Миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: выявить особенности международной миграции рабочей силы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач:
1. Описать сущность международной миграции рабочей силы
2. Проанализировать особенности международной миграции трудовых ресурсов.
3. Выявить направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Миграция рабочей силы в современном мире…………………
1.1 Сущность международной миграции рабочей силы………………..
1.2 Теории международной миграции……………………………………
1.3 Основные центры притяжения миграционных потоков……………
Глава 2. Россия в мировых миграционных потоках…………………….
2.1 Тенденции эмиграции из России…………………………………….
2.2 Проблема иммиграции в Россию…………………………………….
2.3 Последствия миграции для России и принимающих стран………..
Заключение………………………………………………………………..
Библиографический список………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 63.20 Кб (Скачать файл)

Традиционно крупнейшим центром, притягивающим мигрантов, являются Соединенные Штаты Америки. По оценкам  специалистов в 80-е годы около половины прироста населения США приходилось  на иммигрантов. В настоящее время  там насчитывается около 3 миллионов  легальных иностранных рабочих.

Однако следует отметить, что иммиграция в эту страну традиционно  носит ассимилированный характер, то есть основная часть въезжающих в  страну мигрантов стремится остаться в ней. Таким образом, здесь в  основном имеет место переселенческая  миграция.

Вместе с тем, здесь  достаточно распространено использование  труда нелегальных иммигрантов. В 1986 году был принят закон, предусматривающий  наказание предпринимателей, использующих нелегальную рабочую силу, в виде штрафов и других санкций, вплоть до тюремного заключения. Но удельный вес использования труда нелегальных  мигрантов все равно возрастает, особенно в сельском хозяйстве, строительстве, пищевой промышленности.

Еще один центр международной  миграции страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь основными импортерами  рабочей силы являются Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Республика Корея, Тайвань. Для этих стран характерны различные формы трудовой миграции. Во-первых, регулируемая трудовая миграция. Она характерна для Малайзии, Сингапура, Брунея, Гонконга. Во-вторых, скрытая или нелегальная миграция, которая развита в Восточной и Западной Малайзии, Гонконге, Пакистане, Тайване. В-третьих, миграция рабочей силы высокой квалификации, которая сопровождает прямые иностранные инвестиции, осуществляемые Японией, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром, Австралией.

Межстрановая миграция рабочей  силы имеет место также и в  Африке, и в Латинской Америке. В сферу международного рынка  рабочей силы втягиваются все  новые и новые страны. Миграционные потоки являются немаловажным фактором развития мирового хозяйства в целом.

 

 

 

Глава 2. Россия в мировых  миграционных потоках.

 
2.1 Тенденции эмиграции из России  

Миграционное сальдо на протяжении последних десяти лет остается положительным. Выезд из России в постсоветские страны сокращался постоянно и более стремительно, чем въезд. В последние годы он упал до крайне низкого уровня: в 2000 г. — до 83.4 тыс. человек, а в 2001 — до 62,5 тыс., что меньше, чем в 1990 г. (626 тыс. человек), в 10 раз. Теперь возможность наращивания миграционного прироста за счет сокращения выезда в страны СНГ и Балтии практически исчерпана. Миграционный прирост России за счет стран СНГ и Балтии в 2000 г. несколько превзошел уровень 1999 г. — 266,9 тыс. человек по сравнению с 237 тыс. человек соответственно (главным образом благодаря сокращению выезда), но в 2001 г. он упал более чем в 2 раза — до 123,7 тыс. человек (в основном за счет сокращения въезда).16

Однако, по данным Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, ситуация «когда из стран СНГ в Россию прибывает где-то 180 тысяч человек в год, выбывает обратно 50 держится уже примерно три года. Это прирост в 100 с лишним тысяч в год за счет стран СНГ конечно положительный, но если учесть, что страна примерно 50-60 тысяч официально теряет за счет отъезда на Запад, то получается, что фактически Россия скатывается к нулевому миграционному приросту». Несмотря на столь пессимистические прогнозы, все же на данный момент официальные показатели говорят о снижении потока переселенцев за пределы РФ.(таблица 1)

Таблица 1. Эмиграция из России. 1998-2003 г.

Год

Всего чел.(тыс)

В страны СНГ

В другие страны

1998

213,7

133,0

80,7

1999

222,2

129,4

98,8

2000

145,7

83,3

62,4

2001

121,6

62,7

59,0

2002

107,4

53,4

54,1

2003

94,1

47,0

47,1


 

 

С конца 1980-х годов, после открытия государственных границ СССР миграционные связи бывших союзных республик с другими государствами заметно расширились. В частности, число эмигрантов из России в 1990 году более чем в 36 раз превысило число эмигрантов за 1986 год. В последующие годы эмиграционный поток из страны стабилизировался на уровне 100 15 тысяч человек. Всего за 1989-1999 годы по российским данным из страны в дальнее зарубежье выехало на постоянное место жительства 1046 тысяч человек.

Согласно российским данным, в конце 1990-х годов почти 97% эмиграционного оттока из России направлялось в 5 стран: Германию, Израиль, Канаду, США и Финляндию, причем по данным статистики Германия неизменно оставалась лидером по приему эмигрантов из России.

Стоит отметить что в последнее пятилетие можно констатировать факт сохранения общей тенденции в эмиграции из России. Пожалуй единственной новой особенностью последних пяти лет является увеличение числа эмигрантов из России в Скандинавские страны (Финляндию, Норвегию, Швецию). Преимущественно это представители смешанных семей.

 

 

2.2 Проблема иммиграции  в Россию

Иммиграция для России - одна из составляющих внешней миграции страны на современном этапе. Само по себе это явление не ново и уходит корнями  в глубокое прошлое (например, приток иностранцев в страну при Петре 1, Екатерине II). В конце XX столетия иммиграция в Россию происходит на фоне специфических условий. Так, если до 90-х годов приток иностранцев происходил только из стран так называемого старого зарубежья, то после распада СССР появляется новый мощный источник -бывшие союзные республики, ныне страны нового зарубежья. При этом иммигрантами стали наши бывшие соотечественники.

Исторически так сложилось, что  периоды экономических и политических преобразований в России определяли структуру и масштабы иммиграции, численность иммигрантов в стране могла колебаться от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч человек. Для иллюстрации приведу  несколько примеров. В 1917 г. с принятием первого иммиграционного закона приток иностранцев в страну ограничился только политическими иммигрантами. В 20-е годы с введением НЭПа на промышленные предприятия приглашаются иностранные специалисты и рабочие. Только на Дальнем Востоке в этот период численность корейцев, китайцев, японцев достигала нескольких сот тысяч человек. А в 20-е-ЗО-е годы иммиграция в Советскую Россию фактически прекратилась.

С конца 60-х годов в Россию снова  хлынул поток иностранной рабочей  силы, особенно из Кореи, Вьетнама. Межправительственные соглашения в рамках СЭВ вызвали  приток рабочих и специалистов также  из стран Восточной Европы. Но уже  с начала 80-х годов в политике России отмечается ориентация на "закрытость" общества, и новый закон о правовом положении иностранных граждан, принятый в 1981 г., приводит к существенному  сокращению численности граждан  из стран старого зарубежья.

Конец 80-х-начало 90-х годов знаменуется  новым бурным ростом иммиграции в  России. К. прежнему потоку иммигрантов  из стран старого зарубежья прибавился лавинообразный поток из нового зарубежья. По своим масштабам иммиграция из стран нового зарубежья стала  ведущей и составила в 1995 г. 97% притока всех иностранцев в Россию против 92% в 1992 г. (таблица 2).

Таблица 2. Иммиграция в Россию из стран нового зарубежья в 1992-1995 гг. (тыс. человек)

Регионы

1992

1993

1994

1995

Всего:

925,7

922,9

1146,4

841,5

Средняя Азия

266,9

269,7

201,1

145,6

Закавказье

139,9

154,4

162,9

129,0

Казахстан

183,9

195,7

346,4

241,4

Прибалтика

67,1

59,6

46,1

27,6

Молдавия

32,3

19,4

21,4

18,7

Украина

199,4

189,4

247,3

188,4

Белоруссия

36,2

34,7

43,4

35,3


 

         
         
         
         

В период 1992-1995 гг. в Россию из бывших союзных республик прибыло 3,8 млн. человек, осталось в ней 2,4 млн. человек. Население РФ только за счет иммиграции из стран нового зарубежья увеличилось  в 1992 г. на 356 тыс. человек, в 1993 г.- на 554 тыс. человек, в 1994 г.-на 915 тыс. человек, в 1995 г.-на 612 тыс. человек. При этом каждый второй иммигрант прибыл из Средней  Азии и Казахстана, каждый пятый- с  Украины, каждый шестой- из Закавказья, каждый двадцатый- из Прибалтики.

В 1997 г. за пределами России проживало  более 17% русских, в том числе на Украине — 11,4 млн человек, или 22% от численности населения. В бывших советских республиках Средней  Азии и Казахстане проживают еще 10 млн русских, около 3 млн — в  странах Балтии и Молдавии, 1,3 млн— в Белоруссии, около 800 тыс. — в  Закавказье. Большинство русских  в этих диаспорах хорошо интегрированы  и имеют глубокие корни. Вместе с  тем в ряде стран, особенно в странах  Балтии и Средней Азии, рост националистических настроений может привести (и уже  приводит) к оттоку русскоязычного населения. По официальным оценкам, число уже выехавших из бывших советских республик русских или русскоязычных граждан превысило за период 1990—1997 гг. 6,6 млн человек. По официальным данным, в 1998 г. число зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья превысило 1192 тыс. человек. Общий потенциал репатриантов составляет 4- 6 млн человек. По оценке Института ООН по проблемам разоружения, подготовившим доклад о тенденциях миграции в Европе, численность славянского населения в неславянских странах бывшего СССР  к 2016 г. уменьшится на 15-30%.

В настоящее время, Россия принимает около 200 000 иммигрантов. В первую десятку стран - источников вошли: Украина , Узбекистан ,Киргизия, Монголия, Арабские страны, страны Африки, Туркмения, Китай и Белоруссия. За этими странами идут  Иран и Ирак, с Азербайджаном,Арменией и Грузией, каждая из которых дали 3000 иммигрантов.17

 

2.3 Последствия миграции  для России и принимающих стран

Следует иметь в виду, что международная  миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) — это не только экономическое, но и сложное политическое, и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает  новую ситуацию на рынках труда, привносит  немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь  многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд  проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными  отличиями иммигрантов от коренного  населения. Примеры проявления таких  проблем имеются практически  во всех принимающих странах.

Каковы же последствия международной  миграции рабочей силы для стран-доноров  и для принимающих стран? Вряд ли можно дать однозначный ответ  на этот вопрос.

О положительном влиянии процесса «утечки умов», например для экономики  США, писалось немало. Достаточно сказать, что 40% из пришедших на рынок труда  США в 80-х гг. докторов наук в области  инженерных и компьютерных дисциплин  были иммигрантами; 25% преподавателей технических дисциплин в вузах  — тоже иммигранты. В конце 90-х  гг. в США проживало более 13 млн  иммигрантов; они зарабатывают, по оценкам, 240 млрд долл. в год. При этом они  платят налоги в размере более 90 млрд долл. в год. В то же время  американское государство ежегодно тратит на социальное вспомоществование  иммигрантам 5 млрд долл. Ясно, что отдача от иммигрантов даже в чисто денежном выражении весьма высока для американского  государства. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные  иммигранты в развитие американской науки, медицины, искусства. Так, в конце 90-х гг. 23% всех ученых в США в  области естественных и точных наук были иммигрантами.

Другим ярким примером преимущественно  позитивного влияния иммиграции на экономику страны может служить  Израиль. Проводя целенаправленную политику на привлечение евреев в  страну со всего мира, Израиль, во многом благодаря иммиграции научных и  других высококвалифицированных кадров, вошел в число наиболее развитых в экономическом и научно-техническом  отношении стран мира.

С учетом изложенного опыта следует  относиться и к проблемам внешней  миграции в России. Прежде всего, не надо преувеличивать вероятные масштабы трудовой миграции из нашей страны. Она будет ограничиваться как  административно-законодательными мерами потенциальных принимающих стран, так и объективными экономическими условиями этих стран, спецификой их рынка труда. С одной стороны, в большинстве развитых стран  достаточно высокий уровень безработицы (7—10%), что резко усиливает конкуренцию на рынке средне- и низкоквалифицированной рабочей силы, а с другой стороны, уровень квалификации потенциальных мигрантов из России (за небольшими исключениями среди ученых и инженеров в таких областях, как космическая и лазерная техника, кристаллография, биология, физика низких температур) оказывается ниже профессиональных стандартов западных стран.

Масштабы выезда на работу и постоянное место жительства ученых и инженеров  составляют ежегодно около 8 тыс. человек (ученых — 4,5 тыс. человек). Доля выехавших  из страны ученых за 1985—1997 гг. составила  не менее 2—3% от их общего числа, что  не превышает размеры выезда ученых из большинства развитых стран. Однако в отдельных областях науки процент  уезжающих гораздо выше. Усиление этой тенденции может привести к  серьезным отрицательным последствиям для отечественной науки.

Информация о работе Миграция рабочей силы