Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 19:31, реферат
Экономика ХХI века – это хозяйственная система, основанная на знаниях. Именно знание становится начальным капиталом молодых специалистов. Этим во многом и объясняется огромное значение, придаваемое проблемам организации национальных систем образования. Тенденции к объединению экономических систем способствуют росту мобильности населения, укреплению международных связей и становлению транснационального бизнеса – и тем самым стимулируют интерес к международному образованию.
Введение 2
1 Современная ситуация на мировом рынке образовательных услуг 3
2 Конкурентоспособность стран 6
3 Преимущества выхода на мировой образовательный рынок 7
4 Тенденции развития мирового рынка образовательных услуг 8
5 Способы торговли образовательными услугами 9
Заключение 10
Список литературы 11
неотъемлемыми игроками мирового рынка образовательных услуг являются специализированные организации, которые функционируют во многих странах, занимающиеся привлечением в страну иностранных граждан на обучение. К ним относятся национальные агентства, академические службы, образовательные фонды, центры международных обменов, информационные центры, ассоциации, советы, центры научного и культурного развития и т.д. Учреждения по стимулированию притока иностранных студентов могут быть как государственными, так и частными. К ним также можно отнести специальные подразделения отдельных вузов, занимающиеся привлечением иностранных граждан на обучение.
Основными функциями специализированных организаций являются:
– пропаганда системы образования той или иной страны в мире;
– пропаганда культуры той или иной страны;
– предоставление стипендий для обучения;
– реализация программ академической мобильности;
– организация языков курсов;
– помощь в подготовке к сдаче языковых экзаменов;
– помощь при поступлении в национальные учебные заведения.
Особая роль в укреплении позиций той или иной страны на мировом рынке образовательных услуг принадлежит государственным органам, таким как министерства образования и науки, министерства иностранных дел, министерства экономического развития, министерства труда, миграционные службы и др. Как правило, специализированные организации, важнейшей целью деятельности которых является увеличение числа обучающихся иностранцев, создавались в разных странах по инициативе и на средства различных государственных ведомств, министерств и служб.
Миграционная политика является одним из важнейших инструментов, влияющих на приток иностранных учащихся. Самыми эффективными мерами миграционной политики являются предоставление иностранным студентам право на работу; облегчение натурализации иностранным выпускникам; право на поиск работы после окончания вуза в стране обучения в течение определенного времени. С появлением новых серьезных игроков, страны, традиционно занимавшие лидирующие позиции, в последнее время принимают различные законы, позволяющие им привлекать иностранных студентов и восполнять дефицит квалифицированных кадров. Так, в Канаде, Германии и Великобритании с 2006 и 2007 годов иностранные студенты получили право работать по специальности в течение двух лет после получения диплома.
Расходы на образование являются ключевым условием первенства на мировом рынке образовательных услуг. На протяжении нескольких последних десятилетий на примере развитых стран было доказано, что вложение солидных средств в развитие высшего образование приносит свои плоды, и страны, известные наиболее крупными инвестициями, являются мировыми лидерами в этой области.
В Швейцарии и США
В мире наблюдается увеличение расходов на одного студента.
Основное преимущество привлечения иностранных студентов на обучение – это ежегодные вливания в экономики принимающих стран. Поступления средств от иностранных студентов включают цену годичного обучения, проживание, питание, расходы на учебники, транспорт, медицинскую страховку, досуг и др. Цены на высшее образование различаются от страны к стране. Стоимость получения образования зависит от выбранного вуза и специальности.
Стоит отметить, что почти во всех странах мира плата иностранцев за обучение значительно превышает сумму, вносимую национальными студентами.
Одной из основных тенденций развития мирового рынка образовательных услуг является глобализация, которая представляет собой главную силу, изменяющую сегодня мир. Процессом глобализации охвачены все национальные системы образования. Высшее образование претерпевает серьезную трансформацию под прямым и опосредованным воздействием глобальных тенденций.
Усиление конкуренции по разным направлениям является неотъемлемым фактором глобализации и характеризует современное развитие мирового рынка образования. Растет конкуренция между классическими университетами, принадлежащими государству, и альтернативными высшими учебными заведениями типа виртуальных, корпоративных образовательных ассоциаций, которые находятся в руках частного капитала. Увеличивается борьба за студентов между вузами внутри страны и на межстрановом уровне.
Важной тенденцией последних десятилетий становится рост числа университетов в развивающихся странах. Существенно возросло количество вузов в странах Африки, Азии и Латинской Америки. Несмотря на увеличение количества высших учебных заведений конкурировать с университетами развитых стран развивающимся странам пока сложно.
Ограниченность предложения последипломных программ в развивающихся странах объясняет одну немаловажную тенденцию развития мирового рынка образовательных услуг, а именно распределение иностранных студентов по программам обучения в развитых странах. В
последнее время большая доля вновь прибывших студентов выбирает обучение в магистратуре и аспирантуре.
Развитие мирового рынка образовательных услуг предопределяется развитием информационных технологий (ИТ) и телекоммуникаций. Перспективы использования инновационных технологий в образовании безграничны. Технологии предоставляют колоссальные возможности процессов сбора, обработки и передачи данных.
Информационные технологии, по сути, являются двигателем внутренней и внешней интернационализации вузов и способствуют реализации концепции непрерывного образования на протяжении всей жизни.
Региональная интеграция является еще одним процессом, происходящим в сфере международного образования. Создаются региональные образовательные организации. Ярким примером здесь является Азия, которая, являясь основным регионом, поставляющим потребителей образовательных услуг на мировом рынке , активно конкурирует с традиционными лидерами.
Интернационализация и гармонизация национальных систем высшего образования являются важными тенденциями развития мирового рынка образования. Так, Сорбоннская декларация (1998 г.) призывает к унификации образования и созданию единого европейского образовательного пространства. Болонская декларация, подписанная годом позже, преследовала цели повышения конкурентоспособности европейского образования и увеличения мобильности студентов в рамках Европы.
В 1995 году в рамках ВТО было подписано Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) (General Agreement on trade in Services – GATS), которое стало первым документом, содержащим правила многостороннего регулирования международной торговли услугами.
Согласно ГАТС, мировая торговля услугами, в том числе и образовательными, может осуществляться 4 способами:
1 способ: трансграничная поставка
услуг, т.е. когда продажа
услуги происходит через
Пример: дистанционное образование, предлагаемое нерезидентам.
2 способ: потребление за рубежом.
Этот способ имеет место,
3 способ: коммерческое присутствие
в стране, потребляющей услугу.
Поставщик услуги выходит на
иностранный рынок, открывая
4 способ: временное перемещение
физических лиц в другую
Таким образом, из всего сказанного можно сделать заключение о том, что важность роли образовательных услуг в мировой экономике и их экспорта на современном этапе развития мира нельзя не принимать во внимание.
В России сегодня наблюдается ряд проблем, связанных во многом с тем, что Россия приступила к модернизации своей образовательной системы с опозданием от ведущих стран на десять - пятнадцать лет. В отличие от наиболее развитых стран в России отсутствует четко сформулированная стратегия, увязывающая экономическое развитие с прикладным использованием знаний. Экспорт образовательных услуг остается незначительным и не соответствует накопленному потенциалу высшей школы.
Основные стратегические ориентиры Российской Федерации на международном рынке образовательных услуг, связаны, прежде всего, с повышением конкурентоспособности российской системы высшего образования путем его модернизации, увязки экономического развития с прикладным использованием знаний, наращиванием объема экспорта образовательных услуг за счет совершенствования форм и методов конкурентной борьбы, которая ведется не только по цене и качеству образования, но и с использованием в конкурентной борьбе международных рейтингов вузов, систем аккредитации программ и вузов, программ мобильности студентов и различных стипендиальных программ и фондов, предуниверситетской подготовки абитуриентов, вневузовских факторов (условия получения визы и жизни в стране, безопасность, возможность частичной занятости и др).
Информация о работе Международный рынок образовательных услуг