Международный рынок образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 19:31, реферат

Описание работы

Экономика ХХI века – это хозяйственная система, основанная на знаниях. Именно знание становится начальным капиталом молодых специалистов. Этим во многом и объясняется огромное значение, придаваемое проблемам организации национальных систем образования. Тенденции к объединению экономических систем способствуют росту мобильности населения, укреплению международных связей и становлению транснационального бизнеса – и тем самым стимулируют интерес к международному образованию.

Содержание работы

Введение 2
1 Современная ситуация на мировом рынке образовательных услуг 3
2 Конкурентоспособность стран 6
3 Преимущества выхода на мировой образовательный рынок 7
4 Тенденции развития мирового рынка образовательных услуг 8
5 Способы торговли образовательными услугами 9
Заключение 10
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 38.01 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 2

1 Современная ситуация на мировом рынке образовательных услуг 3

2 Конкурентоспособность стран 6

3 Преимущества выхода на мировой образовательный рынок 7

4 Тенденции развития мирового рынка образовательных услуг 8

5 Способы торговли образовательными услугами 9

Заключение 10

Список литературы 11

 

Введение

 

Экономика ХХI века – это хозяйственная  система, основанная на знаниях. Именно знание становится начальным капиталом  молодых  специалистов.  Этим  во  многом  и  объясняется  огромное значение,  придаваемое  проблемам  организации  национальных систем  образования.  Тенденции  к  объединению  экономических  систем способствуют росту мобильности  населения, укреплению международных  связей и становлению транснационального бизнеса – и тем самым стимулируют интерес к международному образованию.

Обеспечение международных образовательных  услуг на начальной стадии становления мирового рынка таких услуг занимались национальные системы образования. В целом, ситуация сохранилась до сегодняшних дней: в большинстве случаев учебные заведения выходят на мировой рынок только после освоения национального.

Однако  развитие информационных  технологий  значительно сблизило государства. Продвижение услуг образования на международный рынок уже не является сложной задачей. Напротив, при подходе, основанном на использовании современных коммуникационных средств, достигается единство механизмов предоставления услуг, как на местный рынок, так и на глобальный.

 

1 Современная ситуация на мировом рынке образовательных услуг

 

Мировой  рынок  образовательных  услуг  представляет  собой совокупность образовательных услуг, потребляемых за рубежом гражданами разных стран, а также образовательных услуг, оказываемых иностранными учреждениями на внутренних рынках.

Мировой  рынок  образовательных  услуг  условно  объединяет  в  себе несколько  сегментов.  Основными  сегментами  являются  языковые  курсы, школьное обучение, высшее образование, дополнительное профессиональное образование  и др.

Соотношение  иностранных  студентов,  обучающихся  на  разных сегментах  мирового рынка образования различается от страны к стране. В США  большая  доля  приходится  на  обучение  иностранцев  в  колледжах  и университетах (565  тыс.  в 2005  г.),  в  то  время  как  на  языковых  курсах обучались 162 тыс. чел. В Новой Зеландии и ЮАР также превалирует число иностранных учащихся в университетах и колледжах. В Великобритании же обучающиеся  на  языковых  курсах  двоекратно  превышают  численность иностранных студентов, обучающихся по академическим программам, и в 10 – раз число школьников. В Канаде две трети иностранных студентов изучают английский  и  французский  языки  и  лишь  около  одной  трети  получают высшее образование.

Следует отметить, что все сегменты мирового рынка образовательных  услуг  связаны  между  собой.  При  поступлении  в  иностранное  учебное заведение необходимо владеть на должном уровне языком обучения. Для подтверждения  знания  иностранного  языка  иностранные  студенты  сдают специализированные языковые экзамены (например, TOEFL, IELTS, DALF, DELE, CELI и др.). Таким образом, наблюдается тесная взаимосвязь двух сегментов – высшего образования и языковой подготовки.

Масштаб  деятельности  мирового  рынка  образовательных  услуг,  а также  роль  отдельных  государств  на  данном  рынке  измеряется  разными показателями. К ним относятся:

– численность иностранных студентов  в мире и отдельных странах;

–  темпы прироста численности  иностранных студентов; 

– доля страны в мировой численности  иностранных студентов;

– доход от обучения иностранных  граждан, государственные расходы 

на образование;

– расходы на одного студента; доля иностранных студентов в составе 

всех обучающихся;

– контингент иностранных студентов  по странам обучения;

– распределение иностранных студентов  по вузам и специальностям и др.

Объем  мирового  рынка  образовательных  услуг  достигает 100  млрд долл.  США.  На международное высшее образование  приходится половина объема данного  рынка, причем, к 2015 году он может возрасти  до 200  млрд  долл..  Число  иностранных  граждан,  получающих образование за рубежом, достигнет порядка 5 млн чел.

Ведущими  игроками  на  мировом  рынке  образовательных  услуг  являются  США, Великобритания,  Германия,  Франция,  Австралия,  Китай, Япония, Россия и Канада. 

В силу исторических причин, а именно лидерства, прежде всего США и  Великобритании  в  мировой  экономике  на  протяжении  столетий, английский язык превратился в язык делового и культурного общения, что позволяет  всем  англоязычным  странам  получать  высокие доходы от обучения иностранных граждан английскому языку.

Львиную  долю  на  данном  сегменте  мирового  рынка  занимает Великобритания. На нее приходится почти половина численности студентов  и  чуть  более  половины  дохода,  получаемого  вышеперечисленными англоязычными странами.

За последние полвека количество студентов, обучающихся за рубежом, возросло  более  чем  в 30  раз.  Самые  высокие  темпы  роста  численности иностранных студентов  наблюдались в конце 50-ых–начале 60-х годов.

С 1975  года  самым большим  был  подъем  с 1999  по 2004  года.  Тогда  число  иностранных студентов  увеличилось  на 41 %.  Всего,  согласно  данным  ЮНЕСКО,  за последние 25  лет  уровень  мобильности  студентов  вырос  на 300%.

 По оценкам некоторых экспертов,  к 2025 году число студентов,  обучающихся за рубежом, возрастет  более чем вдвое, достигнув  4,9 млн чел.

На  современном  этапе  мировой  рынок  высшего  образования характеризуется  высокой  концентрацией.  Основная  доля  международного образовательного  бизнеса  третичного  уровня  приходится  на  несколько развитых стран  Северной Америки и Западной Европы.

Бесспорным  лидером  по  количеству  приезжающих  иностранных студентов являются США. Второе место занимает Великобритания. Третье место - Германия.  Затем следуют Франция,  Австралия  и  Япония.   Китай,  позиции которого  стремительно усиливаются  на  протяжении  последних  лет,  занимает 7-е  место  по количеству  иностранных  граждан. Далее  следуют Россия и Канада.

Мировой  рынок  образовательных  услуг  характеризуется  ростом конкуренции. За последние 20 лет существенно изменилась расстановка сил. Например, заметно  сократилась доля США (с 33 % в 1989 году до 20 % в 2005  году).  Сокращение  доли  США  объясняется  ужесточением  визового режима  при  въезде  в  страну,  а  также  появлением  новых  конкурентов  на мировом рынке образовательных услуг.

Существенно укрепились позиции Китая  – более чем в 4 раза за последние 10 лет. Также усилились позиции  Канады, Франции, Японии, Австралии. Среди  англоязычных стран активизировались на рынке Новая Зеландия, Ирландия и ЮАР. Некоторые азиатские страны на ряду с Китаем, активно наращивают свои позиции. Так, с 2004 по 2006 годы количество иностранных студентов в Малайзии выросло почти в 2 раза. Усиливается конкуренция и со стороны Сингапура.  На  Кубе  в  последнее  время  также  отмечен  рост  численности иностранных  студентов  в  последнее  время.  Наименее  привлекательным местом для обучения являются Латинская Америка и Восточная Европа.

Если  взглянуть  на  мировой  рынок  образовательных  услуг  с  точки зрения  потребления,  то  мы  заметим,  что  по  численности  выезжающих студентов лидирует азиатский регион. Далее с большим отрывом следуют страны  Западной  Европы.  Затем  идут  страны  Африки  южнее  Сахары, бывший СССР, арабские страны, Восточная Европа и Балканы, Латинская Америка, Северная Америка, Океания.

В  составе  иностранных  студентов  по  странам  происхождения показатель измеряется как отношение студентов данной страны (региона) к общему числу мобильных студентов в мире, в процентах) почти половина численности приходится на азиатский регион. 

Интересен  факт  того,  что  состав  иностранных  студентов  по происхождению изменяется  от страны к стране. Ряд государств являются основными  потребителями  на  рынках  образовательных  услуг  нескольких стран. К ним относится, прежде всего,  Китай, который занимает 2-е место по численности студентов (более 60 тыс. чел.), обучающихся в США, 1-е место в Германии и Англии (около 50 тыс. и 25 тыс. чел. соответственно).

В США основная доля в общей численности  иностранных студентов приходится на Индию (в 2006/2007 учебном году 83,8 тыс. чел.), Китай (67,7 тыс. чел.), Южную Корею (62,4 тыс. чел.), Японию (35,3 тыс. чел.), а  также Тайвань, Канаду и Мексику.

В Англии лидируют студенты из Китая, Греции (22,8 тыс. чел.), США (13,4 тыс. чел.), Германии (12,1 тыс. чел.) и Франции (11,3 тысячи человек).

В Германии наибольшее количество студентов  из Турции (27,6 тыс. чел.), Китая (25,3 тыс. чел.), Польши (16,4 тыс. чел.), Болгарии (12,2 тыс. чел.), Марокко (8,3 тыс. чел.) и России (11,5 тыс. чел.).

Во Франции преобладают студенты из Китая и Северной Африки, а  именно из таких стран, как Марокко, Алжир, Тунис и Сенегал; в Австралии  – из Китая, Гонконга, Южной Кореи, Индонезии, Малайзии и Японии.

По происхождению иностранных  студентов в России основная доля приходится на Азиатский регион (38,8 %), СНГ (36,5 %), затем с серьезным  отрывом следуют страны Северной Африки и Ближнего Востока (6,6 %), Африки (6,1 %), Западной Европы (4,1%) и др.

Российские  студенты,  в  свою  очередь,  предпочитают  проходить  обучение в Германии, США, Франции  и Великобритании, странах Европы, Канаде,  Австралии,  Новой  Зеландии  и  Китае.  Причем,  стремительными темпами возрастает количество обучаемых  российских граждан в Китае.

О  роли  страны  на  мировом  рынке  образования  и  о конкурентоспособности  ее  вузов  говорят  международные  рейтинги университетов.  Самыми  популярными  являются  академический  рейтинг университетов мирового уровня, составляемый Шанхайским университетом; профессиональный рейтинг университетов мира,  разрабатываемый  Высшей  национальной  школой  Франции; рейтинг 100  лучших  глобальных университетов, публикуемый Newsweek и др.

Первые 10 позиций в рейтинге Шанхайского университета занимают 8 американских  и 2  британских  университета.  Среди  первых 20  мест 17 приходится  на  вузы  США; 2 –  Великобритании; 1 –  Японии.  По  мере увеличения  числа  вузов  в  рейтинге,  количество  университетов  США существенно возрастает.

И только 1 российский университет входит  в 100  лучших  вузов  и 2  российских  вуза  входят  в  лучшие 400 университетов. Наряду с Россией по 1 университету в 100 лучших вузов вошли Италия, Израиль, Дания, Норвегия, Финляндия.

Международные  рейтинги  напрямую  отражают  подверженную постоянным  изменениям  конкурентоспособность  национальных  вузов  на мировой арене. Борьба вузов за лидерство продолжается, поэтому каждый год университеты меняют свое положение. Так, существенно улучшились позиции китайских вузов.

Проследить  тенденции  развития  мирового  рынка  образования  позволяет  и  такой  показатель,  как  область  изучения.  Распределение иностранных студентов  по  специальностям  свидетельствует  о  выборе большинством бизнеса и управления. В США в 2006/07 учебном году более 103 тыс. студентов обучались бизнесу, управлению, маркетингу и другим связанным  с  данными  направлениями  специальностям.  Примерно 89  тыс. студентов  изучали  инженерные  науки;  около 52  тыс.  студентов  изучает физику и другие науки о жизни.

Исходя из концентрации лучших университетов  в отдельных странах и доли,  обучаемых  там  иностранных  граждан,  можно  говорить  о существовании  сегодня  международных  образовательных  центров. Международный  образовательный  центр  представляет  собой  страну  или группу  стран,  на   территории  которой  сконцентрированы  наряду  с национальными  вузами  лучшие  в  мире  университеты,  преподают  лучшие квалифицированные  преподаватели,  создана  соответствующая образовательная  инфраструктура,  позволяющая  принимать  большое количество  иностранных  учащихся.  Международные  образовательные центры  характеризуются  высоким  уровнем  предоставляемых образовательных  услуг.  Как  правило,  международные  образовательные центры специализируются на предоставлении академических услуг в разных  областях и обучение проходит на разных языках, включая английский. К таким мировым образовательным центрам прежде всего относятся США и Великобритания.  На  наших  глазах  происходит  формирование  нового мирового  образовательного  центра  в  Китае.

Основная  часть  доходов  мирового  рынка  высшего  образования приходятся на развитые страны.

Доля  страны  в  распределении  доходов  мирового  рынка академического  образования  свидетельствует  о  конкурентоспособности стран в мировой экономике по созданию высокотехнологичной продукции и экспорту знаний. Она показывает насколько высок финансовый эффект от привлечения  иностранных  граждан,  насколько  эффективны  меры, принимаемые в рамках стимулирования притока иностранных студентов. Как в абсолютном, так и относительным выражении США занимает лидирующие позиции.

 

2 Конкурентоспособность стран

 

Основная конкуренция за иностранных  учащихся на мировом рынке образовательных услуг происходит между высшими учебными заведениями, число  которых  превышает 10  тыс.  на  разных  континентах.  Эффективной конкурентная борьба за ресурсы иностранных учащихся может быть только при целенаправленной политике государства. Поэтому еще с прошлого века

Информация о работе Международный рынок образовательных услуг