Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 17:30, курсовая работа
Международный лизинг - понятие, возникшее, когда лизинг вышел на международный уровень. Международный лизинг делится на экспортный и импортный.
Согласно договору экспортного лизинга лизинговая компания приобретает имущества у национальной фирмы, а затем передает его в пользование на договорных началах иностранному лизингополучателю.
Импортный лизинг предполагает обратную ситуацию, когда оборудование лизингодатель закупает у иностранного субъекта хозяйственной деятельности, а затем предоставляет его на правах лизинга отечественному лизингополучателю.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Международные лизинговые операции как современная форма кредитования 5
1.1 Понятие и классификация сделок международного лизинга 5
1.2 Основные предпосылки развития международной лизинговой деятельности 12
1.3 Зарубежный опыт сделок международного лизинга 14
2.Особенности механизма осуществления международного лизинга 17
2.1 Экономический механизм международного лизинга 17
2.2 Правовое регулирование международных лизинговых операций в системе мирохозяйственных связей 19
2.3 Совершенствование таможенного регулирования для развития международного лизинга в РФ 21
2.4 Международный лизинг как форма привлечения инвестиций в национальную экономику 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Современный мировой рынок лизинговых услуг сосредоточен в мировых экономических центрах: США, Западной Европе и Японии, на долю которых приходится большая часть объема лизинговых сделок в мире. Динамично лизинг развивается также в некоторых странах Азии. Но лизинговое законодательство во многих странах имеет существенные различия. До настоящего времени в мировой практике нет единства и в правилах бухгалтерского учета лизингуемого имущества.
Первые сделки международного лизинга были заключены американскими лизинговыми компаниями в 50-х годах. Различное оборудование, произведенное в США, было передано по контрактам международного лизинга в другие страны. Так, например, в 60-х годах значительное количество независимых лизинговых компаний начало активно заниматься сдачей в лизинг появившихся компьютеров фирмы IBM.
Высокоразвитую систему лизинговых операций, успешно использующую все современные формы лизинга, имеет Великобритания. Однако в последние годы налоговые льготы для лизинговых компаний в Великобритании были существенны снижены. Кроме этого, нормативная база этой страны не поощряет предоставление налоговых освобождений по лизинговым операциям, ориентированным на оказание лизинговых услуг за пределами Соединенного Королевства.
Все виды лизинговых операций активно развиваются в большинстве европейских стран. Наибольшее развитие лизинга, ориентированного на использование налоговых льгот, наблюдается во Франции, Германии и Швеции. В большинстве европейских стран лизингодатель может требовать льгот, обоснованных правом собственности на лизинговое имущество, даже в том случае, если лизингополучатель имеет номинальное право возобновления лизингового договора, что не допускается, например, американским налоговым законодательством.
Хорошо развита система лизинговых отношений в Японии. Японские лизинговые компании активно работают на международном рынке лизинговых услуг, и в последние годы крупнейшие из них открыли офисы в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге, Сингапуре и странах Юго-Восточной Азии. Японские компании активно выходят на европейский и американский рынки лизинговых услуг. Только в Нью-Йорке успешно работают более 20 представительств лизинговых компаний. Основное направление деятельности японских лизинговых компаний – лизинг воздушных и морских судов. Благополучие лизинговых компаний этой страны объясняется тем, что Экспортно-импортный банк Японии до недавнего времени активно способствовал усиления их влияния на международном рынке лизинговых услуг.
До последнего времени Азия переживала бум развития лизинговых операций. Штаб-квартиры крупнейших лизинговых компаний расположены в Гонконге, Филиппинах, в Южной Корее, на Тайване, в Сингапуре и в Малайзии. Активно развивался лизинг в Индонезии. Китай пошел по пути создания лизинговых компаний в виде совместных предприятий с иностранными инвесторами.
В Австралии успешно развивается лизинг, ориентированный в основном на обслуживание внутреннего рынка, а также лизинг с дополнительным рычагом в отношении недвижимости городского значения и строительства муниципального жилья. В стране большое значение придается пакету документов, определяющих условия банковского кредитования коммерческой и жилой недвижимости, в том числе ипотечного кредитования физических лиц.
2.Особенности механизма
2.1 Экономический механизм международного лизинга
При разработке механизма международного лизинга очень важно оценить валюту, которая будет использована для осуществления лизинговых платежей и способ уменьшения инфляционных рисков, а также всю процедуру перечисления лизинговых платежей и получения доходов, осуществленных на территории другого государства.
Методология организации международной лизинговой схемы в системе мировых экономических отношений включает учет системы факторов, формирующих его экономический механизм (рис. 2.1.1).
Рис. 2.1.1 Система факторов, формирующая экономический механизм международного лизинга
В конечном итоге на эффективность схемы международного лизинга, в отличие от внутреннего лизинга, дополнительно влияют:
- выбор валюты контракта;
- риск изменения курса валюты;
- особенности таможенного режима лизингополучателя;
- особенности налогообложения, применяемые к лизингодателю;
- наличие (отсутствие) соглашений о неприменении двойного налогообложения между странами-субъектами международного лизинга;
-защита права собственности в стране лизингополучателя;
- решение вопросов страхования имущественных и финансовых рисков (возможны варианты осуществления как лизингодателем, так и лизингополучателем).
Все сказанное позволяет использовать общую схему оценки лизинговой схемы, придавая некоторым параметрам в случае внутреннего лизинга нулевое значение.
Большой потенциал международного лизинга заключается в его инновационных функциях, обеспечивающих возможности усиления технологического уровня реального сектора экономики за счет снижения рисков при предоставлении возможности предприятиям использовать современные зарубежные технологии.
Одновременно идентификация финансового лизинга в системе рыночных взаимоотношений субъектов мировой инвестиционной деятельности позволила выделить лизинг в самостоятельную форму, отличную от традиционной аренды и кредита.
2.2 Правовое регулирование
В мировой практике реализация схем международного лизинга находится под влиянием особенностей правовой среды государств-участников, что в свою очередь определяется системой факторов правовой среды. Чаще механизм схемы международного лизинга основывается на праве страны, избранной без каких-либо ограничений сторонами лизинга, либо при совершении сделки, либо в результате последующего соглашения сторон. Если лизингодатель и лизингополучатель принадлежат странам – участницам Конвенции или если договоры лизинга и поставки предмета лизинга регулируются правом одной из стран – участниц Конвенции международного лизинга, то механизм реализации международного лизинга на положениях Оттавской конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге. В случаях. Когда сделка не регулируется Конвенцией, а стороны не определили применимое право, то механизм схемы международного лизинга основывается на праве страны-лизингодателя.
Конвенция о международном финансовом лизинге разрабатывалась с 1974 г. в рамках Международного института по унификации частного права (UNIDROIT – УНИДРУА). Работа по созданию унифицированных правил осуществления международного финансового лизинга продолжалась более 10 лет и закончилась принятием на дипломатической конференции в г. Оттава (Канада) 28 мая 1988 г. «Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» (Convention on International Financial Leasing)4.
В работе Конвенции приняли участие 55 государств, включая СССР. Однако, только в феврале 1998 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон «О присоединении к Конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге».
Причиной разработки Концепции послужила необходимость выделения отношений финансового лизинга из традиционной аренды, развития правовых норм и их адаптации к содержанию отношений, возникающих при заключении договора финансового лизинга. Цель Конвенции заключалась в устранении правовых препятствий в отношении международного финансового лизинга оборудования и обеспечении условий справедливого равновесия между интересами сторон сделки. Конвенция сделала международный финансовый лизинг более доступным, сформулировав определенные единообразные нормы, относящиеся в первую очередь к гражданско-правовым и торгово-правовым аспектам международного финансового лизинга.
В Конвенции определены признаки международного финансового лизинга:
-лизингополучатель определяет оборудование и выбирает поставщика;
-оборудование приобретается лизингодателем в соответствии с договором лизинга, и поставщик осведомлен об этом;
-периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизинга, рассчитываются, в частности, с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования;
-коммерческие предприятия лизингодателя и лизингополучателя находятся в разных государствах; эти государства, а также государство, в котором поставщик имеет свое коммерческое предприятие, являются договаривающимися государствами;
- договор поставки и договор лизинга регулируются правом одного из договаривающихся государств;
-ссылка в Конвенции на коммерческое предприятие стороны, если она имеет более одного коммерческого предприятия, означает что коммерческое предприятие, которое в наибольшей степени связано с договором и его исполнением.
Конвенция оговаривает, что предметом финансового лизинга может быть любое оборудование, за исключением того, которое должно быть использовано в основном для личных, семейных или домашних целей лизингополучателя.
Поскольку российское законодательство не находится в противоречии с Конвенцией, то принципиальный подход к договорам о международном финансовом лизинге и к договорам, заключаемым во внутреннем экономическом обороте Российской Федерации в основном унифицирован. Это обстоятельство важно в практике использования схем лизинга хозяйствующими субъектами. Однако имеются некоторые различия в регулировании лизинга российским законодательством и Конвенцией. Например, в соответствии с Конвенцией договор лизинга, как правило. Должен быть заключен к моменту приобретения оборудования, хотя допускается и более позднее заключение лизингового соглашения. Российское законодательство о лизинге этот вопрос не рассматривает.
2.3 Совершенствование таможенного
регулирования для развития
Международный лизинг предполагает перемещение товаров через таможенную границу РФ, что влечет за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов и соблюдать условия этого режима в соответствии с таможенным законодательством РФ. При этом лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с Таможенным кодексом.
Таможенное законодательство РФ не предусматривает специального таможенного режима или процедуры для таможенного оформления предметов международного лизинга, поэтому в соответствии с п.2 ст.156 ТК РФ может быть выбран любой таможенный режим. Наиболее часто используются режимы «выпуска для внутреннего потребления» или «временный ввоз». В таблице 2.3.1 приведен обзор преимуществ и недостатков использования вышеназванных режимов при ввозе предметов лизинга на территорию РФ.
Таблица 2.3.1
Использование таможенных режимов «выпуска для внутреннего потребления» и «временный ввоз»
Показатели |
Выпуск для внутреннего потребления |
Временный ввоз |
Размер таможенных платежей |
таможенный сбор за таможенное оформление товаров, ввозная таможенная пошлина, НДС. При определенных условиях освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины и НДС |
3% в месяц от всей суммы |
Срок ввоза оборудования |
Не ограничен |
2 года, для основных фондов – 34 месяца |
Контроль таможенных органов |
Проверка и таможенная ревизия в течение 1 года с момента завершения режима |
В течение всего срока временного ввоза. |
Операции с оборудованием |
Любые |
Продажа и передача предмета лизинга (сублизинг) третьим лицам без разрешения таможенного органа запрещена |
Особенности таможенного оформления |
Применяются ограничения, установленные законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, (паспорт сделки, сертификация товаров, и т.п.) |
Возможно предоставление обеспечения по уплате таможенных платежей, предусмотренных статье 340 ТК РФ (залог товара, банковская гарантия, денежный залог, поручительство), предоставление обязательства об обратном вывозе товара |
В соответствии с режимом выпуска товаров для свободного обращения лицо, осуществляющее ввоз предмета лизинга, обязано уплатить все таможенные пошлины, платежи, а также налог на добавленную стоимость, в полном объеме.
Таможенное оформление товаров, являющихся предметом лизинговых соглашений, может также осуществляться в режиме временного ввоза или вывоза. При применении этого таможенного режима временно ввозимые или вывозимые товары подлежат частичному освобождению от уплаты таможенных пошлин и налогов. Временно ввозимые или вывозимые товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа.
При использовании режима временного ввоза таможенные пошлины и налоги уплачиваются за каждый полный или неполный месяц из расчета 3% от суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Недостатком применения данного таможенного режима для лизинговых сделок является тот факт, что максимальный срок временного ввоза или вывоза товаров не может превышать двух лет, в то время как срок действия договора лизинга обычно составляет большее количество лет. Продление срока режима временного ввоза возможно только по решению Государственного таможенного комитета РФ. Практически все компании, предоставляющие лизинг оборудования в Россию в режиме «временного импорта», отмечают, что в данном подходе к уплате российских таможенных пошлин на отсроченной основе есть масса неудобств и присутствует риск.
При возврате российскому лизингодателю предмета лизинга, вывезенного в режиме экспорта, лизинговое имущество может быть ввезено на территорию России российской лизинговой компанией в режиме реимпорта. Этот режим осуществляется без взимания таможенных пошлин и налогов. При применении режима реимпорта товары должны быть ввезены на таможенную территорию России в течение 10 лет с момента их вывоза и должны находиться в том же состоянии, в котором они были в момент вывоза, кроме изменений вследствие естественного износа. При реимпорте товаров в течение 3-х лет с момента вывоза таможенный орган РФ возвращает уплаченные суммы вывозных таможенных пошлин и налогов, а лицо, перемещающее товары, возвращает суммы, полученные в качестве выплат или в результате иных льгот, предоставленных при вывозе товаров.
Таким образом, необходимо дальнейшее совершенствование таможенного регулирования для развития международного лизинга в России, при этом целесообразно вести диалог с участниками рынка, чтобы учитывать все недостатки, обнаруживающиеся на практике.
2.4 Международный лизинг как форма привлечения инвестиций в национальную экономику