Модель человека в институциональной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать модели человека, предлагаемые различными экономическими теориями.
Задачи:
Рассмотреть человека как потребителя, производителя, управленца в системе экономических отношений.
Провести сравнительный анализ моделей поведения человека.
Описать основные модели поведения человека в экономике
Выделить основные альтернативные модели экономического человека

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭКОНОМИКЕ 5
1.1 Место человека в экономике 5
1.2 Сравнительный анализ моделей поведения человека в экономике 7
1.3 Модель человека в теории Веблена 11
2 МОДЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ТЕОРИЯХ 16
2.1 Концептуальные аспекты модели человека 16
2.2 Модели поведения человека в институциональной экономике 21
2.3 Поведенческие предпосылки институционального анализа 25
3 АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА 28
3.1. Общая характеристика альтернативных моделей 28
3.2 Радикальный субъективизм 30
3.3 Концепции переменной рациональности 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ!!!!!!!.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  – 

УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

 

Кафедра: «Экономическая теория          

                                                              и управление персоналом»

 

                                                              Работа допущена к защите

                                                                          «___» _________ 201__ г.

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Институциональная экономика»

на тему: «Модель человека в институциональной экономике»

 

 

Студент        Солдатченкова Л.И.

Группа        12-М

Руководитель       С.Н. Макарова

Оценка работы       _____________

 

 

 

 

 

Орел, 2013

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК»

 

Кафедра: «Экономическая теория и

управление  персоналом»

 

 

задание

на курсовую работу

по дисциплине: «Институциональная экономика»

 

Студент  Л.И. Солдатченкова   Шифр ______________ Группа 12-М

(И.О.  Фамилия)

Тема курсовой работы: «Модель человека в институциональной      экономике»

План курсовой работы:

1.Теоритические основы анализа поведения человека в институциональной    экономике

2. Модель человека в  экономических теориях

3 Альтернативные модели экономического человека

 

Задание принял к исполнению «___»___________ 20___ г.

Срок сдачи работы «___»___________ 20___ г.

Руководитель работы ____________________

(подпись)

Студент _________________

(подпись)

 

Орел, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Модель человека – базовый элемент любой общественной науки, в том числе и экономической, ведь ее предмет – это действия людей. Без знания содержания модели человека в экономике очень сложно постичь образ мысли, предписываемый экономической теорией, развить экономический взгляд на процессы, происходящие в обществе, натренировать экономическое воображение.

Для экономической теории как обобщенного отражения многообразных явлений хозяйственной жизни просто необходима упрощенная, схематичная модель поведения человека. В любой теоретической системе модель человека тесно связана с общими представлениями ее автора о законах функционирования экономики и экономической политики, кроме того, она также отражает мировоззрение своего создателя и идеологический контекст своего времени.

Исследование  модели человека актуально, потому что  оно способствует пониманию основ  экономики и, следовательно, пониманию многих общественных процессов. Между человеком и обществом существует неразрывная взаимосвязь, и человеку в этой взаимосвязи отведена определяющая, главенствующая роль.

Цель работы: исследовать модели человека, предлагаемые различными экономическими теориями.

Задачи:

  1. Рассмотреть человека как потребителя, производителя, управленца в системе экономических отношений.
  2. Провести сравнительный анализ моделей поведения человека.
  3. Описать основные модели поведения человека в экономике
  4. Выделить основные альтернативные модели экономического человека

Объект исследования: поведение и роль человека в экономике.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭКОНОМИКЕ

1.1 Место человека в экономике

 

Экономика возникла вместе с человеком и развивается во имя человека. Однако, и экномика, в свою очередь, оказывает влияние на развитие и формирование человека, коллектива, общества.

Экономика –  порождение и результат активного  и сознательного воздействия  человека на природу во имя добычи, получения средств существования. Экономика, в принципе, является взаимодействием человека с окружающей средой, в процессе извлечения им жизненно необходимых благ. Люди в процессе своих экономических действий вступают в контакт и используют не только естественную, но и созданную ими искучтвенную среду. Поэтому можно утверждать, что экономика – это процесс взаимодействия людей с окружающей их средой, с целью обеспечения и поддержания процесса жизнедеятельности, существования и развития отельной личности и человечества в целом.

В ходе освоения и  использования природных богатств, создания необходимых условий жизни  и жизненных благ между людьми возникают определенные контакты. Так  что экономика связана не только с воздействием человека на окружающие его объекты, но и с взаимодействием людей друг с другом в процессе осуществления хозяйственной деятельности. В той мере, в которой эти отношения связаны с производством вещей, материальных благ, их следует называть производственными. Кроме чисто производственных существуют и другие виды экономических взаимоотношений между людьми. В целом, экономическими называют отношения, которые возникают между людьми при производстве, распределении, обмене, потреблении, присвоении благ и денежных средств. Изучение экономических отношений – важнейшая задача экономической науки.

Человек фигурирует в экономике в трех качествах

Во-первых, что  человек -  производитель.  Люди, занятые трудом, т.е. сознательной, целесообразной, полезной деятельностью, выполняя определенную работу, создают нужный им и обществу экономический продукт. Они производят материальные и духовные ценности, необходимые для поддержания жизни, удовлетворения потребностей.  Дети, старики, инвалиды, образующие нетрудоспособную часть общества, не могут в полной мере быть производителями, но большинство людей так или иначе трудятся.

Во-вторых, человек  является потребителем. Эта роль носит  всеобщий, всеохватывающий характер. Потребителями выступают все  люди, так как человек не способен жить без материального и духовного  потреблении. В какой-то степени люди способны сами удовлетворять собственные потребности,  производя потребляемые ими же предметы. Но чаще люди-производители создают блага не только для собственного потребления, но и  для удовлетворения нужд других людей. А другие люди,  в свою очередь, производят то, что нужно данному человеку.

Есть и третья роль человека, точнее, отдельных людей  в экономике. Деятельность множества производителей нуждается в согласовании, координации действий. Да и в отношении потребителей можно сказать то же самое, ведь надо так организовать потребление, чтобы все потребности удовлетворялись. К тому же производство тесно связано с потреблением и приходится регулировать,  согласовывать их между собой. Вот и получается, что кроме производителей и потребителей нужны люди-контролеры, управляющие производством, распределением и потреблением благ. Таких людей называют управленцами, так как они осуществляют управление экономикой. Это довольно значительная часть работников, без которых экономика также не может обойтись [2, С.131]. 

1.2 Сравнительный анализ моделей поведения человека в экономике

 

Отправной точкой моего анализа будут труды  представителей английской классической школы и в первую очередь «Богатство народов» Смита. Становление рыночного  хозяйства – первой экономической системы, не опирающейся на непосредственное принуждение, - и связанное с этим обособление экономической подсистемы общества создали предпосылки для научного исследования и систематизированного описания хозяйственной деятельности людей. Выделение политической экономии из общей дисциплины, называемой моральной философией, произошло благодаря особой модели человека, легшей в основу новой самостоятельной науки.

Смит стал первым экономистом, положившим определенное представление о человеческой природе в основу целостной теоретической системы. В самом начале «Богатства народов» он пишет о свойствах человека, налагающих отпечаток на все виды его хозяйственной деятельности. Во-первых, это склонность к обмену одного предмета на другой; во-вторых, собственный интерес, эгоизм, одинаковое у всех людей постоянное и неисчезающее стремление улучшить свое положение. Эти свойства взаимосвязаны: в условиях широкого развития обмена невозможно установить с каждым из партнеров личные отношения, основанные на взаимной симпатии. Вместе с тем обмен возникает именно потому, что даром получить нужные предметы у эгоистичного по природе соплеменника невозможно [5, С.84].

Столь же реалистичен  подход Смита и к другим компонентам  модели человека: его интеллектуальным способностям и информационным возможностям. Индивид, согласно Смиту, далеко не всегда может предвидеть последствия своих поступков. Более всего он компетентен в том, что затрагивает его личные интересы. Он лучше, чем кто-либо другой, в том числе и государственный чиновник, способен идентифицировать свой собственный интерес. Эта идея составляет основной мотив «Богатства народов»: «Государственный деятель, который попытался бы давать частным лицам указания, как они должны употреблять свои капиталы, обременил бы себя совершенно излишней заботой».

При всей дедуктивности  своей экономической теории Рикардо, как и Смит, не прибегал к сильным  абстракциям относительно человеческого  поведения в экономике, а удовлетворялся моделью человека, не слишком далеко вышедшей за пределы обыденного опыта.

Итак, в произведениях  английских классиков – в явном  виде у Смита и в неявном  у Рикардо – использовалась модель человека, которая характеризуется:

  1. определяющей ролью собственного интереса в мотивации экономического поведения;
  2. компетентностью (информированностью и сообразительностью) экономического субъекта в собственных делах;
  3. конкретностью анализа – учитываются классовые различия в поведении и различные, в том числе неденежные, факторы благосостояния.

Эти свойства экономического субъекта (особенно развитые у капиталистов) Смит и Рикардо считали изначально присущими каждому человеческому существу [1, С.59-66].

Так же рассмотрим маржиналистский подход к модели человека. Начало 70-х гг. девятнадцатого века в истории мировой экономической мысли ознаменовалось так называемой маржиналистской революцией. В этом тезисе есть большая доля условности: основные положения теории предельной полезности были сформулированы Госсеном Г. Еще в надолго всеми забытой работе 1844 г., а начало массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу следует отнести только к середине 1880-х гг. Но факт остается фактом: публикации в 1871 г. «Теории политической экономии» Джевонса У. С. и «Оснований политической экономии» Менгера К., а в 1874 г. «Элементов чистой политической экономии» Вальраса Л. действительно заложили новые основы западной экономической мысли.

Несмотря на существенные различия в теориях  основоположников маржинализма, их подходу  к экономическим проблемам были свойственны важные общие черты. Маржиналисты рассматривали анализируемую ими экономическую ситуацию как устойчивое состояние. Устойчивость этого состояния обусловлена тем, что оно является оптимальным для всех участников, не заинтересованных, следовательно, в его изменении. Носителями оптимальности маржиналисты считали отдельных индивидов – хозяйственных субъектов. Отсюда вытекает фундаментальное значение, которое в маржиналистской теории имеет принцип максимизации хозяйственным субъектом своей целевой функции – полезности или прибыли.

Центральное место  в маржиналистской экономической  теории занимала проблема ценности хозяйственных  благ, ключ к которой маржиналисты искали не со стороны предложения, через  издержки, как это делала классическая школа, а со стороны спроса, через отношение человека к вещи, проявляющееся в области личного потребления и обмена. Таким образом, в основе экономической теории маржиналистов неизбежно должна была лежать та или иная модель рационального, максимизирующего полезность потребителя. При этом важно подчеркнуть, что появление новой модели человека у маржиналистов было зафиксировано в первую очередь их критиками. Лишь Джевонс сформулировал эксплицитную модель человека, опирающуюся на психологические и физиологические основы. Выяснилось, что для этих целей идеально подходит модель Бентама И. Однако в концепцию человеческой природы Бентама Джевонс внес некоторые существенные дополнения. Прежде всего он избавился от седьмого компонента удовольствий и страданий – количества охваченных этими чувствами людей. Таким образом из модели Бентама удалялось ее этическое содержание, неуместное в экономической теории со времен Смита. Ради простоты Джевонс исключил из рассмотрения также пятый и шестой компоненты: плодотворность и чистоту.

Этот фундаментальный факт маржиналисты считали очевидным свойством человеческой природы, а Джевонс, отстаивая его, ссылался и на результаты психологических экспериментов. При этом в отличие от универсалиста Госсена Джевонс выводил высшие духовные и моральные чувства за пределы экономической теории, применяя закон насыщения лишь к низшим, материальным потребностям. Такой же позиции придерживался и Вальрас. Максимизацию полезности маржиналистский человек осуществляет не только в рамках удовлетворения данной потребности, но и выбирая между удовлетворением различных потребностей (второй закон Госсена).

Маржиналистский подход предполагает чрезвычайно абстрактный  взгляд на экономического субъекта. Углубление абстрактности идет по двум линиям: субъект становится проще с точки  зрения мотивации (отсекаются все его характеристики, кроме наслаждений и страданий, связанных с определенными благами, в том числе, естественно, классовая и национальная определенность; предполагается стабильность системы индивидуальных предпочтений и ее независимость от внешних воздействий) и рациональнее (он должен быть способен всегда достигать оптимума, иначе его состояние, а значит, и состояние всей экономики, не будет равновесным).

Очевидно, что  в целом маржиналистская модель человека является достаточно сильной абстракцией реального человеческого поведения. Однако далеко не все маржиналисты, кроме Вальраса и особенно Парето, осознавали это, прибегая к «антропологическому» обоснованию своих теорий. Вальрас посвятил комплексному анализу человека и его связи с обществом свою последнюю неоконченную работу, в которой доказывается гармоничная взаимозависимость человека как физиологическо-экономического существа, главным свойством которого является склонность к разделению труда и связанный с ней личный интерес, и человека как психологически-морального существа, главным для которого являются чувство симпатии, эстетическое чувство, разум, понимание, совесть и свобода. Вальрас доказывает, что, только будучи моральной личностью, человек способен к разделению труда, и только будучи способен к разделению труда, он обладает свободной волей, приобретает власть над собой и становится моральной личностью. Однако эту проблематику Вальрас считал достоянием высшей социальной науки. Что же касается чистой и прикладной экономической теории, то их предмет он ограничивает деятельностью человека как физиолого-экономического существа, достигающего своих удовольствий посредством разделения труда и обмена. Таким образом, Вальрас явно придерживался обоснования экономического человека как необходимой абстракции при исследовании низшей, физиологической составляющей человека [1, С. 83-87].

Информация о работе Модель человека в институциональной экономике