Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 12:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - разработка путей совершенствования миграционной политики.
Исходя из цели мы ставим следующие задачи: выявить сущность миграционной политики, ознакомиться с историей становления, проанализировать зарубежный опыт, ознакомиться с нормативно-правовой базой.
Введение
Миграция населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграция являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов.
Современное рассмотрение проблемы миграции актуально по следующим обстоятельствам. Общественные перемены последнего десятилетия кардинально изменили политическую и социальную ситуацию на постсоветском пространстве, и миллионы людей стали вынужденными мигрантами. В отличие от развитых стран, переживших миграционный бум и не связанных с постоянной иммиграцией, Россия столкнулась с интенсивными миграционными потоками в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии. В течение XX века наблюдалось интенсивное расширение миграционных потоков, а к концу века феномен миграции стал составляющим фактором всех глобальных проблем. И это потребовало новых подходов к миграционной политике, способствующей достижению и поддержанию баланса интересов международных факторов, участвующих в регулировании миграционных процессов.
Последствия миграции проявляются в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурно-психологической и других.
Цель данной курсовой работы - разработка путей совершенствования миграционной политики. Исходя из цели мы ставим следующие задачи: выявить сущность миграционной политики, ознакомиться с историей становления, проанализировать зарубежный опыт, ознакомиться с нормативно-правовой базой.
1. Теоретические основы
1.1 Сущность миграционной политики
Основными целями Государственной миграционной политики Российской Федерации является преодоление негативных последствий миграционных процессов, регулирование миграционных потоков, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, обеспечение баланса прав и законных интересов коренного населения, мигрантов и лиц, ищущих убежища на территории России.
При реализации миграционной политики перед федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, общественными объединениями стоят следующие задачи:
1) в политической и
2) в социально-экономической
3) в области внешней политики:
4) в духовной сфере:
Миграционная политика, которую с начала 2000-х годов последовательно проводит действующее руководство страны, опирается на ряд тезисов, которым правящей элитой присвоен статус "прописных истин". Перечислим эти тезисы:
1. Миграционные процессы в
2. Низкий уровень рождаемости в России остро ставит вопрос о дефиците "рабочих рук", главный (если не единственный) источник которых - население стран СНГ.
3. Иммигранты не занимают чужие рабочие места, а делают ту работу, от которой отказываются избалованные местные жители.
4. Россия - многонациональная страна,
следовательно, проблемы
5. Выходцы из стран СНГ являются для коренного населения России "соотечественниками": родились с ними в одном государстве (СССР), владеют русским языком, имеют сходный менталитет, бытовые привычки и т.д.
К сожалению, в нашей стране сегодня отсутствует политическая и экспертная дискуссия по вопросу о миграции, в ходе которой эти положения проходили бы проверку на соответствие действительности. В лучшем случае обсуждаются последствия миграционной политики российского руководства. В числе таковых последствий обычно называют:
1. Огромное (в разы и десятки раз) преобладание нелегальной иммиграции над легальной. Неуклонный рост нелегальной иммиграции свидетельствует о потере государством контроля над положением в миграционной сфере, что является прямой угрозой национальной безопасности России.
2. Формирование крупного
3. Рост миграции, особенно нелегальной,
из зарубежных стран, является
важнейшим фактором
4. Неуправляемые миграционные
С недавних пор, руководство страны охотно признает наличие негативных последствий проводимой в настоящее время миграционной политики. Более того, декларируется готовность предпринять меры по их устранению ("наведение порядка на рынках", "борьба с игорным бизнесом", "приоритет интересов коренного населения на рынке труда" и т.д.). Однако целостная концепция государственной миграционной политики в современной России отсутствует.
За 2008 г. число мигрантов внутри России сократилось на 63,7 тыс.человек, или на 3,2% по сравнению с предыдущим годом. Миграционный прирост населения России увеличился на 2,2 тыс.человек, или на 0,9%, что произошло в результате сокращения числа снявшихся с регистрационного учета выбывших за пределы Российской Федерации (на 7,5 тыс.человек, или на 16,0%), в том числе за счет эмигрантов в государства-участники СНГ - на 5,3 тыс.человек, или на 16,9%, в страны дальнего зарубежья - на 2,2 тыс.человек, или на 14,1%.
В 2008 г. в обмене населением с государствами-участниками СНГ в целом было отмечено увеличение миграционного прироста. Уменьшение прироста наблюдалось в миграционном обмене с Украиной, Грузией, Киргизией, Туркменией и Узбекистаном.
1.2 Законодательство
В 1996г. был принят Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". В феврале 2001г. были утверждены "Основные направления миграционной политики". В 2002г. вступили в силу Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Обновление законодательства в этот период было направлено на усиление паспортно-визового режима, упорядочение системы регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на приграничных территориях. Предусматривался централизованный учет - создание центрального банка данных иностранных граждан, проживающих или временно находящихся в стране.
Позиция государства по вопросам регулирования миграции на среднесрочную перспективу изложена в Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ N 256-р от 1 марта 2003г. Согласно Концепции, целями регулирования миграционных процессов являются "обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации".
В 2006г. миграционное законодательство было дополнено рядом правовых актов, направленных на упрощение порядка въезда, регистрации и пребывания в стране трудовых мигрантов на законном основании, что должно было стать основой для противодействия незаконной миграции.