Миграционная политика в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - разработка путей совершенствования миграционной политики.
Исходя из цели мы ставим следующие задачи: выявить сущность миграционной политики, ознакомиться с историей становления, проанализировать зарубежный опыт, ознакомиться с нормативно-правовой базой.

Файлы: 1 файл

KURSACh_EPT.docx

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Введение

      Миграция населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграция являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов.

      Современное рассмотрение проблемы миграции актуально по следующим обстоятельствам. Общественные перемены последнего десятилетия кардинально изменили политическую и социальную ситуацию на постсоветском пространстве, и миллионы людей стали вынужденными мигрантами. В отличие от развитых стран, переживших миграционный бум и не связанных с постоянной иммиграцией, Россия столкнулась с интенсивными миграционными потоками в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии. В течение XX века наблюдалось интенсивное расширение миграционных потоков, а к концу века феномен миграции стал составляющим фактором всех глобальных проблем. И это потребовало новых подходов к миграционной политике, способствующей достижению и поддержанию баланса интересов международных факторов, участвующих в регулировании миграционных процессов.

      Последствия миграции проявляются в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурно-психологической и других.

      Цель данной курсовой работы - разработка путей совершенствования миграционной политики. Исходя из цели мы ставим следующие задачи: выявить сущность миграционной политики, ознакомиться с историей становления, проанализировать зарубежный опыт, ознакомиться с нормативно-правовой базой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы миграционной  политики

1.1 Сущность миграционной политики

     Основными целями Государственной миграционной политики Российской Федерации является преодоление негативных последствий миграционных процессов, регулирование миграционных потоков, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, обеспечение баланса прав и законных интересов коренного населения, мигрантов и лиц, ищущих убежища на территории России.

      При реализации миграционной политики перед федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, общественными объединениями стоят следующие задачи:

1) в политической и государственно-правовой  сфере:

  • выработка государственных мер раннего предупреждения конфликтов в регионах, связанных с притоком мигрантов, их обустройством и интеграцией в местную среду;
  • достижение согласия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении полномочий по вопросам регулирования миграционных процессов и допустимых инструментах реализации миграционной политики;
  • принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации для ликвидации имеющихся пробелов в сфере регламентирования миграционных процессов, свободы передвижения, выбора места жительства и пребывания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, использования иностранной рабочей силы;
  • разрешение противоречий между федеральными законами, нормативными правовыми актами Федерации и законами, нормативными правовыми актами субъектов Федерации, регулирующими миграционные процессы и смежные вопросы;
  • согласование интересов Российского государства и субъектов Федерации при разработке и реализации миграционных программ и принятии оперативных мер, затрагивающих интересы мигрантов;
  • защита и обеспечение законных прав и интересов мигрантов;
  • снятие противоречий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации в области миграционной политики путем согласительных процедур на основе Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, а также соответствующих договоров и соглашений между субъектами Российской Федерации;

2) в социально-экономической сфере:

  • регулирование миграционных процессов с учетом социально-экономической ситуации в регионах, уделяя особое внимание ситуации на рынках труда, жилья, развитию социальной, культурно-бытовой и инженерной инфраструктуры;
  • создание условий для приема и размещения мигрантов, их обустройства;
  • учет миграционной нагрузки отдельные регионы при формировании федерального бюджета и бюджетов субъектов;
  • учет традиций хозяйствования и природопользования, экологической обстановки при регулировании миграционных потоков в регионах;
  • рациональное использование трудового потенциала, опыта хозяйственной деятельности и квалификации мигрантов;
  • разработка и реализация региональных и межрегиональных программ социально-экономического развития;
  • развитие государственных систем коммуникации и информации в целях информирования потенциальных мигрантов о ситуации в регионах;
  • содействие общественным организациям мигрантов;

3) в области внешней политики:

  • выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев, лиц, ищущих убежище, и вынужденных переселенцев;
  • сотрудничество государств - бывших республик СССР в предотвращении и мирном разрешении этнополитических и региональных конфликтов;
  • заключение межгосударственных договоров и соглашений Российской Федерации по регулированию межгосударственных миграций и обмене соответствующей информации с заинтересованными странами происхождения мигрантов, прибывающих в Россию;
  • присоединение России к межгосударственным соглашениям о правах трудящихся - мигрантов;
  • достижение межгосударственных и межправительственных договоренностей Российской Федерации (в первую очередь с сопредельными государствами) по упрощению приграничной торговли, облегчению культурных, бытовых и иных контактов;
  • содействие реализации прав зарубежных российских соотечественников на полноправное социально-политическое, экономическое и культурное развитие в странах проживания и обеспечение духовных и иных связей с Россией;
  • реализация международных и двухсторонних соглашений о защите национальных меньшинств;

4) в духовной сфере:

  • объективное информирование населения Российской Федерации о специфике психологии мигрантов (особенно вынужденных), мотивации и проблемах мигрантов, сложностях их адаптации;
  • формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, общественного и межнационального согласия, культивирование чувства российского и национального патриотизма;
  • распространение знаний об истории и культуре народов России и стран нового зарубежья;
  • учет национальных обычаев, традиций и обрядов мигрантов, принадлежащих к национальным меньшинствам.

      Миграционная политика, которую с начала 2000-х годов последовательно проводит действующее руководство страны, опирается на ряд тезисов, которым правящей элитой присвоен статус "прописных истин". Перечислим эти тезисы:

1. Миграционные процессы в России  имеют ту же природу, что  в Европе, США и других развитых  странах.

2. Низкий уровень рождаемости  в России остро ставит вопрос  о дефиците "рабочих рук", главный  (если не единственный) источник  которых - население стран СНГ.

3. Иммигранты не занимают чужие  рабочие места, а делают ту  работу, от которой отказываются  избалованные местные жители.

4. Россия - многонациональная страна, следовательно, проблемы эрозии  сложившихся этнических пропорций  для нее не существует.

5. Выходцы из стран СНГ являются  для коренного населения России "соотечественниками": родились  с ними в одном государстве  (СССР), владеют русским языком, имеют  сходный менталитет, бытовые привычки  и т.д.

      К сожалению, в нашей стране сегодня отсутствует политическая и экспертная дискуссия по вопросу о миграции, в ходе которой эти положения проходили бы проверку на соответствие действительности. В лучшем случае обсуждаются последствия миграционной политики российского руководства. В числе таковых последствий обычно называют:

1. Огромное (в разы и десятки  раз) преобладание нелегальной  иммиграции над легальной. Неуклонный рост нелегальной иммиграции свидетельствует о потере государством контроля над положением в миграционной сфере, что является прямой угрозой национальной безопасности России.

2. Формирование крупного сегмента  теневой экономики, контролируемого  мигрантами, что наносит значительный  ущерб экономическим интересам  России и её граждан.

3. Рост миграции, особенно нелегальной,  из зарубежных стран, является  важнейшим фактором постоянного  ухудшения криминогенной обстановки во многих регионах России, что создаёт угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, правам человека и гражданина, авторитету государства. Некоторые этнические диаспоры, черпая ресурсы в контролируемых ими теневых секторах экономики, претендуют на положение центров силы, альтернативных официальным государственным структурам, или же сращиваются с последними, усугубляя их коррумпированность.

4. Неуправляемые миграционные процессы  в ряде регионов России формируют  атмосферу социальной напряжённости,  часто приобретающей этническую  окраску и перерастающей в  острые конфликты.

      С недавних пор, руководство страны охотно признает наличие негативных последствий проводимой в настоящее время миграционной политики. Более того, декларируется готовность предпринять меры по их устранению ("наведение порядка на рынках", "борьба с игорным бизнесом", "приоритет интересов коренного населения на рынке труда" и т.д.). Однако целостная концепция государственной миграционной политики в современной России отсутствует.

     За 2008 г. число мигрантов внутри России сократилось на 63,7 тыс.человек, или на 3,2% по сравнению с предыдущим годом. Миграционный прирост населения России увеличился на 2,2 тыс.человек, или на 0,9%, что произошло в результате сокращения числа снявшихся с регистрационного учета выбывших за пределы Российской Федерации (на 7,5 тыс.человек, или на 16,0%), в том числе за счет эмигрантов в государства-участники СНГ - на 5,3 тыс.человек, или на 16,9%, в страны дальнего зарубежья - на 2,2 тыс.человек, или на 14,1%.

      В 2008 г. в обмене населением с государствами-участниками СНГ в целом было отмечено увеличение миграционного прироста. Уменьшение прироста наблюдалось в миграционном обмене с Украиной, Грузией, Киргизией, Туркменией и Узбекистаном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Законодательство

       В 1996г. был принят Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". В феврале 2001г. были утверждены "Основные направления миграционной политики". В 2002г. вступили в силу Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

      Обновление законодательства в этот период было направлено на усиление паспортно-визового режима, упорядочение системы регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на приграничных территориях. Предусматривался централизованный учет - создание центрального банка данных иностранных граждан, проживающих или временно находящихся в стране.

      Позиция государства по вопросам регулирования миграции на среднесрочную перспективу изложена в Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ N 256-р от 1 марта 2003г. Согласно Концепции, целями регулирования миграционных процессов являются "обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации".

      В 2006г. миграционное законодательство было дополнено рядом правовых актов, направленных на упрощение порядка въезда, регистрации и пребывания в стране трудовых мигрантов на законном основании, что должно было стать основой для противодействия незаконной миграции.

Информация о работе Миграционная политика в регионе