Микроэкономика. Рыночные структуры и механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

Когда возник термин «микроэкономика» и что он означает?
Возникла в конце 19 века, начале 20-го века. Микроэкономика изучает часть экономической теории. Предметов её изучения является экономические отношения, которые сформировались в процессе хозяйственной деятельности (распределение, обмен, потребление) в условиях ограниченных ресурсов.
Цель – изучение экономических проблем, отдельных фирм, домашних хозяйств, отраслей и вопросов, связанных с ценообразованием на товары, услуги и ресурсы.

Файлы: 1 файл

Dtsui_-3-1Alexeev_Gennady.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

Московский Государственный Университет  Печати Имени Ивана Федорова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономика

Самостоятельная работа № 2.

тема “Микроэкономика. Рыночные структуры и механизмы.”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил Шалавин К.В

Группа ДЦуи3-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

 

  1. Когда возник термин «микроэкономика» и что он означает?

Возникла в конце 19 века, начале 20-го века.

Микроэкономика изучает часть экономической теории. Предметов её изучения является экономические отношения, которые сформировались в процессе хозяйственной деятельности (распределение, обмен, потребление) в условиях ограниченных ресурсов.

Цель – изучение экономических проблем, отдельных фирм, домашних хозяйств, отраслей и вопросов, связанных с ценообразованием на товары, услуги и ресурсы.

 

Основные вопросы микроэкономики:

  1. Целесообразность или рациональность, поведение людей в общественных институтах.
  2. Условие возникновения и функционирования рынка.
  3. Виды и структуры конкуренции.
  4. Проблема выбора производителей и потребителей.

 

Основоположником учения является Альфред Маршалл (конец 19- начало 20-го века).

Он разработал систему, основанную на зависимости спроса и предложения  от цены и других факторов.

Главной категорией экономики является цена на товары и услуги, с помощью  которых принимаются решения, как  производителей, так и потребителей.

Главным ценообразующим фактором является спрос и предложение.

Факторы, изменяющие спрос и предложения  являются: издержки производства, редкость и ограниченность ресурсов, производственные возможности, временные факторы  и полезность товара. Цена товара становится центральной проблемой микроэкономики, а производственные факторы: труд земля и капитал являются центральной проблемой.

  1. Какие проблемы решает микроэкономика?

Микроэкономика занимается исследованием  следующих основных направлений:

  1. Проблема потребителя — почему агенты выбирают именно такие наборы благ (как правило, для конечного потребления).
  2. Проблема производителя — как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.
  3. Рыночное равновесие и структура рынка.
  4. Общее равновесие — как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.
  5. Асимметрия информации — как и почему несовпадение информационных множеств экономических агентов может привести к экономической неэффективности.
  6. Внешние эффекты (экстерналии) — как и почему возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других
  7. Общественные блага — как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности.

Спрос, предложение, точка равновесия на отдельном рынке.

Структура курса содержит:

  1. Спрос, поведение потребителя, индивидуальный и рыночный спрос, эластичность спроса.
  2. Теория производства, производственная функция и технический прогресс.
  3. Издержки производства и прибыль.
  4. Конкуренция в условиях совершенного и несовершенного рынка, поведения производителя и формирование предложения.
  5. В чем выражается сущность рынка, и в чем заключаются  принципы  функционирования рынка?

С точки зрения экономической теории, рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов – экономических благ. С развитием производства и товаро-денежных отношений между продавцом и покупателем. Рынок является регулятором экономической жизни общества. Регулирует распределение, обмен и потребление.

Для распределения - механизм определения доходов, владельцев и продавцов товаров и услуг.

Для обмена -  главный канал сбыта и закупки товаров и услуг.

Для потребления - канал передачи потребительских благ от продавца к потребителю.

Существует  три условия функционирования рынка:

  1. Общественное разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.
  2. Обособленность или самостоятельность экономических агентов, которые возникают на базе частной собственности, на средства производства, а далее коллективной собственности товарообмена.
  3. Наличие свободного предпринимательства – это свободный обмен производителя и покупателя, на который не может повлиять никто. Рынок является сложным механизмом сделок, расходы на которые называются трансакционными издержками (затраты на сборы и обработку информации, на поиск покупателей и продавцов).

Рынок в целом функционирует  на трех основных принципах: взаимовыгода, возмездностъ, эквивалентность.

Функции рынка, открывающие  его сущность:

  1. Ценообразующая – отражает полезность товара и затрат на производство по взаимодействию спроса и предложения. Цена устанавливается в процессе обмена.
  2. Информационная функция, которая заключается в том, что рынок дает информацию о количестве потребляемых благ, а также о ценах.
  3. Регулирующая функция связана с воздействием рынка на сферы хозяйственной деятельности, на производстве.  По мнению Адама Смита на рынке действует «невидимая рука», которая направляет развитие рынка на те цели, к которым направлен интерес всех участников рынка.
  4. Посреднеческая. Рынок является посредником между продавцом и покупателем.
  5. Сонирующая. Рынок – это функция проявляется в естественном отборе, наиболее конкурентоспособной хозяйственной единицы.
  6. Что собой представляет рыночный механизм?

Рыночный   механизм  - это  механизм  взаимодействия продавцов  и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры  и качества продукции, это  механизм  распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.

Рыночный   механизм  как  механизм  регулирования,  представляет   собой  сложную систему, включающую в  себя  следующие элементы.

1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т.д.);

2) объекты (различных видов рынка  товаров);

3) экономические связи между  субъектами, которые могут проявляться  в кооперации или конкуренции; 

4) наличие информации о принимаемых  решениях для установления экономических связей;

5) механизм ценообразования.

  1. Как работает модель рыночного кругооборота продуктов, ресурсов, доходов?

Модель рыночного круговорота  продуктов, ресурсов и доходов основана на взаимодействие  трех основных субъектов  экономической систем.

  • Домохозяйства - это экономическая единица из одного или нескольких человек, которая обеспечивает воспроизводство человеческого капитала. Может само принимать решение, имеет частную собственность и стремится к максимизации дохода.
  • Рынки - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов – экономических благ. С развитием производства и товароденежных отношений между продавцом и покупателем.
  • Государство -  это совокупность правительственных учреждений, которые осуществляют юридическую и политическую связь, контроль над хозяйствующими субъектами и рынком для достижения общественных целей.

Ресурсы на рынок поставляется домашним хозяйством. Сдаётся в аренду земля, здания, машины, оборудование, а также направляется на рынок ресурсов в качестве капитала свои сбережения, покупая ценные бумаги или сберегая деньги на банковских счетах.

Ресурсы, поступившие на рынок, покупаются фирмами (это экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления продукции и для предоставления услуг, стремится максимизировать прибыль и самостоятельно принимает решения.). Стоимость купленных и израсходованных ресурсов, представляет собой издержки производства. Из купленных ресурсов фирмы производят товары, которые поставляют на рынок продуктов. В результате продажи продукции фирмы получают денежный доход, который называется выручкой. Выручка является источником выплаты доходов владельцам факторов производства.

Домашние хозяйства направляют свои доходы от продажи ресурсов (заработную плату, прибыль, дивиденды, проценты, арендную плату, ренту) на рынок товаров и услуг в качестве потребительских расходов, покупая необходимые для жизни экономические блага.

В смешанной и командной экономической  системе в модель включается государство. Государство, получая от фирм и домашних хозяйств налоги, предоставляет им общественные товары и услуги, осуществляет трансфертные платежи домашним хозяйствам. Также оно делает государственные покупки ресурсов на рынке ресурсов и товаров и услуг фирм на рынке товаров и услуг для выполнения государственных функций. Государственные закупки представляют собой покупку на рынке у фирм товаров и услуг, которые направляются на содержание армии, системы правоохранительных органов, государственных медицинских учреждений, органов государственного управления и т.д.

Модель кругооборота продуктов  и ресурсов показывает, что в экономике  непрерывно идут два противоположно направленных потока: поток, производимой фирмами продукции и поток  расходуемых на эту продукцию  денег. Оба потока протекают непрерывно и одновременно.

 

  1. Какие существуют достоинства и недостатки рыночной экономики?

Достоинства рынка:

  1. Гибкая система управления.
  2. Возможность внедрения новой техники и технологии.
  3. Снижение издержек и повышение эффективности производства.
  4. Оперативность в определении цен.
  5. Независимость продавцов и покупателей при купле/продаже.
  6. Удовлетворяет потребности в количестве и качестве потребителей и обеспечивает возможности производителей.
  7. Дифференцирует доходы  в соответствии с эффективностью работы производителей.

Недостатки:

  1. Не дает право на отдых и труд
  2. Воспроизводит социальные неравенства и приводит к социальным конфликтам.
  3. Не стимулирует эффективность производительности труда при получении общественных благ.
  4. Неэффективное использование природных ресурсов.
  5. Стихийный характер развития.
  6. Циклическое развитие экономики.
  7. Не решает социальных проблем.
  8. Невозможность развития фундаментальных наук.
  9. Отсутствует механизм защиты окружающей среды.
  10. Как можно классифицировать рынки по объектам, субъектам, уровню насыщения товаром, степени ограниченности конкуренции?

 

По  территориальному признаку:

местный

региональный

национальный

мировой

По  субъектам, вступающим в обмен:

рынок потребителей

производителей

промежуточных продавцов

государственных учреждений

По  объектам обмена:

рынки средств  производства

рынок товаров  и услуг

финансовый  рынок

рынок интеллектуальной собственности

С учётом ассортимента:

замкнутый

насыщенный

смешанный

По  степени соблюдения законности:

легальный (официальный)

нелегальный (теневой)

чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)

По  степени насыщенности:

равновесный (спрос = предложение)

дефицитный (спрос > предложение)

избыточный (спрос < предложение)

По  степени развитости экономической  свободы:

свободный

регулируемый

По  степени конкуренции:

конкурентный (совершенная  конкуренция)

с монополистической  конкуренцией

олигопольный

монополия

По  характеру продаж:

оптовый

розничный

 

  1. Что называют индивидуальным и совокупным спросом?

 

Спрос – это то количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели, за определенный период времени, при всех возможных или желаемых ценах на этот товар.

Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый на рынке отдельным покупателем.

Совокупный  спрос — общее количество конечных товаров и услуг всех видов, которое все покупатели страны готовы приобрести в течение определенного периода времени при сложившемся уровне цен.

  1. Что означает  закон спроса и закон предложения?

Существует закон, который гласит, что при прочих равных условиях объем  спроса на товар тем выше, чем ниже цена на этот товар и наоборот. Действия закона спроса объясняется существованием двух эффектов – дохода и замещения.

Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель  чувствует себя богаче и хочет  приобрести больше товара.

Эффект замещения выражается в  том, что при снижении цены товара потребители стремится заменить этим подешевевшим товаром, другие, цены на которые не изменились.

Информация о работе Микроэкономика. Рыночные структуры и механизмы