Мировая экономика: цели и способы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:43, реферат

Описание работы

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями[1]. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА. В своей курсовой работе я остановлюсь на европейской экономической интеграции, ярким примером которой является Европейский союз.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......
.1 Международная экономическая интеграция как объективный процесс………………………………………………………………………...…..
1.1 Понятие и сущность международной экономической интеграции ……….
1.2 Виды международной экономической интеграции………………………...
1.3 Современные интеграционные объединения……………………………...
2 Мировая экономическая система и место России в ней………….….
2.1 Общая характеристика экономических связей России и Западной Европы…………………………………………………………………………
2.2 Перспективы интеграции российской экономики в европейское экономическое пространство…………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………….......

Файлы: 1 файл

мировая экономика.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 
Введение………………………………………………………………………......

 

.1 Международная экономическая  интеграция как объективный процесс………………………………………………………………………...…..

 
1.1 Понятие и сущность международной  экономической интеграции ……….

 
1.2 Виды международной экономической интеграции………………………...

 
1.3 Современные интеграционные объединения……………………………...

 

  1. Мировая экономическая система и место России в ней………….….

 
2.1 Общая характеристика экономических  связей России и Западной Европы…………………………………………………………………………

 
2.2 Перспективы интеграции российской экономики в европейское экономическое пространство………………………………………………

 
Заключение……………………………………………………………………….

 

Список использованной литературы………………………………………....... 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 
           Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями[1]. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА. В своей курсовой работе я остановлюсь на европейской экономической интеграции, ярким примером которой является Европейский союз. 
 
В первой главе моей курсовой работы речь пойдёт об экономической интеграции как о явлении, я попытаюсь раскрыть сущность этого понятия, ведь не поняв смысла явления невозможно объективно его оценить. В последующих главах будут приведены наглядные примеры европейских интеграций, на основании которых будет сделан вывод о проблемах и перспективах дальнейшего развития европейской экономической интеграции. 
 
Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. 
 
ЕС – могучая экономическая сила. На долю ЕС приходится существенная часть мирового ВВП и международной торговли (соответственно 23 и 24%)[2]. Внутри союза созданы наднациональные интеграционные институты, складывается единое правовое пространство. Граждане наднациональных государств-членов являются одновременно гражданами ЕС. Завершается строительство Единого внутреннего рынка – пространства, где существует «четыре свободы» (свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей). Образован экономический и валютный союз с единой коллективной валютой – евро, а это высший из достигнутых к настоящему времени этапов европейской интеграции, которая, в свою очередь, представляет собой апогей длительной исторической эволюции Западной Европы – её экономики, социальных отношений, политического устройства. Европа шла к евро почти две тысячи лет.  
 
 Также следует отметить, что проводится общая политика в основных областях социально-экономической жизни. Всё более весомой становится внешняя политика и политика в области безопасности. 
 
Поэтому, цель данной работы раскрыть не только сущность и цели экономической интеграции, но и рассмотреть её на примере Евросоюза, исследовать сущность европейской интеграции и её роль на мировой арене. Процесс эффективной интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений, в международном разделении труда находится в самом начале.Именно поэтому проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна, а значит следует подчеркнуть актуальность данной темы, которая, в свою очередь,  рассматривается в очень большом количестве литературы. Чрезвычайно много внимания уделяется проблеме интеграции России в мировую экономику в современной литературе: в книгах, журналах, сети Интернет. Рассматриваются  как положительные, так и отрицательные аспекты данного вопроса, но этого и следовало ожидать, так  как  тема моей работы достаточно противоречива. Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать о таких работах как «Международные экономические отношения» Е.Ф. Авдокушина, «Интеграционное противоборство» В. Аксенова, «Стратегия западноевропейской интеграции и отношение к России» Г. Леснякова, «Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России» А. Шеховцева и многих других, в которых детально рассматривается данная проблема и которые оказали неоценимую помощь в написании курсовой. 
 
       Причина же выбора ЕС в качестве примера экономической интеграции не случайна. В российской школе западноевропейская интеграция рассматривается как простая разновидность объединённых тенденций в современной мировой политике и экономике. ЕС изображается либо как своеобразный региональный торговый блок, подобный НАФТА или АСЕАН, либо как одна из многих региональных международных экономических интеграций. Между тем ЕС имеет уникальные черты, качественно отличающие их от любых других международных образований, являющихся продуктов интернационализации мирохозяйственных связей[4]. 
 
По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих оптимально интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений: 
 
К этим чертам относят: 
 
1.                  Развитую научно-техническую базу. 
 
2.                  Высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну. 
 
3.                  Высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области.  
 
4.                  Достаточно высокий показатель «индекса человеческого развития». Он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования[5]. 
 
Записывая в актив России вышеназванные факторы, следует, однако, помнить, что успех процесса эффективной интеграции в мировое хозяйство будут определять не столько сами факторы, сколько то, насколько эффективно они будут использоваться. 

 
 
1 Международная экономическая интеграция как объективный   процесс. 
 
1.1 Понятие и сущность международной экономической интеграции 
 
        Интеграция в переводе с латинского, означает соединение отдельных частей в общее, целое, единое. Важнейшим признаком сегодняшней действительности является интенсивное развитие интеграционных процессов на микро- и макроуровнях. Процесс интернационализации хозяйственной жизни обусловлен развитием и углублением международного разделения труда и означает формирование устойчивых связей в производственной, научно-технической и других сферах. Экономическая взаимозависимость государств, интернационализация производительных сил способствуют развитию интеграционных процессов в экономике. Основными целями экономической интеграции как качественно нового и более сложного этапа интернационализации хозяйственных связей являются более тесное сотрудничество и взаимопроникновение отдельных национальных хозяйств, обеспечение условий концентрации производства и переплетения капиталов, проведение согласованной межгосударственной экономической политики[6]. 
 
          Экономическая интеграция определяется следующими важнейшими факторами: 
 
§                     интернационализация производства и создание международных монополий нового типа - к началу 90-х гг. примерно 50% промышленного производства, а также более 90% прямых частных вложений за рубежом, около 80% патентов и лицензий на новейшую технику, технологии, ноу-хау приходилось на ТНК, причем около 34% из них были американские[7]; 
 
§                     глубокие сдвиги в структуре международного разделения труда, когда производственные связи образуют тесное взаимодействие между фирмами и внутри отдельных компаний, составляя "цеха одного завода" с широко развитой внутриотраслевой специализацией; 
 
§                     научно-техническая революция, которая выводит интернационализацию рынка и производства на качественно новый уровень, обуславливая необходимость международного обмена результатами достижений науки и техники, формирования нового технологического базиса; 
 
§                     открытость национальных экономик и свобода торговли, поскольку либерализация международного обмена облегчила адаптацию национальных хозяйств к внешним условиям и воздействиям, способствовала более активному их включению в международное разделение труда и кооперацию, в процесс широкого межгосударственного сотрудничества. 
 Экономическая интеграция представляет собой обобществление производства на международном уровне посредством сознательного регулирования правительствами участвующих в ней стран взаимного разделения труда и международной производственной кооперации. Такого рода обобществление находит свое выражение в повышении эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах регионального сообщества государств и формировании оптимальной структуры их национальной экономики[8]. 
 
В проблеме интеграции интерес представляет и вопрос об отношении интегрирующихся стран к третьим странам. Если рассматривать экономическую интеграцию стран Западной Европы, то она задумывалась именно как региональное обобществление производства. Тем не менее очень часто в экономической литературе и особенно в периодической печати бытует утверждение, что эта интеграция не изолируется от стран с иным социальным строем, не отгораживается от них непреодолимыми барьерами. Конечно, полной изоляции интегрирующихся партнеров от третьих стран не было. Например, с западноевропейскими странами достаточно тесно сотрудничают другие государства мира. Но все же обычные экономические связи нельзя отождествлять с интеграцией, так как у любой интеграции есть какая-то экономическая грань, отгораживающая ее участников от третьих стран[9]. 
 
Принципиальная разница между участниками экономической интеграции и неинтегрирующимися, но сотрудничающими с ними государствами состоит в том, что первые ставят задачу повышения эффективности функционирующих предприятий до высокого уровня как на всей территории, так и во всем интегрирующемся содружестве, в то время как вторые заботятся о своих индивидуальных интересах и не являются союзными или договорными партнерами по повышению эффективности во всей группе сотрудничающих государств. Аутсайдеры не берут на себя никаких обязательств по перестройке всей структуры своей экономики, по доведению затрат ресурсов до определенного установленного уровня и других экономических показателей, которые являются признаком интегрирующегося коллектива государств. Вот почему, хотя страны Западной Европы и не представляют изолированной организации, но, вступив на путь интеграции, они должны действовать обособленно в определенном смысле слова. Предполагается, что эти государства будут сотрудничать не просто на основе развития международного разделения труда и международной производственной кооперации, но на базе развития этих кардинальных путей обобществления международного производства в направлении скорейшего повышения производительности труда, роста эффективности производства  во всех странах сообщества. Изоляции от мира не было, но определенное экономическое обособление налицо

 
1.2  Виды международной экономической интеграции 
 
            Региональная интеграция, или реальная интернационализация, производства в своем развитии проходит ряд ступеней – зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов – цен, процентов и т.д. – на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а так же на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты 
 
В условиях Зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы. Такой вид интеграции применяется странами ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группировками. 
 
Специфическим видом региональной интеграции выступает Таможенный союз. В рамках этого интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Так, участники Союза возводят совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции первоначально осуществлялся в рамках Европейского Союза западноевропейских стран. 
 
Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Здесь все характеристики Таможенного союза сохраняют свое значение. Кроме того, в рамках Общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов данного вида интеграционного объединения 
 
Общий рынок ЕС был в основном создан в конце 60-х годов. Но свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы оказалось мало для формирования единого зрелого рыночного пространства. По мнению европейских экспертов, для этого надо осуществить следующие мероприятия: 
 
-                                 выровнять уровни налогов 
 
-                                 устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и тем более целым отраслям 
 
-                                 преодолеть различия в законодательствах 
 
-                                 унифицировать национальные технические и санитарные стандарты 
 
-                                 скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты

 
Осуществление этих мероприятий и дальнейшая координация национальной налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной, сельскохозяйственной и социальной политики участников данного интеграционного объединения приведет к созданию зрелого единого внутреннего рынка стран ЕС. Эту ступень интеграции принято называть Экономическим союзом. Практика ЕС показала, что Экономический союз, который предполагалось построить к концу 70-х гг, не удалось создать до сих пор. С целью ускорения формирования этого союза страны ЕС в декабре 1991 г в городе Маастрихте приняли решение ускорить выполнение указанных выше мероприятий, а так же с 1 января 1999 г ввести единую европейскую валюту, создать к этому времени единый Европейский банк, ввести единые паспорта, дипломы и другие официальные документы[14]. 
 
Формирование Экономического союза идет значительно медленнее, чем Таможенного союза или Общего рынка. Но оно идет. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – Политического союза. Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от Экономического союза к Политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран переходят во внутригосударственные экономические отношения и проблема международных экономических отношений в рамках данного региона перестает существовать. 
 
Институциональная структура возможного политического союза пока недостаточно ясна. Вероятно, она будет иметь много разновидностей в зависимости от исторических и социопсихологических  условий того или иного региона. Однако в самых общих чертах речь идет о возникновении нового многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступит с единой экономической и внешнеполитической позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этого союза. Фактически готовится создание нового огромного государства 
 
Развитие интеграционных процессов намечается и на постсоветском пространстве. Здесь существуют объективные условия для укрепления хозяйственных связей государств СНГ, для развития между ними экономической интеграции. Назовем лишь некоторые из этих условий. Во-первых, на Россию все еще приходится значительная внешнеэкономических связей бывших советских республик. Во-вторых, прошедшие годы показали, что их быстрая переориентация на Запад невозможна. В-третьих, между странами СНГ сохранилась производственно-технологическая, культурная, языковая общность, единая система образования, информационная система, научно-исследовательская сфера. С другой стороны, существует немало факторов, препятствующих развитию интеграции. В частности, в странах Содружества имеют место различия в степени проведения реформ, что создает качественно разнородную экономическую среду. Имеет место и политическая разнонаправленность отдельных бывших советских республик. И все же, несмотря на это. Интеграционные программы разрабатываются в нескольких странах СНГ, и не исключено, что в недалеком будущем этот процесс наберет полную силу и завершится созданием их Экономического союза.

 
1.3 Современные  интеграционные объединения 
 
         Характерной особенностью интеграционных объединений сегодня является их развитие на региональном уровне. Региональная интеграция проходит при этом ряд этапов, каждый из которых имеет свои специфические черты. Причем на каждом из этапов устраняются определенные ,барьеры и создаются предпосылки для более эффективного производства и внешнеэкономических связей между странами. В результате идет процесс создания целостных региональных хозяйственных комплексов с общими национальными и межгосударственными органами управления 
 
Условно можно выделить пять основных видов интеграционных объединений, отличающихся разной степенью интенсивности, масштабами и специфичностью, проявляющейся в отдельных регионах: 
 
1.                  зона свободной торговли - самая простая форма экономической интеграции: страны-участницы отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле; такой вид интеграции применяется странами ЕАСТ, НАФТА и некоторыми другими; 
 
2.                  таможенный союз предполагает свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки, единый таможенный тариф по отношению к третьим странам; такой вариант интеграции первоначально осуществлялся в рамках Европейского союза западноевропейских стран; 
 
3.                  общий рынок - более сложный вид интеграционных объединений, когда ликвидируются барьеры между странами не только по взаимной торговле, но и для перемещения рабочей силы, услуг и капитала, обеспечивается согласование экономической политики; 
 
4.                  экономический союз - наиболее сложная форма межгосударственной экономической интеграции, которая предполагает проведение единой экономической и валютно-финансовой политики, создание системы регулирования социально-политических процессов, координацию национальных налоговых, антиинфляционных, валютных и прочих мер; для ускорения формирования экономического союза Европейский союз в декабре 1991 г. принял в г. Маастрихте решение ускорить выполнение вышеназванных целей и ввести единую валюту евро с образованием единого эмиссионного центрального банка; 
 
5.                  политический союз - высшая ступень региональной интеграции - предполагает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование; в самых общих чертах речь может идти о возникновении нового многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступает от имени всех участников этого союза

 

 

 

  1. Мировая  экономическая  система и  место России  в  ней. 
     
    2.1  Общая характеристика экономических связей России и Западной Европы. 
     
    В 90-х гг. произошли крупные изменения в географической направленности внешнеторговых связей России. Отказ в начале 90-х гг. от идеологических критериев при выборе зарубежных партнеров, децентрализация внешнеэкономической деятельности в России и растущее участие частного капитала во внешнеторговых операциях повлекли за собой резкий рост доли развитых стран и резкое снижение удельного веса партнеров по бывшему Совету экономической взаимопомощи во внешнеэкономических отношениях России. 
     
    В настоящее время Западная Европа, в особенности Европейский Союз, США и Япония занимают ведущее место в торговых, инвестиционных и научно-технических связях России. Эти же страны являются крупнейшими внешнеторговыми кредиторами России и важным источником других финансовых поступлений. 
     
    ЕС - главный экономический партнер Российской Федерации. ЕС - крупнейшая интеграционная группировка, объединяющая 15 стран: Францию, Германию, Италию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Великобританию, Данию, Ирландию, Грецию, Испанию, Португалию, Швецию, Финляндию и Австрию. Во второй половине 90-х гг. его удельный вес в российской внешней торговле колебался в пределах 31-37%, тогда как доля стран СНГ составляла 17-21%, доля стран Центральной и Восточной Европы (ДВЕ) - 11-14%, США - 6-9, Китая - 4-5, Японии - 3-3,5, Швейцарии и других западноевропейских стран, не входящих в ЕС, - 3, стран Азии, Африки и Латинской Америки (в целом) - 14-16%). В перспективе доля ЕС с учетом будущего вступления в него десяти стран ЦВЕ составит 45-50% ее внешней торговли. Западная Европа выступает также крупнейшим инвестором России, хотя в этой сфере экономических отношений она испытывает мощную конкуренцию со стороны Соединенных Штатов Америки. Доля ЕС в иностранных вложениях, накопленных к началу 2000 г., составляла 57-58%, в том числе в прямыхинвестициях - 37-38%; доля США - соответственно 22 и 36%[18]. 
     
    С начала 1992 г. и вплоть до августа 1998 г. экономическое сотрудничество между ЕС и Россией развивалось по восходящей линии, хотя и не без трудностей. На первых порах значительный эффект дала отмена государственной монополии на внешнюю торговлю и широкая, даже чрезмерная, либерализация торговых связей, открывшая путь на внешние рынки десяткам тысяч российских предприятий, не считая мелкий бизнес - миллионы «челночников», общий оборот которых исчисляется в миллиардах долларов. Россия и Европейский Союз подписали 24 июня 1994 г. соглашение о партнерстве и сотрудничестве, вступившее в силу 1 декабря 1997 г. 
     
    Казалось бы, это должно было дать дополнительный импульс динамике экономических связей между Россией и Западной Европой. Однако уже в1998 г. они оказались в состоянии кризиса, который проявился в трех важнейших областях - торговой, инвестиционной и валютно-финансовой. В торговле впервые после 1992 г. произошло абсолютное сокращение стоимости товарооборота. Впервые сократился и объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, в том числе западноевропейских. Кульминацией кризиса в сфере валютно-финансовых отношений стало решение о временном замораживании выплат по внешним и внутренним долгам России, принятое Правительством во главе с С. Кириенко 17 августа 1998 г[19]. 
     
    Во всех трех областях негативная динамика спровоцирована конкретными обстоятельствами, но в ее основе лежат структурные факторы: колоссальные экономические деформации и диспропорции; незавершенность процессов формирования основ рыночного хозяйства, в том числе его правовой базы; непоследовательность и ошибки внутренней политики сменявшихся правительств; огромная теневая экономика; политическая и социальная нестабильность; слабость государства и его неспособность обеспечивать выполнение уже принятых законов; разгул коррупции и преступности и др 
    Возможности динамичного развития экономического сотрудничества между Россией и ЕС будут расширяться в той мере, в какой она будет продвигаться по пути структурных преобразований и преодолевать перечисленные и иные деформации и изъяны. Долговременными факторами, благоприятствующими развитию устойчивых экономических связей между Россией и Западной Европой, являются: 
     
    •  Взаимодополняемость их хозяйств, в большой степени обусловленная их структурой и различиями в распределении и обеспеченности природными ресурсами; 
     
    •  географическое соседство и наличие разнообразных и чрезвычайно разветвленных транспортных сетей; 
     
    •  традиционный характер хозяйственных связей, развивавшихся со времен раннего средневековья, и соответственно богатый опыт хозяйственного сотрудничества, отчасти сохранившийся даже в условиях противостояния двух общественных систем и коренных различий между экономическими системами; 
     
    •  давние культурные связи, облегчающие взаимопонимание, в том числе и в деловой сфере. 
     
    При этом надо отдавать себе отчет в том, что даже при условии возобновления роста экономики и усиления структурных изменений в российской экономике в начавшемся первом десятилетии XXI в. отмеченные негативные факторы так или иначе будут действовать длительное время и, в частности, влиять на характер и динамику экономического сотрудничества России с внешним миром, в том числе с ЕС и Западной Европой в целом[21]. 
     
    Новые аспекты отношений между Россией и ЕС: евро и расширение Союза. 
     
    В СПС не упоминаются ни экономический и валютный союз (ЭВС), к созданию которого приступил ЕС, ни его будущее расширение на восток. В настоящее время оба направления развития европейской интеграции непосредственно затрагивают практические взаимоотношения России и ЕС. 
     
    Евро введено в обращение как платежное средство в безналичных расчетах с 1 января 1999 г., с 1 января 2002 г. - и в виде банкнот и монет, используемых в наличных расчетах наряду с национальными валютами государств, участвующих в ЭВС. С 1 марта 2002 г. евро становится единственной валютой в этих странах, а немецкие марки, франки, лиры, песеты и т.д. превращаются в музейные экспонаты. Стратегически Россия заинтересована в том, чтобы евро утвердилась как валюта, играющая самостоятельную роль в международной валютной системе, так как на долю ЕС и стран-кандидатов приходится около 50% ее внешней торговли и более 50% всех иностранных вложений в ее экономику. Введение евро позволит России, как и любой третьей стране (т.е. не входящей в ЕС), маневрировать при изменении валютного курса, состава валютных резервов, валютной структуры внешних заимствований и торговли. Перед ней открывается возможность ослабить свою зависимость от доллара. Ориентация России на евро может стать дополнительным фактором укрепления международных позиций новой европейской валюты. На практике Россия будет диверсифицировать свою валютную политику с учетом темпов утверждения евро как второй международной резервной валюты[22]. 
     
    Что касается расширения ЕС, то Россия является одним из государств, которое в наибольшей степени затрагивает этот процесс. На долю вступающих в ЕС стран Центральной Европы приходятся 15% ее внешней торговли. Через них проходят транспортные коммуникации, соединяющие ее с Западной Европой, а так же трубопроводы, по которым она экспортирует туда нефть и газ. После того как в ЕС вступят Польша и Литва, Калининградская область превратится в анклав, расположенный внутри Союза. 
     
    В декабре 2000 г. Совет министров ЕС, заседающий в составе глав государств и правительств 15 стран ЕС, впервые назвал примерную дату фактического начала расширения - 2004 г. Это несколько облегчает оценку его последствий для России. По мнению большинства российских экспертов, они будут неоднозначными. По предварительным оценкам, и при условии, что начавшийся в 2000 г. рост национальной экономики приобретет устойчивый характер, Россия может выиграть благодаря: 1) распространению на вступающие страны общих таможенных тарифов ЕС, которые на 3,6 пункта ниже, чем средний уровень их тарифов в торговле с Россией; 2) унификации таможенных процедур и совершенствованию таможенных служб в этих странах; 3) отмене всех количественных ограничений в торговле этих стран с Россией в соответствии с действующими соглашениями между Россией и ЕС; 4) унификации условий транзита товаров через территорию государств-членов ЕС, что также предусмотрено этими соглашениями; 5) в целом благодаря сравнительным преимуществам экономического взаимодействия с расширенным единым рынком ЕС. 
     
    Перечень возможных негативных последствий для России таков: возможность применения новыми членами ЕС его антидемпингового законодательства; их переход на действующие в ЕС более высокие стандарты и условия сертификации, которые закроют доступ некоторым видам экспортируемой туда российской продукции; ухудшение условий взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией между Россией и этими странами из-за их присоединения к общей аграрной политике ЕС. 
     
    Что касается последующего партнерства и сотрудничества с Евросоюзом, то ключевой вопрос российской стратегии в Европе может быть сформулирован таким образом: надо ли России стремиться к полноправному членству в ЕС? 
     
    Объективный анализ показывает, что это: 
     
    •  нереально по той причине, что государства-члены ЕС не согласятся на вступление России, поскольку Евросоюз не в состоянии «переварить» огромного восточного соседа со всеми его историческими, экономическими, социальными, геополитическими и культурными особенностями; 
     
    •  не соответствует стратегическим целям России, поскольку у нее есть жизненно важные интересы в таких удаленных от Европы регионах, как Центральная, Южная и Юго-Восточная Азия, бассейн Тихого океана; 
     
    •  обязательства и процедуры принятия решений, которым должны следовать члены ЕС, слишком сковывали бы свободу действий России на международной арене 
     
    Целесообразна иная стратегическая цель - интеграция в Европейское экономическое пространство (ЕЭП), оформленная особым соглашением между Россией и ЕС. Это предусматривается в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве. Так, в ст. 1 СПС отмечается, что одной из его целей является «обеспечение соответствующих рамок для постепенной интеграции между Россией и более широкой зоной сотрудничества в Европе». В принятом в 1999 г. документе «Коллективная стратегия ЕС по отношению к России» уточняется, что речь идет об интеграции России «в общеевропейское экономическое и социальное пространство», что подразумевает свободу движения не только товаров, но и услуг, капиталов и лиц. Идея создания «единых европейских пространств», прежде всего единого экономического пространства, отражена и в ответном документе «Стратегия России в отношениях с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010 годы)»[24]. Очевидно, что достижение этой стратегической цели потребует, по крайней мере, двух-трех десятилетий. Промежуточными этапами на пути к ней могут быть: 
     
    •  развитие сотрудничества на основе действующего СПС, заключенного на десять лет; 
     
    •  по истечении этого срока или несколько позже, что более вероятно, СПС могло бы быть дополнено (заменено) соглашением о создании общей зоны свободной торговли, возможность которой предусмотрена нынешним соглашением: 
     

Информация о работе Мировая экономика: цели и способы