Содержание
- Сущность межрегиональных экономических
связей
- Определение понятия межрегионального
экономического взаимодействия и его
виды
- Современные проблемы межрегиональных
экономических связей
- Межрегиональные связи экономического
взаимодействия
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы курсового исследования обусловлена
следующими положениями. Возросшие трудности
во внутренних связях субъектов Российской
Федерации негативно отозвались и на их
внешнеэкономических связях, в частности,
увеличив диспропорции в их развитии.
Экономические усилия некоторых субъектов
Российской Федерации, в том числе и приграничных,
используя свою техническую оснащенность
или природные богатства, стали в основном
ориентироваться на внешний рынок, причем
нередко по бросовым ценам и с использованием
криминальных методов. В то же время внутренние
межрегиональные связи отошли у них на
второй план, что не могло не сказать на
экономическом положении ряда субъектов
Федерации.
Таким образом, образование Российской
Федерации как самостоятельного государства
необходимо потребовало реформирования
государственной системы России, многие
институты которой сохранились в том виде,
как и во времена вхождения России в состав
Советского Союза, и не соответствовали
реалиям нового политического и экономического
курса государства. Реформы в России сопровождались
резким снижением ряда важнейших социально-экономических
показателей, что привело многих к оценке
ситуации в России как кризиса и, даже,
системного кризиса.
Становление российской государственности
подтолкнуло процессы регионализации.
Определенная слабость федеральной власти
привела к тому, что регионы оказались
вынуждены самостоятельно решать многие
проблемы, которые ранее решались централизованно.
Реформы в России, поэтому, имеют ярко
выраженную региональную специфику.
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся
в настоящее время в регионах России в
результате перехода к рыночным отношениям,
обусловливает актуальность исследования
современного состояния общих рынков
товаров, инвестиций, финансово-кредитных
ресурсов, ценных бумаг, обоснования условий
и перспектив их развития.
Практическая значимость решения этих
проблем на данном этапе определяется
необходимостью стабилизации социально-экономического
положения регионов Российской Федерации,
перевода их экономик на постиндустриальный
путь развития на основе совместного использования
производственно-экономических, научно-технологических,
природно-ресурсных и социально-культурных
потенциалов регионов, повышение их конкурентности
и эффективности.
1. Сущность межрегиональных
экономических связей
1.1 Определение
понятия межрегионального экономического
взаимодействия и его виды
С середины 90х годов особую
роль в развитии РФ стало играть взаимодействие
между регионами (субъектами) РФ. Межрегиональные
связи наряду с централизованной региональной
политикой государства способствуют решению
проблем в различных сферах жизнедеятельности,
отраслях народного хозяйства, содействуют
развитию и укреплению экономической
и социальной основ российского общества.
Межрегиональные связи действовали и
в период существования СССР как связи
между социалистическими республиками,
однако, они осуществлялись в рамках административно-командной
системы и носили обязательный характер.
В настоящее время связи между регионами
добровольны и законодательно не регламентируются.
Это связано с тем, что в соответствии
с пунктом 1 статьи 8 Конституции Российской
Федерации "В Российской Федерации
гарантируются единство экономического
пространства, свободное перемещение
товаров, услуг и финансовых средств, ...
свобода экономической деятельности".
Таким образом, межрегиональные связи
- это не связи отдельных экономик, а сотрудничество
субъектов РФ в рамках единого экономического
поля государства.
Межрегиональные связи - это
взаимодействие субъектов РФ в различных
отраслях (экономика, наука, культура и
т.д.).Основными формами межрегиональных
связей являются: многосторонние - с участием
нескольких субъектов, и двусторонние
- с участием двух субъектов РФ.
Основными видами межрегиональных
связей являются:
1 .Торгово-экономические.
2.Научно-технические.
3 .Социально-гуманитарные.
4.Культурные.
3. Сотрудничество в сфере
борьбы с преступностью.
Особым видом связей являются
международные и внешнеэкономические
связи субъектов РФ с субъектами иностранных
федеративных государств, административно
- территориальными образованиями иностранных
государств, их органами власти, органами
власти иностранных государств. Также
выделяются межотраслевые связи между
различными отраслями субъектов РФ.
Можно выделить следующие цели
сотрудничества регионов:
1.Создание условий для
развития производственной, предпринимательской,
коммерческой и иной хозяйственной
деятельности между организациями,
зарегистрированными на территориях
субъектов РФ.
2. Содействие заключению
и реализации договоров (контрактов)
между
4. Содействие созданию
торговых домов, финансово-промышленных
групп и совместных производственных
структур, способствующих восстановлению
и развитию кооперационных, технологических
и других экономических связей.
5. Создание благоприятных
условий для взаимных инвестиций,
реализация совместных инвестиционных
проектов, направленных на реконструкцию
и модернизацию производств, обеспечивающих
глубокую переработку сырья и
высокую эффективность капиталовложений.
6. Развитие сотрудничества
в области образования, науки
и техники, проведение совместных
научных мероприятий, научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и проектных
работ.
7. Взаимодействие в подготовке
и переподготовке научных и
технических кадров, помощь в
организации семинаров, конференций,
рабочих встреч, обмене специалистами.
8. В области здравоохранения:
развитие прямых связей между
лечебно-профилактическими учреждениями
системы здравоохранения; совместное
развитие и использование курортно-рекреационного
потенциала; обмен информацией о
состоянии рынка изделий медицинской
техники и других средств медицинского
назначения, медикаментов и услуг,
возможностях взаимных поставок;
приглашение специалистов на
проводимые семинары, симпозиумы, конференции
по проблемам охраны здоровья
населения.
9. В области туризма: обмен
опытом работы по организации
экскурсионного и туристического
обслуживания на территориях
регионов; стимулирование разработки
совместных проектов, направленных на
освоение туристического потенциала субъектов
РФ.
10. Развитие контактов
и связей в области физической
культуры и спорта.
11. Расширение и углубление
связей в области культуры
и искусства, оказание содействия
проведению художественных выставок,
гастролей творческих коллективов
и солистов, проведению тематических
симпозиумов и "круглых столов",
сотрудничество в области взаимного
сохранения и реставрации культурного
и художественного достояния, включая
исторические, культурные и религиозные
памятники и объекты.
Для юридического закрепления
и реализации вышеизложенных целей субъекты
РФ заключают соглашения о торгово-экономическом,
научно-техническом и культурном сотрудничестве,
протоколы, программы и иные виды и наименования
соглашений.
1.2 Современные
проблемы межрегиональных экономических
связей
Главной государственной задачей
России в настоящее время является преодоление
экономического и политического кризиса,
сохранение социально-экономической целостности
страны, реализация принципов справедливого
и гуманного общества.
Регионы в России исторически
образовались по административно-территориальному
принципу, который во многом сохранил
свое доминантное значение и сегодня.
Это существенно определяет содержание,
стиль и методы управления регионом и
продуцирует многие проблемы не только
в настоящем, но и неизбежно в будущем
времени.
Ранее управление регионом
по сути представляло собой администрирование,
таким во многом оно остается и сегодня.
Ослабление центральной власти способствовало
децентрализации управления. Региональные
администрации оказались вынужденными
брать на себя решение многих проблем
в регионе, которые ранее решались на федеральном
уровне. Частичное развязывание политических
и экономических инициатив вынуждает
региональные администрации становится
субъектами региональной власти и управления.
Эта новая социальная роль требует управления
иного типа, отличного от простого администрирования.
Инерционность административного мышления
и деятельности продолжает сохраняться
региональной властью и в их новой социальной
роли и является основной проблемой в
управлении регионом в настоящее время.
Пространство региона образуется
в результате локализации пространства
глобального социального взаимодействия.
Это пространство характеризуется двумя
типами траекторий взаимодействий: межрегиональными
и внутри региональными. В межрегиональные
траектории регион включается преимущественно
внешним образом. Наличие этих траекторий
определяет открытость региона для взаимодействий.
Внутри региональные траектории, несмотря
на определенную замкнутость в регионе,
частично вписываются в межрегиональные
траектории.
Экономическая включенность
региона в процессы межрегионального
взаимодействия при условии реализация
экономических интересов преимущественно
в межрегиональном пространстве свидетельствует
о том, что экономическая целостность
исторически сложившихся российских регионов
преимущественно как административно-территориальных
может отсутствовать.
Интеграция и ее противоположность
- дезинтеграция - это процессы, характеризующие
изменения внутренней связности экономического
пространства. Очевидно, что рассматриваемый
аспект функционирования национальной
экономики исключительно важен для России.
Интеграция, основанная на взаимной выгоде
экономических партнеров, позволяет использовать
преимущества регионального многообразия
в разных формах взаимодополнения региональных
экономик. Дезинтеграция означает ослабление
межрегиональных экономических связей
вследствие усиления замкнутости региональных
хозяйственных комплексов или же увеличения
роли внешнеэкономических связей, заменяющих
межрегиональные связи внутри страны.
Оба эти проявления дезинтеграции создают
угрозу целостности страны.
Некоторые специалисты относят
к проявлениям пространственной дезинтеграции
также усиление региональной дифференциации
или неоднородности экономического пространства.
В этом есть определенный смысл. Однако,
по нашему мнению, целесообразно все же
различать эти понятия. Однородность (неоднородность)
экономического пространства и его интегрированность
(дезинтегрированность) есть главные и
взаимодополняющие характеристики качества
экономического пространства.
В административно-плановой
системе СССР неоднородность экономического
пространства, особенно пространственная
разобщенность производственного потенциала,
трудовых и природных ресурсов, усиливала
взаимозависимость регионов, требовала
интенсивного межрегионального взаимодействия.
При переходе же к рыночным формам организации
и регулирования экономики ситуация меняется.
Хотя для развития интеграционного процесса
на рыночной основе неоднородность экономического
пространства современной России не является
непреодолимым препятствием, такая неоднородность
ограничивает возможность рыночного саморегулирования
и отвлекает значительные ресурсы государства
на поддержку "слабых" регионов. Здоровая
рыночная интеграция предполагает усиление
не только единства" (связности), но
и однородности экономического пространства.
Теоретические принципы пространственной
экономической интеграции, главным содержанием
которой являются межрегиональные экономические
взаимодействия, базируются на экономических
и математических теориях общего равновесия,
международной торговли и экономических
союзов, многоцелевой оптимизации, кооперативных
игр, группового выбора.
Важнейшим проявлениями пространственной
дезинтеграции постсоветской российской
экономики "изнутри" выступают: