Мировой рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.
На развитие сферы услуг большое влияние оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие мировой торговли услугами и ее значение 4
2. Динамика и структура мировой торговли услугами 9
3. Россия на мировом рынке услуг 17
Заключение 22
Список литературы 23
Приложение

Файлы: 1 файл

План.docx

— 56.77 Кб (Скачать файл)

 В динамичное  ядро рассматриваемой сферы во  многих странах входят также  связь и телекоммуникации.[13] В  первую десятку стран, которые  имеют наиболее развитые системы  связи и телекоммуникаций, отвечающие  мировым стандартам, входят Сингапур, Новая Зеландия, Финляндия, Дания,  США, Гонконг, Швеция, Турция, Норвегия, Канада.  

 В настоящее  время также динамично развиваются  кредитно-финансовые и страховые  услуги. Мировой опыт показывает, что страхование – это эффективный  инструмент концентрации и вовлечения  в хозяйственную деятельность  средств корпоративных организаций  и частных лиц, оказывающий  стабилизирующее воздействие на  экономику. В промышленно развитых  странах отношение к рынку  страховых услуг определяется  как к стратегическому сектору  экономики  и мощному фактору положительного воздействия на нее. Наиболее развитой страной в отношении рынка страховых услуг являются США, доля рынка которых составляет 48,68% в мировом рынке страховых услуг, а также Япония – 11,25%, Германия – 10,19%, Великобритания – 5,93%.[14]  

 Используя передовые  информационные технологии и  возможности, открываемые политикой  дерегулирования и либерализации  рынков, все эти отрасли в последние  15 – 20 лет вышли на качественно  новый виток в своем техническом  оснащении, уровне и качестве  обслуживания производства и  населения и ныне играют решающую  роль в стремительном процессе  глобализации хозяйственной жизни.   

 В услугах  социально-культурного профиля по  темпам лидируют социальные услуги  тем категориям населения, которые  нуждаются в непосредственной  помощи и поддержке общества  – инвалидам, престарелым. Научно-технический  прогресс, повышение жизненного  уровня населения и расширение  государственных программ медицинского  обслуживания стимулируют развитие  сферы здравоохранения. Устойчивые  темпы характерны и для сферы  образования. Эти отрасли образуют  крупный сектор современной сферы  услуг. Расходы на образование  в ведущих западных странах  в последние годы варьировали  в пределах 4,9 – 7,1% ВВП, на здравоохранение  – 7,2 – 14,2 %. В группу быстродействующих  отраслей входят также различные  виды обслуживания свободного  времени населения, его культурных  и социальных запросов. Здесь  первенство по динамике держит  кинопроизводство, видео - и аудиобизнес,  различные формы активного отдыха  и, прежде всего, туризм, доля  которого в стоимости экспорта  услуг превышает 1/3. Туризм занимает  значительное место в международных  отношениях. Около 500 млн. человек  ежегодно посещают зарубежные  страны в туристических целях.  Международный туризм является  не только популярным видом  отдыха, но и активно развивающейся  сферой мировой экономики. Однако  информация о развитии международного  туризма не является абсолютно  точной, поскольку достаточно сложно  измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа  их учета значительно осложняется  сопоставление статистических данных  между странами.  

 Международный  туризм приобрел всемирный характер  в 60 – 70-х гг. в среднем около  65% всех международных туристических  поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку и около  15% на остальные регионы. По  данным Всемирного совета по  туризму, в 1993 г. на туризм  приходилось 10,1% всемирного ВВП  и 10,5% рабочих мест. Доходы от  международного туризма в 1990 г.  составили 255 006 млн. долларов. Наибольшие  доходы получили США (40 579 млн.  долларов). Расходы американских  туристов за рубежом также  оказались выше, чем расходы туристов  из других стран. Соотношение  между расходами и доходами  от международного туризма в  странах и регионах различается.  Наибольшее положительное сальдо  имеет Испания (+14339 млн. долл.), затем – Франция (+7761 млн. долл.), Австрия – (+6805 млн. долл.), Италия (+5916 млн. долл.), а наибольшее отрицательное  сальдо – Япония (-21350 млн. долл.) и Германия (-19153 млн. долл.).[15]  

 Для других  услуг характерны более умеренные  темпы – на уровне средних  показателей по сфере услуг  или по всему хозяйству. Довольно  противоречива динамика отраслей  транспорта и торговли. Рост потребностей  в их операциях сдерживается  относительным сокращением в  структуре хозяйства доли материальной  продукции, транспортировкой и  реализацией, которой заняты эти  отрасли. Но такие черты «новой  экономики», как углубление межотраслевых  связей в ходе специализации  производства, дифференциация спроса, разукрупнение предприятий и  переход от экономии на масштабах  к экономии на разнообразии  чрезвычайно усложняют состав  товарной массы и, обостряя  проблему реализации, повышают роль  товарного обращения в процессе  воспроизводства.  

 В последнее  время обнаруживается неоднозначное  и возрастающее влияние на  торговлю электронной коммерции.  В результате в одних странах  позиции транспорта и торговли  в хозяйстве продолжают расширяться,  в других – они стабилизировались  или даже сокращаются. Примерно  аналогичная динамика типична  для таких крупных и зрелых  отраслей, как гостиничное хозяйство  и авторемонтный бизнес, развитие  которых сводится в основном  к технической и организационно-структурной  модернизации.  

 Целый ряд  услуг – общественное питание,  ремонт бытовой техники, одежды, обуви, прачечные, химчистка –  развиваются сравнительно низкими  темпами. Под воздействием конкуренции  со стороны товаров – заменителей  и изменений в уровне и стиле  жизни их доля в макроэкономических  показателях в большинстве стран  сокращается. Купить новый и  модный товар зачастую дешевле,  а потому и предпочтительнее, чем ремонтировать старый. Немаловажное  значение имеет непрерывное обновление, совершенствование и расширение  ассортимента бытовой техники,  химических товаров, продовольствия, а также их ценовые преимущества  с учетом удобства и экономичности  в потреблении.  

 В зависимости  от национальной специфики производство  услуг, особенно социально-культурных, в разных странах распределяется  между частным и государственным  секторами в различных пропорциях. Но в последние 20 – 30 лет  в большинстве стран рост услуг  концентрировался в частном секторе.  В государственном секторе объемы  их производства относительно  сокращались или стабилизировались  в соответствии с неконсервативными  программами сокращения госрасходов  и мерами по разгосударствлению  экономики.  

 Отмеченные динамические  и структурные тенденции характерны  практически для всех развитых  стран, хотя национальная специфика  накладывает заметный отпечаток  на конкретные показатели. Таким  образом, в динамике и структуре  услуг четко прослеживается сдвиг  в сторону их более сложных,  наукоемких видов и социальных  услуг, обеспечивающих качество  экономического роста, социальную  стабильность и гуманизацию экономической  жизни (см. приложение).[16]

3.  Россия на мировом рынке услуг   

В процессе перехода российской экономики на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство  следует учитывать активную роль сферы услуг, а так же все аспекты  ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Первостепенная наша задача – ускорить развитие сферы  услуг. В 1990 г. на долю рассматриваемых  отраслей в России приходилось 23% ВВП  и 37% общей численности занятых, т.е. эти показатели были в 2 – 2,5 раза ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. В 1996 г. эти показатели составили  соответственно 53 и 50%, однако в преобладающей  части их рост связан с более глубоким падением материального производства.[17]

Динамика  производства ВВП в России за период с 1990 по 1994 г.

(в сопоставимых  ценах, в % к 1990 г.)

 

1991

1992

1993

1994

ВВП

95,0

81,2

74,2

64,8

в т.ч.:    производство товаров

93,9

76,8

67,5

55,2

 производство услуг

98,1

91,5

88,4

85,9

 из него:   рыночные услуги

96,7

90,3

87,4

84,9

 нерыночные услуги

100,6

88,2

84,2

82,0

 косвенно измеряемые  услуги    финансового  посредничества

177,2

199,0

234,4

251,1


 

   Как показывают приведенные  данные, за период с 1990 по 1994 г.  В России при общем падении  объема ВВП на 35,2% наибольший спад  наблюдался в сфере производства  товаров, объем которого в 1994 г. составлял только 55,2% от соответствующего  уровня 1990 года. Менее существенным  за этот период было снижение  объемов ВВП для отраслей производства  услуг, которое составило 14%. При  этом в отдельных отраслях  наблюдался довольно устойчивый  рост объемов ВВП. В производстве  рыночных услуг такая тенденция  была характерна для отраслей, специализирующихся на операциях  с недвижимым имуществом (прирост  ~ 5%), в коммерческой деятельности  по обеспечению функционирования  рынка (рост более чем в 3 раза), жилищном хозяйстве (5,8%), в  сфере финансов, кредита и страхования  (57%) и др. Реальный прирост объемов  ВВП в отраслях производства  нерыночных услуг наблюдается  только в жилищном строительстве  (6,2%).В сфере финансового посредничества  наблюдался существенный прирост  ВВП (более чем в 2,5 раза).  

 Немаловажен  для России и огромный потенциал  отраслей услуг в решении проблемы  занятости. Несмотря на  инерционный характер процессов, связанных с изменениями в структуре занятости населения, в экономике России, тем не менее, наблюдалась выраженная тенденция роста доли занятых в сфере услуг, которая увеличилась в 1995 г. по сравнению с 1980 г. с 43 до 49%.[18] 

 В настоящее  время Россия находится в процессе  присоединения к ВТО, и переговоры  по торговле услугами составляют  самый трудный, завершающий этап  на пути этого присоединения.  Речь идет о международных  сделках, охватывающих самые разнообразные  сферы деятельности – оптовую  и розничную торговлю, банковское  дело, страхование, аудит, транспорт  и телекоммуникации, строительство  и инжиниринг, здравоохранение и  туризм и т.д.[19]  

 Россия, ведя  переговоры по торговле услугами, должна учитывать, что ей необходимо  представить перечень обязательств  по доступу иностранных поставщиков  услуг на отечественный рынок.  Перечень составляют двоякие  ограничения: общие для всех  секторов услуг и специфические,  касающиеся определенного сектора.  При этом специфические обязательства  должны рассматриваться примерно  по 160 видам услуг, систематизированным  по 12 секторам согласно классификатору  ВТО. В работе по составлению  российских обязательств задействованы  около 50 федеральных министерств  и ведомств, органы государственной  и судебной власти.  

 В процессе  выработки обязательств по доступу  иностранных поставщиков услуг  необходимо найти баланс между  интересами по защите своего  внутреннего рынка и потребностью  в иностранных инвестициях для  создания современной инфраструктуры; между преимуществами, которые получают  российские поставщики на внешних  рынках в результате присоединения  к ВТО, и степенью активности  иностранцев на территории РФ.   

 Устранение противоречий  между интересами российских  и иностранных производителей  потребует больших усилий. В первую  очередь это связано с тем,  что сфера услуг, меры по  ее регулированию являются относительно  новой проблемой для нашей  страны. В настоящий момент Россия  особенно нуждается в создании  стройной, более совершенной системы  правового регулирования сферы  услуг, в этом отношении положительное  значение может иметь использование  опыта ВТО по урегулированию  внешнеэкономической деятельности  в сфере услуг.

Кроме того, все еще  остается проблема соответствия международного метода статистического учета услуг  системе статистике, принятой в России.[20] В отличие от ВТО в российской статистике производство материальных и нематериальных благ объединено, учет ведется по «списку», включающему  следующие позиции:

транспорт и связь

торговля, общественное питание, МТС и сбыт, заготовки

информационно-вычислительное обслуживание

сфера операций с  недвижимостью

ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

образование, культура и искусство

наука и научное  обслуживание

кредитование, финансы, страхование, пенсионное обеспечение

аппарат управления, организация управления, кооперация и общественные организации[21]  

 Следует учитывать,  что по мере «взросления» ВТО,  и ГАТС в частности, к странам,  вступающим в эту организацию,  будут предъявляться высокие  требования.  

 На современном  этапе позиция России на международном  рынке услуг не слишком обнадеживающая. Россия хотя и входит в число  ведущих 30 стран – участниц  международной торговли услугами, выступает в качестве нетто-импортера.  Экспорт всех видов услуг, по  данным ВТО, в 1994 г. составлял  8951 млн. долларов, в 1997 г. – 13500 млн. долларов (1,0% в мировом экспорте  услуг), а российский импорт –  соответственно 15443 млн. и 18700 млн.  долларов (1,4% в мировом импорте  услуг в 1997 г.). По масштабам  экспорта Россия опережала ряд  крупных участников международной  торговли услугами – Мексику,  Индию и Бразилию, а по импорту  – Австралию, Швецию, Норвегию, Швейцарию,  Сингапур, Бразилию, Мексику, Индию.   

Информация о работе Мировой рынок услуг