Мировая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:49, контрольная работа

Описание работы

Всемирное хозяйство с точки его отраслевой структуры подразделяется на три сектора: первичный (сельское и лесное хозяйство), вторичный (промышленность) и третичный (услуги). В экономике развитых стран на этапе постиндустриального развития ведущую роль играет сектор услуг (свыше 60% ВВП), а доля промышленности и строительства постепенно снижается; доля первичного сектора достигла, видимо, минимального уровня. В экономике большинства постсоциалистических стран промышленность постепенно теряет ведущую роль, а в новых развитых и новых индустриальных странах ее роль в отраслевой структуре ВВП растет.

Файлы: 1 файл

мир.эк.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Одновременно, высокие  темпы роста экономики будут  устойчиво способствовать росту  спроса на труд, и, следовательно, увеличению стоимости труда. Свой вклад в  развитие данной тенденции вносит также  высокий уровень квалификации российских работников.

Удорожание трудовых ресурсов и конкуренция за их наиболее квалифицированную часть предъявляют новые требования к поиску механизмов поддержки конкурентоспособности как отдельных предприятий и отраслей, так и российской экономики в целом. В то же время инновационная экономика невозможна без внятных и прозрачных правил функционирования рынка труда, за исполнением которых должна быть налажена действенная система контроля и надзора. В этих условиях основными источниками компенсации сокращения предложения труда будут выступать повышение трудовой мобильности населения, повышение уровня производительности труда (на 6,7 % в год в 2011-2015 годах и на 7,5 % в 2016-2020 годах), а также привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики. Целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание условий для эффективного использования квалифицированного труда, развитие эффективной, ориентированной на конечный результат инфраструктуры рынка труда. Выявлению положительных и отрицательных сторон отдельных составляющих рынка труда на долгосрочную перспективу, повышению обоснованности выбора наиболее эффективных мер, будет способствовать внедрение прогнозирования ситуации на рынке труда, в том числе величины и профессионально-квалификационной структуры предложения трудовых ресурсов с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования, а также определение профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в кадрах.

Достижение поставленных целей будет осуществляться посредством  решения следующих задач. Первая - повышение гибкости рынка труда и стимулирования легальной трудовой деятельности:

- поиск и внедрение  инструментов, направленных на достижение баланса между увеличением стоимости труда, прежде всего в секторах с быстро меняющейся структурой производства товаров и услуг, мерами социальной защиты работников и необходимостью обеспечения конкурентоспособности и динамичного развития организаций;

- стимулирование активного  использования современных форм  занятости, не требующих постоянного  присутствия на рабочем месте;

- предоставление более  широких возможностей для трудоустройства  молодежи, внедрение практики стажировок  молодых специалистов;

- эффективное использование  трудового потенциала пожилых  людей, желающих продолжить трудовую  деятельность;

- стимулирование занятости  женщин, имеющих детей, в том  числе на основе использования  гибких форм занятости, не требующих  постоянного присутствия на рабочем месте;

- создание условий  для интеграции в трудовую  деятельность лиц с ограниченными  возможностями и инвалидов;

- повышение уровня  легальной занятости мигрантов  с 26 % в 2006 году до 90 % в 2020 году;

- обеспечение дифференцированного  подхода к привлечению иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров.

Вторая - развитие инфраструктуры рынка труда, обеспечивающей рост занятости  и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов:

- повышение эффективности  работы органов службы занятости  населения. Инновационная экономика  предъявляет новые требования  к работе государственной службы занятости: во-первых, помощь безработным в поиске рабочего места должна строиться на основе новых информационных возможностей, которые возникнут у службы занятости в связи с формированием и поддержкой единой общероссийской информационной базы данных о работниках и рабочих местах; во-вторых, вопросы трудоустройства должны решаться органами государственной службы занятости при более активном взаимодействии с негосударственными службами занятости для повышения эффективности процессов трудоустройства работников; в-третьих, все большее значение будут иметь активные программы на рынке труда, включая программы профессиональной подготовки и переподготовки, в том числе осуществляемые во взаимодействии с негосударственными организациями;

- создание конкурентного рынка оказания услуг безработным гражданам и гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, а также работодателям по подбору кадров;

- развитие информационных  ресурсов в сфере занятости  населения, в том числе обеспечивающих  прямой доступ пользователей;

- создание действенного  механизма информирования населения  о возможностях трудоустройства  в различных регионах Российской  Федерации, прежде всего в рамках  крупных инвестиционных проектов  в рамках частно-государственного  партнерства;

- повышение эффективности  использования трудовых ресурсов  в бюджетной сфере. Повышение  эффективности бюджетной сферы,  повышение качества рабочих мест, зарплаты и эффективности труда  в результате реформ в бюджетной  сфере может в ряде случаев  приводить к высвобождению части трудовых ресурсов из бюджетной сферы. Предоставление дополнительных возможностей для обеспечения профессиональной мобильности с помощью механизмов повышения квалификации, непрерывного обучения и переобучения позволит данным работникам реализовать свой трудовой потенциал в других, прежде всего наиболее динамично развивающихся, секторах экономики;

- усиление значения  программ профессиональной подготовки  и переподготовки, осуществляемых  образовательными учреждениями, отбираемыми  на конкурсной основе, негосударственными организациями.

Третья - создание условий  труда, позволяющих обеспечить сохранение трудоспособности работающих на всем протяжении профессиональной карьеры:

- разработка и реализация  мер по улучшению условий и  охраны труда, снижение рисков смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;

- развитие системы  оценки условий труда с точки  зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека;

- переход от выплаты  компенсаций за особые условия  труда, основанные на статусном  (списочном) подходе к выплате  компенсаций за фактические условия  труда по результатам аттестации  рабочих мест.

Четвертая - формирование прозрачных правил функционирования рынка  труда, регулирования трудовых отношений  и эффективности контроля их исполнения:

- развитие правовой  базы регулирования трудовых  отношений и рынка труда в  условиях усиления конкуренции  на рынке труда и ускорения обновления производства;

- обеспечение соблюдения  установленных норм и правил, повышение эффективности контроля  и надзора за их исполнением;

- координации политики  на рынке труда, включая такие  сферы как заработная плата  и социальная защита работников, на основе механизмов социального партнерства. Такая координация должна быть ориентирована, прежде всего, на защиту интересов и подержание конкурентоспособности наиболее конкурентоспособных в мировой экономике секторов. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений должна стать реальным органом, способствующим развитию механизмов социального партнерства и координации политики на рынке труда.

В результате опережающего сокращения занятости в 90-е годы в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве структура занятости в России приблизилась к структуре занятости в развитых европейских странах в значительно большей степени, чем структура производства или относительный уровень заработной платы. В 2010-2020 годах процесс постепенного приближения к структуре занятости, характерной для развитых стран, продолжится, хотя его интенсивность снизится. С учетом того, что значительная часть российского населения (свыше 25 %) проживает в сельской местности, доля занятых в первичном секторе экономики едва ли сможет снизиться более чем на 3 процентных пункта (с нынешних 10-11 % до 7-8 %). С ростом открытости российской экономики и усилением рыночной конкуренции продолжит терять рабочие места также и вторичный сектор (промышленность, строительство, сельское хозяйство), хотя не так активно, как в 90-е годы. В результате к 2020 г. доля вторичного сектора в обшей численности занятых может предположительно упасть на 3-4 процентных пункта (с нынешних 29% до 25-26 %). Соответственно доля третичного сектора (сферы услуг) может возрасти на 6-7 процентных пунктов, при этом можно ожидать дальнейшего расширения занятости в «рыночных услугах» (за исключением транспорта), при их сокращении в сфере «социальных услуг» (образовании и здравоохранении). В сопоставлении с другими странами в российской экономике существует непропорционально много работников, с одной стороны, с высокой (45% всех занятых), и, с другой стороны, с самой низкой квалификацией (24 %). Две трети российских работников имеют третичное образование - либо высшее (26,3 %), либо среднее специальное (35,7 %). В то же время недостает специалистов среднего уровня квалификации и образования: служащих, занятых подготовкой информации и квалифицированных рабочих. Относительно избыточный образовательный и квалификационный уровень российской экономики показывает значительный нереализованный потенциал повышения эффективности использования существующей рабочей силы, а также потребность в новом качестве профессиональной подготовки и образования, их большего соответствия нынешним и перспективным потребностями рынка труда. Сложившийся в настоящее время и прогнозируемый в долгосрочной перспективе дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы обуславливает устойчивое превышение темпов роста реальной заработной платы над темпами роста производительности труда, а также является препятствием для полного выравнивания уровней заработной платы между социальным, преимущественно бюджетном и частным рыночном секторами экономики. В 2011-2020 годах ожидается среднегодовой рост реальной заработной платы на 8-8,5 % при росте производительности труда в экономике на 6,7-7,5 %. В Концепции не нашла отражения еще одна проблема российского рынка труда. Целью государственной региональной политики провозглашено повышение сбалансированности пространственного развития российской экономики, в том числе уменьшение дифференциации в уровне и качестве жизни населения между регионами и внутри регионов. Одним из принципов региональной политики объявлено эффективное распределение полномочий между уровнями власти, а также между федеральным центром, субъектами федерации и местным самоуправлением. Но как быть с большими ножницами, которые имеются между регионами по уровню безработицы. Еще одна задача Концепции по развитию рынка труда - развитие инфраструктуры рынка труда, обеспечивающей рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов. Сегодня государственное поощрение внутренней трудовой миграции довольно низкое, т.к. государство чрезвычайно скудно помогает внутренним мигрантам. Специалисты службы занятости, например, не понимают, почему соотечественникам, приезжающим по госпрограмме переселения из-за рубежа, предлагаются несравнимо более выгодные условия переселения. Концепция обходит молчанием такое явление, как «утечка мозгов» из России, которая является значительным сдерживающим фактором развития экономики страны. В настоящее время европейские страны, США, Канада и др. принимают меры по привлечению иностранных высококвалифицированных рабочих, специалистов и ученых. По данным экспертов, почти четверть американской индустрии высоких технологий держится на выходцах из России. За 9 месяцев 2007 года на Запад «по служебной необходимости» выехали 1 миллион 100 тысяч россиян. В Финляндию за этот же период отправились 211 тысяч соотечественников, в Германию - 150 тысяч]. Все это лишает российский рынок труда значительного контингента квалифицированной рабочей силы, способной решать поставленные в Концепции задачи по созданию инновационной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Мировая экономика, методическое пособие, под.ред. С.В.Балабановой, Г.Б.Курлаева, М.Д.Кислякова СОП «Полиграф Полиграфович»,2012
  2. Мировая экономика / Учебник, под.ред. А.С.Булатова, 2009
  3. Мировая экономик: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/В.К.Ломакин.-М.:Юнити-Дана,2007
  4. Региональная экономика, под.ред Т.Г.Морозовой,/М,1995
  5. Рынок труда: проблемы и решения, под.ред. А.В.Кошенова, С.С.Сулакшина, А.С.Молчинова/ Научный эксперт, 2008.

 




Информация о работе Мировая экономика