Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:49, контрольная работа
Всемирное хозяйство с точки его отраслевой структуры подразделяется на три сектора: первичный (сельское и лесное хозяйство), вторичный (промышленность) и третичный (услуги). В экономике развитых стран на этапе постиндустриального развития ведущую роль играет сектор услуг (свыше 60% ВВП), а доля промышленности и строительства постепенно снижается; доля первичного сектора достигла, видимо, минимального уровня. В экономике большинства постсоциалистических стран промышленность постепенно теряет ведущую роль, а в новых развитых и новых индустриальных странах ее роль в отраслевой структуре ВВП растет.
Одновременно, высокие темпы роста экономики будут устойчиво способствовать росту спроса на труд, и, следовательно, увеличению стоимости труда. Свой вклад в развитие данной тенденции вносит также высокий уровень квалификации российских работников.
Удорожание трудовых ресурсов и конкуренция
за их наиболее квалифицированную часть
предъявляют новые требования к поиску
механизмов поддержки конкурентоспособности
как отдельных предприятий и отраслей,
так и российской экономики в целом. В
то же время инновационная экономика невозможна
без внятных и прозрачных правил функционирования
рынка труда, за исполнением которых должна
быть налажена действенная система контроля
и надзора. В этих условиях основными источниками
компенсации сокращения предложения труда
будут выступать повышение трудовой мобильности
населения, повышение уровня производительности
труда (на 6,7 % в год в 2011-2015 годах и на 7,5
% в 2016-2020 годах), а также привлечение иностранной
рабочей силы в соответствии с потребностями
экономики. Целью государственной политики
в области развития рынка труда в долгосрочной
перспективе является создание условий
для эффективного использования квалифицированного
труда, развитие эффективной, ориентированной
на конечный результат инфраструктуры
рынка труда. Выявлению положительных
и отрицательных сторон отдельных составляющих
рынка труда на долгосрочную перспективу,
повышению обоснованности выбора наиболее
эффективных мер, будет способствовать
внедрение прогнозирования ситуации на
рынке труда, в том числе величины и профессионально-
Достижение поставленных целей будет осуществляться посредством решения следующих задач. Первая - повышение гибкости рынка труда и стимулирования легальной трудовой деятельности:
- поиск и внедрение инструментов, направленных на достижение баланса между увеличением стоимости труда, прежде всего в секторах с быстро меняющейся структурой производства товаров и услуг, мерами социальной защиты работников и необходимостью обеспечения конкурентоспособности и динамичного развития организаций;
- стимулирование активного
использования современных
- предоставление более
широких возможностей для
- эффективное использование
трудового потенциала пожилых
людей, желающих продолжить
- стимулирование занятости
женщин, имеющих детей, в том
числе на основе использования
гибких форм занятости, не
- создание условий
для интеграции в трудовую
деятельность лиц с
- повышение уровня легальной занятости мигрантов с 26 % в 2006 году до 90 % в 2020 году;
- обеспечение
Вторая - развитие инфраструктуры рынка труда, обеспечивающей рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов:
- повышение эффективности
работы органов службы
- создание конкурентного рынка оказания услуг безработным гражданам и гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, а также работодателям по подбору кадров;
- развитие информационных
ресурсов в сфере занятости
населения, в том числе
- создание действенного
механизма информирования
- повышение эффективности
использования трудовых
- усиление значения
программ профессиональной
Третья - создание условий труда, позволяющих обеспечить сохранение трудоспособности работающих на всем протяжении профессиональной карьеры:
- разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижение рисков смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;
- развитие системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека;
- переход от выплаты
компенсаций за особые условия
труда, основанные на
Четвертая - формирование прозрачных правил функционирования рынка труда, регулирования трудовых отношений и эффективности контроля их исполнения:
- развитие правовой базы регулирования трудовых отношений и рынка труда в условиях усиления конкуренции на рынке труда и ускорения обновления производства;
- обеспечение соблюдения
установленных норм и правил,
повышение эффективности
- координации политики на рынке труда, включая такие сферы как заработная плата и социальная защита работников, на основе механизмов социального партнерства. Такая координация должна быть ориентирована, прежде всего, на защиту интересов и подержание конкурентоспособности наиболее конкурентоспособных в мировой экономике секторов. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений должна стать реальным органом, способствующим развитию механизмов социального партнерства и координации политики на рынке труда.
В результате опережающего сокращения занятости в 90-е годы в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве структура занятости в России приблизилась к структуре занятости в развитых европейских странах в значительно большей степени, чем структура производства или относительный уровень заработной платы. В 2010-2020 годах процесс постепенного приближения к структуре занятости, характерной для развитых стран, продолжится, хотя его интенсивность снизится. С учетом того, что значительная часть российского населения (свыше 25 %) проживает в сельской местности, доля занятых в первичном секторе экономики едва ли сможет снизиться более чем на 3 процентных пункта (с нынешних 10-11 % до 7-8 %). С ростом открытости российской экономики и усилением рыночной конкуренции продолжит терять рабочие места также и вторичный сектор (промышленность, строительство, сельское хозяйство), хотя не так активно, как в 90-е годы. В результате к 2020 г. доля вторичного сектора в обшей численности занятых может предположительно упасть на 3-4 процентных пункта (с нынешних 29% до 25-26 %). Соответственно доля третичного сектора (сферы услуг) может возрасти на 6-7 процентных пунктов, при этом можно ожидать дальнейшего расширения занятости в «рыночных услугах» (за исключением транспорта), при их сокращении в сфере «социальных услуг» (образовании и здравоохранении). В сопоставлении с другими странами в российской экономике существует непропорционально много работников, с одной стороны, с высокой (45% всех занятых), и, с другой стороны, с самой низкой квалификацией (24 %). Две трети российских работников имеют третичное образование - либо высшее (26,3 %), либо среднее специальное (35,7 %). В то же время недостает специалистов среднего уровня квалификации и образования: служащих, занятых подготовкой информации и квалифицированных рабочих. Относительно избыточный образовательный и квалификационный уровень российской экономики показывает значительный нереализованный потенциал повышения эффективности использования существующей рабочей силы, а также потребность в новом качестве профессиональной подготовки и образования, их большего соответствия нынешним и перспективным потребностями рынка труда. Сложившийся в настоящее время и прогнозируемый в долгосрочной перспективе дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы обуславливает устойчивое превышение темпов роста реальной заработной платы над темпами роста производительности труда, а также является препятствием для полного выравнивания уровней заработной платы между социальным, преимущественно бюджетном и частным рыночном секторами экономики. В 2011-2020 годах ожидается среднегодовой рост реальной заработной платы на 8-8,5 % при росте производительности труда в экономике на 6,7-7,5 %. В Концепции не нашла отражения еще одна проблема российского рынка труда. Целью государственной региональной политики провозглашено повышение сбалансированности пространственного развития российской экономики, в том числе уменьшение дифференциации в уровне и качестве жизни населения между регионами и внутри регионов. Одним из принципов региональной политики объявлено эффективное распределение полномочий между уровнями власти, а также между федеральным центром, субъектами федерации и местным самоуправлением. Но как быть с большими ножницами, которые имеются между регионами по уровню безработицы. Еще одна задача Концепции по развитию рынка труда - развитие инфраструктуры рынка труда, обеспечивающей рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов. Сегодня государственное поощрение внутренней трудовой миграции довольно низкое, т.к. государство чрезвычайно скудно помогает внутренним мигрантам. Специалисты службы занятости, например, не понимают, почему соотечественникам, приезжающим по госпрограмме переселения из-за рубежа, предлагаются несравнимо более выгодные условия переселения. Концепция обходит молчанием такое явление, как «утечка мозгов» из России, которая является значительным сдерживающим фактором развития экономики страны. В настоящее время европейские страны, США, Канада и др. принимают меры по привлечению иностранных высококвалифицированных рабочих, специалистов и ученых. По данным экспертов, почти четверть американской индустрии высоких технологий держится на выходцах из России. За 9 месяцев 2007 года на Запад «по служебной необходимости» выехали 1 миллион 100 тысяч россиян. В Финляндию за этот же период отправились 211 тысяч соотечественников, в Германию - 150 тысяч]. Все это лишает российский рынок труда значительного контингента квалифицированной рабочей силы, способной решать поставленные в Концепции задачи по созданию инновационной экономики.
Список используемой литературы: