Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 01:37, контрольная работа
Мировые товарные рынки являются наиболее значимой формой международных экономических отношений. Поэтому мировые товарные рынки, их структура и динамика – это актуальная тема для исследования. Особенный интерес к изучению данного вопроса вызван также высокой динамичностью и усложненным механизмом формирования и развития мировых товарных рынков. Целью данной работы является установление сущности мировых товарных рынков, а также выявление структуры и факторов их развития.
В данной работе будут рассмотрены следующие задачи: дать понятие «мирового товарного рынка» и «международной торговли», а также рассмотреть сущность этих терминов. Изучить структуру мировых товарных рынков и формы международной торговли.
Введение………………………………………………………………………………..3
1.Мировые товарные рынки…………………………………………………………..5
1.1 Факторы, влияющие на мировые товарные рынки……………………………...7
1.2 Структура мировых товарных рынков………………………………………......11
2. Международная торговля…………………………………………………...……..12
2.1 Теории международной торговли………………………………………………..13
2.2 Формы международной торговли……………………………………………......16
2.3 Регулирование международной торговли……………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………………….21
Список источников……………………………………………………………………23
Теория Самуэльсона и Столпера. В середине XX в. (1948 г.) американские экономисты П.Самуэлъсон и В.Столпер усовершенствовали теорию Хекшера — Олина, представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами.
2.2 Формы международной торговли
Формы международной торговли можно систематизировать по трем направлениям. Критериями определения форм является регулирование, предмет торговли, взаимодействие субъектов международной торговли.
Классификация форм международной торговли:
Теоретики международной торговли приводят такую типизацию международной кооперации:
1)по количеству предметов: однопредметная; многопредметная;
2)по количеству сторон: двухсторонняя; многосторонняя;
3)по территориальному охвату: локальная; региональная; межрегиональная; глобальная;
4)по стадиям процесса: производственная; коммерческая;
5)по структуре связей: внутрифирменная; внутриотраслевая; межотраслевая; горизонтальная; вертикальная; смешанная;
6)по организационной форме: договорная; совместные программы; совместное предприятие;
7)по объектам связей: производственная; научно-техническая; сбытовая; маркетинговая; промышленное сотрудничество.
2.3 Регулирование международной торговли
Регулирование международной торговли подразделяется на государственное регулирование и регулирование с помощью международных соглашений и создания международных организаций.
Методы государственного регулирования международной торговли можно разделить на две группы: тарифные и нетарифные.
1. Тарифные методы сводятся
к использованию таможенных
По форме исчисления различают пошлины:
а) адвалорные, которые взимаются в процентах от цены товара;
б) специфические, взимаются в виде определенной денежной суммы с объема, массы или единицы товара.
2. Нетарифные методы
квотирование (контингентирование) – установление количественных параметров, в пределах которых возможно осуществление определенных внешнеторговых операций;
лицензирование – выдача хозяйствующим субъектам специальных разрешений (лицензий) на проведение внешнеторговых операций. Оно часто применяется вместе с квотированием для контроля квот на основе лицензий;
эмбарго – запрет на проведение экспортно-импортных операций;
валютный контроль – ограничение в кредитно-денежной сфере;
налоги на экспортно-импортные операции – налоги в качестве нетарифных мер, которые не регулируются международными соглашениями, как таможенные пошлины, и поэтому взимаются как с отечественных, так и с зарубежных товаров, возможны и субсидии со стороны государства для экспортеров;
административные меры, которые связаны в основном с ограничениями по качеству продаваемых товаров на отечественном рынке (важное место занимают национальные стандарты).
Высокая значимость МТ для развития мирового хозяйства обусловила создание мировым сообществом специальных международных регулирующих организаций, усилия которых направлены на выработку правил, принципов, процедур осуществления международных торговых сделок и контроля за их исполнением государствами — членами этих организаций.
Особую роль в регулировании международной торговли выполняют многосторонние соглашения, действующие в рамках:
ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле);
ВТО (Всемирная торговая организация);
ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами);
ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности).
ГАТТ. В соответствии с основополагающими положениями ГАТТ торговля между странами должна осуществляться на основе принципа наиболее благоприятствуемой нации (ПНБ), т. е. в торговле стран — членов ГАТТ устанавливается режим наибольшего благоприятствования (РНБ), гарантирующий равенство и недискриминацию. Однако одновременно были установлены исключения из ПНБ для стран, входящих в экономические интеграционные группировки; для стран, бывших колоний, находящихся с бывшими метрополиями в традиционных связях; для приграничной и каботажной торговли. ГАТТ признает в качестве единственно приемлемого средства регулирования МТ таможенные тарифы, которые итеративно (от раунда к раунду) снижаются. В настоящее время их средний уровень составляет 3-5%. Но и здесь есть исключения, позволяющие использовать нетарифные средства защиты (квоты, экспортные и импортные лицензии, налоговые льготы). ГАТТ содержит принцип отказа от односторонних действий и принятия решений в пользу переговоров и консультаций, если такие действия (решения) могут привести к ограничению свободы торговли.
ГАТТ — предшественница ВТО — принимала свои решения на переговорах-раундах всех членов этого Соглашения. Всего их прошло восемь. Наиболее значимые решения, которыми ВТО руководствуется в регулировании МТ до настоящего времени, были приняты на последнем (восьмом) Уругвайском раунде (1986-1994 гг.). Этот раунд еще более расширил круг вопросов, регулируемых ВТО. В него была включена торговля услугами, а также программа сокращения величины таможенных пошлин, активизации усилий по регулированию МТ продукцией отдельных отраслей (в том числе сельского хозяйства) и усиления контроля за теми направлениями национальной экономической политики, которые оказывают влияние на внешнюю торговлю страны.
В области антидемпинговых мер были приняты понятия «законные субсидии» и «приемлемые субсидии», к разряду которых отнесены субсидии, направленные на охрану окружающей среды и региональное развитие при условии, что их размер составляет не менее 3% общей величины импорта товара или 1% его общей стоимости. Все остальные отнесены к незаконным и их применение во внешней торговле запрещено.
ВТО. Уругвайский раунд принял решение о создании ВТО, ставшей правопреемницей ГАТТ и сохранившей его основные положения. Но решения раунда дополнили их задачами обеспечения свободы торговли не только за счет либерализации, но и путем использования так называемых увязок. Смысл увязок состоит в том, что любые решения государства о повышении тарифа принимаются одновременно (в увязке) с решением о либерализации импорта других товаров. ВТО не входит в сферу деятельности ООН. Это позволяет ей проводить собственную независимую политику и контроль за деятельностью стран-участниц по соблюдению принятых соглашений.
ГАТС. Определенной спецификой отличается регулирование международной торговли услугами. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием форм и содержания, не образуют единого рынка, который имел бы общие черты. Но ему присущи общие тенденции, дающие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его. В настоящее время мировой рынок услуг регулируется на четырех уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном. ГАТС включает в себя три части: рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, и список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только один, региональный уровень.
Отраслевое регулирование международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что связано с глобальным их производством и потреблением. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм — Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки — Международная морская организация (ИМО).
Региональный уровень международной торговли услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами.
Национальный уровень регулирования касается внешней торговли услугами отдельных государств. Он реализуется через двусторонние торговые договоры, составной частью которых может быть торговля услугами. Значительное место в таких договорах отводится регулированию инвестиций в сферу услуг.
Заключение
Мировой товарный рынок - один из инструментов мирового инвестиционного рынка. Как видно из названия, на мировом товарном рынке ведется торговля товарами и сырьем.
Первоначально основной целью мирового товарного рынка являлась регулярная связь между продавцами и покупателями товаров. Все сделки проводились с партиями наличных товаров. По мере развития биржевой торговли, установились свои товарные обычаи, стандарты на виды товаров, котировки цен и т.д.
В последнее время практически все торговые сделки на товарном рынке заключаются в виде срочных контрактов на эти товары. Сами товары на бирже не предъявляются. Однако в сделке четко указываются марка товара, его количество и сроки поставки товара. Продавец на рынке товаров передает покупателю не сам товар, а документ, который подтверждает право собственности на товар.
Большое количество сделок на мировом товарном рынке являются спекулятивными, так как по ним поставки товаров не происходит, а выплачивается разница между ценой продажи и ценой покупки. Вследствие чего, волатильность на товарном рынке превышает колебания цен на фондовом рынке.
Мировой товарный рынок является достаточно рискованным, непредсказуемым, требующим определенных знаний, навыков и опыта. Поэтому товарный рынок не рекомендуется для начинающих инвесторов.
На рынке товаров взаимодействует все население с производителями и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. Это сосудистая система общества, посредством которой обеспечивается доставка всего необходимого человеку для жизнедеятельности, в соответствии с его покупательской способностью.
Список источников
Дадалко В.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. - Мн.: Ураджай, Интерпрессервис, 2001.
Друзик Я.С. Мировая экономика: страны, регионы, континенты: Учебное пособие. - Мн.: ООО ФУАинформ, 2002.
История экономических учений: Учеб. пособие/ Г.А. Шмарловская, А.Н. Тур, Е.Е. Лебедько и др.; под. ред. Г.А. Шмарловской. - Мн.: Новое знание, 2003.
Киреев А.П. Международная экономика. М.: 2000.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т. 2. М., 2001.
Мировая экономика: Учеб. пособие/ С.П. Гурко, Е.П. Целехович, Г.А. Примаченок и др.; под. ред. А.К. Корольчука, С.П. Гурко. - Мн.: Экоперспектива, 2000.
Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Мн.: Книжный Дом, 2004.
http://www.ereport.ru/
http://www.strategplann.ru/
http://investments.academic.
Информация о работе Мировые товарные рынки. Основные виды международной торговли