Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:48, контрольная работа
Цель работы – исследовать сущность международной миграции рабочей силы.
В процессе работы для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Исследовать типы миграции и направление международной миграции
2. Выяснить механизм контроля
3. Исследовать понятие «интеллектуальная» миграция
4. Исследовать миграционную политику Российской Федерации.
Задание 1. Реферат «Миграция рабочей силы»………………………. … 3 План
Введение …………………………………………………………………… 3
1. Сущность международной миграции рабочей силы
1.1. Типы миграции ……………………………………………………….. 4
1.2. Направление международной миграции ……………………………. 5
1.3. Механизм контроля …………………………………………………… 8
1.4 «Интеллектуальная» миграция ……………………………………….. 9
2 . Миграционная политика Российской Федерации …………………… 11
Заключение ………………………………………………………………… 14
Список литературы …………………………………………………………15
Задание 2. Микроэкономика …………………..………………………… 16
Задание 3. Макроэкономика …………………………………………....... 18
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
автономнее образовательное учреждение
высшего профессионального
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт экономики и управления
Кафедра экономической теории
Контрольная работа
По дисциплине: ЭКОНОМИКА
Вариант 5
Выполнил:
студент Субботина Е.А .
Группа: Вт – 111С ПСО
Проверил: преподаватель
______________________
Екатеринбург, 2013
Содержание
Задание 1. Реферат «Миграция рабочей силы»………………………. … 3 План
Введение …………………………………………………………………… 3
1. Сущность международной
миграции рабочей силы
1.1. Типы миграции ………………………………………………………..
4
1.2. Направление международной миграции
……………………………. 5
1.3. Механизм контроля ……………………………………………………
8
1.4 «Интеллектуальная» миграция ……………………………………….. 9
2 . Миграционная политика Российской
Федерации …………………… 11
Заключение …………………………………………………………………
14
Список литературы …………………………………………………………15
Задание 2. Микроэкономика …………………..………………………… 16
Введение
Международная миграция - явление далеко не новое. В условиях неразвитости статистики и пограничной системы потоки мигрантов вообще не фиксировались государственными органами. Да и сегодня определить точно объемы перемещений рабочей силы представляется довольно-таки сложным делом. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.
Одним из проявлений демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между странами и народами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это – добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы. Это – беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением «обстоятельств».
Поэтому тема миграции рабочей силы является актуальной в наши дни.
Цель работы – исследовать сущность международной
миграции рабочей силы.
В процессе работы для достижения
цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Исследовать типы миграции
и направление международной миграции
2. Выяснить механизм контроля
3. Исследовать понятие «интеллектуальная»
миграция
4. Исследовать миграционную политику
Российской Федерации.
1. Сущность международной
1.1. Типы миграции
Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран. Наука международной экономики занимается внешней миграцией рабочей силы и ее экономическими причинами. Основные понятия, используемые при изучении проблем международной миграции, следующие:
Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:
1.2. Направления международной
В силу экономических причин основные потоки мигрантов всегда направлялись из стран с низкими личными доходами в страны с более высокими доходами. Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения мигрантов из других стран.
США, Канада и Австралия. Будучи наиболее экономически развитой страной, США является основным направлением миграции как низкоквалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые. Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран - Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т.д. Приток иммигрантов в США и Канаду к концу 90-х годов оценивается в 900 тыс человек в год. В США легально иммигрируют 740 тыс человек в год и эмигрируют 160 тыс человек. Чистая иммиграция (миграционное сальдо) составляет 580 тыс человек.
Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграции работников из африканских стран - бывших колоний западноевропейских государств способствуют общность языка, исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи. Притоки иммигрантов в Западную Европу к концу 90-х годов оцениваются на уровне 180 тыс человек в год. Более того, в рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами Европейского союза и унификацию трудового законодательства.
Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие. Особую группу эмигрантов на Ближнем Востоке составляют евреи. За период с 1989 по 2000 г. из стран СНГ в Израиль выехали свыше 500 тыс. человек. Причины бегства евреев из стран бывшего коммунистического региона являются следующие: возвращение на этническую родину, уход от политической неопределенности и экономических трудностей, желание воссоединиться с родственниками и по религиозным мотивам.
Другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х - интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборочные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В Африке к югу от Сахары на Берег Слоновой Кости, Нигерию и ЮАР приходится более половины притока всех иммигрантов. В результате войны в Персидском заливе в 1991 году около 1 млн египтян покинуло Ирак, 800 тыс. йеменцев уехали из Саудовской Аравии и около 500 тыс рабочих покинули Кувейт, куда на их место прибыли рабочие из Индии и Египта.
Новые индустриальные страны. В связи с бурным развитием этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии. Практически все страны, в которые иммигрирует более 25 тыс человек в год, - высокоразвитые государства с ВНП более 6900 долл, на душу населения.
Развитие средств
транспортной связи, в свою очередь, способствует
существенному развитию международной
трудовой миграции. Основу миграционных
потоков составляют рабочие, в меньшей
степени, служащие.
Помимо миграции рабочей
силы существует проблема беженцев и вынужденных
переселенцев. По оценкам экспертов ООН,
7 млн. человек в республиках бывшего СССР
покинули за 4года (с 1991 - 1995 гг.) места своего
постоянного проживания. В России, по различным
оценкам, находятся от 500 до 700 тыс. беженцев
из дальнего зарубежья. Многие из них находятся
на территории России незаконно, а количество
беженцев и вынужденных переселенцев
из стран СНГ, по оценкам специалистов,
достигает 5 млн. человек. В странах СНГ
проживает около 25 млн. русских. При неблагоприятной
экономических и политических условиях
в этих странах многие из них также могут
оказаться в числе мигрантов.
1.3. Механизм контроля миграции
Практически все государства мира регулируют процесс трудовой миграции населения, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников. С этой целью во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.
Например, в США вопросами трудовой миграции занимаются многие федеральные органы. Государственный департамент имеет специальное бюро по консульским вопросам, которое устанавливает порядок предоставления въездных виз, контролирует их выдачу и ведет учет. В Министерстве юстиции существует Служба иммиграции и натурализации, на которую возложен контроль за соблюдением правового режима въезда и пребывание иностранцев на американской территории, а также их задержание и депортация, если они нарушают действующее законодательство США. Министерство труда определяет, не окажется ли иммигрант обузой для американской экономики, не лишит ли он какого-либо американца рабочего места. Взвесив все обстоятельства, служба иммиграции и натурализации может предоставить иммигранту разрешение на проживание в США. Аналогичные органы регулирования трудовой миграции существуют в Германии и Норвегии, Турции и Греции, Ирландии и Зимбабве, Польше, Чехии и Словакии, и других странах.
Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, привела к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования. Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании международной торговли. Уже в конце XVIII века в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течении XIX века многие европейские страны принимали законы, ограничивавшие въезд нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двухсторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует по настоящее время.
Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами - людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и не иммигрантами - людьми, приезжающими в страну временно и не претендующими там на постоянное место жительства. Несмотря на то, что не иммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование трудовой миграции.
Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).
1.4. «Интеллектуальная» миграция
Миграция специалистов обусловлена теми же факторами, что и неквалифицированной рабочей силы. В первую очередь надо отметить различный уровень экономического и социального развития стран. Ученые и специалисты покидают свою страну в пользу другой, если находят там более высокое материальное вознаграждение, неограниченные возможности для творчества и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование, более комфортные бытовые условия, больше гражданских прав и демократических свобод.
Миграция специалистов имеет отличные от миграции неквалифицированных рабочих последствия для стран. Миграция неквалифицированных рабочих достаточно благоприятна для страны-донора, т. к. позволяет уменьшить безработицу и связанные с ней социальные издержки и расходы, а так же эмигранты, пересылая часть заработка на родину или привозя его домой по возвращении, снабжают тем самым отечественную экономику валютными ресурсами.
При эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет самые "соки" рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях НТР. Таким образом, страна-донор ухудшает свое сегодняшнее положение, теряет перспективы развития в будущем. Соответственно все потери страны-донора оборачиваются выигрышем для другой страны. По самым скромным подсчетам, экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составила за последнюю четверть века более 15 млрд. долларов. Прибыль, получаемая от использования иностранных специалистов, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза выше суммы, выделяемой в качестве помощи развивающимся странам.