления в области международной торговли.
  • Выполнение роли форума для многосторонних торговых переговоров.
  • Обеспечение механизмов примирения для урегулирования торговых споров.
  • Наблюдение за торговой политикой государств.
  • Сотрудничество с другими международными учреждениями, влияющими на определение глобальной торговой политики.

Принципы:

  • Торговля без дискриминации (принцип наибольшего благоприятствования).
  • Предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам.
  • Содействие справедливой конкуренции.
  • Защита посредством таможенных пошлин.
  • Поощрение развития и экономических реформ.

Организационная структура ВТО определена в ст. IV Соглашения о создании ВТО. Высшим органом ВТО является Конференция на уровне министров, которая собирается раз в два года. За выполнение текущей работы ВТО отвечает Генеральный совет, состоящий из представителей членов ВТО. Генеральный совет делегирует функции трем советам: Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, Совету по торговле товарами и Совету по торговле услугами.

Совет по торговле товарами осуществляет контроль за действиями многосторонних соглашений по торговле товарами, содержащихся в Приложении 1А Соглашения о создании ВТО. Он руководит деятельностью 14 комитетов, которые занимаются контролем за соблюдением принципов ВТО и соглашений ГАТТ – 1994 по важнейшим направлениям деятельности ВТО в сфере торговли товарами.

В 1996 г. был создан Комитет по региональным торговым соглашениям, который наблюдает за соглашениями о зонах свободной торговли и таможенными союзами, относящимися к ВТО, обеспечивая форум для проведения переговоров и дискуссий во взаимоотношениях между региональными соглашениями и многосторонней торговой системой.

Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) осуществляет контроль за соблюдением соответствующего соглашения, содержащегося в Приложении 1С к Соглашению о создании ВТО. Он занимается также вопросами, связанными с избежанием конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соответствующего соглашения, содержащегося в Приложении 1В, а также оказывает помощь группам переговоров по таким вопросам, как базовые телекоммуникации, передвижение физических лиц, услуги по морским перевозкам. Он имеет в своем составе Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочую группу по профессиональным услугам.

Генеральному совету подчинены 4 комитета: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с платежным балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Кроме того, в его ведении находятся 2 специальных органа: по проведению периодических обзоров торговой политики и рассмотрению спорных вопросов.

 

2. Организация стран – экспортёров нефти - ОПЕК

 

ОПЕК была создана на Багдадской конференции в 1960 году. Ее устав, утвержденный в Каракасе в 1961 году, был полностью  пересмотрен в 1965 году, и позже  в него неоднократно вносились поправки.

Цели:

  • Координация и унификация нефтяной политики государств – членов.
  • Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
  • Изыскание способов и средств обеспечения стабильности цен на мировых рынках нефти с целью недопущения их ненужных и наносящих ущерб колебаний.
  • Постоянное уделение должного внимания интересам стран – производителей нефти и необходимости обеспечения:
  • устойчивых доходов стран – производителей нефти;
  • эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран – потребителей;
  • справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность;
  • охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

В составе ОПЕК – 12 стран  – членов. Членами – учредителями ОПЕК являются 6 стран: Венесуэла, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия и Саудовская Аравия. Впоследствии в число членов были приняты еще 6 стран: Алжир, Габон, Индонезия, Катар, Нигерия, ОАЭ.

Членство:

Статья 7 Устава гласит:

«Полноправными членами  могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием  были одобрены Конференцией.

Любая другая страна, в значительных мерах экспортирующая сырую нефть  и имеющая интересы, в своей  основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет  одобрено большинством в ¾ голосов, включая голоса всех членов-учредителей.

Статус ассоциированного члена не может быть предоставлен ни одной стране, которая не имеет  интересов и целей, схожих в своей  основе с интересами государств –  членов».

Организационная структура:

Конференция, состоящая из делегаций (до 2-х делегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства – члены, обычно возглавляется министрами нефти, добывающей промышленности или энергетики. Она является высшим органом ОПЕК. На проводимых дважды в год заседаниях, обычно в штаб-квартире в Вене, Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Конференция избирает своего президента (остается на этом посту до следующего заседания), подтверждает назначение членов Совета управляющих. В своей работе Конференция опирается на ряд комитетов, среди которых Комитет министерского мониторинга, созданный для того, чтобы отслеживать ситуацию на рынках и представлять рекомендации о тех или иных мерах, а также специальные комитеты.

Совет управляющих проводит не менее 2-х сессий в год, на которых должны быть представлены все государства – члены. Совет несет ответственность за управление деятельностью ОПЕК и за воплощение в жизнь решений и резолюций Конференции, принимает решения по докладам, представляемым генеральным секретарем, представляет доклады и рекомендации на рассмотрение Конференции и подготавливает годовой бюджет.

Секретариат осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата.

Он организует и руководит работой Организации. Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.

 

  1. Парадокс Леонтьева

 

Парадокс Леонтьева относится  к одному из явлений в международной  торговле США и рассматривается  с точки зрения анализа исторически  развивающихся теорий международной  торговли, как движения товаров и  капиталов.

Основной формой международных  экономических отношений является международная торговля. Сущность и  роль внешней торговли объясняют  многочисленные экономические теории. Их цель состоит в определении  наиболее эффективных путей расширения внешней торговли и превращения  ее в действенный фактор социально-экономического развития. Теоретические выводы и  рекомендации учитываются правительственными органами и частными компаниями при  разработке внешнеторговой тактики  и стратегии. Основополагающие теории международной торговли были разработаны  в эпоху становления мирового рынка и мирового хозяйства. Но они  не утратили своей значимости и в  современных условиях, ибо в них  даются ответы на вечные вопросы, связанные  с внешней торговлей: что и  где продавать и покупать.

Прежде всего надо иметь в виду, что существует два способа осуществления торговых отношений между странами: в условиях свободного перемещения товаров (свободной торговли) и в условиях ограничений, вводимых правительственными органами для защиты прежде своего национального производителя и экспортера от иностранной конкуренции, т.е. протекционизма. Это важно иметь ввиду, потому что теории внешней торговли в разной степени обосновывают необходимость свободной торговли или протекционизма.

Василий Леонтьев, американский экономист  русского происхождения, осуществил расчеты, использовав статистику по американской внешней торговле за 1947 г., для проверки правильности теории соотношения факторов производства Хекшера-Олина. результаты его расчётов противоречили основным положениям теории. Оказалось, что капиталонасыщенные США, которые, согласно теории, должны экспортировать капиталоемкие товары и импортировать трудонасыщеные; на практике, напротив, экспортировали товары трудоемкие, а импортировали капиталоемкие товары. Повторные расчеты Леонтьева и других исследователей товарной структуры США дали такие же результаты[4].

Расчеты показали, что и Япония в 1950-х гг., будучи явно трудоизбыточной страной, экспортировала капиталоемкие товары. Индия экспортировала в США капиталоемкие товары. Расчеты, сделанные в 1987 г. по 12 факторам производства для 27 стран, показали, что в 30 случаях из 100 торговля шла в противоположном от теории Хекшера-Олина направлении.

Информация о работе Международные экономические организации ВТО и ОПЕК. Парадокс Леонтьева