Миграция трудовых ресурсов: сущность, виды, причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:43, лекция

Описание работы

Миграционная политика — это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей. Политика должна проводиться в соответствии с теми принципами, которые составляют фундаментальные основы государства (Конституция, международные правовые акты и т.д.). Политика не сводится только к системам мер, хотя еще не так давно к ней относили лишь совокупность мероприятий, регулирующих данный процесс.

Файлы: 1 файл

2 семинар Правикова И.А. Управление трудовыми ресурсами.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Семинар 2 «Миграция трудовых ресурсов: сущность, виды, причины»

1.Миграционная  политика

Миграционная  политика — это система общепринятых на уровне властных структур идей и  концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего  государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей. Политика должна проводиться в соответствии с теми принципами, которые составляют фундаментальные основы государства (Конституция, международные правовые акты и т.д.). Политика не сводится только к системам мер, хотя еще не так давно к ней относили лишь совокупность мероприятий, регулирующих данный процесс.

Миграционная  политика включает в себя:

- Концепцию,  которая представляет собой фундамент  миграционной политики, систему взглядов, определяющих границы правового, этического и идеологического пространства, в рамках которого могут формироваться программные документы по миграции населения и другим направлениям государственного регулирования демографических процессов. Концепция миграционной политики, если она выступает правовым документом федерального уровня, включает принципы, согласно которым должно осуществляться регулирование миграционных процессов во всех субъектах Российской Федерации. Подобные документы регионального уровня должны соответствовать основополагающим положениям Концепции миграционной политики РФ. Основными элементами Концепции миграционной политики, помимо принципов, определяющих правовое и этическое пространство, в рамках которого допустимо воздействие на миграционные процессы, являются цель, обусловленные ею задачи по всем направлениям миграционной деятельности, приоритеты и механизмы осуществления политики.

Исходным при  этом является обоснование цели миграционной политики. Для этого возможны разные подходы: с позиции обеспечения развивающейся экономики трудовыми ресурсами; с позиции характера демографического развития (миграция как компенсатор естественной убыли населения); с позиции геополитических интересов государства, его национальной безопасности. Эти и иные подходы могут использоваться либо самостоятельно, либо одновременно с другими.

Миграционная  политика носит территориально-дифференцированный характер. Поэтому в разных местностях существуют разные миграционные проблемы, а следовательно, цели миграционной политики и направления их достижения различны. Соподчиненность целей и дифференциация их по стадиям миграционного процесса, а также по видам миграции и ее направлениям определяют их многоплановость и территориальные различия.

Можно выделить следующие цели миграционной политики:

 

- привлечение  мигрантов на временное место  жительства;

 

- создание постоянного  состава населения;

 

- обеспечение  рабочей силой промышленных объектов, создаваемых в районах нового  освоения;

 

- стабилизация населения в тех или иных местностях;

 

- повышение  миграционной активности коренных  жителей ряда территорий;

 

- сдерживание  притока мигрантов в некоторые  населенные пункты и т.д.

В соответствии с целью демографического развития миграционная политика призвана решать три взаимосвязанные стратегические задачи:

— контролировать масштабы, географию выхода и состав иммигрантов, прибывающих в Россию; регулировать характер расселения мигрантов (внутренних и внешних), в наибольшей мере соответствующий геополитическим интересам государства; способствовать созданию условий для добрососедского взаимодействия между местным населением и мигрантами.

Задачи миграционной политики формулируются в русле  концепции (цели) и ситуации, сложившейся  в миграционной сфере. Острота миграционных проблем определяет выбор приоритетов, очередность решения тех или иных задач.

Собственно, с  этим связано и формирование миграционных программ — концептуально единой системы мер и механизмов регулирования  различных видов миграции — это  вторая часть миграционной политики. Меры эти могут быть стимулирующими и сдерживающими миграционную активность, могут оказывать воздействие на человека непосредственно (это относится в первую очередь к запретительным мерам) и могут быть направлены на создание таких условий, которые будут способствовать добровольному принятию людьми решений, соответствующих национальным интересам государства. Во втором случае регулирующие миграцию средства не ведут к нарушению прав человека, поскольку каждый принимает собственное решение.

2.Управление миграционными процессами

На сегодняшний день в российском законодательстве количество нормативно-правовых актов, затрагивающих те или иные аспекты управления миграционными  процессами, насчитывает более десятка  федеральных законов, свыше пятидесяти действующих указов Президент Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных актов различных министерств и ведомств, а также несколько десятков межгосударственных и межправительственных соглашений. Однако, несмотря на такое многообразие федерального правового опыта, а также огромный массив законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых в субъектах России, вопросы управления внутрироссийскими миграционными процессами практически не отражены в современном миграционном законодательстве Российской Федерации. В настоящее время Федеральная миграционная служба МВД России, по образному выражению зам. директора этой службы генерала М. Тюркина, "в основном только отслеживает процессы внутренней миграции, но не регулирует их".

Таким образом, внутренние миграции (столь значимые для социально-экономического развития страны и представляющие привычный  объект управления в дореволюционной  России в советский период) практически  игнорируются без всякого логичного объяснения такого подхода государства. Это тем более не оправдано, учитывая, что масштабы внутренних перемещений населения значительно превосходят внешние миграции. Приходится констатировать тот факт, что в России до настоящего времени отсутствует официально одобренная государственная стратегии в области управления миграционными процессами, которая бы учитывала объективные факторы настоящего и будущего развития страны и связывала воедино все типы и виды миграционных движений, интересы федеративного государства и его отдельных, а также различных групп населения, включая мигрантов. Концепция регулирования миграционных процессов Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ 1 марта 2003 г. (№ 256-р), не устраняет этот пробел, поскольку в ней вопросы совершенствования законодательства в области миграции рассматриваются в обобщенном виде и не содержится четких установок относительно миграционной политики страны. Однако самый большой провал нынешней государственной миграционной политики состоит в отсутствии какой-либо политики в отношении внутренней миграции.

Для достижения оптимального результата, на наш взгляд, представляется целесообразным скорейшая  разработка и принятие Концепции государственной миграционной политики, которая призвана определить основные направления реализация государственной политики. Концепция должна выступать в качестве общего подхода, генеральной идеи, объединяющей все меры миграционной политики в непротиворечивую систему. Фундаментальной идей концепции должно стать понимание того, что миграция - это не зло, с которым нужно бороться, используя весь мощный репрессивный аппарат государства, а благо для России.

Наблюдающийся в России экономический рост, приводящий к возникновению неизбежных территориальных  и отраслевых диспропорций в размещении населения и рабочей силы, наряду со значительным сокращением численности трудоспособного населения вследствие неблагоприятной демографической ситуации обуславливают необходимость межрегионального перераспределения населения с учетом потребностей экономики и интересов национальной безопасности России. Теоретически механизмом такого перераспределения населения должна выступать внутренняя миграция населения, призванная смягчить существенные региональные различия и более эффективно задействовать дефицитные трудовые ресурсы России. Вместе с тем, как было показано нами в предыдущих главах, административные барьеры, недостаточная степень развития российских рынков труда и жилья, а также финансового рынка приводят к неэффективности рыночных механизмов регулирования миграционных потоков внутри страны.

3.Влияние миграции на структуру населения

Миграции оказывают  сильное влияние на структуру  населения и его численность: изменяется этнический состав, происходят изменения в половозрастной структуре, общая численность населения или увеличивается (иммигрантов больше, чем эмигрантов), или уменьшается (превышение эмигрантов над иммигрантами), происходят изменения в количестве и качестве трудовых ресурсов.

Миграции оказывают существенное влияние на структуру населения. Так, трудовая иммиграция увеличивает долю экономически активного населения в общей численности населения страны, а также долю мужского населения, поскольку в большинстве мигрируют в поисках работы мужчины.

В последние годы в России происходят следующие изменения в миграционных потоках.

1. Поменялось направление  трудовых миграций. Если во времена  СССР люди ехали на восток (на  освоение новых территорий, богатых  природными ресурсами), то сейчас  в обратном направлении: из  районов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера в европейскую часть России (больше всего в города Центральной России и на Северный Кавказ, в частности, в Краснодарский край). Причина: понижение уровня жизни в восточных районах России.

2. Большое число беженцев  из целого ряда развивающихся стран едут в Россию, являющуюся для них некой перевалочной базой в страны Европейского Союза.

3. Большое количество  трудовых мигрантов (гастарбайтеров) из стран Ближнего зарубежья:  из Украины, Молдавии, Таджикистана  и Азербайджана. Причем значительная часть этих мигрантов в России находится на незаконном основании.

 

Рост миграций привел к  необходимости заново обдумать понимание  гражданства. Гражданство национального  государства было формой, адекватной для мира автономных этнических государств. Такой вид гражданства являлся единственным, и натурализация предполагалась как необратимый акт, подразумевающий потерю первоначального гражданства. Но эта модель уже не соответствует современному миру. Во многих случаях произошел переход от гражданства через «происхождение» к гражданству через «рождение на территории» и к гражданству «на основе места жительства».

Двойное (или многократное) гражданство — ключевой вопрос для  мигрантов. В последние десятилетия  многие страны изменили свои законы, и  теперь практически половина мирового сообщества признает двойное гражданство. Страны эмиграции делают все для того, чтобы вернуть своих выходцев обратно, так как это приносит выгоды в различных формах: денежных переводов, получения более современных технологий, повышения культуры. Страны иммиграции делают все, чтобы найти оптимальные пути социальной интеграции приехавших, предотвращения социальных проблем для них, которые могут впоследствии стать основой конфликтов.

4.Функции  миграции

Функции миграции населения — это те конкретные роли, которые играют миграции населения в жизнедеятельности общества. Естественно, что функции миграции выражают ее сущность, свойства этого явления. Функции миграции населения независимы от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ. Вместе с тем их осуществление во многом зависит от социально-экономических условий конкретных стран.  
Первой функцией миграции является перераспределение населения, связанное с размещением производительных сил, распределением производственных мощностей и инвестиций между отдельными территориями страны в том числе между природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений. Особенность перераспределительной функции обусловлена ее межтерриториальным характером, поскольку для переселений необходимо взаимодействие населения по крайней мере двух регионов. Выполняя перераспределительную функцию, миграция увеличивает или уменьшает численность населения отдельных территорий. В связи с тем что мигранты участвуют в воспроизводственных процессах, значение миграции в изменении численности населения той или иной местности всегда больше, чем доля мигрантов в составе населения этой местности. Независимо от того, с помощью какого социально-экономического механизма происходит территориальное распределение вещественных факторов производства, эта функция миграции населения — непременное условие соединения со средствами производства рабочей силы и ее носителя — трудоспособного населения. Осуществление в полной мере этой задачи, на основе реализации перераспределительной функции миграции, должно приводить к обеспечению количественного и качественного соответствия между вещественными и личностными факторами производства. Перераспределительная функция способствует и решению мигрантами своих жизненных задач: путем переселения люди стремятся улучшить свою жизнь. Миграция в этом смысле представляет собой итерационный процесс повышения жизненного уровня мигрирующего населения. Обычно основная часть мигрантов на новых местах обеспечивает себе более высокий уровень жизни, чем в местах выхода. Это и понятно, иначе миграция была бы бессмысленной для тех, кто хочет улучшить свое благосостояние. Правда, относится это лишь к добровольным миграциям. Принудительные и вынужденные миграции подчиняются другим законам, как правило, неэкономическим.  
Вторая функция миграции — селективная. Суть ее в том, что неравномерное участие в миграции различных социально-демографических групп ведет к изменению качественного состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчины и лица трудоспособных возрастов участвуют в миграции более активно, чем нетрудоспособные и женщины. Велики различия в миграционной подвижности лиц различных национальностей, а также коренных жителей того или иного района и населения, недавно вселившегося туда из других местностей.  
Третья функция — ускорительная, или повышения подвижности населения. Территориальные перемещения способствуют изменению социально-психологических характеристик людей, расширению их кругозора, накоплению знаний о различных областях жизни, обмену трудовыми навыками и производственным опытом, развитию личности, ее материальных, социальных и духовных потребностей, интеграции национальных культур. Более подвижное население, как правило, является и социально более активным. Таким образом, миграция в любом случае ведет к развитию населения. Роль образовательного уровня населения — свидетельство его социального развития, органическим элементом которого является повышение его подвижности. Эти функции миграции можно назвать общими. Они обладают известной самостоятельностью и вместе с тем тесно взаимосвязаны. Территориальное перераспределение населения и изменение его качественного состава осуществляются только при соответствующей подвижности. Количественное перераспределение населения может либо сочетаться, либо не сочетаться с изменением его качественного состава в районах оттока или притока мигрантов. Точно так же интенсивная качественная селекция населения может иметь место даже тогда, когда количественный результат перераспределения незначителен. Так, вследствие проявления избирательного отбора мигрантов в районах даже с незначительным сальдо миграционного обмена структура населения может заметно меняться. В свою очередь, отток населения из одних районов и приток туда мигрантов из других будут существенно обновлять состав населения, и менять его миграционную активность.  
Функции повышения подвижности, перераспределительная и селективная проявляют себя неоднозначно в различных видах миграции. В одних случаях, как, например, в эпизодической миграции наибольшее значение принадлежит функции развития подвижности, в других, таких как переселение, все функции проявляют себя в полной мере. Тем не менее, во всех миграционных перемещениях сущность миграции в наибольшей мере раскрывается через ее функции.

Информация о работе Миграция трудовых ресурсов: сущность, виды, причины