Миграция, её виды и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование понятия международная миграция населения и ее последствия.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Дать определение понятию миграция.
Рассмотреть функции миграции.
Изучить направления миграции.
Рассмотреть причины, функции и последствия миграции.
Сделать вывод.

Содержание работы

Введение
Глава I. Понятие «миграция», ее виды и функции
1.1 Трактовка понятия «миграция»
1.2 Виды миграции
1.3 Функции миграции
Глава II. Направления, причины и последствия миграции
2.1 Направления миграции
2.2 Причины миграции
2.3 Влияние кризиса на миграцию
2.4 Социальные, политические и экономические последствия
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Главный.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

 Постоянные иностранные жители, являясь и производителями национального дохода, и налогоплательщиками, фактически стали членами принимающих обществ. Однако иностранцы с постоянным видом на жительство, не будучи гражданами принимающих обществ, не обрели полноправного членства, что ярко проявляется в их отстранении от процесса принятия политических решений.

Существенной особенностью иностранного населения стало стремительное  изменение его этнической структуры  – возрастание доли «цветных»  иммигрантов, которые прибывают  из стран, весьма далеких от принимающих не только географически, но и культурно. Доля лиц, приезжающих в Западную Европу из неевропейских стран, в первую очередь из Азии и Африки, в общем потоке иммигрантов возросла с 26% в 1976 году до 63% в 2006 году. В США процент выходцев из Латинской Америки и Азии в общем числе иммигрантов, прибывающих в страну, увеличился за 1980-2006 гг. с 12% до 88%. К 2020 году этнические меньшинства могут насчитывать там 91 млн. человек – 34% всего населения и около 40% рабочей силы. Приток населения из Третьего мира, сопровождающийся образованием в принимающих государствах новых национальных меньшинств, ведет к изменению сложившегося национально-этнического облика этих обществ.

Расселение иммигрантов, в первую очередь выходцев из развивающихся стран, отличается высокой и все усиливающейся территориальной их концентрацией в ряде городских  районов, создающей местные очаги социальной напряженности, нагнетаемой усилением нагрузки на местные бюджеты, сферу социальных услуг, рынок труда, ухудшением криминогенной и эпидемиологической обстановки.

Еще одним чисто демографическим  аспектом воздействия иммиграционных потоков на социальную жизнь принимающих  стран является снижение среднего возраста. Это весьма существенно для государств, отнесенных к категории «старых» в соответствии с международной рекомендацией (удельный вес населения старше 65 лет приближается к 15%). 

Ксенофобия и расизм, всегда считавшиеся  спутниками иммиграции, в 90-е годы резко  усилились, что было спровоцировано кризисными явлениями в экономике, утратой веры в левые утопии, упадком рабочего движения и др. Иммиграцию из неевропейских стран окрестили «иностранной интервенцией», «аннексионизмом Третьего  мира» и даже «биологическим оружием», а иммигрантов – «внутренними врагами», которым вменяют в вину чуть ли не все экономические и социальные недуги современных обществ и на которых, соответственно, переводится недовольство коренного населения. Даже «к беженцам все чаще относятся не как к жертвам насилия или преследования, а как к угрозе политической и социально-экономической стабильности европейских государств».

Неприятие иностранцев стало весьма распространенным явлением, хотя и  не всегда непосредственно проявляющимся  и открыто выражаемым. По данным опроса 2006 года, в основных европейских странах иммиграции около 30% населения испытывали  раздражение в связи с присутствием иностранцев. О довольно высокой степени враждебности местного населения к иностранцам говорят также ответы немцев (1398 человек старше 14 лет) в 2005 году по пяти пунктам «шкалы ксенофобии»: недовольство соотношением немцев и иностранцев в жилых кварталах; стремление избегать контактов с иммигрантами; сочувствие публичным агрессивным акциям против них; принадлежность к сторонникам ужесточения иммиграционной политики и ухудшения социально-правового положения иностранцев; сохранение социального отмежевания от этнических меньшинств.  Было выяснено, что 16% респондентов испытывают сильную неприязнь, почти столько же – ее почти не питают и только 15% совсем не питают.

Ксенофобия и межэтнические  трения стали серьезной проблемой  развитых обществ. В значительной степени  они связаны с предрассудками и предубеждениями против иммигрантов. Сравнительные исследования степени  ксенофобии местного населения в  Германии среди тех, кто ежедневно сталкивается с иностранцами на работе, и тех, кто старается уклоняться от контактов с ними, обнаружили гораздо большую толерантность к иммигрантам у первой группы, чем у второй. Преодоление острой неприязни к определенным группам иностранцев – во многом дело времени, и причем немалого, целенаправленных усилий правительств, общественных организаций и самих иммигрантов.

Современная миграция как социальное явление в большинстве случаев  характеризуется усилившимся единообразием  мотивации. Для основной массы мигрантов остается главной движущей силой стремление к более высокому уровню жизни, как это было и в конце прошлого века. Тем не менее не следует сбрасывать со счетов и другие факторы.

Присутствие иностранной рабочей  силы – непреложный факт социально-экономической ситуации во всех без исключения странах. К сожалению, размеры этой резервной армии труда не   всегда коррелируют с циклами экономического развития принимающих стран. Соответственно присутствие иностранцев в качестве претендентов на рабочие места может быть как позитивным, так и отрицательным фактором для принимающей страны.

В подавляющем большинстве иностранные  рабочие занимают места, не представляющие интереса для местного населения. В  конце 90-х годов почти 85% экономически активных иммигрантов в ФРГ были заняты на тяжелых, монотонных, а зачастую и опасных работах;. 60% из них относились к разряду неквалифицированных или низкоквалифицированных рабочих. В тот же период во Франции 69% иммигрантов трудились с использованием ручного труда.

Работающие по контракту иммигранты прекрасно осведомлены, что их заработная плата ниже ставок для местного населения, что существуют различия в правилах приема на работу и в очередности  увольнения, а также в процедуре  признания квалификации. Несмотря на эти и ряд других по существу дискриминационных моментов, немалая – а в некоторых странах и существенная часть -экономически активного населения приходится на иностранцев.

Относительно новым, но стабильным явлением следует признать повышение  доли иммигрантов-профессионалов в общей численности трудовых ресурсов. Отсчет процессу «утечки мозгов» был дан в 60-х годах, когда немалое число ученых и инженерно-технических работников высшей квалификации из разных частей света, но особенно из Европы, в частности из Великобритании и Ирландии, эмигрировали в США. Основным побудительным мотивом к перемене места жительства был более высокий уровень оплаты и большие возможности творческого роста.

В настоящее время уместнее говорить о качественно новом этапе  этого процесса, который характеризуется несколькими взаимосвязанными и взаимообусловленными чертами17.

Во-первых, на смену «утечке мозгов»  пришла их циркуляция: произошла диверсификация направлений миграции. США продолжают оставаться общепризнанным центром  притяжения для профессионалов. Однако одновременно из промышленно развитых стран представители профессиональной элиты едут на временную работу в развивающиеся страны, такие, как Малайзия или Тайвань.

Во-вторых, принципиально новым  явлением стало движение профессионалов не только «к капиталу», но и «одновременно с капиталом или вслед за ним». Прежде всего это связано с деятельностью транснациональных корпораций, имеющих сеть филиалов по всему миру. Для профессионалов это связано с большими возможностями карьерного продвижения.

В-третьих, современному этапу миграции профессионалов присущ принципиально  иной организационный уровень, выразившийся в возникновении своеобразной международной  корпорации «охотников за головами».

В-четвертых, отмеченная организационная  форма теснейшим образом связана еще с одной качественной характеристикой – интеграцией системы высшего образования. Последняя предполагает продолжение обучения студентов  из многих регионов мира, например, в США, стране, авторитет которой в области технической подготовки очень высок. Безусловна результативность подобного способа подготовки специалистов высшего уровня для посылающих стран. Одновременно также отметим, что тысячи иностранных выпускников американских университетов остаются на длительный период, а порой и навсегда работать за океаном.

Все перечисленные качественные характеристики процесса миграции наиболее квалифицированных  специалистов отражаются в росте  соответствующих статистических показателей, включая общую численность мигрантов  и их долю в населении и трудовых ресурсах.

В начале 21 века максимальный удельный вес наиболее квалифицированных трудящихся в численности временно работающих отмечен в США. Одновременно происходит рост их абсолютного числа – 123,2 тыс. и 147,5 тыс. человек.

Аналогичные относительные данные за 2005 год составляли (%): в Канаде – 43; Великобритании – 42; Нидерландах – 28; Германии – 22; Австралии – 18, исключением является Германия, где в 2002 году численность данной группы иммигрантов составляла 115 тыс. т.е. сократилась более чем в два раза. Это результат осуществления программы взаимодействия германских и иностранных предприятий в реализации конкретных проектов, рассчитанных в основном на два года.

Иммиграция стала важным фактором изменений в партийно-политической системе, в механизмах и институтах политического участия и представительства. Она выявила силу и слабость политических систем и культур. Политика политических партий в отношении этнических меньшинств  во многом показала их способность мобилизовать поддержку и агрегировать интересы. Происшедшие сдвиги особенно зримо вырисовываются в политических успехах, которых добились в 90-е годы партии новых правых и другие экстремистские группы националистической и профашистской ориентации, всплывшие на волне ксенофобии и расизма. Особенно сильный импульс политический экстремизм получил во Франции.

Разыгрывая карту иммиграции в  политической борьбе, многие партии, однако, ограничивались предвыборной риторикой  и громкими посулами, многим из которых  не суждено было воплотиться в  практической политике.

Политическое участие иностранцев  ограничено низшими уровнями социальной активности и проявляется главным  образом в разного рода выступлениях, связанных с использованием гражданских  прав, в деятельности профсоюзов, политических и других организаций, консультативных кампаниях. Основными объектами политических акций иммигрантов являются жилье, работа, расизм, иммиграционная политика, политические права и право на гражданство18.

Политическая активность иностранцев  привела к постановке на повестку для общественной жизни развитых стран новых политических вопросов, связанных с иммиграцией, к возрождению таких, казалось, забытых приемов политической  борьбы, как голодные забастовки, уличные протесты и бойкоты, к появлению новых групп избирателей, что  в определенной мере содействовало улучшению положения иммигрантов.

Как долгосрочные последствия иммиграции все  более  очевидно в последние  годы стали заявлять о себе институционально-правовые и социокультурные проблемы, связанные  с образованием новых, неевропейских, национальных меньшинств в принимающих странах и превращением этих стран, прежде отличавшихся более или менее гомогенной этнической структурой, в многонациональные и поликультурные. На смену переставшему работать ассимиляционному подходу приходит мультикультуралистский, предусматривающий равноправие коренного и пришлого населения, сохранение за последним права на культурную автономию, на использование родного языка и вероисповедания.

С учетом растущего культурного  многообразия населения Австралия и Канада пересмотрели концепции своей национальной идентичности и реформировали институционально-правовые структуры. Эти страны добились успехов в решении проблем, порожденных новой полиэтничностью общества.           

Крупномасштабная этническая миграция последних десятилетий оказала глубокое воздействие на социально-экономические, политические процессы в принимающих странах и регионах. Она стала фактором серьезных изменений в сфере массового сознания, в политической культуре, партийно-политическом механизме; институционально-правовых основах государства и системе международных отношений. Последствия иммиграции носят зачастую конфликтный, дестабилизирующий характер, проявляющийся в межэтнических трениях, усилении политических позиций антидемократических сил, в "диких" забастовках и акциях протеста иностранцев, в их оппозиции режимам на родине.

Предпринятые принимающими странами попытки свести к минимуму «деструктивное» воздействие миграции, адаптироваться к новым общественно-политическим реальностям, свидетельствуют о достаточно большой гибкости современных западных политических и правовых систем. В этом смысле иммиграция сыграла заметную роль в развитии и обновлении политических и правовых институтов и механизмов, в первую очередь системы политического и представительства, гражданства и конституционного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Итак, любое территориальное  перемещение, совершающееся между  разными населенными пунктами одной  или нескольких административно-территориальных  единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности представляет собой миграцию в широком значении этого слова. Трудовые миграции являются определяющими в общей совокупности территориальных перемещений. На основе проделанной мной работы, можно сделать некоторые выводы, а именно:

Миграция оказывает  существенное влияние на социально–экономическое  и демографическое развитие стран. Это один из самых сложных демографических процессов, так как на миграционное поведение населения воздействует комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов.

Миграция рабочей силы представляет собой переселение  трудоспособного населения из одних  государств в другие сроком более, чем  на год, вызванное причинами экономического и иного характера. Она ведет  к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах.

Показатели, связанные  с миграцией трудовых ресурсов, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов и частных неоплаченных переводов.

Информация о работе Миграция, её виды и функции