Международные совместные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 01:51, курсовая работа

Описание работы

В последнее время в мире складывается довольно непростая политическая и экономическая ситуация. Экономические процессы в обществе неразрывно связаны с развитием разнообразных форм предпринимательской деятельности, которые, в свою очередь, отражают изменения в факторах производства, технике и технологии, потребительских тенденциях, общественном настроении и государственной политике. В последние годы одной из ведущих форм международного бизнеса стало совместное предпринимательство, которое включает многообразные кооперационные связи: от межфирменного сотрудничества и создания совместных предприятий до крупномасштабных интеграционных проектов в рамках региональных и межрегиональных объединений.
В условиях роста делового риска, конкуренции и разорений совместные предприятия стали образовываться с все большей регулярностью, охватывая широкий круг действующих лиц. Исходя из этого, целью курсовой работы является определение понятия совместного предприятия, его основные цели и характеристики, а также место данной формы кооперации в международных экономических отношениях.
Тема, касающаяся совместных предприятий, сегодня достаточно актуальна, так как эффективность работы совместных предприятий гораздо выше других организаций. Эта форма долгое время используется предпринимателями для проникновения в новые виды производства и выхода на новые рынки. СП сегодня особенно распространены в новых индустриальных областях.

Содержание работы

Введение
1 История СП, его основные характеристики и особенности
1.1. История происхождения СП
1.2. Основные характеристики и особенности СП
2. СП как форма организации бизнеса в современном обществе
2.1 Мотивы создания СП и его цели. Структура управления СП
2.2 Возможности СП, его преимущества и факторы успеха
3. Особенности развития СП в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа международные совместные предпр.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)
  1. Модель разделения функций.
 

      А                        В 

       
 
 

     Рисунок 5 – Модель разделения функций

     Эта модель также предполагает, что принципиальные вопросы решаются обеими сторонами, а в сфере оперативного управления функции делятся между партнерами. Это может быть, например, разделение коммерческих и технических функций и др. Преимущество этой модели в том, что определенные функции может взять на себя та сторона, которая наиболее компетентна в соответствующих вопросах. Как недостаток можно назвать повышенную потребность согласования действий и наличие опасности возникновения конфликтов между партнерами.

  1. Модель полного консенсуса.
 

     А                        В 
 

 
 

     Рисунок 6 – Модель полного консенсуса 

     Все вопросы как общестратегические, так и по отдельным видам деятельности (оперативное управление) должны решаться на основе консенсуса при участии обоих партнеров. Хотя в качестве преимущества данной модели называется обширный потенциал обоюдного сотрудничества, здесь высока вероятность возникновения продолжительных и конфликтных процессов принятия решений [10, 409-410].

     Таким образом, разработка организационного обеспечения образования и функционирования СП является одним из важнейших элементов  при его создании, отвечающим наряду с правовыми и экономическими положениями за укрепление его стабильности и формирования высокого уровня конкурентоспособности в рамках отрасли и в целом на рынке.

 

      2.2 Возможности СП, его преимущества  и факторы успеха. 

     Совместное  предприятие наряду с увеличением  дохода может также привести к успеху в случаях развития смежных областей деятельности, проникновения в смежные отрасли, а также создания вертикально интегрированной организации. Аргументы в пользу вхождения в международные совместные предприятия охватывают достаточно большой перечень возможностей, которые включают:

  • усиление позиций на рынке путем объединения ресурсов компаний (эффект масштаба);
  • сокращение риска путем его деления;
  • выход на новые рынки;
  • приобретение информации и технологий;
  • кооперирование и предотвращение конкуренции, которая влечет за собой более высокие затраты;
  • получение конкурентных преимуществ;
  • приобретение опыта и знаний [15, 136].

     Интересы  иностранного партнера могут состоять еще и в том, что он получает возможность экспортировать продукцию на защищенный протекционистскими мерами местный рынок; обеспечивает свои потребности в местных материальных ресурсах и рабочей силе. Местная материнская компания, в свою очередь, реализует свои интересы, связанные с получением дохода в твердой (конвертируемой) валюте и развитием смежных производств. Местные власти стремятся содействовать иностранным инвестициям, ограничивая, однако, иностранного инвестора долей участия в акционерном капитале, которая не дает контроля над предприятием, и ставя жесткие условия найма местной рабочей силы, передачи технологий, покупки местных материальных ресурсов и т. д.

     Совместное  предпринимательство получило довольно широкое распространение при  осуществлении международного бизнеса. При этом наиболее часто приводятся следующие его основные преимущества:

  • ориентация на долгосрочное сотрудничество сторон в одной или нескольких сферах хозяйственной деятельности;
  • объединение собственности партнеров для достижения общей цели; совместное формирование уставного капитала;
  • возможность комплексного использования усилий партнеров по взаимодействию во всех предпроизводственных, производственных и сбытовых сферах; объединение наиболее сильных взаимодополняющих элементов производительных сил, принадлежащих партнерам; достижение синергетического эффекта;
  • невысокая потребность в денежной наличности для осуществления капитальных вложений, зачастую более существенным вкладом в уставный капитал СП является лицензия на современный технологический процесс;
  • участие в прибылях СП, полученных в результате использования технологии и производства продукции, работ, услуг; распределение прибыли СП между его учредителями, как правило, пропорционально их вкладу в уставный капитал;
  • возможность глубокого изучения соответствующего рынка и приобретения опыта, необходимого для расширения деятельности на нем в долгосрочной перспективе;
  • снижение затрат на производство продукции, поступающей от СП иностранной фирме-партнеру по кооперационным связям;
  • формирование органов управления СП (Совета директоров, правления), не зависимых от органов управления предприятий (фирм) – учредителей СП;
  • относительная экономия на административных, управленческих и сбытовых расходах, связанных с деятельностью СП, по сравнению с расходами на те же цели в случае открытия за рубежом предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также представительств и филиалов иностранных юридических лиц;
  • восполнение недостающих производственных мощностей за счет предприятий партнера;
  • совместный риск и совместная ограниченная ответственность партнеров.

     Подчеркнув  позитивные черты совместного предпринимательства, нельзя не остановиться и на его  недостатках. Самая большая опасность, которая может ожидать при создании совместного предприятия, – это проблемы взаимоотношений с партнерами [2].

     Не  менее важную роль в успешном развитии СП играет предварительная оценка предпринимателя. Чтобы эффективно использовать совместные предприятия, предприниматель должен ясно представлять себе, какие факторы могут обеспечить успех, а какие из них чреваты проблемами. Один из наиболее важных факторов успеха — это точная оценка участников проекта и определение того, как лучше управлять новой организацией с ориентацией на укрепление взаимоотношений. Совместное предприятие будет более эффективным, если между их менеджерами существует определенное взаимопонимание, что способствует раскрытию творческих возможностей каждого менеджера. Без подобного взаимопонимания совместное предприятие неизбежно столкнется с серьезными трудностями и весьма высока вероятность его провала.

     Вторым ключевым фактором успеха является общность взглядов двух партнеров в оценке целей и задач нового предприятия. Этот подход не ограничивается установлением взаимопонимания между менеджерами, он охватывает цели и ресурсы. Когда один из партнеров чувствует, что он делает больший, чем другой, вклад в предприятие, или если один из партнеров стремится получить прибыль, а другой — рынок сбыта (как было в случае с международным совместным предприятием «Асаки» — «Доу»), сразу возникает масса проблем. Чтобы совместное предприятие преуспевало, менеджеры в каждой материнской компании, равно как и управляющие в новой организации, должны выработать общую точку зрения в оценке целей и задач новой организации, а также уровня ресурсов, предоставляемых каждым партнером. Кроме того, необходимо позаботиться об установлении хороших отношений между менеджерами совместного предприятия и между менеджерами каждой материнской компании.

     Третьим фактором успеха является разумность ожиданий относительно результатов деятельности совместного предприятия. Не следует ожидать то, что совместное предприятие достигнет недостижимого, особенно функционируя в отраслях с высокой конкуренцией.

     Последний фактор успеха в создании совместного  предприятия сходен с условием, необходимым для успешного зарождения любой компании, — это выбор момента. В условиях постоянно меняющейся обстановки, когда модифицируется промышленное производство, а рынки видоизменяются, предприниматель должен тщательно изучить обстановку и определить откроются ли новые возможности для компании с созданием совместного предприятия или последнее принесет компаниям только вред.

     Совместное  предприятие — это не панацея  для расширения компании. Скорее его  можно считать одним из многих способов пополнения наличных ресурсов фирмы и гибкого реагирования на возникающие в условиях конкуренции проблемы или открывающиеся возможности. Эффективное использование совместных предприятий как стратегии для роста и расширения своего дела требует от предпринимателя тщательной оценки ситуации и потенциального партнера, чтобы выбрать удачный момент для создания новой организации [13].

     Таким образом, совместное предприятие можно  рассматривать как одну из форм международной  кооперации фирм, в том числе как  типичного представителя международной кооперации производства, а также как форму прямых иностранных инвестиций. Если страны – участницы совместных предприятий находятся на разных стадиях экономического развития – страны с развитой рыночной экономикой и трансформационным типом экономики, то тем более ярко различаются их мотивы и цели. Однако лишь при взаимном дополнении друг друга возможно положительное решение в формировании совместного предприятия.

 

3. Особенности развития СП в России 

     В России совместные предприятия впервые возникли еще в 20-е гг. Тогда советское правительство считало возможным развивать совместное предпринимательство с капиталистическими партнерами, так как это отвечало экономическим интересам страны.

     Первые  совместные предприятия с участием капиталистических компаний стали создаваться в нашей стране в форме концессий. На 1 октября 1928 г. действовало 68 концессионных договоров в обрабатывающей, горной и других отраслях народного хозяйства. Концессии были государственно-капиталистическими предприятиями. Совместные советско-иностранные хозяйственные структуры достаточно успешно функционировали. Однако со свертыванием НЭПа начался процесс ликвидации концессий. Только во второй половине 80-х годов идея совместного предпринимательства была возрождена и получила свое легитимное оформление.

     Развитие  СП в России на сегодняшнее время является перспективным направлением в бизнесе. Однако нельзя не учитывать ряд особенностей, свойственных стране, а именно: политических, социально-экономических, демографических и географических характеристик.

     Для успешного формирования предпосылок  создания совместных предприятий в  России необходимо наличие определенных экономических условий, включающих в себя в первую очередь благоприятную  ситуацию для привлечения иностранных инвестиций. В последнее время происходит постепенное становление и укрепление экономики страны, а в связи с этим и налаживание притока инвестиций.

     Сегодня в нашей стране СП имеют место  во всех сферах производства, благодаря этому Россия может выйти на высокий качественно новый уровень в международных экономических отношениях.

     Только  за последние пять лет было заключено множество договоров о создании СП в России, рассмотрим некоторые сферы и соглашения принимаемые в них.

     Приобретение и совершенствование зарубежных технологий может использоваться в различных проектах по развитию альтернативной энергетики в России. Один из первых таких проектов – создание СП по производству современных систем освещения на Уральском оптико-механическом заводе с участием «Группы ОНЭКСИМ» и госкорпорации «Роснано». Необходимая технология была получена в результате приобретения ОНЭКСИМом германо-финской компании OptoGaN, созданной выехавшими из России бывшими учениками академика Ж. Алферова. Эта технология может изменить всю организацию освещения населенных пунктов и помещений, что открывает широкие перспективы для продукции нового СП, как на российском, так и на мировом рынке. Общий объем инвестиций в проект должен составить 3,4 млрд. руб [11, 16].

     Следует сказать, что обмен активами и развитие на основе других долгосрочных фирм сотрудничества укрепляет партнерство между российскими компаниями и крупнейшими энергетическими корпорациями Европы [11, 19].

     Компания «Сименс» подписала с двумя российскими компаниями, – «Ростехнологии» и «РусГидро», – меморандум о сотрудничестве в области производства и реализации промышленной продукции в сфере возобновляемой энергии. «Сименс» станет держателем контрольного пакета акций «Ветроэнергетического совместного предприятия». Совместное предприятие займется созданием мощностей для производства на территории РФ компонентов ветровых турбин для российского рынка, а также будет отвечать за продажи и обслуживание ветровых турбин «Сименс» в России и странах СНГ. Это совместное предприятие позволит нам одними из первых выйти на перспективный рынок возобновляемых источников энергии в России. К 2020 г. Россия планирует производить около 5 000 мегаватт электроэнергии при помощи ветровых турбин [17].

     Для поставки энергетического оборудования в Европу в 2008 году ЗАО «Транспортно – технологическое машиностроение» создает СП с венгерской компанией Ganz Energetika Kft [11, 20].

     Но  не только в сфере электроэнергетики  получает распространение создание СП, но и как выяснилось недавно, такая форма применима и в  сфере коммуникационных систем и космической отрасли.

Информация о работе Международные совместные предприятия