Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:09, контрольная работа
Международный кооперативный альянс - крупная международная организация кооперативов. К концу XIX в. в мире насчитывалось 2 млн. членов кооперативов разных видов, которые стремились к объединению, к созданию единой международной кооперативной организации. Инициаторами создания МКА были лидеры английской кооперации: Ванситарт Нил и Генри Вольф. Первый учредительный конгресс МКА состоялся 19 августа 1895 г. На конгрессе присутствовали представители кооперативных организаций из 15 стран.
1. Международный кооперативный альянс. Цели, структура, направления деятельности 3
2. Кооперативная законодательная база 9
3. Проблемы формирования кооперативной политики 11
Список литературы 19
В России пока не разработаны
законодательные механизмы
Так, например, деление кооперативов
на коммерческие и потребительские,
которое прописано на сегодняшний
день в Гражданском кодексе
Кооперативная политика в России затруднена рядом факторов. Сегодня, когда в мире очень активно поддерживается коллективная организация труда в лице кооперативов, политика государственной власти России в области развития кооперативов, как социальных организаций, деятельность которых направлена на материальную поддержку своих членов, пока не совсем определена.
Исследования учёных показывают, что на пути современного российского кооператива встречаются серьёзные преграды, не позволяющие ему занять подобающее место в системе юридических лиц. Так сложилось, что в период зарождения коллективной организации труда и кооперативного движения в России, отношения между государством и кооперативами являлись сложными и складывались не в пользу кооперации. Процессы кооперации, то есть коллективной организации труда в нашей стране исторически сложились давно. Так, считается, что первое потребительское общество «Большая Артель» создали ссыльные декабристы.
Формами кооперации в России
были кооперация жилищная, потребительская,
кредитная, производственная, промысловая,
сельскохозяйственная и т.д. Со временем
сложились и были подвергнуты
научному анализу такие явления,
как кооперативная
В советский период истории был достаточно известен так называемый кооперативный план В.И. Ленина, изложенный в ряде его работ («Очередные задачи Советской власти», «О кооперации» и др.). План предусматривал социалистическое переустройство мелкотоварного крестьянского хозяйства путем постепенного добровольного объединения мелких частных хозяйств в крупные коллективные/кооперативные хозяйства. Однако на практике в нашей стране, начиная с конца 20-х годов прошлого столетия, не удалось осуществить кооперирование мелких хозяйств в крупные постепенно и ненасильственным путем.
В настоящее время постепенно вырабатывается относительно цельная стратегия по регулированию отношений органов государственной власти с системой различных видов коопераций. В этой системе потребительская кооперация является родоначальницей кооперативных образований всех других видов, которые формируются как некоммерческие, неправительственные, общественные организации.
Сущность кооперативной политики и социально-экономические особенности ее возрождения в России
Кооперативная политика, предполагающая
создание и эффективное использование
такого социально-экономического инструмента,
как кооперативная система, востребована
в большинстве современных
В свете меняющихся экономических и политических задач в условиях формирования рынка у власти в любом социуме объективно возникает потребность поиска новых форм хозяйствования, способных создать устойчивую современную экономическую основу государства. В настоящее время особую значимость приобретает опыт предшествующих лет, который показал, что кооперативная форма хозяйствования способна экономически и социально защитить большинство населения в период модернизации.
Под кооперативной политикой следует понимать деятельность, в рамках определенной концепции, органов государственной власти, политической элиты, других институтов политической системы общества по созданию и совершенствованию разветвленной и укоренной в национальной экономике кооперативной системы в стране.
Концептуальное, стратегически осмысленное развитие кооперативных форм и принципов в различных отраслях и сферах национальной экономики, поддержка кооперативных формирований и создание для них эффективного правового поля способствуют укреплению экономики, решению ряда социальных проблем, повышению трудовой занятости населения, борьбе с безработицей и бедностью. Рассматривая влияние политической власти на изменения современной кооперативной политики, целесообразно остановиться на особенностях и резервах ее возрождения в современной России.
1. В кооперативной политике пока еще не сформирована концепция и стратегия развития современной кооперативной системы. Это означает, что высшая власть в нашей стране не определила: кто, в какие сроки и зачем будет объединяться в экономике. Пока же внятная стратегия подменяется чередой постоянных реформ и реорганизаций всех форм хозяйствования разных уровней. Причем, как правило, одни реформы еще не успевают закончиться, как уже начинаются другие. В итоге ни одна реформа в современной России по-настоящему не только не доведена до конца, но и не имела ни четкого механизма реализации, ни жестких временных графиков. Процесс модернизации идет, но малоэффективно, чрезмерно затратно и в первую очередь негативно отражается на экономическом положении социально не защищенных слоев населения.
Известно, что на основе приватизации государственной собственности и реорганизации предприятий в 1992-1993 годах были созданы различные формы хозяйствования. Однако отсутствие финансовой поддержки государства, противоречивость законодательства и политическая неопределенность фактически разрушили аграрный сектор экономики, а кооперацию в России сделали скорее формальным явлением. Так, фермерство в этот период больше всего по своей сущности подходило к принципам кооперации, однако вследствие многочисленных бюрократических процедур сама идея фермерства была дискредитирована. Попытка же создания массовой сети фермерских хозяйств в России была провалена, поскольку фермерство не могло, и не будет развиваться без существенной поддержки государства (об этом свидетельствует зарубежный опыт, например, США).
Современная кооперативная
политика должна формироваться на новой
объединительной стратегии
2. Кооперативная политика на селе. Кооперативная политика на селе пока не стала приоритетом высшей власти в РФ. Дело в том, что в течение нескольких последних лет потребкооперация выпала из поля общественного внимания. Государство, видя необходимость именно кооперативной модели на селе, начало создавать альтернативную сеть потребкооперации – сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПК). Возник раздел между потребкооперацией и СПК, создаваемыми по инициативе Минсельхоза России. При этом сложно объяснить работникам потребкооперации, почему она не поддерживается государственными программами. Или, например, почему было решено меры господдержки по развитию альтернативной (несельскохозяйственной) занятости на селе, социально-бытовому обслуживанию сельского населения, организации сбора и заготовок дикоросов распространить только на СПК. Этой работой несколько десятилетий подряд успешно занимались организации потребкооперации.
Высшей власти в России
предстоит ответить на вопросы: перспективна
ли конкуренция между этими
В такой ситуации органы государственной власти в рамках кооперативной политики и должны определить направления развития кооперативов на селе (эти направления и будут поддерживаться в рамках нацпроектов, федеральных и ведомственных целевых программ). Главной задачей власти на селе остается устойчивое развитие сельских территорий, повышение качества жизни сельского населения, развитие деловой активности, содействие созданию рабочих мест и социальной инфраструктуры. Для реализации этой задачи потребительская кооперация, сельскохозяйственная потребительская кооперация и кредитная имеют необходимый инструментарий.
3. Государственная политика пока не в состоянии обеспечить кооперативам преимущества в правовом и экономическом развитии в сравнении с другими формами хозяйствования. Кооперативная политика должна четко сформулировать ориентиры государственной поддержки системы кооперации. Не должно быть никакого смешивания в понятиях с политикой государственной поддержки малого бизнеса (которая, в свою очередь, не только декларирована, но и реально осуществляется в ряде регионов Российской Федерации). Высшая власть с помощью законодательства должна обеспечить приоритетность разработки продуманной системы микрофинансирования, микрозаймов, взаимного участия самих получателей этих средств в деятельности кредитных кооперативов. Такая система будет мощным инструментом для борьбы с бедностью, и хорошим стимулом экономического роста в России.
4. Государственная политика пока не обеспечивает надлежащим образом соблюдение принципов, прежде всего, добровольности в экономической сфере. Принципы должны строго соблюдаться как от ее первичных организаций до российских союзов. Значительную роль в этом должна сыграть Ассоциация кооперативных организаций России (АКОР)[5]. Кооператоры сами должны объединяться, когда считают, что это им выгодно. Ассоциация должна стать стержневым центром координации и реализации кооперативной политики в гибком сопряжении с органами власти. Здесь нам следует использовать опыт зарубежных стран [6].
5. Кооперативная политика пока не в должной мере обеспечивает превращение системы кооперации в высокоразвитый сектор экономики и соответствующую подготовку кадров для работы в кооперации. Возрастает и актуальность научного обеспечения исследований по проблемам кооперации. В связи с этим существенно увеличивается роль кооперативного образования, в котором ведущую роль играет Российский университет кооперации. В нем сегодня работает пятитысячный коллектив ученых и преподавателей, обучается 50 тысяч студентов. Университет располагает широкой сетью филиалов в регионах от Мурманска и Калининграда до Камчатки и Дальнего Востока и реализует все формы обучения, программы переподготовки и повышения квалификации.
Кооперативные учебные заведения Центросоюза [5] разрабатывают новую модель развития кооперативного бизнеса с учетом процессов глобализации, новых социально-экономических и политических аспектов в развитии страны, специфики развития сельского хозяйства. Особенность разрабатываемой модели заключается в том, что хотя законы и правила развития бизнеса универсальны, но в кооперации они особенные. Глобальными приоритетами развития кооперативного движения являются: кооперативная самобытность и кооперативный имидж, профессиональный менеджмент и руководство, основанные на кооперативных ценностях и принципах.
6. Кооперативная политика пока не в полной мере использует свои возможности по обеспечению представительства всех направлений кооперативного движения России в Международном Кооперативном Альянсе (МКА). Вопросы кооперации нашли отражение в новом Гражданском кодексе, были изданы федеральные законы об отдельных видах кооперативов. Осуществлялись общероссийские Программа развития сельскохозяйственной кооперации и Программа стабилизации и развития потребительской кооперации. Была учреждена Ассоциация кооперативных организаций России. Однако недостаточно широко осуществляется обмен опытом и распространение передового опыта лучших кооперативов страны. Между тем во всем мире велика роль кооперации в борьбе с бедностью, в решении важнейших вопросов социального характера. Есть чему поучиться нашим кооператорам и чиновникам у западных коллег.