Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:20, курсовая работа
Способствовать развитию общества, нести на себе повышенную социальную нагрузку – обязанность бизнеса, особенно крупного, а не его добровольное пожертвование, которое он может по своему усмотрению либо сделать, либо не сделать. Несоблюдение общественного договора со стороны бизнеса может вести к его разрыву, вплоть до лишения права собственности, предоставленного обществом частным лицам. А следить за его неуклонным соблюдением – обязанность Государства. Что касается стратегических отраслей хозяйства, то владение крупной частной собственностью в них может быть допущено только при соблюдении еще более жестких правил. Идеальный олигарх (если его себе можно в таком образе представить), владеющий собственностью в стратегических отраслях, находится непосредственно на службе у государства и общества, и выступает в качестве «генерала», которому поручено управлять этой собственностью, руководствуясь исключительно национальными интересами.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. 1.СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 5 1.1.Собственность как экономическое отношение 5
1.2.Содержание категории собственности 6
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ СОБСТВЕННОСТИ 9
2.1 Типы и виды собственности 9
2.2. Формы собственности 20
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ
3.1. Преобразование структуры собственности в условиях перехода к рыночной
экономике 22
3.2.Распределение предприятий и организаций по формам собственности в России 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 32
Отсюда вытекает основная цель трансформации собственности в переходной экономике - создание предпосылок для развития многообразия форм собственности и хозяйствования как основы высокоэффективной конкурентной экономики. Переход от всеобъемлющей государственной собственности к ее многообразию следует рассматривать:
· Как процесс снижения прямого государственного контроля и управления экономикой с соответствующим расширением прав предприятий в принятии хозяйственных и иных решений;
· Как преобразование предприятий, находящихся в государственной собственности в предприятия иных (негосударственных) форм собственности;
· Как преобразование государственной и коллективной собственности в персонифицированную частную собственность.
Именно поэтому процесс трансформации отношений собственности и приватизацию как выражение этого процесса не стоит сводить только к простому изменению юридической формы собственности предприятия. Это гораздо более сложный и растянутый во времени процесс.
Приватизация в переходной экономике - это составная часть комплексной программы перехода к рынку. Все мероприятия должны быть привязаны к финансовым, денежно-кредитным мерам, совмещены с либерализацией цен и созданием институциональной инфраструктуры рынка.
Под приватизацией в России понимается движение к частной собственности, то есть в термин приватизация обычно включают все, связанное с этим движением. Поэтому часто возникает некоторая путаница. Например, зачастую смешивают процессы акционирования и приватизации, приравнивая их друг к другу. Однако это совершенно различные по своей экономической природе и последствиям для экономики страны процессы.
Акционирование - это преобразование государственного предприятия в акционерное общество, которое не всегда и не обязательно ведет к переходу предприятия из государственной собственности в руки частных владельцев.
Приватизация же есть процесс передачи предприятия целиком или его акций в собственность физических лиц и негосударственных организаций, то есть этот процесс изменяет отношения собственности. При этом единого, общего для всех определения приватизации в экономической литературе не существует. Под приватизацией может пониматься:
· переход прав собственности от государства к частным лицам или смену государственной собственности на частную;
· делегирование прав по распоряжению государственным имуществом частным лицам;
· полная продажа государственных предприятий частным лицам;
· продажа частным лицам части активов государственных предприятий.
И так: приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу.
При этом приватизация является не только экономическим, но и политическим процессом.
Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер.
На первом этапе приватизация была проведена весьма поспешно. Это обусловило многие ее недостатки, нарушения приватизационного законодательства, злоупотребления и другие негативные явления.
В настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный характер» в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который, безусловно, обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.
В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др.
Отношения собственности буквально пронизывает все фазы хозяйственной деятельности. Собственность экономически реализуется, если она приносит доход владельцу, который позволяет не только окупать затраты, но и получать прибыль.
Говоря о собственности как об экономических отношениях, надо подчеркнуть то, что это отношения не субъекта к объекту, а отношения между субъектами по поводу того, кто владеет, кто пользуется, распоряжается и управляет объектом собственности. История развития отношений собственности показывает, что тот класс и та социальная группа, которая владеет средствами производства, по существу определяет всю остальную систему, поэтому всякое изменение экономических отношений всегда предполагает, прежде всего, изменение отношений собственности.
3.2.Распределение предприятий и организаций по формам собственности в РФ.
В нашей стране идет переход к рыночной экономике, вырабатываются специфические для нас черты, а также проявляется общая тенденция синтеза форм собственности.
При огромном значении смены владельцев и распорядителей государственной собственности переход от государственной формы к коллективной и частной, сам по себе еще не решает проблемы создания эффективной рыночной экономики. Необходимо, чтобы новые собственники умели организовать производство, управлять им, обладали компетентностью, проявляли заинтересованность.
Оценить совокупную величину собственности в российской экономике довольно сложно, но можно дать картину по её ключевым видам. В частности, величина основных фондов в РФ на конец 2010 г. по полной учётной стоимости составляла 93,2 трлн руб. Роль государства в экономике остаётся значительной, правда, не все статистические данные подтверждают эту логику. Согласно статистике Росстата , структура основных фондов по формам собственности за прошедшие 20 лет изменилась с соотношения 91% государственной собственности к 9% негосударственной в 1990 г. , к 85,1% в негосударственной форме собственности в 2011 г.
В России государственными органами статистики ведется сбор и обработка информации о видах и формах собственности основных экономических агентов. Для этих целей используется Классификатор форм собственности, утвержденный Постановлением Госкомстата РФ от 20 апреля 1993г. (см. таблицу 8).
Таблица 8
Основная схема классификатора форм собственности в России
Классификационный код |
Наименование |
1. |
Российская собственность |
Заключение
Общественная мысль всегда уделяла большое внимание проблеме собственности. Специальные обращения к ней можно найти в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.
Собственность как экономическое отношение начало формироваться еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду.
Освобождение от личной зависимости привело, с одной стороны, к юридическому равноправию всех граждан, а с другой стороны, к новому типу отношений: экономической власти одних и экономической зависимости других.
Экономическое стимулирование мелкого бизнеса, активно осуществляемое в России сегодня, безусловно, лимитируется крайне недостаточными финансовыми возможностями государства. По мере преодоления финансового кризиса стимулирование создания частного сектора должно стать одной из приоритетных задач экономической политики государства. Однако уже сегодня можно значительно улучшить правовые условия деятельности в сфере мелкого бизнеса и устранить многочисленные искусственно созданные препятствия на его пути. От создания эффективного среднего класса решающим образом зависит будущее России. Итак, дальнейшее экономическое развитие России в совершенствовании форм собственности. После долгих лет господства государства и отчуждения человека от собственности, в стране стало формироваться общество, ориентированное на то, что каждый его член имеет право быть собственником.
Незавершённость в настоящее время процессов формирования различных форм собственности создаёт широкое поле деятельности для различных научных исследований, рекомендации которых необходимо апробировать на практике с тем, чтобы определить оптимальные для экономически развитого общества формы собственности и отношения по поводу распоряжения данной собственностью.
Проведение рыночных преобразований, введение многообразия форм собственности и их равной правовой защиты создают материальные предпосылки для формирования в Российской Федерации нового класса собственника, ограничивают государство в «беспределе» по отношению к индивидууму экономической деятельности, освобождают личность от постоянного страха перед «аппаратом насилия» и устанавливают пределы государственного вмешательства в отношения собственности.
Демократизация политического режима в России, трансформация отношений собственности, создание многообразия её форм - вот залог экономического процветания Российской Федерации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1 Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: СПАРК, 1995.
2.Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.12.12.2012
3..Журнал «Промышленник России» март 2012г.
3. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт, 1999.
4. КонсультантПлюс, 1992-2013
5. Микроэкономика в таблицах и графиках .ю Учебник для ВУЗов Прыкин Б.В. 1999 г.
6. Микроэкономика, Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л., 2001
7. «О мониторинге развития отношений собственности в Российской Федерации»// Общество и экономика. Михеев А. О - 2007. - №1. - С. 115-125.
8. «Право собственности: актуальные проблемы»/ отв. ред. В. Н. Литовкин, Е. А. Суханов
9. «Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночным отношениям». . Мозолин В.П. - М.: Институт гос. и права РАН; 1998.
10. Собственность и государство. Чичерин Б. Н — СПб. : Издательство РХГА, 2005.
11 .Файл-РФ ежедневная электронная газета от 17.04.2013г.
12. Экономика и право: словарь-справочник Л.П. Кулаков