Мировой рынок услуг, состав и ее структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:58, контрольная работа

Описание работы

Как известно, в последние годы наблюдается тенденция повышения роли услуг, причем рост сферы услуг опережает рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 - 74% мирового ВВП (что значительно больше доли товарной торговли), а также 63 - 75% общей численности занятых, кроме того, она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д. Причем ни в одной стране, где это происходит, подобная тенденция не оценивается негативно.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...………………3
1. Мировой рынок услуг, состав и ее структура………………….…………….4
2. Виды международных услуг и сферы их реализации……………..…………7
3. Специфика международной торговли услугами…………………………..…8
4 Внешняя торговля услугами, некоторые проблемы развития и совершенствование нормативной базы в сфере услуг в России ………………9
Заключение…………………………………………………………………….…13
Список использованных источников…………………………………………...14

Файлы: 1 файл

vneshneek_deyat.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………...………………3

1. Мировой рынок услуг, состав и ее структура………………….…………….4

2. Виды международных услуг и сферы их реализации……………..…………7

3. Специфика международной  торговли услугами…………………………..…8

4 Внешняя торговля услугами, некоторые проблемы развития и совершенствование нормативной базы в сфере услуг в России ………………9

Заключение…………………………………………………………………….…13

Список использованных источников…………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние годы все  острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.

Как известно, в последние  годы наблюдается тенденция повышения роли услуг, причем рост сферы услуг опережает рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 - 74% мирового ВВП (что значительно больше доли товарной торговли), а также 63 - 75% общей численности занятых, кроме того, она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д. Причем ни в одной стране, где это происходит, подобная тенденция не оценивается негативно.

Итак, можно сказать, что  на протяжении двух последних десятилетий  сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся  секторов мировой экономики. Поэтому  эта тема приобретает сегодня  такую актуальность.

Цель данной работы рассмотреть состав и структуру мирового рынка услуг, его специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия.

 

 

 

 

1. Мировой рынок услуг, состав и ее структура.

 

Современная международная торговля услугами быстро расширяется, оказывая все более существенное влияние на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом: приобретает растущее значение в социальной жизни всех стран. Этот процесс является объективным следствием все возрастающих потребностей научно-технического прогресса и дальнейшего углубления разделения труда. Термин «международная торговля услугами» охватывает международный обмен многими видами услуг, каждая из которых обладает конкретными особенностями. Однако при всей многоликости международной торговли услугами в обмене услугами просматривается целый ряд общих закономерностей и тенденций, характерных для этой сферы международной торговли.

Вот, что об этом говорит статистика:

Таблица 1

Годовые темпы роста мировых показателей ВВП,

Экспорт товаров и услуг (%) 

 

Показатели

1985

1990

1995

1996

2000

 

ВВП

2,0

2,7

2,1

2,6

2,5

 

Экспорт товаров

0,1

19,4

19,7

2,6

13,0

 

Экспорт услуг

2,5

20,8

13,5

5,0

6,0

 
             

Мировой рынок услуг  состоит из множества более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. В услуги обычно включают транспорт, связь, торговлю, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки, бытовые жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, культуру и искусство, а также инженерно-консультационные услуги, информационные и вычислительные, рекламу, юридические, биржевые и посреднические услуги, операции с недвижимостью и в области аренды оборудования, услуги по изучению рынков и контролю за качеством: предпродажный и послепродажный сервис, техническое обслуживание, деятельность государственных учреждений, организаций и ведомств. В ряде стран к услугам причисляют и строительство. Следует иметь в виду, что в России строительство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, розничная торговля, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовка, производственные виды бытового обслуживания включаются статистикой в сферу материального производства.

Мировая статистика свидетельствует  о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства, что видно из данных таблицы 2. Общий объем всех видов услуг составил около 35% общей величины мирового экспорта, причем в 1998 году эта величина, по приблизительным подсчетам, увеличилась еще на 30%. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь - восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта.

Среди причин, стимулирующих  быстрое возрастание мирового рынка  услуг, выделяются следующие :

· зрелая экономика и  высокий уровень жизни повышают спрос на услуги;

· развитие всех видов  транспорта стимулирует международную  мобильность как предпринимателей, так и населения;

· новые формы связи, в том числе спутники, иногда позволяют  заменить личные контакты продавцов  и покупателей;

· ускорившийся процесс  расширения и углубления международного разделения труда, что ведет к  образованию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной сфере.

Географическое распределение  торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на которые приходится 2/мирового экспорта услуг и более 50% импорта. При этом на 4 страны - США, Великобританию, Германию и Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.

Для развивающихся стран  характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами (они экспортируют примерно 10% и импортируют 20% всех услуг). Это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма. Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.

Рассматривая в этом плане Россию, другие страны СНГ и Балтии, необходимо отметить, что хотя они и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база так же, как и недостатки хозяйственного механизма. Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.

 

 

 

2. Виды международных услуг и сферы их реализации

 

Сложность с созданием  термина «услуга» привела к поиску нового решения, необходимого для практических целей: ведения переговоров, создания базы данных о видах услуг и  барьерах на пути торговли услугами. Поэтому  был создан Классификатор видов  деятельности, которые могут рассматриваться как услуги. Классификационная схема различных видов услуг была разработана в ходе Уругвайского раунда. Этот Классификатор услуг включает около 160 обобщенных видов услуг, разделенных на 12 крупных разделов:

1. Деловые услуги - 46 групп

2. Телекоммуникационные услуги - 25 групп

3. Строительные и инжиниринговые услуги - 5 групп

4. Дистрибьюторские услуги - 5 групп

5. Образование - 5 групп

6. Финансовые услуги, включая страхование - 17 групп

7. Услуги по защите окружающей среды - 4 группы

8. Услуги по охране здоровья и здравоохранения - 4 групп

9. Туризм - 4 групп

10. Спорт - 5 групп

11. Транспортные услуги - 33 групп

12. Прочие

В Классификаторе услуг ВТО в  качестве главного классификационного признака используется деловое назначение услуги. В силу этого Классификатор услуг может быть использован для торговых переговоров и подготовки конкретных предложений и перечней уступок в сфере услуг.

 

 

 

 

3. Специфика международной торговли услугами.

 

Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами.

Во-первых, услуги в отличие от товаров  производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг  базируется на прямых контактах между  производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.

Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует  с торговлей товарами и оказывает  на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).

В-третьих, сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной  конкуренции, чем сфера материального  производства. Более того, транспорт  и связь, финансовые и страховые  услуги, наука во многих странах  традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.

В-четвертых, не все виды услуг, в  отличие от товаров, пригодны для  широкого вовлечения в международный  хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые услуги).

4.Внешняя торговля услугами и некоторые проблемы развития и совершенствования нормативной базы в сфере услуг в России

 

Россия входит в число 30 экспортеров и в «двадцатку»  мировых импортеров услуг.

Позиции России на мировом  рынке услуг значительно уступают ее позициям на рынке товаров. Баланс ее международного обмена услугами в  последние годы складывается с дефицитом. Однако доля услуг в российской внешней  торговле растет, и в перспективе  экспорт услуг может занять существенное место в экономике страны.

Внешняя торговля России в сфере услуг, отражаемая в платежном  балансе страны, как свидетельствуют  данные за 1999 г., развивалась несколько  более благоприятно, чем в предшествовавшие годы, но не во всех секторах этой сферы. В частности, значительно уменьшилось отрицательное сальдо в обмене услугами, и увеличились экспортные операции в целом, особенно со странами дальнего зарубежья; вместе с тем фактически на прежнем уровне сохранились экспортные поступления от предоставления туристических и транспортных услуг, являющихся основными позициями в торговле России услугами. Доля услуг в российском экспорте растет, в 1998 г. она составила 17% суммы вывоза товаров и услуг. В импорте эта доля составила 28%.

Отрицательное сальдо баланса услуг в 1997 г. составило 5,2 млрд. долл. против 5,7 млрд. долл. в предыдущем году. Экспорт услуг в 1997 г. достиг 13,5 млрд. долл. В 1998 и 1999 гг. отрицательное сальдо баланса обмена услугами составляло примерно 2 млрд. долл. в год.

Сохраняет свое место  российский экспорт транспортных услуг, причем в отношении со странами как  дальнего, так и ближнего зарубежья. Среди этих услуг наибольшее значение в российском экспорте занимают услуги воздушного и водного транспорта (соответственно 45 и 32%); положительное сальдо по статье «водный транспорт» уменьшилось почти втрое в связи с сокращением экспорта товаров и утратой отечественными перевозчиками позиций на мировом фрахтовом рынке. Обращает на себя внимание увеличение экспорта услуг в области связи. Среди других динамично развивающихся секторов сферы услуг следует выделить «роялти и лицензионные платежи».

Динамика экспорта и  импорта услуг определяется главным  образом изменениями по статьям  «поездки» и «транспорт». Они  составляют почти 3/4 объема торговли услугами в России.

В структуре российского  экспорта услуг практически отсутствуют  маркетинговые, управленческие, консалтинговые, аудиторские, компьютерные услуги. Слабо  представлены финансовые услуги. Строительные услуги неконкурентоспособны, в связи с низким качеством, устаревшей технологией и сроками выполнения.

Информация о работе Мировой рынок услуг, состав и ее структура