Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:52, доклад
Отмеченные причины в совокупности с целями по максимальному расширению возможностей банковского сбыта и роста прибыли приводят к необходимости для большинства отечественных банков пристально рассмотреть варианты территориального развития. Однако, несмотря на всю важность, как для отдельных банков, так и для государства и банковской системы в целом вопросов стратегического развития филиальной сети отечественных банков, соответствующие законодательные инициативы пока недостаточны для адекватного роста числа банковских филиалов, а теоретико-методологическая база организации деятельности банка по расширению сети внешних подразделений практически отсутствует.
Введение. 3
Глава 1. Многофункциональные банки. 3
Глава 2. Теоретические основы формирования стратегии развития филиальной сети коммерческого банка
2.1. Филиальная сеть коммерческого банка: состав и функциональные
особенности . 4
2.2. Мотивы создания филиала и подходы к его организации. 6
Глава 3.Региональный аспект филиальной политики коммерческих банков. 9
Заключение. 11
Список использованной литературы. 13
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОУ ВПО «Сибирская академия финансов и банковского дела»
Факультет среднего профессионального образования
ДОКЛАД
Тема
Многофункциональные банки и филиальная политика коммерческого
банка.
ФИО: Крыж Эльвира Константиновна
Специальность: экономика и бухгалтерский учет
Форма обучении: дистанционная
Новосибирск 2012
План.
Введение. 3
Глава 1. Многофункциональные банки. 3
Глава 2. Теоретические основы формирования стратегии развития филиальной сети коммерческого банка
2.1. Филиальная сеть коммерческого банка: состав и функциональные
особенности . 4
2.2. Мотивы создания филиала и подходы к его организации. 6
Глава 3.Региональный аспект филиальной политики коммерческих банков. 9
Заключение. 11
Список использованной литературы. 13
Введение
Одной из современных
Во-первых, одним из наиболее привлекательных с позиций рентабельности и перспектив роста является розничный банковский бизнес. Как известно, безусловным лидером в сфере банковского обслуживания физических лиц является Сбербанк России, во многом благодаря самой развитой филиальной сети.
Во-вторых, приход на российский рынок крупных финансовых игроков из Европы и США вынуждает отечественные банки искать новые рыночные ниши и постепенно уходить из сегмента обслуживания крупной корпоративной клиентуры, которая преимущественно обслуживается в иностранных банках, располагающих необходимыми финансовыми ресурсами.
В-третьих, отчетливые тенденции консолидации бизнеса и его стремления иметь юридическую регистрацию в Москве и развитую сеть производства или торговли по регионам России приводят к необходимости банковского обслуживания на периферии через "свои" банки, что позволяет пользоваться льготными тарифами и существенно сократить издержки на расчетно-кассовое и кредитное обслуживание всего холдинга или ФПГ.
В-четвертых, обеспеченность банковскими услугами в большинстве областей нашей страны находится на очень низком уровне и требует немедленных действий по изменению ситуации.
Отмеченные причины в совокупности с целями по максимальному расширению возможностей банковского сбыта и роста прибыли приводят к необходимости для большинства отечественных банков пристально рассмотреть варианты территориального развития. Однако, несмотря на всю важность, как для отдельных банков, так и для государства и банковской системы в целом вопросов стратегического развития филиальной сети отечественных банков, соответствующие законодательные инициативы пока недостаточны для адекватного роста числа банковских филиалов, а теоретико-методологическая база организации деятельности банка по расширению сети внешних подразделений практически отсутствует.
1. Многофункциональные банки
Ассоциация российских банков в меру необходимости и бюджетных возможностей считает целесообразным создавать специализированные банки развития. Они должны быть средством реализации определенных инвестиционных задач бюджета, создавать возможности для альтернативного финансирования программ государственной важности наряду с бюджетным финансированием. В настоящее время принимаются меры к созданию специализированных инвестиционных банков. Так, уже функционируют Российский банк развития и Российский сельскохозяйственный банк. Однако следует принять меры к поэтапному становлению их как мощных специализированных финансовых институтов с большим радиусом действия.
Учитывая вышесказанное, очевидно, что разнообразие видов кредитных организаций в многоукладной банковской системе позволит полнее насытить финансовыми услугами все отрасли экономики, будет препятствовать распространению на всю финансовую систему кризисных явлений в случае их возникновения на отдельных сегментах рынка.
Каждый
из рассмотренных вариантов
- специализация
банка ставит его в тесную
зависимость от изменения
- универсализация
банка позволяет
Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляют клиентам полный спектр услуг, включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отличны от специализированных учреждений, которые ограничены определенными функциями.
Коммерческие
банки традиционно играют роль
базового звена кредитной
2. Теоретические основы формирования стратегии развития филиальной сети коммерческого банка
2.1. Филиальная сеть коммерческого банка: состав и функциональные
особенности
В Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008г., принятой Правительством и Центральным банком Российской Федерации определено, что "основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу является повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора». Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из необходимости развития в банковском секторе условий для справедливой конкуренции, расширения спектра банковских услуг, повышения привлекательности и доступности банковских услуг для населения. Стратегическая перспектива развития структуры банковского сектора состоит в оптимальном сочетании крупных многофилиальных банков, региональных банков средней и небольшой величины, банков, специализирующихся на отдельных услугах (потребительском кредитовании, ипотеке, кредитовании малого и среднего бизнеса), расчетных и депозитно-кредитных небанковских кредитных организаций".
Необходимость
развития филиальной сети кредитных
организаций вызвана
Наименее обеспеченным банковскими услугами остается Сибирский федеральный округ, хотя в результате роста уровня обеспеченности его отставание по этому показателю от Южного, Уральского и Дальневосточного округов в 2004 г. стало минимальным (при этом по институциональной насыщенности банковскими услугами, то есть по количеству кредитных организаций и филиалов на душу населения, Уральский и Дальневосточный федеральный округа уверенно лидируют). Наименьший уровень обеспеченности банковскими услугами среди субъектов Российской Федерации зафиксирован в Республиках Ингушетия и Дагестан.
На начало 2005 г. (как и годом ранее) в 13 субъектах Российской Федерации (Брянская, Курская, Липецкая, Орловская, Тамбовская, Новгородская, Пензенская, Читинская области, Республики Бурятия, Калмыкия, Ингушетия, Карелия и Марий Эл) число действующих местных кредитных организаций не превышало двух. В 2 субъектах Российской Федерации (Еврейская АО, Чукотский АО) действующие кредитные организации по состоянию на 1.01.05, как и в предыдущие годы, отсутствовали. Таким образом, обеспеченность регионов банковскими услугами в последние годы существенно не меняется, а сохранение определенной дифференциации между регионами по этому показателю объясняется, прежде всего, неравномерностью их экономического развития.
Однако количество точек продаж и удаленных рабочих мест не позволяют судить о расширении сбытовых возможностей банка, в частности их стремительное открытие в регионах не гарантирует роста объемов реализации банковских продуктов и увеличения прибыли банка. При этом рост точек продаж ведет и к росту затрат на реализацию и существенному усложнению процедур контроля за деятельностью всех банковских подразделений и контроля рисков. В связи с этим достаточно важным представляется исследование экономической и правовой природы филиальной сети коммерческого банка, выявление ее функциональных особенностей и роли в системе банковского сбыта.
Понятие филиала введено в гражданский оборот для обозначения обособленного подразделения какого-либо предприятия или организации. Филиал является обособленным, но не абсолютно самостоятельным подразделением предприятия и обладает определенной независимостью и выполняет те же функции, что и «материнское» предприятие.
можно сделать следующие выводы о сущности и функциональной роли филиала в банковской деятельности.
1. Филиал - это внешнее структурное
подразделение банка,
2. Как обособленное
3. Филиал имеет отдельный
4. Филиал осуществляет
5. Филиал банка может
6. Филиал выступает от имени головного банка.
7. Экономическая ответственность и экономическая свобода филиала определяются головным банком.
8. Основная задача филиала
Для выполнения своей основной задачи
- обеспечения условий для получе
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещение привлеченных
3) открытие и ведение банковских
счетов физических и
4) осуществление расчетов по
поручению физических и
5) инкассация денежных средств,
векселей, платежных и расчетных
документов и кассовое
6) купля-продажа иностранной
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов
Филиал, так же как и банк, вправе осуществлять следующие сделки:
1) выдачу поручительств за
2) приобретение права требования
от третьих лиц исполнения
обязательств в денежной форме;
3) доверительное управление денеж
4) осуществление операций с
5) предоставление в аренду
6) лизинговые операции;
7) оказание консультационных и информационных услуг.
2.2. Мотивы создания филиала и подходы к его организации.
Итак, основной целью банка является максимизация прибыли. При этом средства достижения этой цели в свою очередь становятся промежуточными целями для банка, образуя уровень целей второго порядка, например завоевание лидирующего положения на занимаемой территории, отдельном специфическом рынке или в группе банков. Вне зависимости от достижения этих целей, а достижение абсолютной монополии в этой области для любого банка в настоящее время к счастью практически невозможно, в процессе ее достижения возникает необходимость расширения и создания новых структурных подразделений, что первоначально выливается, как правило, в развитие сети дополнительных внутренних подразделений. В дальнейшем же, или всегда наличествующая ограниченность рынка или же конкуренция неизбежно толкает банки к поиску и попыткам захвата новых сегментов. И при исчерпании резервов роста за счет подразделений внутренних, следующим шагом является создание внешних подразделений - территориально удаленных от месторасположения банка структур. Таким образом, внешние подразделения являются высшей степенью (высшими формами) экспансии коммерческих банков. С другой стороны, современные экономические теории предполагают, что конечной стратегической целью деятельности банка является не просто максимизация текущей прибыли, а увеличение «богатства» банка, как его стоимости, доли рынка и других составляющих. С этой точки зрения, и в рамках маркетинговой концепции банка, создание внешних подразделений является составной частью его стратегической политики развития. Основными формами внешних подразделений кредитных организаций, кроме собственно филиалов являются представительства, отделения и дочерние банки. Однако отделения не представляют особого интереса в силу своего расположения непосредственно на территории, занимаемой самим банком, и ограниченного круга выполняемых ими операций. Представительства коммерческих банков, несмотря на свою явную межрегиональную принадлежность являются, как правило, промежуточным звеном, служащим для перехода к другой, более высокой стадии, внешнего подразделения, и кроме того, не играют в первоначальном своем качестве сколько-нибудь значительную роль в финансовой системе регионов, так как не имеют право осуществлять собственно банковские операции. Дочерние же банки пока также не могут являться объектом объективного исследования в силу их недостаточной распространенности в России.
Информация о работе Многофункциональные банки и филиальная политика коммерческого банка