Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 13:42, доклад
Мировой финансовый кризис – одна из самых серьезных проблем, которая волнует человечество с прошлого года. Эта беда коснулась практически каждого из нас. Уменьшение прибыли, лишение места работы, рост цен, задержка заработной платы, стипендии, пенсии, безработица… Люди просто в панике! Слово «кризис» звучит повсюду. В газетах можно прочесть ужасающие заметки о том, что какой-то предприниматель покончил жизнь самоубийством, так как не мог прокормить свою семью… К сожалению, такие случаи нередки.
Шведская модель исходила из положения,
что децентрализованная рыночная система
производства эффективна, государство
не вмешивается в производственную
деятельность фирм, а активная политика
на рынке труда должна свести к
минимуму социальные издержки рыночной
экономики. Смысл состоял в максимальном
росте производства частного сектора
и очень широком
Это привело к очень большой
роли государства в Швеции в распределении,
потреблении и
Каковы же результаты шведской модели?
Неоспорим был успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период вплоть до 90-х годов, в том числе и с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых стран Запада.
Были определенные достижения и
в длительной борьбе в области
выравнивания. Полная занятость сама
по себе важный фактор выравнивания: общество
с полной занятостью избегает различий
в доходах и жизненном уровне,
проистекающих из массовой безработицы,
поскольку долгосрочная безработица
ведет к потерям в доходах.
Доходы и жизненный уровень
Меньших успехов Швеция добилась в других областях: цены росли быстрее, чем в большинстве развитых стран, ВВП с 70-х годов увеличивался медленнее, чем в ряде стран Западной Европы, производительность труда росла слабо. Таким образом, инфляция и относительно скромный экономический рост являлись определенной ценой, уплаченной за полную занятость и политику равенства.
Нежелание правительства применять рестриктивные налоговые и денежные меры в периоды высокой конъюнктуры стало причиной неудач в поддержании экономической стабильности. Особенно это проявилось с середины 80-х годов, когда социал-демократическое правительство допустило слишком высокие прибыли, превышение роста спроса и инфляционный рост издержек. Призывы к профсоюзам спасать экономику путем ограничения роста зарплаты - это тот самый метод, который в более ранних вариантах шведской модели считался бесполезным. Но были и другие факторы, угрожавшие шведской модели.
Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. До 80-х годов эти трудности не проявлялись в виде серьезной угрозы модели в целом. Но возникли проблемы в сфере политики. Социал-демократы имели правительство, опиравшееся на меньшинство в риксдаге, и позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало необходимость более сильной налоговой политики, но не находило поддержки этому в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания правительства у власти до 1994 г. был коротким: общенациональные выборы проходили через три года, и правительству требовались твердость и политическое мужество при сдерживании высокой конъюнктуры.
Неотъемлемую часть шведской модели
составляли централизованные переговоры
о зарплате между ЦОПШ и САФ. Политика
солидарности в области зарплаты
была для профсоюзов руководящим
принципом, а предприниматели в
течение длительного времени
не могли противостоять стремлению
профсоюзов к выравниванию доходов.
За централизованными переговорами
следовало заключение коллективных
договоров на местном уровне, где
выравнивающее воздействие
В середине 80-х годов предприниматели
устранились от общенациональных централизованных
переговоров и заставили
Высокие темпы скольжения зарплаты, системы деления прибылей, опционы и дополнительные льготы и привилегии свидетельствовали о том, что политика солидарности в области зарплаты перестала соответствовать требованиям рынка. В этом было и определенное упущение профсоюзов. Ведь еще в 1951 г., при введении политики солидарности в области зарплаты, было одновременно отмечено, что профсоюзное движение должно найти общепринятые нормы различий в зарплате. Все попытки найти такую систему оценки труда не привели к успеху. Пока это не сделано, предприниматели, используя силы рынка, будут обходить профсоюзы и ослаблять их позиции в процессе формирования зарплаты.
В свое время успешное функционирование шведской модели зависело от ряда внутренних и международных факторов. Главной и наиболее важной предпосылкой были высокие и постоянные темпы экономического роста, которые позволяли расширять личное и государственное потребление. Второй предпосылкой была полная занятость и то обстоятельство, что государство должно было предоставлять социальное обеспечение лишь очень незначительной части граждан. Поэтому система благосостояния могла финансироваться путем налогообложения. Третья предпосылка состояла в том, что на рынке труда люди были заняты на постоянной основе в течение всего рабочего дня. Эти предпосылки сохранялись с середины 50-х годов до середины 70-х годов.
Когда эти факторы стали меняться,
то неизбежно модель должна была адаптироваться
к новым условиям. С середины 70-х
годов в связи с обострением
конкурентной борьбы на внешних рынках
и глубоким кризисом производства экономическое
положение страны заметно осложнилось.
При этом некоторые отрасли
Во второй раз о кризисе и
крахе шведской модели иностранные
и местные аналитики заговорили
с начала 90-х годов, когда в
стране возникли новые острые социальные,
экономические и политические проблемы.
Государственный сектор, который
был эффективным в 50-х и 60-х
годах, оказался в состоянии перманентного
кризиса. Безработица достигла 13% - исключительно
высокого показателя по шведским стандартам.
Участились забастовки. Размер национального
долга приблизился к объему годового
ВВП, а дефицит государственного
бюджета достиг 11%. Возникли и сильные
противоречия между ранее едиными
профсоюзами и социал-
К середине 90-х годов, когда социал-демократы вновь вернулись к власти, изменилось и положение в шведском обществе. В результате значительного снижения удельного веса промышленности в экономике Швеция стала страной преимущественно среднего класса, а социал-демократы - партией скорее "белых воротничков", чем рабочих, что и привело к обострению их ранее тесных отношений с профсоюзами рабочих.
С 70-х годов усилилось
Шведская модель, по крайней мере в ее идеализированной форме, предполагала существование общества с высокой степенью этнической и религиозной однородности, высокоорганизованной системой во главе с политической и экономической элитой и значительной долей граждан, следующих за этой элитой. В настоящее время население стало намного менее однородным. Значительная послевоенная иммиграция рабочих, прежде всего из европейских стран, за которой последовала весьма крупная иммиграция в поисках политического убежища, в основном из неевропейских стран, привела к появлению проблем ассимиляции и усилила скрытую ксенофобию в шведском обществе.
Очевидно, что сохранять контроль за развитием событий легче при ограниченном числе лиц, осуществляющих такой контроль. Уже в конце 60-х годов появились первые поползновения на эту власть в виде требования новых левых усилить борьбу с бюрократизацией общества и усилить основы демократии. Возникли и первые социальные конфликты, самым значительным проявлением которых стала забастовка на горных разработках "ЛКАБ" в Кируне. Затем появились и другие знаки ослабления консенсуса, например, расхождения по вопросам использования ядерной энергии, а затем членства в ЕС, для чего использовались редко проводимые референдумы. Дальнейшим знаком перемен в настроениях электората стало появление в риксдаге представителей от партии зеленых в 1988 г. (впервые за 70 лет появилась новая шестая партия в парламенте) и откровенно популистской партии "Новая демократия" в 1991 г.
Наконец - и это было вероятно наиболее существенным моментом - шведская модель предполагала существование внутренней "арены", которая была бы в значительной степени ограждена от внешних воздействий и тенденций, что позволяло бы шведской элите осуществлять контроль за основными направлениями внутренней экономической политики. За последние два десятилетия ситуация коренным образом изменилась. Интернационализация хозяйственной жизни, появление крупных европейских группировок типа ЕС и революционные перемены в глобальных средствах связи навсегда похоронили иллюзию о том, что так называемое суверенное государство может в настоящее время осуществлять полный контроль за выполнением своих политических решений. Жестокая реальность состоит в том, что резко сократилось пространство для политических и экономических маневров внутри страны в результате воздействия извне в виде колебаний валютных курсов, изменений в мировой экономической конъюнктуре, потоков капиталов, передачи информации по факсу или интернету или решений брюссельской евробюрократии.
Как только шведская модель в ее классическом
варианте стала давать сбои, правительство
стало предпринимать различные
меры по "ремонту" модели. Большинство
этих мер были временными импровизациями.
Однако девальвации кроны, рост занятости
в государственном секторе и
пакеты антикризисных мер не могли
реально сократить дефицит
Многие из недостатков, которые обозреватели стали отмечать в 80-х и 90-х годах, были ничем иным, как итогом преувеличенных ожиданий, окружавших в течение длительного времени шведскую модель: как правило, чем больше ожидания, тем глубже разочарования.
Что же можно взять из опыта шведской модели? Некоторые аналитики считают, что шведский опыт и методы можно легко экспортировать и использовать в других странах. Однако механически перенести на чужую почву даже самый прогрессивный опыт очень трудно. Каждая страна имеет свои собственные традиции, историю и институциональные структуры, и многое из того, что привлекает внимание в шведском обществе, основано на специфических традициях и институтах, появившихся очень давно.
И все же некоторую пользу на примере
шведской модели можно извлечь и
для других стран. Во-первых, учеба
на чужих ошибках. Так, шведское правительство
несколько раз повторяло
Во-вторых, опыт активной политики на
рынке труда - важнейшей части
шведской модели - может использоваться
другими странами, а именно: лучше
проводить переподготовку безработных
и возвращать их к труду, в частности
путем предоставления субсидий для
переезда к вакантному рабочему месту,
чем тратить огромные суммы на
пособия безработным в качестве
компенсации за потерянные доходы.
Кроме неблагоприятных
Информация о работе Мировой финансовый кризис: история, причины. Кризис в разных государствах