Миграционные факторы в социально-экономическом развитии России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Мигрaция учacтвует в формировaнии риcунка рaccеления и cтруктуры нacеления, трудового потенциaлa территории, изменении cоcтaвa нacеления, cпособствует cоциально-экономичеcкому рaзвитию стрaны.
В течении XX векa нaблюдалось интенcивное рacширение миграционных потоков это потребовaло новых подходов к мигрaционной политике, cпособствующей достижению и поддержaнию бaлaнсa интереcов международных aктов, учacтвующих в регулировании мигрaционных процессов.
Поcледствия мигрaции проявляются в рaзличных cферах: политической, cоциaльной, экономической и др. Более того, эти поcледствия имеют и позитивный и негaтивный хaрaктер, cтановясь, тaким обрaзом, источником конфликтов. Все это определяет актуальность изучения проблемы политико-прaвового регулировaния мигрaции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Миграция: понятие, сущность, виды………………
1.1 Исторические предпосылки возникновения миграции, определение
1.2 Основные виды миграции, сущность…………………………………
1.3 Факторы воздействующие на миграцию населения…………………
ГЛАВА 2. Анализ миграционных процессов
на современном этапе
2.1. Анализ современных тенденций миграционных процессов в России…
2.2. Межстрановая мобильность на современном этапе……………………
2.3. Социальные последствия миграционных процессов…………………
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ, МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
3.1. Миграционная политика в России………………………………………
3.2 Основные методы и направления регулирования
миграционных процессов………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по МАКРО подредактированная.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

 

2.3  Социальные последствия миграционных процессов

          Поскольку миграционные процессы в России имеют довольно широкий размах, переселение в столь значительных масштабах в сочетании с нерешенностью проблем жизнеобеспечения россиян достаточно негативно сказывается на социально-экономической и политической ситуации в стране. Как внутренние, так и внешние миграционные потоки направлены преимущественно в южные и центральные регионы европейской части России. Это приводит к стихийному и неконтролируемому росту населения и ухудшению криминогенной обстановки в данных регионах.

Анализ миграционных процессов в России за последнее  десятилетие показывает, что проблемы  с внешней незаконной миграцией продолжают оставаться острыми, а отдельные из них представляют и угрозу национальной безопасности государства. Уровень ее остается высоким, а численность мигрантов постоянно растет. По экспертным оценкам, в стране в настоящее время находится до 10 млн иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов). Преступные группировки из нелегальных мигрантов создают в крупных городах России неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от оплаты налогов, ведут незаконную коммерческую деятельность, занимаются торговлей оружием и наркотиками.

В большинстве  регионов России отмечен рост преступлений, которые требовали контактов за рубежом и межгосударственного сотрудничества. Это наркобизнес, незаконный оборот оружия, преступления во внешнеэкономической деятельности и кредитно – финансовой сфере.

Наибольшее  число преступлений на территории России за 2012 год было совершено иностранными гражданами стран, указанных в следующей таблице.

Таблица 5 

Преступность  на территории РФ за 2012 г.12

Страна

Количество  совершенных преступлений

Азербайджан

3184

Армения

1099

Белоруссия

706

Грузия

1669

Казахстан

1033

Китай

386

Кыргызстан

257

Литва

72

Молдова

2122

Таджикистан

1979

Туркменистан

105

Узбекистан

914

Украина

5749


 

Много острых проблем  создает интенсивный приток в Россию нелегальных иностранных рабочих. По экспертным оценкам, они составляют сейчас до двух миллионов человек. Не занимая официальных рабочих мест, эти люди негативно влияют на рынок труда, вовлекаются в теневую экономику. Интенсивный отток населения в последнее десятилетие из северных, восточных и приграничных районов страны приводит к сокращению его численности на этих территориях, богатых сырьевыми ресурсами. В результате оттока населения изменяется его этническая структура в ряде субъектов РФ.

Массовая миграция иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии и их незаконное пребывание в ряде районов Российской Федерации зачастую ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организации и политического экстремизма, являются угрозой безопасности Российской Федерации. Эмиграция на постоянное место жительства в экономически развитые страны квалифицированных специалистов, молодежи с высоким уровнем образования ведет к ослаблению научного, творческого, экономического потенциала страны.

Основные потоки интеллектуальной миграции  идут из регионов, обладающих высоким научно-техническим потенциалом: Северо-западного, Центрального, Западно-Сибирского экономических районов; из городов преобладают Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск. Ориентированы потоки интеллектуальной эмиграции в настоящее время на такие страны, как США, Канаду, Австралию, Израиль, страны Западной Европы – Великобританию, Германию, Швецию. Эти страны не только принимают, но и поощряют иммиграцию высококвалифицированных кадров, в первую очередь специалистов в области современных технологий, программистов, инженеров, врачей, специалистов по естественным наукам. Причем по временному контракту на работу уезжает лишь 5-7%, остальные – на постоянное место жительства. Следовательно, «утечка умов» в основном носит безвозвратный характер, что становится тормозом развития страны. Повышенного внимания требуют уязвимые группы трудящихся – эмигрантов, и, прежде всего женщины. Особенно нетерпимыми являются правонарушения при трудоустройстве эмигрантов за рубежом, связанные со случаями незаконного выезда, дискриминации, торговли людьми.

Подводя итого  вышесказанному, необходимо отметить, что миграционные потоки в России характеризуются активным ее вовлечением в международный и межрегиональный обмен, увеличением доли семейной миграции и снижением доли мигрантов трудоспособного возраста, низкой степенью приживаемости мигрантов, совпадением ареалов концентрации внешних и внутренних мигрантов. Все это приводит к негативным социальным последствиям: обострению ситуации на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру, повышению уровня преступности. Такая ситуация требует ужесточению управления и контроля миграционных процессов государством.

ГЛАВА  3. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

 

3.1 Миграционная политика в России

В июне 2011 у России появилась новая концепция миграционной политики. Документ разработала Федеральная миграционная служба (ФМС), главной задачей которой является регулирование миграционных потоков. Миграционную политику России скоро ждут значительные изменения. Исходным пунктом концепции стал тезис о сложной демографической ситуации в России. По прогнозам ФМС, в ближайшие 15 лет усилятся процессы депопуляции и старения населения Российской Федерации, включая его сокращение в стратегически важных регионах Сибири и Дальнего Востока. Без миграционного прироста численность населения России к 2025 г. сократится на 10 млн. чел. (сегодня она составляет 143 млн.). Будет расти доля лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Порождаемые демографической ситуацией экономические проблемы, такие как дефицит рабочей силы, рост иждивенческой нагрузки на трудоспособное население, обострение проблем социального, пенсионного обеспечения и здравоохранения негативно скажутся на социально-экономическом развитии России. Технологическая модернизация производства, рост производительности труда, внутренней миграционной мобильности и экономической активности населения способны решить эти проблемы лишь частично.

Миграция является источником внутриполитических проблем, разработчики концепции ставят перед новой миграционной политикой исключительно экономические цели. Иммиграция должна обеспечить стабилизацию и рост численности населения, снабдить рынок труда рабочей силой, способствовать модернизации экономики и ее конкурентоспособности. Вопросы национальной безопасности среди целей новой миграционной политики занимают последнее место. Следует отметить, что отдельные принципы концепции противоречат друг другу.

Наряду с  расширением возможностей для переселения  соотечественников, эмигрантов и «отдельных категорий иностранных граждан» ставится задача противодействия незаконной миграции, а также активизации усилий по адаптации и интеграции мигрантов.

Миграционная  ситуация сегодня явно находится  в состоянии системного кризиса. Приток мигрантов в последние  годы стал едва ли не главным фактором провоцирования внутриполитической напряженности, которая имеет явную тенденцию к ухудшению. По данным ВЦИОМ, за 2010 г. 32% жителей России считали, что межнациональные отношения стали более напряженными, и лишь 16% думали наоборот.

В сфере внешней  миграции предлагают сконцентрироваться на двух направлениях: расширении возможностей для переселения соотечественников и введении дифференцированного отбора иностранной рабочей силы. Необходимость более активного переселения соотечественников очевидна. Программа их репатриации долгие годы буксовала. В прошлом году по программе репатриации в Россию переселилось 31,4 тыс. чел. – столько же, сколько за все время действия программы, запущенной в 2007 г. На фоне предыдущих лет результат неплохой. Для того, чтобы люди ехали в депрессивные приграничные районы, финансовые стимулы должны быть более существенными. Специально для переселенцев надо строить жилье и создавать рабочие места. Иначе удержать отдаленные территории, особенно Сибирь и Дальний Восток, где численность населения все последние годы сокращается, будет сложно.

Что касается дифференцированного  отбора мигрантов, то на этом пути Россию ждут большие проблемы. Большинство  трудовых мигрантов к нам едут из стран Центральной Азии. Новое  поколение, родившееся накануне или  после распада СССР, не знает русского языка и зачастую не имеет никакой профессиональной квалификации. Проблему низкой квалификации мигрантов можно решить только путем модернизации системы образования и подготовки кадров в самих странах Центральной Азии. Однако Россия, у которой масса собственных проблем, к этому явно не готова. Идея дифференцированного отбора мигрантов, имеющих рабочие профессии, может быть реализована на уровне небольших групп, но распространение ее на весь поток трудовой миграции из Центральной Азии выглядит малореальным. Эффективность новой миграционной политики будет зависеть от ее практической реализации.

На протяжении последних лет в России регулярно  раздаются призывы ввести со странами Центральной Азии визовый режим. Среди проблем, порождаемых нелегальной  миграцией, едва ли не первое место занимает афганский наркотрафик. Для эффективной борьбы с наркотрафиком полагают необходимым пересмотреть миграционный режим между Россией и государствами Центральной Азии: отменить право въезда в РФ по внутренним паспортам, выйти из международных соглашений об упрощенном приобретении гражданства, усилить миграционный контроль и принять закон об ответственности тех лиц, въезд которым в РФ запрещен. Причем сделать это можно в рамках существующих международных соглашений, без введения полноценного визового режима. Те мероприятия, которые сегодня планирует реализовать ФМС, выглядят гораздо более мягкими. Вопрос нелегальной иммиграции для России является сегодня судьбоносным. Без ответа на него проблемы наркотрафика, этнической преступности и межнациональных конфликтов не имеют видимого решения. Будучи одним из главных факторов провоцирования внутриполитической напряженности, проблема нелегальной миграции в обозримой перспективе станет постоянным пунктом повестки дня и, как показал выборный цикл 2011-2012 гг., весомым фактором политической мобилизации населения.

 

3.2 Методы и направления регулирования миграционных процессов

  

Концепция регулирования  миграционных процессов в Российской Федерации представляет собой систему  взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области управления миграционными процессами.

Правовую основу Концепции  составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.

   Основными направлениями деятельности по регулированию миграционных процессов являются:

1) В области обеспечения контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации: а) разработка и создание единой системы иммиграционного контроля на территории Российской Федерации;

б) активизация договорного процесса с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и заключение двусторонних и многосторонних соглашений в рамках Содружества, определяющих ответственность сторон за поощрение или непротиводействие незаконной миграции, в том числе незаконной трудовой миграции

в) усиление ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;

г) повышение ответственности руководителей организаций независимо от их организационно-правовой формы за незаконное использование иностранных работников;

д)предоставление соответствующими федеральными органами исполнительной власти иностранным гражданам информации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации и о порядке приобретения гражданства Российской Федерации;

е) расширение договорной базы и обмен с иммиграционными органами иностранных государств информацией по проблемам, связанным с незаконной миграцией, и по другим вопросам в области регулирования миграционных процессов;

2) В области создания условий для интеграции вынужденных мигрантов в Российской Федерации:

а) установление квот распределения по субъектам Российской Федерации лиц, признанных беженцами, и лиц, получивших временное убежище на территории Российской Федерации;

б) разработка эффективного механизма использования средств бюджетов всех уровней, направляемых на прием и обустройство вынужденных мигрантов;

в) создание условий для социально-бытового обустройства вынужденных мигрантов, их интеграции на рынке труда, вступления в профессиональные союзы, реализации их конституционных прав и свобод человека и гражданина;

г) создание социально-экономических условий для выполнения международных обязательств Российской Федерации по приему лиц, ищущих временное убежище на территории Российской Федерации, разработка и реализация специальных программ по их культурной и языковой адаптации;

д) создание региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях обустройства вынужденных мигрантов;

е) государственная поддержка в приоритетном порядке социально незащищенных категорий вынужденных мигрантов, а также лиц, прибывших в Российскую Федерацию в условиях чрезвычайных обстоятельств;

Информация о работе Миграционные факторы в социально-экономическом развитии России