Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 14:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы раскрытие понятия миграции рабочей силы, а также выявление причин и последствий миграции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Раскрыть сущность миграции рабочей силы;
• Описать причины миграции рабочей силы;
• Рассмотреть виды трудовой миграции;
• Выявить направления миграционных потоков;
Глава 1. Теоретические основы миграции рабочей силы 4
1.1. Сущность миграции рабочей силы 4
1.2. Виды трудовой миграции 6
Глава 2. Направления миграции и ее последствия 7
2.1. Миграционные потоки, их количество и направления 7
2.2. Последствия международной миграции 10
2.3. Проблема «утечки умов» 12
Глава 3. Государственное регулирование миграции 14
3.1. Механизмы контроля миграции 14
3.2. Механизмы контроля и правовое регулирование миграции 16
Заключение 18
Список использованной литературы 20
В Латинской Америке такими центрами притяжения стали Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Сингапур, Гонконг, Япония притягивали иммигрантов в Юго-Восточной Азии, в Африке - Южно-Африканская Республика,
В начале 21 века, как и в предыдущие годы, первое место в мире по числу находившихся в стране мигрантов продолжали занимать Соединённые Штаты Америки (42,8 млн.). За ними следовали соответственно: Россия, Германия, Саудовская Аравия, Канада, Франция, Великобритания, Испания, Индия и Украина.
На данные страны включая США 2010 году приходилось свыше девяти десятых всех мигрантов в мире (по данным Международной организации по миграции в 2010 году число мигрантов превысило 150 млн. человек), в том числе около 20% находилось в США и чуть менее 6% в России [2].
Говоря о России, наиболее слаженные миграционные связи у нее сложились со странами независимых государств, доля миграционного обмена которых составляла 80%.
В 2000 г. сальдо миграционного обмена России со странами ближнего зарубежья достигло 267 тыс. человек, а в 2001 г., после сокращения общего миграционного потока почти в два раза, - 124 тыс. человек, при этом, более половины из мигрантов составляли граждане из Казахстана, Украины и Узбекистана [2].
Через десяток лет, в 2010 году увеличение числа мигрантов наблюдалось только в России и в Казахстане, тогда как в остальных восьми перечисленных выше странах их число только сокращалось. Между тем, число мигрантов по оценкам МОМ, с 2000 по 2010 год выросло более чем 60 млн. человек (214млн.чел. по сравнению с 150 млн. чел.) [2].
Неизменной оставалась лишь движущая сила роста миграции рабочей силы: избыток рабочей силы в развивающихся странах и ее дефицит в развитых государствах, а также урбанизация, неблагоприятные изменения окружающей среды и природные катастрофы.
Анализируя свежие данные, опубликованные ООН в 2013 году, количество иммигрантов в мире продолжает расти.
По статистике этого
года, за границей своих стран
проживают 232 млн. человек, что составляет
3,2% всего населения планеты Земля.
ВВС констатирует факт, что данный
показатель выше на треть
Рис.2. Число мигрирующего населения в странах за 2013 год, млн.человек.
В сентябре месяце 2013 года, Джон Уилмот, директор департамента ООН по народонаселению, отметил тот факт, что причиной миграции уже нельзя определять поиском «лучшей доли» в богатых странах, так как большинство мигрантов в настоящее время - это жители развивающихся государств, а количество приезжих как в Европе, так и в Азии, практически одинаково (72 и 71 млн человек соответственно) [12].
Вероятно, данные изменения
обусловлены растущим спросом
на рабочую силу в
2.2. Последствия международной миграции
Каждый процесс, в той или иной мере, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Миграция рабочей силы тому не исключение, и ее глобальные последствия носят двойственный характер.
С одной стороны, перераспределение трудовых ресурсов, концентрирующее потоки наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, способствует изменению экономического, социального и культурного положения людей, что несомненно можно отнести к положительному последствию миграции рабочей силы. Однако, с другой стороны, миграция трудовых ресурсов способствует обострению экологической ситуации, переселению населения в крупные города из сельской местности, порождает проблемы адаптации мигрантов к новым условиям жизни.
Для лучшего изучения негативных и позитивных последствий международной трудовой миграции, следую рассмотреть их более подробно по отношению к странам-донорам (поставщики рабочей силы) и странам-реципиентам (страны, принимающие иностранцев) по-отдельности.
Использование иностранной рабочей силы странами-реципиентами приносит следующие выгоды:
Вместе с тем, иммиграция порождает в принимающих странах и ряд проблем и противоречий:
Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран-доноров. Положительным в таких странах является:
Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб. Так, например, если для стран-реципиентов процесс миграции приводит к омоложению нации, то для стран-доноров – к старению возрастной структуры населения.
Особенно ощутимо такое негативное последствие, как отток квалифицированных специалистов и ученых, который иначе называют «утечка умов».
Глобализация экономической, общественной жизни населения превращает современный научный мир в международное сообщество, в котором все большее место имеет повышенная мобильность.
Каждый студент, ученый или иной гражданин имеет возможность долгосрочных и краткосрочных поездок за границу с целью получения практики, участия в семинарах, конференциях, прохождения стажировок, командировок и т.д. Таким образом, с каждым годом увеличиваются масштабы мобильности интеллектуальной элиты и их вклад в развитие знаний человечества достигает значимости, сравнимой с их деятельностью в национально-государственных рамках. Как следствие этого, закладывается быстрое формирование рынка научных кадров и высококвалифицированных специалистов.
В современных условиях серьезной проблемой для многих стран становится одна из форм миграции рабочей силы, так называемая, «утечка умов» (с англ. brain drain). «Утечка умов» еще иногда называется «обратной передачей технологий», и она оказывает сильнейшее воздействие на рынок научного труда как внутри отдельных стран, так и в международном масштабе.
При эмиграции квалифицированных рабочих, ученых и иных специалистов страна–донор оказывается в большом проигрыше. Все затраты, вложенные в подготовку этих кадров, теряются. Теряется и интеллектуальный, и творческий потенциал, который выступает залогом развития экономики в условиях научно-технического прогресса. Таким образом, положение страны-донора ухудшается, она теряет перспективы развития в будущем, а, соответственно, страна-реципиент от этого выигрывает.
Развитые страны, куда направляются высококвалифицированные специалисты, получают положительный экономический эффект за счет концентрации у себя интеллектуальной мощи, что отражается на их экономическом процветании.
Миграция специалистов обусловлена в целом теми же факторами, что и неквалифицированной рабочей силы. Студенты, ученые и специалисты покидают свою страну с целью поиска лучших условий работы, обучения, получения более высокого материального вознаграждения, дополнительных возможностей для творчества и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование и т.д. Развитые западные, в своих интересах, предоставляя иммигрантам подобного рода возможности и благоприятные социально-бытовые условия.
Тем не менее, развитые индустриальные страны привлекают иностранных специалистов в количестве, намного превышающем их реальные потребности, что приводит к повышению интенсивности труда и снижению оплаты труда иностранных специалистов. Кроме того, оставшаяся невостребованная часть ученых и специалистов вообще не используется в соответствии с их профессией.
Надо учитывать, что «утечка умов» имеет негативные социально-экономические последствия для народного хозяйства страны, тормозит научно-технический прогресс, и данная проблема требует решения. И от того, как она будет решена, во многом зависит будущее каждой страны.
Глава 3. Государственное регулирование миграции
3.1. Механизмы контроля миграции
Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, привели к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования. Запрет на эмиграцию рабочих, ограничение въезда нежелательных лиц, заключение двусторонних конвенций и др. - все это одни из методов государственного регулирования миграции рабочей силы.
Законодательства большинства стран по регулированию въезда иностранцев, при этом, разделяют понятия иммигрантов и не иммигрантов. Последние представляют собой меньшую важность, так как не претендуют на постоянное место жительства, а наиболее важным, по мнению глав государств, с экономической точки зрения является регулирование трудовой иммиграции.
Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммигрантов) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции) [13]. Как правило, при регулировании иммиграции используется селективный метод, при котором разрешенный въезд остается только тем рабочим/гражданам, которые нужны в данной стране. Остальным же въезд ограничивается.
Перечень желательных иммигрантов в каждой стране различен, но, как правило, основные категории следующие:
Вопросами по трудовой иммиграции в странах занимаются государственные институты принимающих стран, действующие согласно национальному законодательству или подписанных соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы [4].
Для большинства стран необходимым условием въезда иммигранта в страну является документ (разрешение), подтверждающий устройство гражданина на работу в принимающей стране, а также заключения министерства труда о том, что данная работа мне может быть выполнена местными рабочими по каким-либо причинам.
Как и любой процесс в стране, иммиграция имеет свою нормативно-правовую базу, которая может отличаться от страны к стране.
Основные черты иммиграционного законодательства следующие: