1) значительное сокращение
межрегиональных торгово-экономических
связей;
2) неудовлетворительное
функционирование денежно-финансовой
системы, создающей препятствия
для стабилизации и развития;
3) ослабление общероссийской
производственной инфраструктуры;
4) сокращение межрегиональных
гуманитарных контактов;
5) распространение радикального
экономического регионализма в
управленческих решениях.
Наряду с сокращением производства
и общей емкости товарного рынка ускоренное
падение межрегионального обмена обусловлено
значительными изменениями с начала 90-х
годов ценностных соотношений обмениваемой
продукции и потерей конкурентоспособности
многих производств на внутреннем рынке.
В современных условиях межрегиональный
товарообмен как фактор экономической
интеграции сохраняет доминирующее значение.
Бурное и хаотичное развитие в России
финансового рынка мало способствует
межрегиональной интеграции. Хуже того,
формирование финансового капитала вносит
свой "вклад" в деформации российского
экономического пространства. Господствующей
тенденцией выступает концентрация финансового
капитала в Москве и небольшом числе крупных
центров, отсасывающая финансовые ресурсы
из реального сектора большинства регионов
России.
- Межрегиональные
связи экономического взаимодействия
В рамках межрегиональной интеграции
создаются различные структуры и институты,
которые поддерживают различные формы
интеграционных процессов. «Мягкая» форма
(формирование ассоциаций) и «жесткая»
интеграция - создание межрегиональных
структур и межрегиональных ОИВ. Жесткие
формы и институты в завершающей стадии
могут привести к изменению административно-территориального
деления страны. Речь может пойти о формировании
новой модели федеративного государственного
управления, конфедеративного ГУ на основе
федеральных округов на макроуровне.
В ослабленной форме «жесткие» интеграции
могут формироваться в макрорегионах
в виде координирующих органах управления.
Крайним вариантом «мягкой» интеграции
являются ассоциации, объединения играющие
информационную и пропагандирующую роль
в нескольких субъектах РФ («Сибирское
согласие», «Возрождение Урала», «Большая
Волга» и т.д.). Современный вариант межрегиональной
интеграции это - смесь «жесткой» и «мягкой»
форм, выражающийся в создании координационных
органов. Имеются отдельные примеры такого
взаимодействия - «Пермский проект».
Наиболее значимыми формами межрегиональной
интеграции, которые возникли в начале
90-х, как реакция на бездействие региональных
властей в области региональной политики,
являются межрегиональные ассоциации
экономического взаимодействия. Они начали
формироваться с 1991 года, и в 1992 году центр
тяжести ассоциаций сместился в экономическую
сферу. Первой ассоциацией стала - Северо-западная,
позже появились: ассоциация Центральной
России, Черноземья, «Большая Волга», Северного
Кавказа, «Возрождение Урала», «Сибирское
согласие». В состав входят субъекты федерации,
которые расположены на территориях официально
зафиксированных экономических районов,
а города и крупные сельские районы в состав
ассоциаций не включаются.
Из этих межрегиональных ассоциаций действующих
на территории соответствующего экономического
района за исключением «Сибирского согласия»,
действие которого распространяется на
два района. Тюменская область входит
в состав двух межрегиональных ассоциаций
- Уральской и «Сибирское согласие». Бурятия
и Читинская область включены в состав
Сибирской и Дальне-восточной ассоциаций.
Высшим коллегиальным органом межрегиональной
ассоциации является совет или президиум,
в состав которого входят руководители
законодательной власти всех составляющих
субъектов.
Руководит ассоциацией губернатор. В некоторых
случаях (Дальне-восточная ассоциация)
в управление включены федеральный инспектор
и полпред президента по Дальне-восточному
федеральному округу.
Все наиболее важные решения ассоциации
принимаются на заседании совета, который
собирается несколько раз в год. На этом
совете могут присутствовать в качестве
приглашенных лиц группы экспертов, руководители
предприятий и организаций, научные элиты
регионов.
Деятельность ассоциаций сконцентрирована
вокруг важнейших экономических, социальных,
правовых вопросов, поэтому в составе
ассоциации создается отдельные советы
и комиссии по различным направлениям.
В их состав входят представители ОИВ
и ОЗВ, предприниматели, ученые, руководителем
является губернатор. Совет межрегиональной
ассоциации имеет свой исполнительный
орган (крупная исполнительная дирекция
с четкой структурой, департаментами,
курирующими и обобщающими работу комиссий).
Все межрегиональные ассоциации имеют
бюджет, формирующийся за счет взносов
регионов в соответствии с расходной статьей
в региональных бюджетах и взносов от
различных предприятий и организаций.
Все эти ассоциации имеют свои крупные
представительства в Москве, которые осуществляют
оперативное взаимодействие со всеми
заинтересованными федеральными органами.
Заключение
Как показал анализ литературы,
в основе экономической интеграции лежит
взаимная заинтересованность субъектов
рынка. Неверно представление, что регионы
стремятся к автаркии, выживанию в одиночку
и только центр и некоторые сознательные
регионы заботятся о сохранении экономической
целостности страны. На самом деле в нормальной
экономической среде ни одному региону
обособленность невыгодна, каждый из них
заинтересован в широком рынке. Синдром
обособления возникает только при макроэкономических
и политических аномалиях. Следует лишь
уточнить, что для некоторых регионов
более эффективными могут оказаться экономические
связи не с другими российскими регионами,
а с партнерами из других стран.
Поскольку основными субъектами
межрегиональных экономических отношений
стали предприятия, функции региональных
администраций все более ограничиваются
созданием благоприятных условий для
межрегиональных экономических связей.
В связи с тем, что экономическое
районирование является одной из важных
основ территориальной организации хозяйства
страны, оно должно проводиться на основе
научной методологии и содействовать
совершенствованию территориального
разделения труда, эффективности национального
рынка. В настоящее время территория России
разделена на 11 экономических районов.
Каждый экономический район включает
определенные субъекты федерации по принципу
смежности. Вне экономических районов
находится только Калининградская область.
Регионы данного типа являются объектами
статического наблюдения, экономического
анализа и прогнозирования и частичного
государственного регулирования в основном
в форме координации.
Роль экономических районов
несколько усилилась благодаря образованию
по инициативе субъектов федерации межрегиональных
ассоциаций экономического взаимодействия
(МАЭВ). Эти ассоциации объединяют интересы
входящих в них регионов в экономических
отношениях с федеральным центром.
В настоящее время функционирует
восемь таких ассоциаций. Территории (регионы)
ассоциаций в основном совпадают с крупными
экономическим районами. Основными исключениями
являются ассоциации "Северо-Запад"
(объединяет Северный и Северо-Западный
экономические районы), ассоциация "Большая
Волга" (объединяет Волго-Вятский и
Поволжский экономический районы), ассоциация
"Сибирское соглашение" (объединяет
Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский
экономические районы).
Преодоление дезинтеграционных
тенденций взаимосвязано (и как предпосылка,
и как следствие) с возобновлением в стране
экономического роста. Здесь сходятся
интересы государства и экономических
субъектов (включая и субъектов РФ), стремящихся
к расширению своих рынков. Как было замечено
в курсовом исследовании, опережающий
рост межрегиональных экономических связей
является закономерным свойством стадии
подъема национальной экономики; разумеется,
если при этом обеспечена хотя бы умеренная
защита внутреннего рынка. Однако возобновление
интеграционных тенденций не будет реинтеграцией,
предполагающей восстановление прежних
экономических связей, существовавших
в "едином народнохозяйственном комплексе"
конца 80-х годов. Это уже невозможно и нерационально
в силу изменившихся объективных условий
и новых критериев эффективности.
Список литературы
1. Бабич А. М., Павлова Л.
Н. Государственные и муниципальные
финансы: Учебник для вузов. - М.: Финансы,
ЮНИТИ, 1999. - 686 с.
2. Гаврилов А.И. Региональная
экономика и управление: Учеб. пособие
для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -239 с.
3. Горбачев А.И. Стратегии
развития: обеспечение ресурсами. --
М.: МАКС-пресс, 2000. -- 84 с.
4. Региональная экономика:
Учебник для вузов / Т. Г. Морозова,
М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др.; Под
ред. проф. Т. Г. Морозовой. - 2-е изд., перераб.
и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 472
с.
5. Экономика Северо-Запада:
проблемы и перспективы развития
(II региональная конференция, 20 сентября
2000 г., Санкт-Петербург): Тез. докл. / РАН.
С.-Петерб. науч. центр и др. -- СПб., 2000. --
171 с.
6. Развитие экономических
отношений "центр - территория" в
России / РАН. Ин-т междунар. экон. и полит.
исслед. - М.: Эпикон, 2000. Ч. 1. - 117 с.
7. Гришанова Ю.В. Межрегиональные
барьеры в российской экономике.
- М.: МАКС Пресс, 2002. - 18 с.
8. Бутов В.И., Игнатов В.Г.,
Кетова Н.П. Основы региональной экономики:
Учебное пособие. - М., Ростов н/Д: Март,
2000. - 448 с.