Мировой финансовый кризис: история, причины. Кризис в разных государствах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 13:42, доклад

Описание работы

Мировой финансовый кризис – одна из самых серьезных проблем, которая волнует человечество с прошлого года. Эта беда коснулась практически каждого из нас. Уменьшение прибыли, лишение места работы, рост цен, задержка заработной платы, стипендии, пенсии, безработица… Люди просто в панике! Слово «кризис» звучит повсюду. В газетах можно прочесть ужасающие заметки о том, что какой-то предприниматель покончил жизнь самоубийством, так как не мог прокормить свою семью… К сожалению, такие случаи нередки.

Файлы: 1 файл

Мировой финансовый кризис история, причины. Кризис в разных государствах.docx

— 75.15 Кб (Скачать файл)

Мировой финансовый кризис: история, причины. Кризис в разных государствах

Мировой финансовый кризис – одна из самых серьезных проблем, которая  волнует человечество с прошлого года. Эта беда коснулась практически  каждого из нас. Уменьшение прибыли, лишение места работы, рост цен, задержка заработной платы, стипендии, пенсии, безработица… Люди просто в панике! Слово «кризис» звучит повсюду. В газетах можно  прочесть ужасающие заметки о  том, что какой-то предприниматель  покончил жизнь самоубийством, так  как не мог прокормить свою семью… К сожалению, такие случаи нередки.

Какова же история и причины  такого негативного явления, как  кризис?

 

Финансовый кризис 2008 года характеризуется  ухудшением главных экономических  показателей почти во всех странах  мира. Его предшественник, ипотечный  кризис в Соединенных Штатах Америки, проявился в 2006 году. Тогдашняя ситуация началась с уменьшения количества продажи  домов. Затем, уже в 2007 году, эта проблема переросла в кредитный кризис. Кредит на практически любой товар  мог получить каждый желающий. Чрезвычайно  много людей стало пользоваться услугой покупок «в рассрочку». Тогда  это казалось выгодным предложением. Отсутствие контроля над количеством  кредитов привело к глобализации проблемы и финансовому кризису. Что потом? Прошло еще немного  времени, и финансовый кризис США  принял мировые масштабы.

 

Эксперты называют такие причины  мирового экономического кризиса:

- общая цикличность развития  экономики;

- «перегрев» рынка кредитов, а,  следовательно, ипотечный кризис;

- большие цены на сырье;

- воплощение в жизнь ненадежных  финансовых методик ( в частности, кредитные дефолтные свопы ).

 

Постараемся вкратце рассказать о  том, как финансовый кризис повлиял  на экономику различных стран.

Франция в результате падения фондового  рынка понесла убытки в размере 5 миллиардов евро. И это только официальные  данные!

В Дании, Латвии, Эстонии отмечается заметное падение значения валового внутреннего продукта за время финансового  кризиса.

Ирландия стала первым членом европейской  зоны, который вошел в рецессию

В результате кризиса показатели безработицы  в Испании возросли на 10 процентов. Замечено значительное уменьшение производства. Также сильно снизился спрос на автомобили.

Немецкая экономика пострадала в области розничных продаж, объем  которых заметно снизился.

В Китае мировой финансовый кризис тоже оставил свой отпечаток. И хотя там проходит усердная борьба с данным явлением, убытки страна понесла немалые.

В Российской Федерации произошло  уменьшение золотовалютных резервов на 10 процентов. Кризис привел к сильнейшему  спаду производства.

Валовой внутренний продукт Японии упал на 12 процентов! Страховые компании утопают в долгах.

Финансовый кризис в Украине  приобрел необыкновенно страшные обороты. Валовой внутренний продукт снизился практически на одну пятую, отмечаются сильные проблемы производства. Массовые увольнения, задержка зарплаты… И это далеко не все.

Существует много прогнозов  касаемо мирового финансового кризиса. Кто-то считает, что его конец  наступит уже через несколько  месяцев. Другие специалисты уверены, что для решения всех вопросов понадобятся целые десятилетия!

Таким образом, финансовый кризис в  мире – очень серьезная проблема. Странам нужно действительно  постараться, чтобы его проявления были минимализированы.

 

О Швеции

Швеция является одним из крупнейших европейских государств; географическая особенность страны – это большая  вытянутость с севера на юг, что  обуславливает разделение на экономические  зоны и неравномерную плотность  населения. Из 8,9 млн. жителей Швеции 85% живут в южных районах страны. В Северной Швеции, имеющей тысячекилометровую протяженность с севера на юг, живет  всего один миллион человек –  в основном, вдоль побережья. В  примыкающих в норвежской границе  внутренних горных районах преобладают  такие отрасли, как туризм и лесное хозяйство. 
Наибольшая плотность населения характерна для трех регионов: столицы – Стокгольма (с пригородами - 1,8 млн. жителей), города Готенбурга (470 тысяч жителей) и города Мальмо (262 тысячи жителей). 
Половина площади Швеции покрыта лесами; для сельского хозяйства используется менее 10% земель. 
В Северной Швеции доминируют такие отрасли, как горная промышленность, металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность. В Центральной, Южной и Западной Швеции преобладает машиностроение. В городах Стокгольм и Упсала доминирующее значение имеет сфера услуг, в частности, услуги связи и информационные технологии, а также фармацевтическая промышленность. Стокгольм является финансовым центром страны. Сельское хозяйство и пищевая промышленность сосредоточены на юге страны, отличающемся более благоприятными природными условиями. 
Швеция является конституционной монархией с многопартийной парламентской системой. С 1973 года шведский престол занимает Король Карл XVI Густав. Парламент состоит из одной палаты с 349 депутатами, избираемыми в ходе прямых пропорциональных выборов на 4 года. Исполнительная власть сосредоточена в руках Кабинета, состоящего из премьер-министра и около 20 министров. В настоящее время правящей партией является Социально-демократическая партия. 
1 января 1995 года Швеция вступила в Европейский Союз. Она участвует в Шенгенском соглашении. Норвегия и Исландия, не состоящие в ЕС, также участвуют в Шенгенском соглашении, дабы обеспечить единство скандинавского безвизового пространства. Швеция участвует в ВТО. 
Экономика Швеции характеризуется равномерным распределением национального дохода и сочетает основные принципы свободного рынка и развитой системы социального обеспечения.  
Экономический спад начала 90-х годов привел к резкому увеличению безработицы, государственного долга и бюджетного дефицита в государственном секторе. Упорядочение государственных финансов и введение политики низкого уровня инфляции, а также развитие отраслей связи и информационных технологий позволили добиться высоких темпов экономического роста во второй половине 90-х годов. Пик был достигнут в 2000 году; после этого на шведской экономике начал сказываться фактор общемирового экономического спада. Рост объема шведского экспорта сдерживается невысоким спросом на автомобили и технологии связи на зарубежных рынках, а также снижением темпов экономического роста в еврозоне.  
Предельная ставка налога в Швеции составляет 55% (ранее – 72%). 
Фактические ставки корпоративных налогов относительно невысоки; законодательство предусматривает значительные налоговые льготы на амортизацию оборудования и производственных помещений. В то же время, взносы на цели социального страхования увеличивают на треть расходы работодателей на оплату труда работников. 
НДС имеет три ставки: общая ставка составляет 25%, для продуктов питания, внутренних транспортных услуг и ряда услуг, связанных с туризмом, - 12%. Ставка 6% применяется в отношении газетной и иной печатной продукции, спортивных товаров и услуг.

 

Эволюция шведской модели  

 

Термин "шведская модель" возник в связи со становлением Швеции как  одного из самых развитых в социально-экономическом  отношении государств в конце 60-х годов, когда стало отмечаться успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот имидж успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире. Шведская модель отождествлялась с наиболее развитой формой государства благосостояния.

Однако этот термин использовался  в различных значениях и имел разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывалось. С  одной стороны, отмечался смешанный  характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное  регулирование, преобладание частной  собственности в сфере производства и обобществление в сфере потребления.

Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между  трудом и капиталом. В течение  многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области  заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих  лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между  различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходил из того, что в  шведской экономической политике явно выделялись две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно  большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность), занимающийся аккумуляцией и перераспределением значительных денежных средств на социальные и экономические цели, рассматриваются как результаты этой политики.

Экономисты определяют шведскую модель как модель, сочетающую полную занятость (т.е. уровень официальной безработицы  ниже 2% самодеятельного населения) и стабильность цен путем проведения рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений. Эта модель была представлена профсоюзными экономистами в начале 50-х годов и в определенной степени была использована социал-демократическими правительствами.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель – модель социально-экономического развития - это весь комплекс социально-экономических  и политических реалий в стране с  ее высоким уровнем жизни и  широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие "шведская модель" не имеет однозначного толкования.

Основными целями модели в течение  длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование объясняется уникальной силой шведского рабочего движения. С 1932 г. по настоящее время (за исключением 1976-1982 и 1991-1994 гг.) у власти находилась Социал-демократическая рабочая  партия Швеции (СДРПШ). В течение  десятилетий с СДРПШ тесно  сотрудничало Центральное объединение  профсоюзов Швеции, что усиливало  реформистское рабочее движение в стране. Кроме того, шведская модель базировалась на духе компромисса и  взаимной сдержанности между рабочим  движением (профсоюзами и социал-демократами), с одной стороны, и крупными компаниями в шведской промышленности, с другой. Этот дух гармонии основывался на осознании того, что маленькая Швеция может выжить в большом мире с жесткой конкуренцией только при объединении усилий всех сторон.

Среди общих условий создания шведской модели, существующих и в других развитых странах Запада, можно выделить политическую демократию, частную собственность, основные принципы рыночной экономики  и независимые от правительства  профсоюзы и объединения предпринимателей.

К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести  неизменный внешнеполитический нейтралитет  с 1814 г., неучастие в двух мировых  войнах, рекордное по продолжительности  пребывание у власти Социал-демократической  рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новой  формации, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные  и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем  движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон, практика социального консенсуса.

Можно отметить и несколько национальных черт характера: рационализм, самодисциплина, тщательное исследование подходов к  решению проблем, поиск консенсуса и способность избегать конфликтов.

В послевоенный период развитию Швеции благоприятствовали многочисленные факторы: сохранение своего промышленного потенциала в условиях нейтралитета, устойчивый спрос на экспортную продукцию, квалифицированная  рабочая сила, высокоорганизованное и однородное в этническом плане  общество и политическая система, где  доминировала одна крупная партия, которая проводила прагматическую линию и формировала сильное  правительство. При таких благоприятных  условиях в период относительно высоких  темпов экономического роста (3-5% в год) с конца 40-х до конца 60-х годов  происходил рост частного сектора и повышалось благосостояние населения.

В этих условиях росла популярность Швеции, но скорее не самой реальной модели, а ее романтического имиджа, который служил не только потребностям самих создателей модели, но и способствовал  интересам шведов и тех, кто восхищался ее успехами за границей. Либералы, социал-демократы  и различные реформаторы во многих странах мира указывали на Швецию как пример успеха демократических  социальных реформ. Для шведов это  была своего рода реклама, позволившая  усилить политическое и экономическое  влияние страны в мире.

С 50-х годов успешное экономическое  развитие ассоциируется со шведской моделью, которая так никогда  и не получила точного определения. Эта модель была воспета апологетами  государства благосостояния и стала  наилучшей альтернативой социализму с его тоталитарными порядками  или либерализму с его социальными  недостатками. Ее политическая система  была основана на широком консенсусе главных политических партий под  руководством социал-демократов. Постепенно в Швеции была создана комплексная система, которая покоилась на крупном государственном секторе, высокой степени гражданского доверия, замкнутом круге частных заинтересованных групп, вовлеченных в принятие государственных решений, доверии к социальным реформам, равномерном распределении национального дохода, добровольном мире на рынке труда (так называемый дух Сальтшебадена) и низкой безработице - в дополнение к демократии, процветанию и социальному обеспечению.

Успешное функционирование модели зависело от динамики цен, конкурентоспособности  шведской промышленности и экономического роста. Ведь инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, модель должна была использовать такие методы поддержания полной занятости, которые не приводили к инфляции издержек и противоположному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

Шведская модель предусматривала  активную роль государства. Воплощение в жизнь шведской модели было заслугой социал-демократов, делавших ставку на повышение жизненного уровня посредством  постепенных реформ в рамках капитализма  при прагматическом отношении как к целям, так и к средствам их достижения с учетом практической целесообразности и трезвого учета реальных возможностей.

После того, как в начале 50-х годов  основы шведской модели были сформулированы в профсоюзном движении, они затем  стали стержнем экономической политики социал-демократов. Главный принцип  этой политики гласил: нет причин для  социализации средств производства и отказа от выгод эффективной рыночной системы производства ради идеологических постулатов. Прагматичность этой политики заключалась в том, что "незачем резать курицу, несущую золотые яйца".

Информация о работе Мировой финансовый кризис: история, причины. Кризис в разных государствах