Миграция, её виды и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование понятия международная миграция населения и ее последствия.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Дать определение понятию миграция.
Рассмотреть функции миграции.
Изучить направления миграции.
Рассмотреть причины, функции и последствия миграции.
Сделать вывод.

Содержание работы

Введение
Глава I. Понятие «миграция», ее виды и функции
1.1 Трактовка понятия «миграция»
1.2 Виды миграции
1.3 Функции миграции
Глава II. Направления, причины и последствия миграции
2.1 Направления миграции
2.2 Причины миграции
2.3 Влияние кризиса на миграцию
2.4 Социальные, политические и экономические последствия
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Главный.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Другие развивающиеся  страны. Интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В Африке к югу от Сахары на Берег Слоновой Кости, Нигерию и ЮАР приходится более половины притока всех иммигрантов.

Новые индустриальные страны. В связи с бурным развитием этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии.

Практически все страны, в которые  иммигрируют более 25 тыс. человек  в год, - высокоразвитые государства с ВНП более 6900 долл. на душу населения. Источник эмиграции – развивающиеся страны, главные из которых - Мексика и страны Азии.

 

2.2 Причины миграции.

Почему возникает необходимость  миграции? Одним из критериев классификации, как мы отметили, выступают причины миграции. Обстоятельства, обусловившие переселение, могут иметь как объективный характер (военные действия, экологическая катастрофа), так и субъективный (неудовлетворенность индивидом своим положением в обществе).

С другой стороны, факторы миграции (совокупность движущих сил, воздействующих на миграционные процессы) и ее причины (то, что непосредственно объясняет процесс переселения) подразделяются на позитивные (притягивающие) и негативные (отталкивающие), однако выявить их главенство в конкретном случае довольно сложно. Авторы считают, что если в принятии решения о переселении преобладает влияние второй группы факторов («уеду куда угодно, лишь бы не оставаться здесь»), то превалируют выталкивающие факторы. Если же преобладает потребность переселиться именно в конкретный регион, то решающимися оказываются факторы притяжения13.

С. К. Бондырева выделяет целый ряд групп потребностных мотивов миграции – стремление к «лучшей доле», миграция из зависти к жителям более благополучных мест, миграция из-за комплекса неполноценности и т. д.14. Она же отмечает, что главным мотивом миграции является поиск благополучной жизни, а благополучие имеет два базовых аспекта – материальное благополучие и безопасность.

В связи с этим можно выделить несколько основных причин миграции:

  • из соображений безопасности – миграции в связи с распадом СССР из бывших союзных республик русского населения – реэмиграция, народов других национальностей в связи с обострением межэтнических отношений, военных конфликтов и столкновений, преследований, ущемления в правах; также по причине экологических бедствий и техногенных катастроф, затронувших густонаселенные районы страны и угрожающих здоровью населения;
  • из социально-экономических соображений – стремление к более полной реализации своего творческого потенциала («утечка умов», переезд молодежи в города из сельской местности), поиск работы в новых регионах в связи с негативными последствиями становления рыночной экономики – спада производства и закрытия ряда отраслей промышленности, сокращение численности вооруженных сил и т. д.

Движущие силы миграции, по мнению В. Н. Воробьева, объективно предопределены диспропорциями между частями страны, между поселениями, разбалансированностью  отдельных сфер внутри городов и  регионов. В современных условиях наиболее важными движущими силами-факторами миграции считаются территориальная дифференциация уровня и качества жизни, занятости населения, демографических структур, социально-политической обстановки, безопасности человеческой жизни, в некоторых случаях экологической ситуации15.

 

2.3 Влияние кризиса на миграцию.

Здесь мы подробно рассмотрим влияние глобального финансово-экономического кризиса 2008–2010 годов на миграцию. По оценке МОМ, в 2010 году общее число мигрантов в мире составило 214 млн., что лишь незначительно превысило уровень предыдущего года. Удельный вес мигрантов в мировом населении также оставался относительно стабильным на уровне в 3,1% по сравнению с 3,0% пять лет тому назад. Эти цифры говорят о том, что кризис не вызвал, как ожидалось, массового возвращения мигрантов домой и не прервал многолетнюю тенденцию к росту их числа, лишь слегка опережавшему рост населения в мире.

Как и в предыдущие годы, первое место в мире по числу  находившихся в стране мигрантов  занимали США (42,8 млн.), в несколько раз опережавшие следующие за ними Россию, Германию, Саудовскую Аравию, Канаду, Францию, Великобританию, Испанию, Индию и Украину. На эту первую десятку стран в 2010 году приходилось свыше девяти десятых всех мигрантов в мире, в том числе около одной пятой находилось в США и чуть менее 6% в России.

Пять из перечисленных выше стран – Германия, Индия, Россия, Украина и Великобритания – входят в первую десятку не только по числу находящихся на их территории иностранных граждан (то есть иммигрантов), но и по числу своих граждан, выехавших за границу (то есть эмигрантов). Это свидетельствует о постепенно возрастающей роли встречных потоков мигрантов, то есть о тенденции, которая уже много лет характерна для международной торговли и движения капиталов.

Наибольшее воздействие  кризис оказал на денежные переводы мигрантов  на свою родину, общая сумма которых  сократилась впервые с 1985 года до 414 млрд. долл. в 2009 году. Около трех четвертей  переводов поступило в развивающиеся  страны, где они играют важную роль в платежных балансах и в экономике в целом.

По данным за 2009 год, в  первую десятку получателей переводов  от мигрантов входили (в скобках  – сумма поступлений в млрд. долл.) Индия (49,3), Китай (47,6), Мексика (22,2), Филиппины (19,7), Франция (15,3), Бангладеш (10,7), Испания (10,0), Германия (9,9), Нигерия (9,6) и Бельгия (9,5).

Заметно повлиял кризис и на безработицу среди мигрантов, которая выросла в значительно  большей степени, чем среди местного населения. В результате традиционный разрыв в уровне безработицы мигрантов  и местного населения достиг в 2010 году невиданных размеров. Например, в Испании уровень безработицы среди мигрантов составлял 28% против 15,8% среди местного населения.

Большое внимание уделено проблеме нелегальных мигрантов, к которым МОМ относит как лиц, проникших через границу без надлежащих разрешений, так и лиц с просроченными визами или разрешениями на работу. По различным оценкам, на «нелегалов» приходится 10–15% от общего числа мигрантов в мире, в том числе в США около 22%. Считается также, что среди мигрантов из развивающихся стран доля «нелегалов» достигает одной трети. Именно с ними связана основная часть отрицательных «побочных явлений» миграции: нарушения прав человека, некоторые виды преступлений, эксплуатация человека человеком, межнациональные конфликты и т.п.

Несмотря на кризис, общее число нелегальных мигрантов в мире осталось в 2010 году на уровне предыдущего года, поскольку многие из них не имели средств для возвращения на родину. Кроме того, их число могло даже пополниться в связи с сокращением выдачи официальных разрешений на работу в условиях спада деловой активности.

Приток новых нелегальных  мигрантов сдерживался более  жесткой миграционной политикой  ряда стран, а также усилением  пограничного контроля. Например, на американо-мексиканской границе вследствие принятых мер нелегальная миграция сократилась с 1 млн. человек в 2006 году до 600 тыс. в 2009 году.

Особый интерес, естественно, представляет раздел «Восточная Европа и Центральная Азия», куда МОМ  включает страны СНГ, а также Албанию  и некоторые страны из бывшей Югославии.

Всего в этом регионе, по оценке МОМ, в 2010 году насчитывалось 25,6 млн. мигрантов, в том числе (в  тысячах) в России – 12 270, в Украине  – 5258, Казахстане – 3079, Узбекистане  – 1176, Беларуси – 1090, Сербии – 525, Молдове  – 408, Армении – 324, Таджикистане – 284 и в Азербайджане – 264.

По сравнению с 2000 и 2005 годами увеличение числа мигрантов  в 2010 году наблюдалось только в России и в Казахстане, тогда как в  остальных восьми перечисленных  выше странах имела место тенденция  к сокращению их числа.

Удельный вес мигрантов  в общем населении основных стран  региона в 2010 году составлял (в %) в  Казахстане 19,5, в Украине – 11,6, в  Молдове и в Беларуси – по 11,4 и в России – 8,7.

По последним имеющимся  данным за 2009 год, страны Восточной  Европы и Центральной Азии получили от мигрантов денежные переводы на общую сумму 27,1 млрд. долл., в том числе Россия – 5,5 млрд., Сербия – 5,4 млрд., Украина – 4,5 млрд., Босния и Герцеговина – 2,6 млрд., Таджикистан – 1,8 млрд. Во всех этих странах вследствие глобального кризиса данные показатели оказались ниже, чем в предыдущем году.

Именно в Восточной Европе и Центральной Азии находятся страны, экономика которых в наибольшей степени зависит от денежных переводов, поступающих от мигрантов. Мировым рекордсменом в этом отношении является Таджикистан, где в 2008 году на такие переводы приходилось 49,6% валового внутреннего продукта; далее следовали (в %): Молдова – 31,4, Киргизия – 27,9, Босния и Герцеговина – 14,8 и Албания – 12,2.

Что же касается оттока средств  из стран региона в результате переводов находящихся на их территории мигрантов на свою родину, то он превышал приток денежных средств по миграционному каналу.

Так, в 2008 году отток средств  из региона составил 31,7 млрд. долл. Более 80% этой суммы приходилось на Россию, где по переводам мигрантов ушло 26,1 млрд. долл. по сравнению с 17,8 млрд. в 2007 году и 11,5 млрд. в 2006 году. Иными словами, превышение оттока над притоком денежных средств вследствие переводов мигрантами оказалось в России более чем четырехкратным.

Отмечается определенный прогресс, достигнутый Россией в области легализации иммигрантов на основе законодательных изменений в 2006 году, упростивших процедуру для бывших граждан СССР. Если до этого доля незарегистрированных иммигрантов достигала 46%, то в последующие годы она упала до 15%.

 

2.4 Социальные, политические и экономические последствия.

Не так уж давно  выходцы из Третьего мира, обосновавшиеся на тот или иной срок в Западной Европе, Северной Америке, Австралии, воспринимались там исключительно или прежде всего как категория  экономическая – как иностранная рабочая сила. Теперь же все больше о них говорят как о силе социально-политической, которая оказывает серьезное и растущее влияние на общественный климат развитых стран.

Миграционные процессы последнего десятилетия отличаются достаточной сложностью и напряженностью. Все большее число стран мира испытывают в той или иной степени зависимость своего социально-экономического развития от международной миграции. Для некоторых стран это один из важных источников доходов. В 1991 году в Италию от работающих за границей поступило 780 млн. долл., а также «натуральные» трансферты в виде подарков, посылок и т.п., стоимость которых зачастую превышает сумму денежных переводов16.

В конце XX века международная миграция населения стала глобальным процессом, охватившим практически все континенты и страны, все социальные слои. В волне перемещений смешались потоки эмигрантов, выезжающих в другие страны навсегда, временных трудовых мигрантов, специалистов, ученых и студентов, беженцев и лиц, ищущих убежище, нелегальных иммигрантов и туристов. За пределами стран происхождения, по разным оценкам, проживает от 80 до 130 млн. человек. К числу крупных центров притяжения населения в развитой части мира, помимо давних и традиционных стран иммиграции – США, Канады, Австралии, добавилась Западная Европа. Несмотря на попытки государств этого региона превратить его в неприступную для иммигрантов из третьих стран крепость на территорию ЕС (главным образом,  в ФРГ, Италию, Францию и Англию) ежегодно «прорывается», только с разрешения властей, около 2 мл. иностранцев, что превышает масштабы легальной иммиграции в США ( 700-800 тыс. человек в год).

Даже отказ развитых стран от крупномасштабного импорта рабочей  силы, антииммиграционные кордоны, усилия по репатриации или ассимиляции пришлого населения не сокращают численности иностранцев – она продолжает расти. В США в начале 2003 года пришлое население насчитывало 21 млн., в Канаде и Австралии – по 4 млн. человек. Доля иностранцев в общей численности населения составляет в основных странах иммиграции 5-15%, в рабочей силе – 10-25%.

В обстановке ужесточения иммиграционной политики, сделавшего для временных  иностранных рабочих весьма проблематичными  последующие приезды в развитые страны на заработки, многие из них стали не только уклоняться от возвращения на родину, но и добиваться переселения к себе близких родственников. В результате миграция стала цепной – устойчивый приток новых мигрантов пошел по каналам воссоединения семей, а также  по другим каналам, открытым прежними переселенцами, - и превратились в постоянный, неизбежный и фактически необратимый процесс. Сформированные мигрантами сети неформальных социальных связей облегчили массовое проникновение в развитые страны беженцев и нелегальных иммигрантов из числа их соотечественников, придавая иммиграции все более спонтанный и трудно контролируемый характер. Разрастанию иммигрантских общин, особенно при воссоединении семей и растущей феминизации иммиграции, способствовал и интенсивный естественный прирост иностранного населения вследствие высокой рождаемости у выходцев из Третьего мира.

Обрастая сетью разнообразных  связей и отношений между иммигрантским  общинами и знаменуя собой их новый  – трансгосударственный – образ  жизни, миграция все более утрачивает характер одностороннего движения иммигрантов из стран происхождения в страны поселения, и приобретает черты транснационального процесса – «трансмиграции», сопровождающейся маятниковым, «челночным» переносом политической практики, процессов и проблем с одной земли на другую. Массовое присутствие иностранцев в принимающих обществах привело к расширению масштабов неправительственных, зачастую не поддающихся эффективному контролю со стороны властей, контактов между странами исхода и приема и усилило подверженность политических систем и тех и других внешним, в том числе дестабилизирующим, политическим влияниям.

Характерной чертой современного иностранного населения стало преобладание в  его структуре длительно проживающих  поселенцев, имеющих постоянный вид на жительство. В ФРГ 2/3, а в Австрии и Швейцарии ¾ иностранцев имеют статус постоянных жителей. Средняя продолжительность пребывания иностранцев в Западной Европе превышает 10 лет, причем в Германии ¼ их проживает более 20  лет.

Информация о работе Миграция, её виды и функции