Международные валютно-кредитные организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:15, контрольная работа

Описание работы

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения – составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации и глобализации мирового хозяйства увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Содержание работы

Введение
1 Общая характеристика международных финансовых организаций
2 Международные валютно-кредитные и финансовые организации
2.1 Международный валютный фонд
2.2 Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)
3 Группа Всемирного банка
3.1 Международный банк реконструкции и развития
3.2 Международная ассоциация развития
3.3 Международная финансовая корпорация
3.4 Многостороннее агентство гарантирования инвестиций
3.5 Международный центр по урегулированию инвестиционных
споров
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контр по мировой экономике.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Цель МВФ заключается в поддержании стабильности в международных валютных отношениях. Это должно способствовать экономическому росту, развитию международной торговли и обеспечить высокий уровень занятости и доходов.

Для достижения этой цели МВФ определил в Уставе «кодекс поведения», который, естественно, изменялся с течением времени. Правила МВФ касаются конвертируемости валют и валютного курса, свободы платежей по текущим операциям. Для выполнения своих задач МВФ регулярно анализирует экономическую, финансовую и валютную политику государств-участников.

МВФ имеет значительные технические и финансовые возможности для помощи государствам, испытывающим трудности с урегулированием платежных балансов. Он может обеспечить займы в конвертируемой валюте. Эти займы предоставляются в поддержку экономических программ оздоровления, одобренных фондом. Таким образом, МВФ располагает финансовым рычагом, который позволяет отклонять в нужную сторону экономическую политику стран, испытывающих трудности в урегулировании сальдо платежных балансов. Некоторые страны Европы прибегли к его помощи вследствие «нефтяных шоков». С начала 80-х гг. помощь МВФ сосредоточена на странах, испытывающих проблемы структурной задолженности, то есть на большинстве развивающихся стран.

Высший руководящий орган МВФ – Совет управляющих, в котором каждая страна-участница представлена управляющим и его заместителем, назначаемым на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит внедрение изменений в статьи Устава, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии раз в год.

МВФ учрежден по принципу акционерного предприятия. В соответствии с принципом «взвешенного» количества голосов каждое государство имеет 250 «базисных голосов» независимо от величины взноса в капитал и дополнительно по 1 голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его квоты. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам – «специальным большинством» в 70 или 85% голосов. В современном Уставе МВФ выделены 53 подобных вопроса. Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда. [2, с. 59]

МВФ устроен по образцу акционерного предприятия: его капитал формируется из взносов государств-членов по подписке. Каждая страна имеет квоту в СДР. Квота – ключевое звено во взаимоотношениях стран-членов с Фондом - определяет: 1) сумму подписки на капитал; 2) возможности использования ресурсов Фонда; 3) сумму получаемых страной - членом СДР при их очередном распределении; 4) количество голосов страны в Фонде. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле с учетом следующих показателей: ВВП; объем текущих операций платежного баланса; официальные золото-валютные резервы. Поэтому квоты распределяются неравномерно. До 1978 г. до 25% квоты оплачивались золотом, ныне - резервными активами (СДР и валютами, входящими в валютную корзину СДР); 75% - национальной валютой. Последняя зачисляется на счет МВФ в центральном банке (или ином учреждении), назначенном государством-членом в качестве депозитария для всех авуаров Фонда в данной стране.

МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения официальных валютных резервов, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств.

При разработке механизма Фонда предполагалось, что страны-члены будут предъявлять относительно равномерный спрос на валюты, а поэтому национальные валюты, поступающие в МВФ, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредитов главным образом страны с частично конвертируемыми или не используемыми в международных расчетах валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты как бы «под залог» соответствующих сумм национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупа странами – эмитентами этих валют.

Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений. Осуществляя их регулирование, МВФ периодически вносит изменения в мировую валютную систему, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами его устава, который фиксирует структурные принципы мировой валютной системы, согласованных правил поведения в мировом сообществе.

Во-первых, МВФ выступал в качестве проводника принятой Западом по инициативе США установки на демонетизацию золота, вытеснение его из мировой валютной системы.

Во-вторых, МВФ наделен с 1969 г. полномочиями создавать «при возникновении долговременной глобальной потребности в международных ликвидных резервах» ликвидные средства путем выпуска «специальных прав заимствования» (Special Drawing Rights, SDR). СДР не являются валютой в прямом смысле слова. Это международный резервный актив. С июля 1974 г. стоимость единицы СДР определяется ежедневно с помощью стандартной корзины, пересматриваемой каждые пять лет. На 2001-2005 гг. в состав корзины СДР входят доллар США - 45%; евро - 29%; японская иена - 15%; фунт стерлингов - 11%. В 1970-1972 гг. и 1979-1981 гг. выпущено 21,4 млрд. СДР.

В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов стран-членов.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения регламентируют функционирование валютных рынков, режим валютных операций.

В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов и особенно оказания странам-кредиторам и должникам посреднических услуг, выполняя функции координатора международного кредитования и гаранта платежеспособности стран-должников. Частные коммерческие банки видят в МВФ посредника, способствующего расширению их кредитной деятельности и получению высоких прибылей. Договоренность о предоставлении Фондом кредита, его заключение об экономической политике и платежеспособности государства расцениваются правительствами, центральными и коммерческими банками как свидетельство кредитоспособности страны-заемщицы и международного доверия к ней. И наоборот, отказ МВФ оказать стране кредитную поддержку закрывает ей доступ к этому рынку.

В-шестых, МВФ осуществляет постоянный «строгий надзор» за макроэкономической и валютной политикой стран-членов, а также состоянием мировой экономики. Для этого используются регулярные (как правило, ежегодные) консультации с правительственными учреждениями государств-членов по поводу их политики в области валютных курсов. [3, с. 417]

 

2.2 Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

Как отмечают многие экономисты, глобальные экономические проблемы выдвигают перед мировым сообществом новые и сложные задачи. Их успешное решение зависит от согласованных усилий всех стран. В этой связи роль ООН в решении глобальных экономических проблем возрастает.

Одна из целей ООН – организация многостороннего сотрудничества в решении международных проблем экономического характера (п. З ст. 1 Устава). За пятьдесят лет механизм экономического сотрудничества в ООН претерпел определенные изменения. Одним из важнейших событий было создание в 1964 г. Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Она получила статус постоянного органа Генеральной Ассамблеи ООН.

Главные задачи ЮНКТАД – формирование принципов и политики международной торговли, разработка рекомендаций в этой области, подготовка многосторонних юридических актов в области международной торговли. В круг ведения ЮНКТАД входят проблемы торговли сырьем, готовыми изделиями и полуфабрикатами, морской транспорт и страхование, коммерческие аспекты передачи технологии, вопросы экономической интеграции между развивающимися странами.

Основными органами ЮНКТАД являются конференция (следует различать два понятия: «конференция» как наименование самой организации и как название ее высшего органа) и Совет по торговле и развитию. Конференция собирается на сессии раз в 4 года (как правило, на уровне министров и глав правительств). Членство в Совете открытое и устанавливается на основе пожелания каждого государства.

В качестве вспомогательных органов Совета действуют 7 специализированных комитетов: по сырьевым товарам, промышленным товарам, невидимым статьям (услугам) и финансированию, по морским перевозкам, по преференциям, по экономическому сотрудничеству между развивающимися странами, по передаче технологий.

 

3 Группа Всемирного банка

Группа Всемирного банка (ВБ) создана в 1944 в результате подписания 45 государствами Бреттон-Вудского соглашения. Тем же договором создан и Международный валютный фонд (МВФ).

Главной задачей ВБ является содействие устойчивому экономическому росту в развивающихся странах и сокращению нищеты. Приоритетными для ВБ являются структурные преобразования: либерализация торговли, приватизация, реформа образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. Главное преимущество сотрудничества с ВБ для страны-получателя заключается в существенно заниженных по сравнению с другими международными кредиторами процентных ставках по займам. Другая перспективная выгода для получателя помощи ВБ состоит в том, что за кредитами ВБ идут межправительственные кредиты, повышается кредитный рейтинг страны для частных инвесторов.

Отличие ВБ от МВФ состоит в том, что ВБ оказывает долгосрочную помощь только развивающимся странам, а МВФ нацелен на преодоление временных финансовых кризисов в любой стране.

Группа Всемирного банка состоит из пяти организаций: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), Международной ассоциации развития (МАР), Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Схема 3.1 Структура Всемирного Банка

 

 

 

 

 

 

 

 

Членами Международного банка реконструкции и развития (МБРР) являются 185 государства, то есть почти все страны мира. В Международную ассоциацию развития (МАР) входят 163 государства, в Международную финансовую корпорацию (МФК) – 175 государств, в Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям – 158 государств, а в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) – 134 государства.

Государства-члены управляют Группой Всемирного банка через Совет управляющих и Исполнительных директоров.

Каждые три года Группа Всемирного банка разрабатывает рамочный документ: «Стратегия деятельности Группы Всемирного банка», который используется как основа сотрудничества со страной. Стратегия помогает увязать программы банка как по предоставлению займов, так и аналитических и консультационных услуг, с конкретными целями развития каждой страны-заемщика. В стратегию входят проекты и программы, которые могут максимально повлиять на решение проблемы бедности и способствовать динамичному социально-экономическому развитию.

Ежегодно Всемирный банк предоставляет займы на общую сумму от 15 до 20 млрд. долл. США на цели реализации проектов в более чем 100 странах, с которыми Банк сотрудничает. Эти проекты охватывают широкий социально-экономический спектр – от инфраструктуры и образования до здравоохранения и управления государственными финансами. Финансируемые Банком проекты разрабатываются и контролируются в соответствии с тщательно документируемым проектным циклом. Документы, разрабатываемые в рамках проектного цикла, могут представлять собой ценные источники информации для заинтересованных сторон, желающих быть в курсе финансируемых Банком работ, а также для компаний, желающих принять участие в проектах, финансируемых Банком. Ниже приведены поэтапная схема проектного цикла и документы, которые готовятся в рамках процесса.

В рамках стратегии сокращения бедности и содействия стране государство разрабатывает национальную стратегию сокращения бедности, закладывая основу для лучшей координации действий доноров и увязки их программ с национальными приоритетами. В рамках этого процесса правительство самостоятельно определяет приоритеты и устанавливает цели сокращения бедности на трех-пятилетний период. Эти цели охарактеризованы в Документах по стратегии сокращения бедности (ПРСП). Затем Банк и другие организации, занимающиеся оказанием помощи, увязывают свою помощь со стратегией страны, что является проверенным способом повышения эффективности развития.

На этапе идентификации сотрудники Банка работают совместно с правительством над выявлением проектов, на реализацию которых может быть предоставлено финансирование в рамках согласованных целей развития. По завершении идентификации проекта сотрудники Банка готовят Документ с изложением концепции проекта – внутренний документ на четырех-пяти страницах, в котором характеризуются основные элементы проекта, поставленные им цели, вероятные риски, альтернативные сценарии реализации проекта и вероятный график процесса утверждения проекта.

Этап подготовки – этим процессом руководит страна-клиент Банка, и может занять от нескольких месяцев до трех лет, в зависимости от сложности предлагаемого проекта. На этом этапе изучаются и решаются различные технические, институциональные, экономические, экологические и финансовые вопросы, стоящие перед проектом, а также определяется наличие альтернативных методов решения тех же задач. Проекты, которые Банк предполагает финансировать, должны в обязательном порядке пройти Экологическую оценку, которая позволяет убедиться в том, что они являются устойчивыми и не наносят вреда окружающей среде.

На этапе оценки сотрудники Банка изучают проделанную на этапах идентификации и подготовки работу, часто проводя от трех до четырех недель в стране-клиенте. Они готовят для руководства Банка либо Документы об оценке проекта (в случае инвестиционных проектов), либо Программные документы (в случае проектов структурных преобразований), а Отдел финансового управления оценивает финансовые аспекты проекта.

Этап переговоров и утверждения. По завершении оценки предлагаемого проекта сотрудниками Банка окончательная форма проекта согласовывается им со страной, заинтересованной в заимствованиях, в рамках переговоров. Обе стороны приходят к договоренности относительно условий займа. Затем Документ об оценке проекта (ПАД), либо Программный документ (ПД), наряду с Меморандумом Президента и юридическими документами, выносятся на утверждение Советом исполнительных директоров Банка. Соответствующие документы также представляются на окончательное утверждение правительством страны-заемщицы, для чего может потребоваться ратификация советом министров или законодательным собранием страны. После одобрения обеими сторонами соглашение о займе официально подписывается представителями сторон. Заем или кредит объявляется действующим сразу же после подписания, а после удовлетворения соответствующих условий и опубликования соглашения о займе разрешается выборка средств.

На этапе реализации и надзора ответственность за реализацию проекта лежит на стране-заемщице, а Банк при этом отвечает за надзор над реализацией. После утверждения займа, правительство страны-заемщицы, при техническом содействии Банка, готовит технические задания и оценивает конкурсные предложения на поставку товаров и услуг в рамках проекта. Банк осуществляет надзор за этой деятельностью в целях обеспечения соблюдения своих закупочных правил. При условии их соблюдения осуществляется выплата средств займа.

Информация о работе Международные валютно-кредитные организации