Мировая экономика: цели и способы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:43, реферат

Описание работы

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями[1]. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА. В своей курсовой работе я остановлюсь на европейской экономической интеграции, ярким примером которой является Европейский союз.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......
.1 Международная экономическая интеграция как объективный процесс………………………………………………………………………...…..
1.1 Понятие и сущность международной экономической интеграции ……….
1.2 Виды международной экономической интеграции………………………...
1.3 Современные интеграционные объединения……………………………...
2 Мировая экономическая система и место России в ней………….….
2.1 Общая характеристика экономических связей России и Западной Европы…………………………………………………………………………
2.2 Перспективы интеграции российской экономики в европейское экономическое пространство…………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………….......

Файлы: 1 файл

мировая экономика.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

 
 
Основные направления  расширения участия России в международном разделении труда 

 
              Дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество на основе преимуществ международного разделения труда в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики является стратегическим направлением национальной внешнеэкономической политики. 
 
Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами. 
 
Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межстрановой научно-технический и информационный обмен. 
 
Экономика страны оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Степень ее открытости перестала соответствовать внутренним возможностям России, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней[26]. 
 
В сложившихся условиях для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мирового хозяйства и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции страны в мировую экономику перед Россией стоят следующие основные цели: 
 
•  повышение конкурентоспособности российской экономики; 
 
•  сохранение позиций России на мировых товарных рынках (поставки материалов, комплектного оборудования, вооружения и военной техники), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг; 
 
•  обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений; 
 
•  проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке; 
 
•  сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточение контроля за осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров. 
 
Для достижения данных целей и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности требуется развитие системы государственного регулирования внешнеторговых связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики, которое будет осуществляться по четырем направлениям[27]. 
 
Первое направление - выработка и реализация внешнеэкономической политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (традиционных и прогрессивных их видов, включая экспорт технологий и «ноу-хау»). 
 
Одним из приоритетов станет стимулирование на государственном уровне экспортной деятельности российских производителей, прежде всего, выпускающих продукцию с высокой долей вновь созданной стоимости. В связи с этим продолжится формирование системы кредитования и страхования экспортеров при участии государства для продвижения на внешние рынки отечественной высокотехнологичной продукции (авиастроения, космонавтики, судостроения, энергетического машиностроения, включая оборудование для ядерной энергетики, и др.). 
 
Второе направление - обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и в создании более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки. 
 
Созданию таких условий будет способствовать вступление России во Всемирную торговую организацию, основанное на максимальном соблюдении балансов интересов России и стран-членов ВТО, а также эффективное участие в действующих и формирующихся международных региональных и многосторонних торгово-экономических организациях. 
 
Третье направление - защита внутреннего рынка, опирающаяся на общепринятые международные нормы и правила и использующая все предусмотренные российским законодательством инструменты. Эти меры будут направлены на защиту конкурентоспособности и перспективных отечественных производств. 
 
Четвертое направление - формирование международных приоритетов внешнеторговой политики как важнейшей составной части внешнеэкономической политики[28]. 
 
Торгово-экономические отношения России с государствами СНГ являются стратегическим направлением во внешнеэкономических связях России. 
 
Во внешнеэкономических связях с дальним зарубежьем приоритетное значение имеет сотрудничество с Европейским союзом - основным торговым партнером, на долю которого приходится более 1/3 внешнеторгового оборота Российской Федерации. Это основной рынок сбыта товаров российского экспорта (прежде всего энергоносителей) и, следовательно, один из важнейших источников валютных поступлений. Особая заинтересованность России в рынке Евросоюза предопределена и тем, что страны ЕС являются ведущими кредиторами РФ. 
 
На американском континенте важнейший торговый партнер России - Соединенные Штаты Америки. При определении основных направлений сотрудничества с этой страной учитывается лидерство США в мировой экономике, огромный научно-технический и финансовый потенциалы, а также то, что американский рынок служит одним из перспективных для продаж передовых российских технологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной энергетикой, программным обеспечением[29]. 
 
Значимость Азиатско-Тихоокеанского региона для России определяется уникальными возможностями для облагораживания структуры российского экспорта, широкими перспективными возможностями в области экспорта отечественной высокотехнологичной продукции, включая вооружение и военную технику, наличием, несмотря на кризисные явления в странах этого региона, значительного инвестиционного потенциала. 
 
Важными внешнеторговыми партнерами России останутся страны Ближнего и Среднего Востока, являющиеся перспективными рынками сбыта для российской машинотехнической продукции, в том числе вооружения и военной техники. 
 
Перспективность сотрудничества со странами Латинской Америки связана с реальными возможностями в области развития российского экспорта продукции высоких технологий и военного назначения, а также налаживания взаимного производственного сотрудничества, учитывая заметно возросший производственный и экономический потенциалы этого региона.

 

 

   2.2Перспективы интеграции российской экономики в европейское экономическое пространство. 
 
Путь к достижению стратегических целей партнерства России и ЕС лежит через выполнение всех положений и условий Соглашения, которое открыло широкие возможности развития практического сотрудничества между Сторонами в сферах экономики, политики и культуры. Это не означает, что договорно-правовая база такого сотрудничества уже полностью сформирована. Напротив, реализации потенциала взаимодействия, заложенного в СПС (соглашение о партнёрстве и сотрудничестве), способствовало бы заключение ряда специализированных соглашений, относящихся к отдельным главам и статьям СПС или вызванных новыми процессами и переменами в Европе. В целом же, как показал опыт последних лет, выполнение СПС связано с точным выбором приоритетных направлений сотрудничества и определением наиболее важных задач, на решение которых уйдет все предстоящее десятилетие[32]. В экономике к числу таких задач относятся: 
 
1. Создание оптимальных условий для стабильного развития взаимной торговли и существенного роста иностранных  инвестиций в российскую экономику. Становится, как никогда, актуальной задача разработки совместной торговой стратегии, основанной на понимании того, что устойчивый рост торговли между Россией и ЕС возможен только при условии изменения ее структуры, особенно структуры российского экспорта, в котором будет постепенно увеличиваться доля промышленной продукции. Соответственно меняется подход к пониманию роли западноевропейских  инвестиций, важнейшим назначением их становится содействие структурной перестройке российской промышленности, в том числе ее адаптации к условиям и требованиям европейского рынка. 
 
Эта концепция сотрудничества в области торговли и инвестиций должна быть увязана с решением таких актуальных задач,  являющихся предметом  обсуждений  и  переговоров, как вступление России в ВТО, защита интересов российских хозяйствующих субъектов, действующих в Европе, улучшение правовых, административных и иных условий деятельности иностранных инвесторов в России и т.д. 
 
2.      Участие России  в решении общеевропейских проблем и  осуществлении общеевропейских программ. Речь идет о таких областях сотрудничества, как: энергетика и трансъевропейские сети нефтегазопроводов; ядерная энергетика и ядерная безопасность; трансъевропейские транспортные коридоры с выходом в Россию и перспективой создания сквозных магистралей Европа- Азия; общеевропейские или коммунитарные программы развития науки и технологии; такого же рода программы сотрудничества университетов в подготовке высококвалифицированных специалистов; защита и оздоровление окружающей среды; борьба с экономической преступностью. 
 
3.     Последовательное осуществление курса на использование сотрудничества с ЕС для содействия строительству в России эффективной рыночной экономики, стабильного гражданского общества, демократического государства. С учетом этого заслуживает полной поддержки идея существенного пересмотра целей, содержания и практики осуществления программы ТАСИС в той ее части, которая относится к России, - ее приспособления к за дачам структурных реформ. 
 
4.  Сближение между Россией и ЕС в вопросах законодательства, стандартов и норм, дипломов и сертификатов, статистики и финансовой отчетности. Как показал опыт подготовки стран Центральной и Восточной Европы к вступлению в Евросоюз, эта работа крайне необходима и вместе с тем требует больших затрат труда и времени. 
 
5. Налаживание постоянного широкого сотрудничества в борьбе с международной преступностью, в том числе с наркобизнесом и отмыванием капиталов, терроризмом, нелегальной миграцией. Важность сотрудничества в этой области будет расти по мере продвижения России и ЕС к созданию общей зоны свободной торговли

 
 
Объективная необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма её реализации. 
 
За прошедшее с начала рыночных преобразований время вся система организации и осуществления внешнеэкономической деятельности (внешнеэкономических связей) России, прежде всего механизма ее регулирования, претерпела коренные изменения. Одновременно с ликвидацией государственной монополии на внешнеторговые и валютные операции и предоставлением всем хозяйствующим субъектам возможности свободно участвовать во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) был демонтирован прежний планово-распределительный механизм управления процессами обращения товаров, услуг и капиталов между национальным и мировым хозяйством, началась активная либерализация норм и правил, регламентирующих эти процессы. В новой системе регулирования ВЭД основное внимание было сосредоточено на отмене административных ограничений экспортно-импортных валютных операций, а центр тяжести в их регулировании был перенесен на использование экономических инструментов[34]. 
 
Кардинальное изменение геополитического и геоэкономического положения России после распада СССР существенно повысило роль внешнеэкономического фактора в развитии страны. Внешнеэкономическими стали для России хозяйственные и торговые связи не только с дальним, но и с ближним зарубежьем. В результате зависимость России от внешних рынков более чем удвоилась. Здесь важны не только количественные показатели. Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктуется проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним. 
 
Следует также иметь в виду, что с развалом СССР Россия, став его преемницей на международной арене, приобрела меньше прав, но больше обязанностей, особенно с учетом внешней задолженности, бремя которой основательно затрудняет ее экономические отношения с кредиторами. Что касается долгов России, то со стороны ряда зарубежных стран их возврат в валютной или товарной формах является проблематичным. 
 
Все эти обстоятельства потребовали выработки новой внешнеэкономической политики России и механизмов ее реализации. 
 
Ранее в условиях государственной монополии на управление ВЭД России, когда в СССР господствовала государственная собственность, а число участников внешнеэкономических связей (ВЭС) не превышало нескольких десятков, все это управление осуществлялось практически из одного центра на базе государственного плана, что и приводило к не заинтересованности непосредственных производителей в экспорте, к закупкам продукции, в которой нет особой нужды, и в результате - к огромной массе неустановленного импортного оборудования и другим негативным последствиям[35]. 
 
При переходе к рынку и многообразию форм собственности, предоставлении всем предприятиям независимо от форм собственности права заниматься ВЭД Россия отказалась от всеобъемлющей государственной монополии и связанных с ней форм государственного регулирования. Главная задача государства в современных условиях - выработка внешнеэкономической политики (ВЭП), адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство. 
 
Хозяйственное взаимодействие с внешним миром выступило катализатором рыночных преобразований, дав ощутимый импульс развитию тех инструментов и механизмов, которые были слабы или отсутствовали (например, биржевая торговля, фондовый и валютный рынок), адаптации национальной экономики к функционированию в условиях меняющейся конъюнктуры на основе прямых и обратных связей между спросом и предложением. Это взаимодействие способствовало возникновению и развитию конкуренции, приобщению отечественного бизнеса к современным методам управления и маркетинга, международным нормам деловой культуры и этики. 
 
Выбор в России модели открытой экономики и либерализации внешнеэкономических связей явился, безусловно, правильным. Однако в толковании сути открытости, определении стратегии и тактики ее достижения с начала осуществления перехода к рыночным отношениям не было достаточной ясности и четкости. Сформировались два подхода, две точки зрения: понимание его как быстрой «шоковой» либерализации ВЭС и, наоборот, как процесса, имеющего этапность и требующего активной и преобразующей роли государства. 
 
В политике российского руководства эти подходы постоянно смешивались и сталкивались. Меры по «шоковому» открытию внутреннего рынка и либерализации ВЭД неупорядоченно чередовались с жесткими административными мерами, тарифные методы регулирования экспорта и импорта - с нетарифными. Нескоординированными были действия при проведении ценовой, валютной и внешнеторговой политики, а также в практических решениях, принимаемых различными ведомствами, центрами и регионами[36]. В результате обострилась иностранная конкуренция на отечественном рынке, по ряду направлений неоправданно подрывая позиции российских производителей. Кроме того, кардинально ослабли их конкурентные возможности на внешних рынках, что значительно уменьшило объем национального экспорта, особенно в области машинотехнической продукции. 
 
В результате преобразования во внешнеэкономической сфере носили более радикальный характер по сравнению с внутренними преобразованиями, заметно опережая становление отечественного рынка и не учитывая в должной мере кризисное состояние национальной экономики[37]. 
 
Вместе с тем в соответствии с Указом Президента России «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» (ноябрь1991 г.) произошел выход на внешние рынки большого числа неквалифицированных внешнеторговых операторов (в настоящее время экспортно-импортные операции ведут, по разным оценкам, около 700 тыс. участников ВЭД), который породил неоправданную конкуренцию между ними. 
 
Все это заставило отказаться от шоковых методов и прорабатывать приближенную к реальным условиям России модель ВЭП, естественно, с учетом накопленного международного опыта. На первый план выдвигается необходимость настройки системы государственного (административного и экономического) регулирования внешнеэкономических связей в направлении повышения их эффективности, защиты национальных экономических интересов, усиления конкурентоспособности российского экспорта. 
 
К первоочередным целям современной ВЭП России относятся[38]: 
 
 
•               обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям. Особое значение здесь имеет оказание политической, финансовой, информационной поддержки в продвижении продукции российских предприятий на рынки, контролируемые транснациональными компаниями или защищенные протекционистскими барьерами зарубежных государств и их союзов; 
 
•  достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся потенциальных дискриминационных ограничений. Особую роль играет устранение различных торгово-экономических барьеров в отношениях с республиками бывшего СССР; 
 
•  долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, с между народными организациями и должниками России; 
 
•  формирование эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов Российской Федерации (валютный, экспортный, таможенный контроль и др.). 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 
Итак, наши экономические отношения со странами ЕС получили хороший импульс к развитию после ратификации в 1997г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Существующая договорно-правовая база этих отношений, думается, уже может быть признана в целом достаточной для того, чтобы основное внимание партнеров было сосредоточено на решении конкретных практических задач взаимодействия. В заключение хотелось бы подчеркнуть: перспективы дальнейшего сближения России с ЕС, создания зоны свободной торговли между ними и превращение РФ в органическую часть общеевропейского экономического пространства зависят не только от эффективности внешнеэкономической политики, но и в наибольшей мере – от успешности решения внутренних антикризисно-реформационных проблем. 
 
Внешняя открытость экономики, как, впрочем, и рыночная экономика, не являются целью преобразований в России, а служат важной предпосылкой повышения эффективности российской экономики, ее оптимальной интеграции в мировые хозяйственные связи для повышения, в конечном счете, благосостояния народа. Наличие оптимальной степени открытости российской экономики как основы для интеграции в мировые экономические процессы является необходимым условием получения  эффекта от процессов глобализации мировой экономики. 
 
Однако в любом случае на развитие межрегионального сотрудничества в России будут оказывать влияние следующие объективные условия, принципиально отличающие ее от как от каждого европейского государства, так и от ЕС в целом: 
 
ü                  Колоссальные масштабы территории страны, что ставит естественным образом вопрос о необходимости более тесного сотрудничества и взаимодействия смежных регионов, хотя бы принимая во внимание лишь один фактор – необходимость экономии на транспортных затратах;  
 
ü                  Исключительно сильное разнообразие природно-климатических, ресурсных, структурных, демографических, этнических и других условий и факторов развития ее субъектов Федерации и наличие невиданной в мире асимметрии в социально-экономическом развитии регионов;  
 
ü                  Асимметричность российского федерализма (фактическое правовое неравенство различных субъектов Федерации - национальных республик, краев и областей) и усложненная и «утяжеленная» федеративная (административно-территориальная) структура страны;  
 
ü                  Отсутствие опыта и менталитета «федерализма сотрудничества» у политических региональных элит;  
 
ü                  Слабость федеральной региональной политики российского государства.  
 
Очевидно, что специфику интеграционных процессов в России будут определять и такие факторы, как «наследие» жестких централистских традиций бывшего Союза ССР (и, кстати, царской России), а также проявившийся в последнее время (и часто преувеличенный) «синдром опасности»[52] влияния сопредельных государств на развитие отдельных российских регионов (чаще всего имеется в виду опасность «китаизации» ряда дальневосточных субъектов Федерации).  
 
Вырабатывая эффективную стратегию интеграции в мировое хозяйство, российская экономическая политика должна основываться на системе приоритетов, ведущих звеньях экономики, отраслях-локомотивах. Такими приоритетными отраслями российской экономики могут стать лесопромышленный, нефтегазовый комплексы, а также наукоемкие отрасли, отрасли высоких технологий и некоторые другие. 
 
В целом место и роль России в мировой экономике будет определяться главным образом общим уровнем экономического развития страны, результатами проводимой экономической реформы, кардинальным обновлением структуры общественного производства, развитием экспортного потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Список литературы:

 
 
1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. – М.: 2000. 
 
2. Григорьев Ю.А. Практика внешнеэкономической деятельности.- М.: "Паимс", 1993. 
 
3. Долгов С.И., Васильев В.В., Гончаров С.П. Основы внешнеэкономических знаний: словарь-справочник. — М.: Высшая школа, 1990. 
 
4. Елова М. В., Муравьева Е. К., Панферова С. М. и др. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. – М.: Логос, 2000. 
 
5. Жуков Е.Ф., Капаева Т.И  Международные экономические отношения: Учебник для ВУЗов.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000  
 
6. Киреев А.А. Международная экономика. — М.: Международные отношения, 1997. 
 
7. Орешкин В. А. Внешнеэкономический комплекс России – проблемы и перспективы развития.- М.: ВНИКИ, 2000. 
 
8. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник. – М.: Юристъ, 2002. 
 
9. Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения. – М.: ЮНИТИ, 2000. 
 
10. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебник для Вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 
 
11. Смирнов П. С., Хребтов В. А. Россия на пути к ВТО. – М., 2000. 
 
12. Спиридонов И. А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2004. 
 
13. Шлихтер С.Б., Лебедева С.Л. Мировая экономика. — М.: Catallaxy, 1998. 
 
14. Международные экономические отношения / Под ред. Р.И. Хазбулатова. — М.:                  Новости, 1991. 
 
15. Мировая экономика. Учебник для Вузов.//Под ред. Булатова А.С. – М.: Юристъ, 2001. 
 
16. Мировая экономика / Под ред. В.К. Ломакина. — М.: Анкил, 1995. 

 


 



Информация о работе Мировая экономика: цели и способы