Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 00:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть понятие миграции, выявить основные причины и последствия миграции и эмиграции трудовых ресурсов и способы их регулирования.
Введение...................................................................................................................3
1 Трудовые ресурсы и их перемещение................................................................5
1.1 Трудовые ресурсы……..........................................................................5
1.2 Трудовая миграция: сущность и виды..................................................7
2 Международная трудовая миграция и её регулирование...............................15
2.1 Центры международной миграции.....................................................14
2.2 Регулирование международной миграции рабочей силы.................18
2.3 Регулирование иммиграции ………………………………………....20
2.4 Причины и социально-экономические последствия миграции…....24
3 Миграция в современном мире.........................................................................27
3.1 Значение трудовой миграции для мировой экономики.....................27
3.2 Миграционные процессы в России......................................................31
Заключение.............................................................................................................34
Список использованных источников...................................................................36
Приложение А Данные об эмиграции из России………...................................38
2.4 Причины и социально-экономические последствия миграции
Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.
Главной причиной как внутренних, так и внешних миграций является экономическая. Она заключаются в различном экономическом уровне развития отдельных стран, различии в условиях заработной платы, наличии безработицы в некоторых странах, функционировании международных корпораций, вывозящих рабочую силу для работы в зарубежных филиалах. Люди едут в другие страны и районы в поисках работы, в места с более высоким уровнем жизни. [10]
Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность. Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение своего капитала в трудо избыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции. [1]
Каждая из этих причин способна привести, и приводят к крупным международным перемещениям рабочей силы. Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате международной миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства - рабочая сила. Его принципиальное отличие от других товаров заключается в том, что сама рабочая сила является фактором производства других товаров.
Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) - это не только экономическое, но и сложное политическое, и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. [12]
Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом следующие преимущества:
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) утверждает, что иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляются в семьях переселенцев. В Швейцарии – 24%, а в Люксембурге – почти 38%. Вместе с тем, хотя замедляется общий темп старения населения страны, на соотношение рождаемости и смертности коренных жителей эта статистика не влияет никоим образом.
Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональная неприязнь и др.
Для стран, экспортирующих рабочую силу, в свою очередь, также имеется целый ряд преимуществ. Основные из них следующие.
3 Миграция и современный мир
Миграционные процессы обрели со второй половины двадцатого столетия поистине глобальные масштабы, охватив все континенты планеты, социальные слои и группы общества, различные сферы общественной жизнедеятельности. Вполне правомерно минувший век назван «эрой миграции». Сегодня уже никто не оспаривает того положения, что миграция стала одним из главных факторов социального преобразования и развития во всех регионах мира. Международная миграция в современном обществе является довольно значимым явлением с точки зрения масштабов (по данным ООН, в 2000 г. в мире насчитывалось 174,8 млн. мигрантов), а также социально-экономических и политических последствий для стран и регионов. Преобладающим направлением современной миграции стали перемещения населения из беднейших развивающихся стран в экономически развитые государства. [9]
Следует заметить, что масштабы миграционных процессов в мире имеют тенденцию к постоянному увеличению - в них вовлекается все большее число людей. В частности, только за 2000 г. количество мигрантов выросло на 20,8 млн. человек, или примерно на 13,5% по сравнению с предыдущим годом. Принято считать, что миграция стала одним из проявлений процесса глобализации мировой экономики и определяется в основном причинами объективного порядка.
Отчасти с подобной точкой зрения можно согласиться, в последнее время в мировой экономике действительно четко обозначились два противоположных полюса - богатый Север и бедный Юг, отличающиеся не только социально-экономическими, но и демографическими параметрами, которые традиционно порождали международную миграцию населения.
Значение миграции как фактора в социальных изменениях, происходящих в мире, находит отражение в факте концентрации международных мигрантов в определенных странах и регионах мира. ООН констатирует, что 90% лиц этой категории проживают в 55 странах. Вектор миграционного потока направлен от менее развитых к более развитым странам (или Юг-Север). В результате фактор миграции сильнее воздействует именно на эти страны, где иммигранты составляют 4,6% от численности постоянного населения, в то время как в развивающихся странах - не более 1,6%. Самая высокая доля иммигрантов сосредоточена в Океании (17,8%), Северной Америке (8,6%) и Западной Европе (6,1%).[8] Столь высокая концентрация доли некоренного населения существенно сказывается на социальных отношениях, культуре, национальной идентичности и политике в этих странах. Недооценка ими миграции во второй половине XX в. привела к тому, что расширение «иммиграционной экспансии» завершится созданием обществ с культурным и этническим разнообразием. И каждой из указанных стран пришлось выбирать собственный путь регулирования этого разнообразия: ассимиляция, дифференциальное исключение и мультикультурализм.
В то же время миграционные процессы как фактор социальных преобразований влияют и на страны, утрачивающие часть своего населения. Здесь становится все более ощутимой нехватка трудовых ресурсов, деформируется половозрастная структура населения за счет убытия из его состава наиболее здоровых, молодых профессионально подготовленных граждан. Миграция - явление по большей части молодежное, поэтому, как правило, иммиграция улучшает половозрастную структуру принимающего сообщества, а эмиграция - ухудшает. «Ухудшение» нужно понимать весьма относительно - часто в ситуации взрывного роста численности населения резко увеличивается доля молодых возрастов, для самореализации которых нет, и в короткие сроки, не могут быть созданы соответствующие условия. [20]
Миграционная политика многих экономически развитых стран мира ставит в качестве одного из основных приоритетов необходимость интеграции иммигрантов в новом обществе. В настоящее время в мировой практике сложилось два основных способа интеграции: ассимиляция и взаимное сосуществование культур. Ассимиляция – это процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначальную культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте. Нередко ассимиляция обозначает особую политику доминирующей национальной группы в отношении этнических меньшинств, направленную на искусственное подавление их традиционной культуры. Политика в отношении интеграции иммигрантов зачастую существенно различается и страны можно подразделить на две основные группы. К странам, проводящим политику ассимиляции, относятся Франция, Германия, США, Швейцария. А политики взаимного сосуществования культур придерживаются Великобритания, Канада, Нидерланды, Бельгия, государства Скандинавии.[9]
В условиях интенсивной миграции кардинально изменяется этнический состав населения многих стран и крупных городов. Наиболее яркий пример - США. Здесь сегодня каждый четвертый американец - темнокожий. По данным Бюро переписи США, в 2006г. около 18% населения США не разговаривают дома на английском языке, а 4% - английского языка просто не знают или владеют им очень слабо. В 60% случаев общение идет на испанском языке, что связано с ростом иммиграции из стран Латинской Америки. Если современные тенденции в области миграции и естественного движения населения сохранятся, то латиноамериканское и темнокожее население увеличится к 2020 г. до 115 млн. человек (около 35% населения), в то время как белое население почти не увеличится. К 2056 г. темнокожее население составит около 50% населения США. В этнической структуре населения Нью-Йорка доля белых сократится с 45% до 29%, афроамериканцев - с 27% до 25%, выходцев из азиатских стран, напротив увеличится с 10% до 20%, а доля метисов и представителей других рас вырастет с 18% до 26%.[9]
Сходные
процессы происходят в Европе. Официально
в странах ЕС проживают 18,4 млн. иммигрантов,
или всего около 5% населения. Однако
если принимать во внимание нелегальных
иммигрантов и
В 90-х гг. возникло такое принципиально новое для России явление, как бизнес-эмиграция, т.е. эмиграция предпринимателей, связанная не с экономическими трудностями и лишениями, а со стремлением к политической и экономической стабильности, с опасением потери достигнутого уровня благосостояния и отсутствием перспектив для бизнеса.
Помимо проблемы внешней миграции весьма серьезно в настоящее время встала для России проблема иммиграции, преимущественно из стран ближнего зарубежья, а также из некоторых развивающихся стран Азии и Африки.
Прием, размещение и трудоустройство наших соотечественников потребует от России значительных материальных и организационных усилий. Серьезного внимания и регламентирования требует и проблема беженцев в Россию из развивающихся стран, которая приняла масштабный характер. Заниматься этими проблемами в России призвана Федеральная миграционная служба. [3]
Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы. Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы.
С принятием «Закона о занятости» (1991 г.) всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя работу за границей.[1]
Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан российское правительство предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств - участников СНГ. Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян. [1]