Мировые товарные рынки. Основные виды международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 01:37, контрольная работа

Описание работы

Мировые товарные рынки являются наиболее значимой формой международных экономических отношений. Поэтому мировые товарные рынки, их структура и динамика – это актуальная тема для исследования. Особенный интерес к изучению данного вопроса вызван также высокой динамичностью и усложненным механизмом формирования и развития мировых товарных рынков. Целью данной работы является установление сущности мировых товарных рынков, а также выявление структуры и факторов их развития.
В данной работе будут рассмотрены следующие задачи: дать понятие «мирового товарного рынка» и «международной торговли», а также рассмотреть сущность этих терминов. Изучить структуру мировых товарных рынков и формы международной торговли.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
1.Мировые товарные рынки…………………………………………………………..5
1.1 Факторы, влияющие на мировые товарные рынки……………………………...7
1.2 Структура мировых товарных рынков………………………………………......11
2. Международная торговля…………………………………………………...……..12
2.1 Теории международной торговли………………………………………………..13
2.2 Формы международной торговли……………………………………………......16
2.3 Регулирование международной торговли……………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………………….21
Список источников……………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

контрольная мировая эк-ка.docx

— 55.64 Кб (Скачать файл)

 

 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования

 

Дисциплина: "Мировая экономика и международные экономические отношения"

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Тема: "Мировые товарные рынки. Основные виды международной торговли"

 

Ф.И.О. студента

(Фамилия, Имя, Отчество полностью)

Направление подготовки: 080100.62  «Экономика организаций и предприятий»

Шифр студента _

 

 

Руководитель работы

(Ф.И.О. преподавателя)

 

 

 

Санкт-Петербург

2014 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

1.Мировые товарные рынки…………………………………………………………..5

1.1 Факторы, влияющие на  мировые товарные рынки……………………………...7

1.2 Структура мировых товарных  рынков………………………………………......11

2. Международная торговля…………………………………………………...……..12

2.1 Теории международной  торговли………………………………………………..13

2.2 Формы международной  торговли……………………………………………......16

2.3 Регулирование международной торговли……………………………………….17

Заключение…………………………………………………………………………….21

Список источников……………………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Международное разделение труда и его международная кооперация заложили основы для возникновения мирового товарного рынка, который развивался на основе внутренних рынков, постепенно выходящих за национальные границы. Становление простейшей формы внутреннего рынка, где все, что предназначено для продажи, сбывается самим производителем покупателю из рук в руки, а все, что покупается, сразу же оплачивается и забирается покупателем, относится к самой ранней стадии становления товарного хозяйства, основанного на разделении труда. Этот тип общения, как свидетельствует история, практиковался уже в Пампеях, в Остии или Тимгаде Римском (Северная Африка). Свои рынки имели Древняя Греция, Китай классической Эпохи, Вавилон, Эфиопия. С появлением денег между продавцом и покупателем встает купец, который оказывает услуги по продаже товаров, и меняла, одалживающий на это деньги.

Практически сразу же после возникновения рынки начали специализироваться. Появились национальные рынки товаров, в рамках которых различные рынки отделялись от оптовых, рынки труда, рынки капитала. Часть рынка уже ориентировалась на иностранных покупателей. С XVI до середины XVIII века мануфактура, основанная на разделении труда, создавала условия для более масштабного производства товаров. Для такого производства городские рынки и ярмарки становились тесными. Шаг за шагом они расширялись до региональных, государственных, и, наконец, мировых масштабов.

Международные товарные рынки, представлявшие собой ту часть национальных рынков, которая была непосредственно связана с зарубежными рынками, возникли в Европе и на Ближнем Востоке. Промышленность была тесно связана с национальными товарными рынками. Товары для вывоза за рубеж представляли собой готовые продукты и производились из местного сырья. Торговля носила двусторонний характер. Великие географические открытия повлекли за собой активное развитие вывоза товаров во вновь открытые земли и стали важнейшим фактором развития капитализма в Европе.

Узкая ремесленно-мануфактурная база перестала отвечать реальным потребностям, и под давлением спроса в первой половине XIX века возникла крупная фабрично-заводская индустрия, продукция которой уже не могла сбываться только на внутреннем рынке, ей требовался всемирный сбыт. Так, в эпоху первоначального накопления капитала произошло стягивание, перерастание локальных центров межгосударственной торговли в единый мировой товарный рынок. Его окончательное формирование завершилось к рубежу XIX-XX веков, когда товарное производство в ведущих странах достигло высокого уровня развития. Эволюция рынка по схеме «внутренний товарный рынок - национальный товарный рынок - международный товарный рынок - мировой товарный рынок».

Мировой рынок – это система международных товарно-денежных отношений, в которой задействованы национальные рынки различных стран. Страны - участницы мировых рынков принимают наибольшее участие в международной торговле, международном разделении труда, а также других межгосударственных экономических отношениях. В процессе глобализации мировые рыночные отношения стали универсальной формой хозяйственных и экономических взаимоотношений, а развитие мирового рынка способствует возникновению новых мощных субъектов мировой экономики, а также наиболее полному и рациональному использованию ресурсов. В нынешних условиях участие стран в мировой торговле связано со значительными преимуществами, т.к. оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, осуществлять структурную перестройку своей экономики в более сжатые сроки, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Мировые товарные рынки являются наиболее значимой формой международных экономических отношений. Поэтому мировые товарные рынки, их структура и динамика – это актуальная тема для исследования. Особенный интерес к изучению данного вопроса вызван также высокой динамичностью и усложненным механизмом формирования и развития мировых товарных рынков. Целью данной работы является установление сущности мировых товарных рынков, а также выявление структуры и факторов их развития.

В данной работе будут рассмотрены следующие задачи:  дать понятие «мирового товарного рынка» и «международной торговли», а также рассмотреть сущность этих терминов. Изучить структуру мировых товарных рынков и формы международной торговли.

  1. Мировые товарные рынки

Современные мировые товарные рынки представляют собой достаточно специфические и сложные объекты для их анализа и изучения.

Мировой товарный рынок – это область товарно-денежных отношений между государствами, которые основаны на международном разделении труда. Мировые товарные рынки формируются под воздействием множества факторов и имеют ряд особенностей:

1) это рынки уже произведенных  товаров, которые продаются за  пределами национальных рамок;

2) на эти товары, перемещающиеся  между странами, действуют не  только внутренние, но и внешние  спрос и предложение;

3) эти рынки способствуют  наиболее эффективному использованию  факторов производства в тех  или иных отраслях и регионах;

4) благодаря им из международного  товарного обмена выходят товары, не соответствующие стандартам  качества при данных конкурентных  ценах.

Для них обычно бывают характерными высокая динамичность, изменчивость, отсутствие жестких, однозначно и четко определенных рамок и границ.

При исследовании мировых товарных рынков важное значение имеет оценка объема, емкости того или иного рынка.

Под объемом рынка понимается совокупность всех переплетающихся между собой актов купли-продажи, в результате которых товары и услуги от их производителя доходят до потребителя. Практически объем рынка может быть определен как сумма первичных продаж товаров и услуг промышленниками, фермерами, предприятиями и т. д.

Под емкостью рынка понимается потенциальный объем реализации (или спроса) при соответствующем уровне цен, состоянии конъюнктуры и значения других параметров. Таким образом, емкость рынка есть не фиксированная величина, а не переменная величина, которая определяется выбранным набором параметров.

В процессе изучения емкости рынка значительную роль играет его структурный анализ, установление взаимосвязей отдельных сегментов рынка, их взаимоотношений, связей с соответствующими совокупностями потребителей.

Товар, находящийся на мировом рынке в фазе обмена, выполняет информационную функцию, сообщая усредненные параметры совокупного спроса и совокупного предложения, через которые каждый из участников может оценить и адаптировать параметры своего производства.

Выступая сферой межгосударственного обмена товарами, мировые товарные рынки оказывают обратное влияние на производство, показывая ему что, сколько и для кого нужно производить. В этом смысле мировые товарные рынки оказываются первичными по отношению к производителю и являются центральной категорией теории мировой экономики. Главным внешним признаком существования мировых товарных рынков является передвижение товаров и услуг между странами и, следовательно, мировая торговля.  Международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров - экспорта и импорта и характеризуется торговым сальдо и торговым оборотом.

Экспорт - продажа товара, предусматривающая его вывоз за границу.

Импорт - покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы.

Торговое сальдо - разность стоимостных объемов экспорта и импорта.

Торговый оборот - сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.

По принятым в мире стандартам статистики мировой торговли при признании торговли мировой, продажи товара экспортом, а покупки - импортом является факт пересечения товаром границы государства и фиксации этого в соответствующей таможенной отчетности. Простейшая модель мирового товарного рынка, названная моделью частичного равновесия, показывает основные функциональные взаимосвязи между внутренним спросом и предложением товаров на мировом рынке, определяет количественные объемы экспорта и импорта, а также равновесную цену, по которой осуществляется торговля.

На основе этой модели можно сделать следующие выводы:

  • мировой товарный рынок представляет собой сферу международного баланса спроса и предложения на товары, экспортируемые и импортируемые страны;
  • размеры экспорта определяются размерами избыточного предложения товара, размеры импорта - размерами избыточного спроса на товары;
  • факт наличия избыточного предложения и избыточного спроса устанавливается в процессе происходящего на рынке сравнения внутренних равновесных цен на одинаковые товары в различных странах;
  • цена, по которой осуществляется международная торговля, находится между минимальной и максимальными внутренними ценами равновесия, существующей в странах до начала торговли;
  • с одной стороны, изменение мировой цены ведет к изменению количества экспортируемых и импортируемых на мировом товарном рынке, с другой - изменение количества экспортируемых и импортируемых товаров приводит к изменению мировой цены.

1.1 Факторы, влияющие  на мировые товарные рынки

На функционирование мировых товарных рынков большое влияние оказывают такие факторы как монополизация, валютно-финансовые факторы, государственное регулирование внешней торговли.

1 . На современном этапе развития международных экономических отношений на состояние мировых товарных рынков большое влияние оказывает растущая монополизация экономики, появление так называемых замкнутых рынков, значительная доля операций на которых носит характер трансфертных сделок или заключается между крайне ограниченным числом сторон. Монополия это абсолютное преобладание в экономике единоличного хозяйствующего субъекта. Само понятие монополии связывают с определенной структурой рынка возникает в том случае, когда определенный производитель занимает доминирующее положение, т. е. имеет исключительное положение на рынке товара, не имеющего заменителя либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке и затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В зависимости от характера возникновения и процесса функционирования, все монополии подразделяются на следующие виды:

- естественная монополия (например, электро-энергетическая, природный газ, нефтепроводы) - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

- разрешенная монополия (рынки, значительная доля оборота на которых осуществляется через государственные фонды) - монополия, доминирующее положение на рынке определенного товара которой, обусловлено решениями федеральных или местных органов власти и управления, принятыми в интересах государства или региона на определенный срок в соответствии со сложившейся экономической ситуацией.

- к временным монополиям относятся те случаи, когда хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение благодаря временному отсутствию конкуренции. В ситуации временной монополии оказываются хозяйствующие субъекты, вышедшие на рынок с новой продукцией. Конкуренты в этом случае появляются на рынке по мере освоения новой технологии.

В этих условиях рынок приобретает существенно дифференцированный характер зачастую с резко ограниченным числом производителей.

Информация о работе Мировые товарные рынки. Основные виды международной торговли