Международные валютно-кредитные организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:15, контрольная работа

Описание работы

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения – составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации и глобализации мирового хозяйства увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Содержание работы

Введение
1 Общая характеристика международных финансовых организаций
2 Международные валютно-кредитные и финансовые организации
2.1 Международный валютный фонд
2.2 Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)
3 Группа Всемирного банка
3.1 Международный банк реконструкции и развития
3.2 Международная ассоциация развития
3.3 Международная финансовая корпорация
3.4 Многостороннее агентство гарантирования инвестиций
3.5 Международный центр по урегулированию инвестиционных
споров
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контр по мировой экономике.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика»

на  тему:

«Международные валютно-финансовые и кредитные организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа - 2011

Содержание

Введение

1 Общая характеристика международных финансовых организаций

2 Международные валютно-кредитные и финансовые организации

2.1 Международный валютный фонд

2.2 Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

3 Группа Всемирного банка

3.1 Международный банк реконструкции и развития

3.2 Международная ассоциация развития

3.3 Международная финансовая корпорация

3.4 Многостороннее агентство гарантирования инвестиций

3.5 Международный центр по урегулированию инвестиционных

споров

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения – составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации и глобализации мирового хозяйства увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Под влиянием функциональных сдвигов в мировом хозяйстве, проявляющихся в его глобализации, усиливается процесс финансовой глобализации. Это определяет качественно новую фазу интернационализации валютно-кредитных и финансовых отношений. Они приобретают черты целостности, основанной на взаимных интересах стран, несмотря на противоречия и конфликты в этой сфере.

Сформировав рыночную экономику, Россия все активнее участвует в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях. Постепенная интеграция России в мировой финансовый рынок, участие в ряде международных финансовых организаций требуют знания и соблюдения общепринятого цивилизованного кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, страхования, золота.

Структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает совокупность международных организаций. Именно этой теме посвящена данная контрольная работа, цель которой рассмотреть организации в сфере международных валютно-финансовых и кредитных отношениях. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- иметь представление о международных организациях, их функциях и роли;

- охарактеризовать действующие международные валютно-финансовые и кредитные организации.

 

 

 

 

1 Общая характеристика международных финансовых организаций

Для начала следует понять, что понимается под валютно-кредитными отношениями, чтобы иметь представление о деятельности международных организациях в этой сфере отношений.

Валютно-кредитные отношения – это финансовые отношения между субъектами разных стран, т.е. резидентами и нерезидентами, либо отношения между субъектами права одной страны, предметом которых является переход права собственности на валютные ценности и иных имущественных прав, связанных с валютными ценностями. [4]

Непосредственными участниками валютно-кредитных отношений являются международные валютно-кредитные и финансовые организации, о которых и пойдет речь.

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает совокупность международных организаций. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межгосударственного обсуждения, согласования интересов и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации противоречивой глобализирующейся мировой экономики. К организациям, имеющим глобальное значение, относятся специализированные институты ООН – МВФ и группа Всемирного банка, Всемирная торговая организация. Некоторые специализированные органы ООН занимаются проблемами

международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Так, на Конференции ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД (англ. UNCTAD, United Nations Conference for Trading and Development) обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развития развивающихся стран. В период между сессиями функции ЮНКТАД выполняет Совет по торговле и развитию (две сессии в год). Валютные проблемы обсуждаются в Комитете по «невидимым» операциям и финансированию. Он занимается также проблемами мировой торговли, официальной помощи развитию, доступа развивающихся стран на мировой рынок капиталов, гарантий по экспортным кредитам и внешней задолженности.

Экономический совет ООН создал 4 региональные комиссии – для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали организации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации. Организация европейского экономического сотрудничества, созданная в 1948 г. в связи с осуществлением плана Маршалла, затем переориентировалась на создание Европейского платежного союза (1950-1958 гг.), а в 1960 г. была заменена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Париж). Ныне в составе ОЭСР 32 страны, задачи ОЭСР - содействие координации и реализации политики, ориентированной на экономический рост, финансовую стабильность стран-участниц, развитие международной торговли, противодействие дискриминационным ограничениям, согласование условий помощи развивающимся странам. Решения Совета ОЭСР принимаются на основе принципа единогласия. Организационная структура ОЭСР включает более 100 комитетов и специализированных групп. В их числе созданная в 1989 г. ФАТФ - группа финансового противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. На регулярно проводимых конференциях ОЭСР обсуждаются актуальные проблемы и пути их решения, а также экономическая политика стран в целях ее согласования. ОЭСР - своеобразный клуб развитых стран для обмена мнениями и координации экономической политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозирования и международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики. Россия сотрудничает с ОЭСР на основе Декларации о сотрудничестве с 1994 г.

Париэкский клуб стран-кредиторов - неформальное объединение развитых государств, где координируется политика урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Для избежания одностороннего моратория (отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с должниками «лицом к лицу» об условиях пересмотра внешних долгов. Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками. Периодические заседания Парижского клуба сменились регулярной деятельностью с 1978 г. в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающимися странами, а затем странами Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, ВБ, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году конкретной страной.

Парижский клуб принимает решения о пролонгировании кредита, реструктуризации задолженности, предоставлении новых кредитов, рекомендациях в адрес страны-должника. Сотрудничество Парижского клуба с другими международными институтами способствует координации политики стран-кредиторов по отношению к странам-должникам.

Россия часто участвовала в заседаниях Парижского клуба как должник и кредитор, а с 1997 г. стала его членом. Это способствует реструктуризации государственного внешнего долга страны и дает определенные возможности России как кредитору воздействовать на страны-должники.

Лондонский клуб (с 1976 г.) - неформальная организация частных банков-кредиторов, где координируется их политика урегулирования внешнего долга стран-должников. Банковский консультационный комитет в составе представителей ведущих банков-членов Лондонского клуба разрабатывает принципы урегулирования частных внешних долгов. На регулярных заседаниях Лондонского клуба заключаются соглашения со странами-должниками о реструктуризации задолженности и мерах по возврату кредитов. Лондонский клуб сотрудничает с Парижским клубом и МВФ. Лондонский клуб поэтапно провел реструктуризацию частного долга России и накопленных процентов путем его частичного (на 2/3) конвертирования в евробонды и списания остальной суммы.

С середины 70-х гг. разработка проблем межгосударственного регулирования перенесена на уровень совещаний глав государств и правительств «семерки», превратившейся в «восьмерку» после присоединения России, и «группы десяти», которая, кроме «семерки», включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам. И каждый раз подтверждается принцип либерализма и международного сотрудничества в противовес протекционистским тенденциям («каждый за себя»).

Международные финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Своеобразное место среди международных финансовых институтов занимает Европейский банк реконструкции и развития – по названию региональный, а по существу международный, созданный в 1990 г. в целях содействия переходу постсоциалистических стран к рыночной экономике.

Специфическими причинами создания международных региональных банков развития явились: завоевание политической независимости развивающимися странами; повышение их роли в мировом развитии; тенденция к региональному сотрудничеству и экономической интеграции в целях решения проблем национальной экономики. К ним примыкают межрегиональные - Карибский и Исламский банки развития, а также субрегиональные.

К международным региональным валютным и кредитно-финансовым организациям относятся институты ЕС, созданные для стимулирования западноевропейской интеграции.

Международные финансовые институты преследуют следующие цели:

- объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

- осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

- совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, формирование в 1960-х гг. трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму отражаются в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров - разногласия и партнерство по глобальным проблемам международных финансов развитых и развивающихся стран, России, республик бывшего СССР, а также стран Центральной и Восточной Европы.

Деятельность международных финансовых институтов, особенно МВФ и ВБ, подвергается критике со стороны мирового сообщества прежде всего в связи с тем, что они не разработали систему раннего оповещения о наступлении финансового и валютного кризиса и мер по его преодолению. Признана неэффективной деятельность МВФ как кредитора развивающихся стран, поскольку его кредиты часто оседали в международных банках вместо использования их для реформирования экономики.

Хотя нет единства в оценках деятельности международных финансовых институтов, должна совершенствоваться их роль в межгосударственном регулировании международных валютно-кредитных и финансовых отношений в условиях глобализации экономики. [3, с. 386]

 

2 Международные валютно-кредитные и финансовые организации

К числу основных международных экономических организаций следует отнести те структуры, которые оказывают существенное влияние на «правила игры» в мировой экономике.

 

2.1 Международный валютный фонд

Международный валютный фонд (МВФ) учрежден как специализированный орган ООН в 1944 г. Главная задача - поддержка стабильности в международных валютных отношениях для того, чтобы способствовать экономическому росту, развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем регулирования валютных курсов, установления контроля за их соблюдением. [1, с. 114]

Учреждение МВФ связано с созданием Бреттон-Вудской валютной системы в 1944 г., и он был неотъемлемой частью этой системы. Но крах Бреттон-Вудского валютного порядка не привел к ликвидации МВФ. Этот факт показывает, что МВФ является необходимым институтом регулирования международных валютных отношений.

Информация о работе Международные валютно-кредитные организации