Мировые финансовые кризисы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Цикличность выступает всеобщей формой движения природы и общества. В отличие от природных циклов, где смена происходит с объективной неизбежностью в одни и те же сроки, с неизменной продолжительностью (день и ночь, смена времен года и т.п.), цикличность в социально-экономическом развитии общества носит менее выраженный и более противоречивый характер. В природе существенные изменения в цикличности – результат тысячелетий, в развитии общества продолжительность циклов, характер их протяжения может изменяться в весьма короткие исторические сроки.

Файлы: 1 файл

8775 - Мировые финансовые кризисы123.docx

— 203.86 Кб (Скачать файл)

Истоки кризиса кроются в масштабном изменении трех направлений развития современных финансов:

– перепроизводство новых финансовых инструментов (одних депозитарных расписок свыше 1000 разновидностей) как источников финансирования роста без учета развития реального производства, и прежде всего производительности труда:

– смещение центров сбережения в развивающиеся страны, которое привело к глобальному перераспределению финансовых ресурсов в развитые страны, прежде всего в США и Евросоюз, которые обладают резервными валютами и могут запускать «печатный станок» без значительного ущерба для национальной валюты, это породило эффект роста незаработанного потребления, нарастающего как «снежный ком» в развитых странах;

– ориентация деятельности компаний на рост капитализации и требование ее роста собственниками вне соответствующего развития производства и производительности, особенно это проявляется в краткосрочном периоде [18, с. 33].

Таким образом, кризис 2008 года обозначил фундаментальное значение финансов и высветил их роль на современном экономическом пространстве.

Для преодоления последствий экономического кризиса МВФ и Всемирный банк рекомендовали правительствам стран мира следующий комплекс мер.

1. Необходимо срочно восстановить  стабильность финансового сектора  и стимулировать реальный сектор  экономики. Меры в банковском  секторе должны быть направлены на поддержание ликвидности, укрепление капитала финансовых институтов, защиту сбережений и депозитов, адресное регулирование дефицита на кредитном рынке, обеспечение прозрачности рынка.

2. Воздержаться от использования  протекционистских мер в борьбе  с мировым финансовым кризисом. Правительства не должны допускать  протекционизма в торговле и  инвестициях, поскольку в последнее  время наблюдается заметный спад  в объемах торговли, вызванный  удорожанием финансовых ресурсов, и заметное снижение уровня  доверия при инвестировании.

3. Осуществлять налогово-бюджетное стимулирование, сочетая расширение государственных расходов и понижение налоговых ставок для оживления потребительского спроса.

4. Поддерживать население  и избегать мер, которые могут  ухудшить ситуацию на рынке  труда. Необходимо поддерживать  частный сектор и облегчить  внедрение на рынок новых фирм, сделать более доступными кредиты  инновационным компаниям.

Кроме того, МВФ и Всемирный банк осуществляют поддержку стран с формирующимся рынком путем предоставления им ликвидности в целях уменьшения отрицательных последствий широкомасштабного оттока капитала, вызванного финансовым кризисом.

 

 

 

 

3 Экономические кризисы в Республике Беларусь

 

 

3.1. Этапы в экономическом  развитии Республики Беларусь

 

 

Беларусь была одной из наиболее благополучных республик бывшего Советского Союза. На конец 80-х гг. XX в. приходится наивысший уровень ее социально-экономического развития. Занимая 0,9% территории бывшего СССР и имея 3,6% населения и 3,4% стоимости основных производственных фондов, Беларусь в 1990 г. производила 4% валового национального продукта, 4,5% промышленных товаров и 5,6% продукции сельского хозяйства тогдашней огромной страны. Развиваясь как глубоко и широко интегрированная часть народнохозяйственного комплекса СССР, республика была зависимой от него и по источникам материально-технических ресурсов, и по рынкам сбыта готовой продукции. Вся структура народного хозяйства ориентировалась на вывоз продукции в другие регионы и не была приспособлена к достаточному удовлетворению собственных потребностей.

Существенной особенностью экономики республики того периода был экстенсивный путь ее развития. Сравнительно высокие темпы роста производства сопровождались еще более высокими темпами ресурсопотребления. Основные показатели эффективности (производи-тельность труда, фондоотдача, материалоемкость) снижались на протяжении последних 20 лет.

Такова была экономическая ситуация в республике к моменту провозглашения ее независимости.

Динамика темпов роста ВВП в 1991-2012 гг. представлена в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 – Динамика валового внутреннего продукта

Год

Валовой внутренний продукт в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

Год

Валовой внутренний продукт в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

1991

98,8

2003

107,0

1992

90,4

2004

111,4

1993

92,4

2005

109,4

1994

88,3

2006

110,0

1995

89,6

2007

108,6

1996

102,8

2008

110,2

1997

111,4

2009

100,2

1998

108,4

2010

107,7

1999

103,4

2011

105,5

2000

105,8

2012

101,7

2001

104,7

2013

101,0

2002

105,0

2014

101,6


 

Примечание – Источник: [7].

 

Графическое изображение цикличного развития экономики Республики Беларусь представлено на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 – Динамика ВВП в 1991-2014 гг.

Примечание – Источник: собственная разработка по данным таблицы 3.1.

 

Таким образом, в экономическом развитии Республики Беларусь можно выделить следующие этапы:

1991-1995 гг. - период глубокого затяжного экономического кризиса;

1996-2000 гг. - этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений;

2001-2008 гг. - переход к устойчивому экономическому развитию;

2009-2014 гг. – экономика Республики Беларусь в условиях мирового финансового кризиса и внутренних валютных кризисов.

Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным — распался Советский Союз, была разрушена административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему, ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.

Распад СССР, разрыв хозяйственных связей, нарушение планового управления экономикой раньше, чем сформировались другие структуры, резкое изменение внешнеэкономических условий, утрата традиционных рынков сбыта продукции, закупок сырья и материалов, неподготовленность к проведению самостоятельной экономической политики, особенно в сфере финансовых, кредитно-денежных и внешнеэкономических отношений, непоследователь-ность и отсутствие достаточно продуманных и эффективных рыночных преобразований повергли экономику республики в тяжелейший кризис.

Экономический кризис проявился в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы. Динамика основных экономических показателей страны за годы экономического кризиса приведена в табл. 3.2.

 

Таблица 3.2 – Изменение основных экономических показателей Республики Беларусь за 1991-1995 гг.

Показатель

1991

1992

1993

1994

1995

1995 г. к 1990 г.

Валовой внутренний продукт, %

98,8

90,4

92,4

88,3

89,6

65,3

Продукция промышленности, %

99,0

90,8

90,6

85,4

88,3

61,4

Продукция сельского хозяйства, %

95,1

91,5

103,7

85,6

95,3

73,6

Инвестиции в основной капитал, %

104,0

71,0

85,0

89,0

69,0

38,5

Индекс роста потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), раз

1,8

16,6

21,0

20,6

3,4

43948,0

Реальные денежные доходы населения, %

100,2

80,2

115,9

90,8

73,5

62,2


 

Примечание – Источник: [15, с. 412]

 

Кульминационной точкой падения производства и уровня жизни населения стал 1995 г. По отношению к 1990 г. (наиболее благоприятному в дореформенный период) объем производства ВВП в 1995 г. составил 65,3% , продукции промышленности - 61,4, сельского хозяйства - 73,6, инвестиций в основной капитал - 38,5 % . Галопирующая инфляция за пятилетие возросла в 43,9 тыс. раз, а уровень жизни снизился почти в 2 раза.

Спад производства и гиперинфляция, характерные для стран СНГ, не наблюдались как два взаимоувязанных процесса в странах с рыночной экономикой, где также осуществлялось реформирование. Данный факт подтверждает вывод о том, что причины экономического кризиса не являются результатом «нормального трансформационного спада», а имеют более глубокие корни. Они заключаются в распаде единого государства, системы государственного планирования и регулирования экономики, в разрыве складывавшихся в течение десятилетий производственно-экономических связей в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР. Эти процессы привели к образованию новых независимых государств, не обладающих самостоятельной жизнестойкой экономикой. Потребовались крупномасштабные меры по ее реструктуризации и адаптации к новым рыночным условиям хозяйствования.

Однако первые попытки осуществить макроэкономическую стабилизацию лишь на основе монетарных методов – либерализации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной политики — не привели к ожидаемому результату. Структурная природа экономического кризиса требовала и соответствующих методов выхода из него: смены приоритетов экономической политики в направлении достижения самодостаточности хозяйственной системы, при которой обеспечиваются хотя бы на минимальном уровне основные потребности населения и государства; приоритетного развития современных технологий, присущих постиндустриальному обществу; расширения эффективных международных экономических связей; создания макроэкономических условий для структурной перестройки — перелива капиталов, материальных и трудовых ресурсов из неэффективных, не востребованных рынком отраслей и производств, в эффективные.

Ведущая роль в осуществлении данных направлений принадлежит не денежно-кредитной, а инвестиционной составляющей в совокупности с комплексными мерами по реформированию экономики, что обусловило необходимость создания специальных программ.

В 1996-2000 гг. с целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны Программа перехода Республики Беларусь к рыночной экономике, Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, реализация которых позволила в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни населения, приостановить обвальный спад производства. В этом же году были сформированы и одобрены Всебелорусским народным собранием Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. Их осуществление, наряду с другими мерами, позволило, начиная с 1996 г., преодолеть спад производства, достичь положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции, потребительских товаров (табл. 3.3).

 

Таблица 3.3 – Динамика роста основных экономических показателей Республики Беларусь в 1996-2000 гг.

Показатель

1996

1997

1998

1999

2000

2000 г. к 1995 г.

Валовой внутренний продукт, %

102,8

111,4

108,4

103,4

105,8

135,8

Продукция промышленности, %

103,5

118,8

112,4

110,3

107,8

164,3

Производство потребительских товаров, %

109,0

122,8

120,8

109,2

104,1

183,8

Продукция сельского хозяйства, %

102,4

95,1

99,3

91,7

109,3

96,9

Инвестиции в основной капитал, %

95,0

120,0

125,0

92,0

102,0

133,7

Индекс роста потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), раз

1,4

1,6

2,8

3,5

2,1

46,1

Реальные денежные доходы населения, %

117,0

106,0

119,0

97,0

120,0

171,6


 

Примечание – Источник: [15, с. 412]

 

С 1996 г. экономический спад был приостановлен: заметно оживились многие отрасли промышленности, внешнеэкономическая деятельность, увеличился выпуск продукции сельского хозяйства, сократились темпы инфляции и снижения капитальных вложений. Впервые за последние шесть лет (1991-1996 гг.) был получен прирост ВВП. Наблюдалось снижение темпов инфляции, что обусловлено ужесточением денежно-кредитной политики, ограничением денежной и кредитной масс, временной стабилизацией обменного курса национальной валюты и приближением внутренних цен по большинству продуктов к мировым.

Информация о работе Мировые финансовые кризисы